Анна Щетинина – первая в мире женщина, капитан дальнего плавания
---
Анна Щетинина Капитан
В каждом времени есть личности, которые становятся символом эпохи. Кроме политиков, бизнесменов, общественных деятелей, это могут быть волевые люди, влюбленные в свою профессию. Как правило, их самоотверженность, стальной характер, умение быть первыми в любом виде деятельности, оставляет яркий след в истории.
Когда у Ивана Ивановича Щетинина, рыбака и стрелочника, в 1908-ом году родилась девочка, он даже не представлял, что через два-три десятка лет она станет настоящей «морской волчицей». Отец и предположить не мог, что убеленные сединами ветераны различных флотов во всем мире будут с уважением отзываться о легендарной советской женщине-капитане, водившей суда в плавания по океанским и морским просторам.
Детство и юношество морской волчицы
Щетинины жили во Владивостоке на станции Океанской. Во время смутного времени, окончившегося революцией, им приходилось много переезжать. Лишь в 20-ых годах они смогли найти себе постоянное жилье на станции Седанка. Отец сумел привить свою любовь к морю, девочке. В 19 лет Анна вместе с Иваном Ивановичем, работавшим на рыбном промысле, совершила путешествие по Амуру. Там девушка окончательно решила связать свою жизнь с водными просторами. Она понимала, что будет тяжело, но уже тогда была упорным и волевым человеком.
В 1925-ом году Анна окончила школу. Чтобы поступить в морской техникум во Владивостоке, она написала вдохновенное послание начальнику учебного заведения. «Это было не письмо, а настоящая поэма», — впоследствии вспоминала первая женщина-капитан. Начальник в ответ пригласил смелую девчонку к себе в гости. Он долго убеждал Щетинину изменить свое решение, пугал трудностями работы. Но девушка сумела настоять на своем. Она поступила на судоводительское отделение. Ещё в годы учебы она начала проходить практику на морских судах. Сперва она была учеником, а потом – полноценным матросом.
В 1929-ом году Анна успешно завершила образование. Девушку отправили работать в Камчатское пароходство. Несмотря на то, что мореплавание считалось исключительно мужской профессией, Щетининой удалось совершить невозможное – за пять с лишним лет пройти путь от простого моряка до капитана собственного судна. И стать «своим человеком» в суровых мужских коллективах экипажей кораблей.
Начало карьеры капитана
Пароход Чавыча
Чтобы принять свой первый корабль, Щетининой пришлось отправиться в Германию. В Гамбурге находился пароход «Чавыча». Его требовалось доставить на Камчатку. Местные «морские волки» и корабелы испытали шок, когда увидели капитана судна – молодую 27-летнюю девушку. Это была сенсация, активно подхваченная иностранной прессой. Газетчики красочным языком рассказывали, что «Советы» назначили молодую девчонку командовать пароходом.
Анна Щетинина
Они увлеченно смаковали подробности: как выглядит и одета Анна, обсуждали её молодость и умение беспрекословно подчинять своей воле мужской экипаж корабля. Ушлые писаки даже пристально отследили маршрут судна по Северному морскому пути, надеясь поймать девчонку на оплошности, и раструбить на весь мир, что женщина не может быть капитаном. Но Щетинина не предоставила им такой возможности. Корабль благополучно достиг Камчатки, и даже прибыл в порт точно в назначенное время, и абсолютно без происшествий.
Сингапурская «Санди Таймс» писала 15-ого августа 1935-ого года: «за время своего существования в наш порт впервые вошел корабль, которым управляла женщина. Она – строгий человек, но при этом справедливый. Все члены экипажа (а это 36 матросов), обращаются к ней уважительно: Анна Ивановна либо как положено, по форме – товарищ капитан».
Стальной характер и новые испытания
Первая в мире женщина — капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина. РИА Новости
Самые первые рейсы доказали правильность назначения капитана. Они совершались в Охотском море. Здесь можно было напороться на льдины, или попасть в зону мощного шторма. В феврале 1936-ого года «Чавыча» был «атакован» льдинами. 11 дней команда боролась за выживание. Почти всё время Щетинина находилась на мостике, и руководила командой. Она выбирала момент, чтобы выскользнуть из ледяного плена. Капитану и экипажу удалось спасти пароход. Он даже не был сильно поврежден.
Анна была настоящим ударником. Она вместе со своей командой регулярно перевыполняла план. За это в 1936-ом году Щетинину наградили. Она стала обладателем ордена Трудового Красного Знамени. На тот момент женщине исполнилось 29 лет.
Через два года «капитана Анну» назначили руководить рыбным портом. Известие о своей новой должности она получила прямо в море, во время очередного рейса. Но что самое интересное, порта тогда ещё не было. Новый начальник должна была создать его «с нуля». И с этим заданием Щетинина блестяще справилась. Через полгода порт уже успешно работал, принимая и отправляя рыболовные суда.
Но женщина не собиралась останавливаться на этом. Известная и всеми уважаемая начальник порта и опытный капитан-передовик производства решила стать инженером водного транспорта. Она поступила в Ленинградский институт, и всего за 2,5 года прошла 4 курса. До окончания ВУЗа Щетининой не хватило совсем немного. Учебу пришлось бросить из-за начала войны.
