Подводные загадки. Как фотографы показывают то, что не увидеть
---
Часто, сделав сотни снимков природы/городов/людей, мы беспомощно озираемся вокруг в поисках вдохновения. А ведь у нас прямо под носом целый мир, скрытый от любопытных глаз. Нужно лишь присмотреться и научиться жить в гармонии с ним. Конечно, мы говорим о мире подводном, где в умелых руках камера может создать настоящее произведение искусства.
Сколько всего прячет от нас толща воды? Там кипит своя жизнь, свой счёт времени и свои законы. Конечно же, практически каждому из нас хоть раз в жизни приходила в голову идея поснимать под водой. Кому-то это даже удавалось. Вот только результат от подобных съёмок редко приносил удовольствие: фотография — мутная, не особо понятно, что происходит в кадре и т. д. Хотя в маске вам могло казаться, что подводный пейзаж — идеален.
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 16 мм
Дело в том, что подобная съёмка несёт за собой огромное количество нюансов, начиная от искажения цвета и заканчивая освещением. Как же с этим справляются профессионалы?
Амбассадор Nikon, фотограф Виктор Лягушкин, который создаёт уникальные подводные сюжеты, чаще всего снимает со вспышками и на широкоугольные объективы, например, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. К слову, во время одной съёмки он может работать с девятью фотовспышками!
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D200
Объектив: NIKKOR 10.5mm f/2.8 FISHEYE
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/100
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10.5 mm
Свет обычно является одной из главных проблем, мешающих вам сделать качественные кадры, ведь под толщей воды он ведёт себя специфически. Так, если вы собрались во время отпуска поснимать дно морское и его обитателей, учитывайте положение солнца и волны. При попадании на волну свет создает крайне замысловатые рисунки, и в зависимости от того, какой рисунок вы хотите, выбирайте время и условия для работы. «Под водой я чаще всего снимаю днём, когда солнце находится перпендикулярно земле, и часть света попадает под воду. Поверхность воды выступает в роли зеркала, а угол падения, как известно, равен углу отражения, поэтому с определенного градуса солнце под воду не попадает. Это приблизительно 30 градусов над уровнем горизонта. Поэтому, например, на рассвете, под водой будет темно», — поясняет Лягушкин, являющийся участником международного проекта NikonPro о фотографах в разных жанрах.
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/80
ISO: 800
Кроме того, Виктор советует при съёмке быстрых животных использовать такой приём, как «проводка» (когда вы на длинной выдержке наводитесь на объект и двигаете фотоаппарат, не изменяя положение этого объекта в видоискателе). Это даст возможность «размыть» задний план и показать динамику происходящего.
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/4
ISO: 200
Фокусное расстояние: 16 мм
Плюс, кадр хорошо освежит знакомый глазу объект, например, другой человек. С помощью этого приёма зрителю потом будет проще выстроить масштаб съёмки и понять реальные размеры подводных скал, рифов и его обитателей. А оптику лучше брать как можно более короткофокусную, так как вода — мутный голубой фильтр, который рассеивает свет, снижает контрастность и делает изображение нерезким.
Вообще, если вы серьёзно запланировали подводную съёмку, попробуйте заранее потренироваться в бассейне. Так вы хоть немного будете готовы к открытой воде. Настройте камеру, посмотрите, как себя ведёт цветокоррекция, изучите светофильтры, почувствуйте, насколько вам сложно (или, наоборот, не очень) держать фотоаппарат неподвижно одной или двумя руками (при этом делайте поправку на волны или течение, которые прибавятся, когда вы выйдете «в поля»), научитесь задерживать дыхание на более долгий срок.
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/60
ISO: 800
Фокусное расстояние: 16 мм
Естественно заранее стоит позаботиться о сохранности вашей техники. И здесь два варианта: либо вы покупаете камеру, выдерживающую погружения хотя бы до 10 метров, либо приобретаете чехол для своего любимого фотоаппарата (мягкий «пакетик» либо жёсткий бокс, стоимость которого варьируется от пары тысяч до более чем 100 тысяч рублей).
