Трагедия  маршала  С.А. Худякова
24.04.2020 3 861 0 +144 vagenleitner

Трагедия маршала С.А. Худякова

---
+144
В закладки
Трагедия  маршала  С.А. Худякова Худяков, авиации, штаба, Сталин, армии, Верховный, Красной, маршал, Сергей, Александрович, воздушной, Украинского, Ханферянц, нужен, После, фронтов, войны, остановить, когда, самолетов

Трагедия  маршала  С.А. Худякова Худяков, авиации, штаба, Сталин, армии, Верховный, Красной, маршал, Сергей, Александрович, воздушной, Украинского, Ханферянц, нужен, После, фронтов, войны, остановить, когда, самолетов

О трагической судьбе маршала авиации Сергея Александровича Худякова рассказал дважды Герой Советского Союза главный маршал авиации А.А. Новиков.

- Худяков не всегда был Худяковым, - заметил в начале своего рассказа Александр Александрович. - Родился он в семье крестьянина из Нагорного Карабаха Артема Ханферянца, и его нарекли Арменаком. После Октябрьской революции Ханферянц вступил в ряды Красной гвардии. Где-то в районе Астрахани баржа, на которой находились Арменак и его друг Сергей Худяков, была потоплена. Выросший в горах армянин плавать не умел. Его спас Сергей.

Друзья добрались до Астрахани и в составе 289-го стрелкового полка 10-й армии храбро сражались с врагом. В одном из боев Сергей был смертельно ранен. Умирая на руках у друга, Худяков прошептал: «Арменак, бери мой клинок и выводи отряд из окружения. Пусть враги думают, что я жив. Ты теперь командир, и ты - Худяков».

Бойцы похоронили своего командира, а Ханферянц поклялся на клинке, что выведет отряд из окружения и, если останется в живых, выполнит последнюю просьбу друга. Так Арменак Артемович Ханферянц стал Сергеем Александровичем Худяковым...

Трагедия  маршала  С.А. Худякова Худяков, авиации, штаба, Сталин, армии, Верховный, Красной, маршал, Сергей, Александрович, воздушной, Украинского, Ханферянц, нужен, После, фронтов, войны, остановить, когда, самолетов

Когда в апреле 42-го меня назначили командующим ВВС Красной армии, то в авиации был самый разгар перестройки организационной структуры. Во время первого же доклада Верховному я заметил, что он не очень-то доволен начальником штаба ВВС генералом Ворожейкиным. Разобравшись в делах, я предложил назначить Григория Алексеевича моим первым заместителем, а пост начальника штаба доверить генералу Худякову. Он командовал ВВС Западного фронта, и его я хорошо знал.

- Известно, что генерал Худяков трижды возглавлял штаб ВВС Красной армии. Чем это было вызвано?

- Первый его уход из штаба ВВС состоялся до моего назначения командующим. Второй раз срочно потребовался, как выразился Верховный, «толковый и настоящий командарм» на 1-ю воздушную армию. Пришлось отрядить Худякова. Ну а в третий раз, перед началом войны с Японией, он сам попросил настоящего дела и был назначен командующим 12-й воздушной армией.

- Говорят, Сталин бывал часто недоволен тем, как действует начальник штаба ВВС Красной армии генерал Худяков.

- Не так часто, но бывало... Один случай я запомнил особенно.

Трагедия  маршала  С.А. Худякова Худяков, авиации, штаба, Сталин, армии, Верховный, Красной, маршал, Сергей, Александрович, воздушной, Украинского, Ханферянц, нужен, После, фронтов, войны, остановить, когда, самолетов

13 февраля 1944 года меня среди ночи вызвали в Кремль. В кабинете у Сталина находился командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии генерал-полковник Яков Николаевич Федоренко. Верховный, сидя на диване, о чем-то беседовал с ним. Увидев меня, Сталин в знак приветствия приподнял правую руку, встал, прошелся вдоль стола, обернулся и, глядя мне в глаза, спросил:

- Скажите, товарищ Новиков, можно ли остановить танки авиацией?

В другой обстановке я мог бы хорошенько подумать, уточнить аспекты возникшей проблемы, посоветоваться со специалистами, но это «в другой обстановке» и в беседе с другим человеком. А Верховный когда вот так - в лоб — спрашивал, то ждал короткого ответа: «да» или «нет».

- Товарищ Сталин, остановить танки авиацией можно!

- Тогда завтра же утром летите к Ватутину, - проговорил Верховный. - А то на весь мир растрезвонили, что окружили Корсунь-Шевченковскую группировку, а до сих пор разделаться с ней не можем...

В голове у меня с бешеной скоростью закаруселили мысли. Значит, на участке 1-го Украинского фронта резко осложнилась обстановка, значит, начальник штаба ВВС генерал-полковник авиации Сергей Александрович Худяков, отправленный в район сражения для координации действий авиации, что-то не так делает.

