Трагедия маршала С.А. Худякова
---
О трагической судьбе маршала авиации Сергея Александровича Худякова рассказал дважды Герой Советского Союза главный маршал авиации А.А. Новиков.
- Худяков не всегда был Худяковым, - заметил в начале своего рассказа Александр Александрович. - Родился он в семье крестьянина из Нагорного Карабаха Артема Ханферянца, и его нарекли Арменаком. После Октябрьской революции Ханферянц вступил в ряды Красной гвардии. Где-то в районе Астрахани баржа, на которой находились Арменак и его друг Сергей Худяков, была потоплена. Выросший в горах армянин плавать не умел. Его спас Сергей.
Друзья добрались до Астрахани и в составе 289-го стрелкового полка 10-й армии храбро сражались с врагом. В одном из боев Сергей был смертельно ранен. Умирая на руках у друга, Худяков прошептал: «Арменак, бери мой клинок и выводи отряд из окружения. Пусть враги думают, что я жив. Ты теперь командир, и ты - Худяков».
Бойцы похоронили своего командира, а Ханферянц поклялся на клинке, что выведет отряд из окружения и, если останется в живых, выполнит последнюю просьбу друга. Так Арменак Артемович Ханферянц стал Сергеем Александровичем Худяковым...
Когда в апреле 42-го меня назначили командующим ВВС Красной армии, то в авиации был самый разгар перестройки организационной структуры. Во время первого же доклада Верховному я заметил, что он не очень-то доволен начальником штаба ВВС генералом Ворожейкиным. Разобравшись в делах, я предложил назначить Григория Алексеевича моим первым заместителем, а пост начальника штаба доверить генералу Худякову. Он командовал ВВС Западного фронта, и его я хорошо знал.
- Известно, что генерал Худяков трижды возглавлял штаб ВВС Красной армии. Чем это было вызвано?
- Первый его уход из штаба ВВС состоялся до моего назначения командующим. Второй раз срочно потребовался, как выразился Верховный, «толковый и настоящий командарм» на 1-ю воздушную армию. Пришлось отрядить Худякова. Ну а в третий раз, перед началом войны с Японией, он сам попросил настоящего дела и был назначен командующим 12-й воздушной армией.
- Говорят, Сталин бывал часто недоволен тем, как действует начальник штаба ВВС Красной армии генерал Худяков.
- Не так часто, но бывало... Один случай я запомнил особенно.
13 февраля 1944 года меня среди ночи вызвали в Кремль. В кабинете у Сталина находился командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии генерал-полковник Яков Николаевич Федоренко. Верховный, сидя на диване, о чем-то беседовал с ним. Увидев меня, Сталин в знак приветствия приподнял правую руку, встал, прошелся вдоль стола, обернулся и, глядя мне в глаза, спросил:
- Скажите, товарищ Новиков, можно ли остановить танки авиацией?
В другой обстановке я мог бы хорошенько подумать, уточнить аспекты возникшей проблемы, посоветоваться со специалистами, но это «в другой обстановке» и в беседе с другим человеком. А Верховный когда вот так - в лоб — спрашивал, то ждал короткого ответа: «да» или «нет».
- Товарищ Сталин, остановить танки авиацией можно!
- Тогда завтра же утром летите к Ватутину, - проговорил Верховный. - А то на весь мир растрезвонили, что окружили Корсунь-Шевченковскую группировку, а до сих пор разделаться с ней не можем...
В голове у меня с бешеной скоростью закаруселили мысли. Значит, на участке 1-го Украинского фронта резко осложнилась обстановка, значит, начальник штаба ВВС генерал-полковник авиации Сергей Александрович Худяков, отправленный в район сражения для координации действий авиации, что-то не так делает.
Как бы отгадав мои мысли, Сталин, выбивая из трубки пепел, негромко, но твердо сказал:
- Кстати, Худяков мне там не нужен. Уберите его.
Сколько раз приходилось слышать от Верховного его жесткое «такой-то мне не нужен, уберите...». Обычно возражать никто не осмеливался. Не было случая, чтобы и я пытался изменить решение Сталина, но сегодня шла речь о моем начальнике штаба.
- Худяков хорошо работает, товарищ Сталин, я считаю своим долгом...