Огненные рейсы под обстрелами
Когда началась ВОВ Щетинина не осталась в стороне. Она возглавила команду парохода «Сауль». Под огнем противника Анна перевозила войска и разнообразные грузы на Балтике, принимала участие в эвакуации Таллинна. Однажды капитан попала под серьезную бомбежку, но сумела сохранить корабль.
За самоотверженность, героизм, выполнение заданий командования и правительства Анну наградили Красной Звездой. Также она стала обладателем медали «За оборону Ленинграда».
06.1972 Анна Ивановна Щетинина — первая в мире женщина-капитан дальнего плавания. Фото: Георгий Зельма
Осенью 1941-ого капитан снова вернулась в Дальневосточное пароходство. Там женщина командовала разными кораблями, осуществляя перевозку грузов. Щетинина активно возила ленд-лиз, и на протяжении войны много раз посещала Канаду и США. Первую женщину-капитана всегда очень хорошо встречали.
Однажды, пока корабль грузился, американцы привезли её в Голливуд. Женщине показали легендарную «Фабрику Грёз», и вручили эксклюзивный презент. Это был единственный экземпляр пластинки, выпущенный компанией «Коламбиа», с эмигрантами из России, вдохновенно исполняющими «Интернационал».
В 1945-ом году Щетинина приняла участие в боевой наступательной операции. Её судно высадило войска на Сахалине. В этом же году Анне вручили ещё один орден – Ленина.
Послевоенные будни
10.1935 Анна Щетинина (1908-1999) в 27 лет стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания. РИА Новости / РИА Новости
После окончания войны Анна вернулась на Балтику. Она хотела закончить институт. Но это удалось не сразу. Сначала ей пришлось поруководить несколькими кораблями, приписанными к Балтийскому пароходству. Она даже попала в серьезное происшествие. Её теплоход «Дмитрий Менделеев» напоролся на рифы из-за густого тумана. В наказание женщину отправили на год, ходить на лесовозе «Баскунчак».
Одновременно с работой Щетинина устроилась на заочное обучение в ЛВИМУ, чтобы завершить образование. Она закончила судоводительский факультет. В 1949-ом году, когда Анна готовилась к сдаче дипломных экзаменов, ей предложили стать преподавателем, поскольку женщина обладала огромным опытом командования и хождения на различных судах.
Щетинина работала в ЛВИМУ до 1960-ого года, пройдя путь от простого преподавателя до начальника кафедры. Затем она вернулась в родной Владивосток, где продолжила преподавательскую работу.
Анна Щетинина
Интересно, что даже обучая студентов, Анна Ивановна, продолжала ходить на судах по морям и океанам. Летом она работала на Дальневосточном или Балтийском пароходстве, а иногда была руководителем практических занятий своих воспитанников. Она умудрилась даже совершить кругосветное путешествие на судне «Охотск».
В 1978-ом году Щетинина, наконец, получила звание Героя соц. труда. Первое представление было сделано ещё в 1968-ом году. Ей хотели вручить орден к 60-летию, но тогда что-то не сложилось.
Впоследствии Анну представили к награде как первую женщину в мире, ставшей капитаном судна. Но потом выяснилось, что в 17-ом веке была одна амазонка, командовавшая пиратами. И поэтому награду вручили как первой советской женщине – капитану.
До последних лет Анна Ивановна вела активный образ жизни. Она была депутатом, общественником, членом Географического общества, судьей соревнований, сняла фильм о плавании «Охотска» вокруг света. Умерла легендарная женщина-капитан в 1999-ом году.
Несколько интересных фактов о Щетининой
Щетинина А. И.
Анна Ивановна была настоящим олицетворением эпохи. Она имела стальной характер, позволяющий жестко управлять мужскими коллективами кораблей около полувека. Но при этом никогда не повышала голоса. На её судах была стерильная чистота. Женщина-капитан отличалась высокой внимательностью, нетерпимостью к лени и лжи, требовательностью к себе и своим подчиненным.
Мировая пресса писала о Щетининой в восторженных тонах. На Родине её уважали и любили. Но капитан не страдала «звездной болезнью». Она общалась со всеми просто и корректно без спеси и зазнайства.
Личная жизнь у Анны тоже подверглась испытаниям. В 1928-ом году она вышла замуж за Н. Качимова. Муж был радистом на рыболовецких судах. Спустя 10 лет, его репрессировали, затем оправдали. В 1950-ом году он умер. Детей у супругов не было.
Анна Щетинина с мужем
В обществе Щетинина была спокойной и невозмутимой, ни с кем не откровенничала. Как она признавалась в письме одному из писателей уже на закате своей жизни «застегнутой на все пуговицы». Это случилось потому, что она оказалась в такой обстановке, где юношеским чувствам и откровенностям не было места.
Интересно, что Щетинина рекомендовала девушкам не повторять её судьбу, и строить карьеру вдали от моря. Она всегда повторяла, что её жизнь – исключение из правил.
После смерти Анны в 1999-ом году, её именем названы улица в Снеговой Пади (микрорайон Владивостока), мыс на побережье Амурского залива, школа №16, остров Курильской гряды. Легендарной женщине-капитану установлен памятник в сквере на ул. Крыгина.
Щетинина стала легендой ещё при жизни, прожив её ярко и красиво. Она навсегда останется в памяти людей как сильный волевой человек, создавший себя сам.
Про себя саму Анна Щетинина говорила:
«Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!».
Спасибо
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]