Как бы отгадав мои мысли, Сталин, выбивая из трубки пепел, негромко, но твердо сказал:

- Кстати, Худяков мне там не нужен. Уберите его.

Сколько раз приходилось слышать от Верховного его жесткое «такой-то мне не нужен, уберите...». Обычно возражать никто не осмеливался. Не было случая, чтобы и я пытался изменить решение Сталина, но сегодня шла речь о моем начальнике штаба.

- Худяков хорошо работает, товарищ Сталин, я считаю своим долгом...

- Там он мне не нужен! - сурово посмотрел на меня Сталин. - Летите к Ватутину сами и останавливайте танки...

Уж сколько лет минуло, а вспоминая об этом, главный маршал Новиков волновался.

- Танки удалось остановить? - спросил я.

- Конечно. Мы сделали ставку не на пушечный огонь с самолетов, а на кумулятивные авиабомбы, которые, попадая в танк, пробивали броню...

- А как поступили с Худяковым?

- Человек впечатлительный, он очень переживал, когда я посоветовал ему лететь в Москву и там постараться поменьше попадаться на глаза Верховному.

- Что ж было в дальнейшем?

- На собственный страх и риск я послал его координировать действия авиации до полной нашей победы в битве за Днепр. Потом он блестяще проявил себя в Ясско-Кишиневской операции, и в августе 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание маршала авиации. Верховный ценил людей по конкретным делам.

Большой личный вклад маршал авиации Худяков внес в подготовку наступательных операций завершающего периода войны. К примеру, Висло-Одерская операция была сопряжена с переброской к месту событий большого количества авиации из резерва Ставки, и на штаб ВВС возлагалась задача сохранить в глубокой тайне прибытие в войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов новых авиационных соединений.

Генералы авиационных групп, выезжавшие на передний край для изучения объектов действий на поле предстоящих сражений, были одеты в полушубки без погон и знаков различия. Только в одну 16-ю воздушную армию были направлены из резерва Ставки истребительный авиационный, штурмовой авиационный корпуса, бомбардировочная и ночная бомбардировочная авиационные дивизии.

Строились ложные аэродромы. На них устанавливались макеты самолетов и имитировалось передвижение аэродромной и боевой техники. Только в одной 16-й воздушной армии на 55 ложных аэродромах было установлено более 800 макетов самолетов и спецмашин...

- Александр Александрович, работа, конечно, колоссальная, затрата средств огромная, а эффективность какова?

- Большинство ложных аэродромов «действовали» круглосуточно и настолько правдоподобно, что у противника не вызывали сомнений. До начала Висло-Одерской операции немецкая авиация пять раз бомбила наши ложные аэродромы днем и до двух десятков раз - ночью, сбросив на них 660 бомб крупного калибра. Действительные же аэродромы были тщательно замаскированы и почти не подвергались ударам с воздуха.

Разведывательная авиация вскрыла за Вислой семь сильно укрепленных оборонительных полос противника, определила районы сосредоточения его резервов и группировок артиллерии. Авиаторы сфотографировали все переправы через реки Висла и Пилица, вскрыли вражескую аэродромную сеть с базирующейся на ней авиацией... Добытые штабом ВВС разведывательные данные позволили правильно спланировать наступательные операции.

С переходом войск 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов в решительное наступление дел у штаба ВВС и маршала Худякова не убавилось - наша авиация активно поддерживала ударные группировки фронтов с воздуха...

А когда пришла пора разгромить агрессора на Дальнем Востоке, то на него возложили задачу командовать 12-й воздушной армией...

- Маршал Худяков был талантливым военачальником, его заслуги перед Отечеством неоспоримы. Но почему он попал в опалу, которая стоила ему жизни?

- После окончания второй мировой войны пострадал не только один маршал авиации Худяков. Многим военачальникам, в том числе и мне, пришлось отправиться за решетку. После смерти Сталина я вышел на свободу, а в июне 1953 года вышло постановление Президиума ЦК КПСС о полной реабилитации по сфальсифицированному на меня делу. Реабилитирован был и маршал авиации Сергей Александрович Худяков. К сожалению, уже посмертно.

- А почему вообще началась эта новая «чистка» командного состава?

- Трудно ответить на этот вопрос. Но факт остается фактом - Георгий Константинович Жуков оказался в жестокой опале, Николай Герасимович Кузнецов был разжалован до контр-адмирала, я находился в заключении, фактически отстранили от активных дел Николая Николаевича Воронова. Словом, «головка» всех видов вооруженных сил была снесена, а что должно было быть дальше? Видно, потребуется еще не одно десятилетие, чтобы выяснить истину...

С момента нашего с А.А. Новиковым разговора прошло 30 лет. Но пока мы и близко не приблизились к разгадке.

Трагедия  маршала  С.А. Худякова Худяков, авиации, штаба, Сталин, армии, Верховный, Красной, маршал, Сергей, Александрович, воздушной, Украинского, Ханферянц, нужен, После, фронтов, войны, остановить, когда, самолетов

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]