- Там он мне не нужен! - сурово посмотрел на меня Сталин. - Летите к Ватутину сами и останавливайте танки...
Уж сколько лет минуло, а вспоминая об этом, главный маршал Новиков волновался.
- Танки удалось остановить? - спросил я.
- Конечно. Мы сделали ставку не на пушечный огонь с самолетов, а на кумулятивные авиабомбы, которые, попадая в танк, пробивали броню...
- А как поступили с Худяковым?
- Человек впечатлительный, он очень переживал, когда я посоветовал ему лететь в Москву и там постараться поменьше попадаться на глаза Верховному.
- Что ж было в дальнейшем?
- На собственный страх и риск я послал его координировать действия авиации до полной нашей победы в битве за Днепр. Потом он блестяще проявил себя в Ясско-Кишиневской операции, и в августе 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание маршала авиации. Верховный ценил людей по конкретным делам.
Большой личный вклад маршал авиации Худяков внес в подготовку наступательных операций завершающего периода войны. К примеру, Висло-Одерская операция была сопряжена с переброской к месту событий большого количества авиации из резерва Ставки, и на штаб ВВС возлагалась задача сохранить в глубокой тайне прибытие в войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов новых авиационных соединений.
Генералы авиационных групп, выезжавшие на передний край для изучения объектов действий на поле предстоящих сражений, были одеты в полушубки без погон и знаков различия. Только в одну 16-ю воздушную армию были направлены из резерва Ставки истребительный авиационный, штурмовой авиационный корпуса, бомбардировочная и ночная бомбардировочная авиационные дивизии.
Строились ложные аэродромы. На них устанавливались макеты самолетов и имитировалось передвижение аэродромной и боевой техники. Только в одной 16-й воздушной армии на 55 ложных аэродромах было установлено более 800 макетов самолетов и спецмашин...
- Александр Александрович, работа, конечно, колоссальная, затрата средств огромная, а эффективность какова?
- Большинство ложных аэродромов «действовали» круглосуточно и настолько правдоподобно, что у противника не вызывали сомнений. До начала Висло-Одерской операции немецкая авиация пять раз бомбила наши ложные аэродромы днем и до двух десятков раз - ночью, сбросив на них 660 бомб крупного калибра. Действительные же аэродромы были тщательно замаскированы и почти не подвергались ударам с воздуха.
Разведывательная авиация вскрыла за Вислой семь сильно укрепленных оборонительных полос противника, определила районы сосредоточения его резервов и группировок артиллерии. Авиаторы сфотографировали все переправы через реки Висла и Пилица, вскрыли вражескую аэродромную сеть с базирующейся на ней авиацией... Добытые штабом ВВС разведывательные данные позволили правильно спланировать наступательные операции.
С переходом войск 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов в решительное наступление дел у штаба ВВС и маршала Худякова не убавилось - наша авиация активно поддерживала ударные группировки фронтов с воздуха...
А когда пришла пора разгромить агрессора на Дальнем Востоке, то на него возложили задачу командовать 12-й воздушной армией...
- Маршал Худяков был талантливым военачальником, его заслуги перед Отечеством неоспоримы. Но почему он попал в опалу, которая стоила ему жизни?
- После окончания второй мировой войны пострадал не только один маршал авиации Худяков. Многим военачальникам, в том числе и мне, пришлось отправиться за решетку. После смерти Сталина я вышел на свободу, а в июне 1953 года вышло постановление Президиума ЦК КПСС о полной реабилитации по сфальсифицированному на меня делу. Реабилитирован был и маршал авиации Сергей Александрович Худяков. К сожалению, уже посмертно.
- А почему вообще началась эта новая «чистка» командного состава?
- Трудно ответить на этот вопрос. Но факт остается фактом - Георгий Константинович Жуков оказался в жестокой опале, Николай Герасимович Кузнецов был разжалован до контр-адмирала, я находился в заключении, фактически отстранили от активных дел Николая Николаевича Воронова. Словом, «головка» всех видов вооруженных сил была снесена, а что должно было быть дальше? Видно, потребуется еще не одно десятилетие, чтобы выяснить истину...
С момента нашего с А.А. Новиковым разговора прошло 30 лет. Но пока мы и близко не приблизились к разгадке.
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]