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D3X
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/350
ISO: 200
Фокусное расстояние: 16 мм
Еще несколько секретов
И если вы уже поупражнялись в стандартной съёмке рыбок и хотите двигаться дальше, но не совсем понимаете как, попробуйте вдохновиться работами фотографов, которые посвятили подводному миру не один год жизни.
Вода даёт огромное пространство для творчества. Например, не так давно фотограф Сергей Шанин представил снимки, которые привёз из поездки в Норвегию. Используя Nikon D800 и бокс Subal, он заснял подводный мир северных вод на длинной выдержке и с узконаправленным источником света. Тем самым фотограф добился своего рода скоростного и даже космического эффектов.
Автор: Сергей Шанин
Камера: Nikon D800
Автор: Сергей Шанин
Камера: Nikon D800
Ещё один приём — светопись, при которой вы можете буквально вырисовывать предметы светом в темноте, используя фонарик и ту же длинную выдержку. По словам Виктора Лягушкина, он был первым, кто попробовал светопись под водой. «Вы ставите камеру на штатив, открываете затвор на бесконечность (на камерах Nikon обозначено как „bulb“). А затем ходите и фонариком освещаете сцену. В чистом виде светопись делается в абсолютной темноте: куда вы посветили, там появился кусочек картины, и так вы рисуете световой кистью, пока не появится все изображение полностью, — объясняет он. — Где вы посветите дольше, там картинка будет ярче, а где меньше, там темнее. Таким образом вы создаете тенесветовой рисунок, буквально как в живописи, проявляя на фотопленке или матрице окружающую вас реальность. Причём она может быть такая, какую вы захотите создать. Это идеальный случай для фотографа-художника, который буквально рисует светом. Но надо помнить об условиях, при которых это работает: небольшой объём или небольшой объект».
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/40
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 16 мм
Фотограф Дмитрий Евтушик также много времени уделяет подводной съёмке. Плаванием он занимался с детства, а вернувшись в дайвинг после долгого перерыва, заметил, что не может передать близким на словах всю красоту подводного мира. В итоге дайвинг и фотография стали в его жизни одним целым. Причём снимать он любит широкоугольными объективами, так как «они помогают передать объём, масштаб».
Кстати, подводная съёмка, по словам Дмитрия, учит «быть аккуратным, ни в коем случае ничего не трогать руками, уважать объект съёмки», что безусловно пригодится и при работе на суше.
Автор: Дмитрий Евтушик
Рэк (затонувший корабль) «Giannis D», Красное море
Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/80
ISO: 320
Фокусное расстояние: 11 mm
Автор: Дмитрий Евтушик
Красное море, затонувший корабль (рэк) Carnatic, прогулка по трюму
Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/60
ISO: 640
Фокусное расстояние: 11 mm
Одним из важнейших факторов того, будут ли ваши снимки уникальными, является фантазия и поиск необычного ракурса во всех смыслах этого слова. Обладатель многих наград, фотограф Дэвид Дубиле считает, что его задача — сфотографировать локацию, которую ещё не видели, либо сделать оригинальный снимок места, где уже бывали миллионы. На его кадрах подводная жизнь открывается нам с совершенно другой стороны: подсвеченные акулы под гребнем волны, пингвины, одна часть которых отдыхает на льдине, а другая плавает в поисках пищи, и множество других сюжетов.
Автор: Дэвид Дубиле
Скат и парусник, остров Большой Кайман
Камера: Nikon F4
Объектив: Ai-S NIKKOR 18mm f/3.5
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/125
ISO: 64
Автор: Дэвид Дубиле
Антарктические пингвины
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/22
Выдержка: 1/125
ISO: 400
Автор: Дэвид Дубиле
Кружение барракуд, Папуа-Новая Гвинея
Камера: Nikon F3
Объектив: Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/60
ISO: 64
Интересно, что свои первые подводные снимки в детстве он делал на Kodak, который заворачивал в пластиковый пакет.
А вообще не забывайте, что за супер-кадрами не обязательно лететь в далёкие страны, полгода собирая деньги на поездку. Активная жизнь бурлит в каждой речке, в каждом пруде или озере — нужен лишь ваш творческий подход, наблюдательность и терпение.
Сколько всего прячет от нас толща воды? Там кипит своя жизнь, свой счёт времени и свои законы. Конечно же, практически каждому из нас хоть раз в жизни приходила в голову идея поснимать под водой. Кому-то это даже удавалось. Вот только результат от подобных съёмок редко приносил удовольствие: фотография — мутная, не особо понятно, что происходит в кадре и т. д. Хотя в маске вам могло казаться, что подводный пейзаж — идеален.
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 16 мм
Дело в том, что подобная съёмка несёт за собой огромное количество нюансов, начиная от искажения цвета и заканчивая освещением. Как же с этим справляются профессионалы?
Амбассадор Nikon, фотограф Виктор Лягушкин, который создаёт уникальные подводные сюжеты, чаще всего снимает со вспышками и на широкоугольные объективы, например, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. К слову, во время одной съёмки он может работать с девятью фотовспышками!
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D200
Объектив: NIKKOR 10.5mm f/2.8 FISHEYE
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/100
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10.5 mm
Свет обычно является одной из главных проблем, мешающих вам сделать качественные кадры, ведь под толщей воды он ведёт себя специфически. Так, если вы собрались во время отпуска поснимать дно морское и его обитателей, учитывайте положение солнца и волны. При попадании на волну свет создает крайне замысловатые рисунки, и в зависимости от того, какой рисунок вы хотите, выбирайте время и условия для работы. «Под водой я чаще всего снимаю днём, когда солнце находится перпендикулярно земле, и часть света попадает под воду. Поверхность воды выступает в роли зеркала, а угол падения, как известно, равен углу отражения, поэтому с определенного градуса солнце под воду не попадает. Это приблизительно 30 градусов над уровнем горизонта. Поэтому, например, на рассвете, под водой будет темно», — поясняет Лягушкин, являющийся участником международного проекта NikonPro о фотографах в разных жанрах.
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/80
ISO: 800
Кроме того, Виктор советует при съёмке быстрых животных использовать такой приём, как «проводка» (когда вы на длинной выдержке наводитесь на объект и двигаете фотоаппарат, не изменяя положение этого объекта в видоискателе). Это даст возможность «размыть» задний план и показать динамику происходящего.
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/4
ISO: 200
Фокусное расстояние: 16 мм
Плюс, кадр хорошо освежит знакомый глазу объект, например, другой человек. С помощью этого приёма зрителю потом будет проще выстроить масштаб съёмки и понять реальные размеры подводных скал, рифов и его обитателей. А оптику лучше брать как можно более короткофокусную, так как вода — мутный голубой фильтр, который рассеивает свет, снижает контрастность и делает изображение нерезким.
Вообще, если вы серьёзно запланировали подводную съёмку, попробуйте заранее потренироваться в бассейне. Так вы хоть немного будете готовы к открытой воде. Настройте камеру, посмотрите, как себя ведёт цветокоррекция, изучите светофильтры, почувствуйте, насколько вам сложно (или, наоборот, не очень) держать фотоаппарат неподвижно одной или двумя руками (при этом делайте поправку на волны или течение, которые прибавятся, когда вы выйдете «в поля»), научитесь задерживать дыхание на более долгий срок.
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/60
ISO: 800
Фокусное расстояние: 16 мм
Естественно заранее стоит позаботиться о сохранности вашей техники. И здесь два варианта: либо вы покупаете камеру, выдерживающую погружения хотя бы до 10 метров, либо приобретаете чехол для своего любимого фотоаппарата (мягкий «пакетик» либо жёсткий бокс, стоимость которого варьируется от пары тысяч до более чем 100 тысяч рублей).
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D3X
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/350
ISO: 200
Фокусное расстояние: 16 мм
Еще несколько секретов
И если вы уже поупражнялись в стандартной съёмке рыбок и хотите двигаться дальше, но не совсем понимаете как, попробуйте вдохновиться работами фотографов, которые посвятили подводному миру не один год жизни.
Вода даёт огромное пространство для творчества. Например, не так давно фотограф Сергей Шанин представил снимки, которые привёз из поездки в Норвегию. Используя Nikon D800 и бокс Subal, он заснял подводный мир северных вод на длинной выдержке и с узконаправленным источником света. Тем самым фотограф добился своего рода скоростного и даже космического эффектов.
Автор: Сергей Шанин
Камера: Nikon D800
Автор: Сергей Шанин
Камера: Nikon D800
Ещё один приём — светопись, при которой вы можете буквально вырисовывать предметы светом в темноте, используя фонарик и ту же длинную выдержку. По словам Виктора Лягушкина, он был первым, кто попробовал светопись под водой. «Вы ставите камеру на штатив, открываете затвор на бесконечность (на камерах Nikon обозначено как „bulb“). А затем ходите и фонариком освещаете сцену. В чистом виде светопись делается в абсолютной темноте: куда вы посветили, там появился кусочек картины, и так вы рисуете световой кистью, пока не появится все изображение полностью, — объясняет он. — Где вы посветите дольше, там картинка будет ярче, а где меньше, там темнее. Таким образом вы создаете тенесветовой рисунок, буквально как в живописи, проявляя на фотопленке или матрице окружающую вас реальность. Причём она может быть такая, какую вы захотите создать. Это идеальный случай для фотографа-художника, который буквально рисует светом. Но надо помнить об условиях, при которых это работает: небольшой объём или небольшой объект».
Автор: Виктор Лягушкин
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/40
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 16 мм
Фотограф Дмитрий Евтушик также много времени уделяет подводной съёмке. Плаванием он занимался с детства, а вернувшись в дайвинг после долгого перерыва, заметил, что не может передать близким на словах всю красоту подводного мира. В итоге дайвинг и фотография стали в его жизни одним целым. Причём снимать он любит широкоугольными объективами, так как «они помогают передать объём, масштаб».
Кстати, подводная съёмка, по словам Дмитрия, учит «быть аккуратным, ни в коем случае ничего не трогать руками, уважать объект съёмки», что безусловно пригодится и при работе на суше.
Автор: Дмитрий Евтушик
Рэк (затонувший корабль) «Giannis D», Красное море
Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/80
ISO: 320
Фокусное расстояние: 11 mm
Автор: Дмитрий Евтушик
Красное море, затонувший корабль (рэк) Carnatic, прогулка по трюму
Камера: Nikon D90
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/60
ISO: 640
Фокусное расстояние: 11 mm
Одним из важнейших факторов того, будут ли ваши снимки уникальными, является фантазия и поиск необычного ракурса во всех смыслах этого слова. Обладатель многих наград, фотограф Дэвид Дубиле считает, что его задача — сфотографировать локацию, которую ещё не видели, либо сделать оригинальный снимок места, где уже бывали миллионы. На его кадрах подводная жизнь открывается нам с совершенно другой стороны: подсвеченные акулы под гребнем волны, пингвины, одна часть которых отдыхает на льдине, а другая плавает в поисках пищи, и множество других сюжетов.
Автор: Дэвид Дубиле
Скат и парусник, остров Большой Кайман
Камера: Nikon F4
Объектив: Ai-S NIKKOR 18mm f/3.5
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/125
ISO: 64
Автор: Дэвид Дубиле
Антарктические пингвины
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/22
Выдержка: 1/125
ISO: 400
Автор: Дэвид Дубиле
Кружение барракуд, Папуа-Новая Гвинея
Камера: Nikon F3
Объектив: Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/60
ISO: 64
Интересно, что свои первые подводные снимки в детстве он делал на Kodak, который заворачивал в пластиковый пакет.
А вообще не забывайте, что за супер-кадрами не обязательно лететь в далёкие страны, полгода собирая деньги на поездку. Активная жизнь бурлит в каждой речке, в каждом пруде или озере — нужен лишь ваш творческий подход, наблюдательность и терпение.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]