Охота – это больше чем охота
19.04.2020 5 609 0 +168 lalka57

Охота – это больше чем охота

---
+168
В закладки
В глазах появляется какая-то затаенная радость от пережитых ярких событий, связанных с нею. Читая очередной номер «Российской Охотничьей газеты», глаза непременно увидят чью-то радость, душевный подъем, пережитый на охоте. Тем и хороша наша газета, что любой охотник на ее страницах может поделиться переполнившими его чувствами, не уместившимися в груди. Он твердо уверен, что братья по увлечению порадуются его удаче.

Охота – это больше чем охота чтобы, охоту, ружье, охотников, охоте, охоты, охота, охотничьей, этого, Васяня, людей, человека, только, может, сторону, старости, такой, несколько, охотничье, любви

Ах, охота, охота!

Сколько пытливых умов пытались постичь твою суть, раскрыть твой мир, чем ты привлекаешь охотника и чем ты берешь его за душу!

Классик русской охотничьей и рыболовной литературы С. Т. Аксаков тонко подметил:

«Кто заставляет в осенний дождь и слякоть таскаться с ружьем (иногда очень немолодого человека) по лесным чащам и оврагам, чтобы застрелить какого-либо побелевшего зайца? Охота!

Кто поднимает с теплого ночлега этого хворого старика и заставляет его на утренней заре, в тумане и сырости, сидеть на мокром берегу реки, чтобы поймать какого-либо язя или голавля? Охота!

Кто заставляет этого молодого человека, отлагая только на время неизбежную работу или пользуясь полуденным отдыхом, в палящий жар, искусанного в кровь летним оводом, таскающего на себе застреленных уток и все охотничьи припасы, бродить по топкому болоту, уставая до обморока?

Охота, без сомнения, одна охота. Вы произносите это волшебное слово – и все становится понятно».

Увлечение охотой бывает таким сильным, что оно сродни человеческим чувствам – шекспировским страстям – любви к женщине. А любви, как сказал поэт, все возрасты покорны.

И меня немного огорчили строки из статьи С. Лосева «Стендовики на охоте» («РОГ» № 45, 2007 г.) :

«Охотники, может быть, больше других людей любят природу, но главным на охоте все же является добыча трофея. Кстати, говорят, что ездят на охоту, чтобы побывать на природе либо неудачники (подплывешь к такому природолюбу весной, а у него утки вместо селезней битые лежат), либо те, у кого руки по локоть в крови и кому на старости лет настала пора подумать о душе».

Я несколько раз прочитал статью, и вдруг меня осенило. Какой Сергей молодец! Сам того не подозревая, поднял такой пласт человеческих взаимоотношений, зацепил такую сторону этики охотников, что ему надо сказать спасибо.

Охота – это больше чем охота чтобы, охоту, ружье, охотников, охоте, охоты, охота, охотничьей, этого, Васяня, людей, человека, только, может, сторону, старости, такой, несколько, охотничье, любви

Я бы хотел остановиться на последней части высказывания – «… кому на старости лет настала пора подумать о душе».

Нет. Я не обиделся. Эта проблема не нова.   Кому не памятны протесты стариков и инвалидов против монетизации льгот? Чиновники все удивлялись: чего протестуют, чем недовольны? Пенсии  на доживание по старости и инвалидности платим.

От такой «заботы» старики и инвалиды мрут с голода, горят в психушках и домах престарелых.

Не лучше отношение к охотникам-инвалидам и пожилым в наших охотхозяйствах. Мне, как и многим охотникам этой категории, не раз бывало неуютно при посещении некоторых охотхозяйств, особенно коммерческих.

Такое ощущение, что попал в какой-то виртуальный мир. Чувствуешь себя полным ничтожеством. Умильно просишь снизойти, оказать милость. Какую там услугу!

Именно милость. И это за свои же деньги.

Кому из старых охотников не приходилось слышать удивление в словах чиновников от охоты: «И чего вы ездите? Повесили бы свои ружья на стенку или снесли бы их в комиссионку, и сидели бы дома».

Им невдомек. Пусть наши головы седы, лица иссечены морщинами, но душа-то молода, не поросла мхом равнодушия, и на ее лике нет ни одного седого волоска и морщинки.

Мы все так же, как в молодости, входя в Божественный Храм Природы, по-детски, с широко раскрытыми глазами смотрим в голубое небо, хотим видеть зеленую траву, цветы и вдыхать запах выпавшего белого снега.

А в весеннем лесу, стоя на тяге,   послушать веселый говорок ручья и неповторимое «хор-хор» вальдшнепа. Можно без преувеличения сказать, что страсть к охоте в человеке так сильна, что, лишившись ее, он тяжело страдает.

Читая книгу «Люди и звери» С. А. Корытина, мы находим такие слова: «Один старый охотник, обезножив и потеряв возможность бывать на природе, запретил жене выводить в квартире тараканов, поскольку охота на них несколько гасила его неудовлетворенную страсть».

Может быть, у кого-то  этот пример вызовет улыбку, но мне он не показался смешным. Вспоминаю свое далекое детство.

1947 г. Глухая Оренбургская деревня. Время голодное и время больших переселений людей после войны. В деревне как-то неожиданно появился новый сторож, охранявший амбары с зерном, крытый ток, комбайны и трактора. Жил он одиноко в сторожке.

Мне, десятилетнему мальчишке, он казался страшным. Черные курчавые волосы  и борода. Голова его с непричесанными волосами была похожа на сорочье гнездо. Матери им пугали малолетних детей: «Вот придет Васяня с мешком… » У него по колено не было левой ноги. Вместо нее – деревяшка. Он ходил на костылях.

Однажды, возвращаясь из школы, я увидел этого «страшного» человека. Он шел на костылях, на груди у него висело ружье, а за спиной мешок светло-серо-зеленоватого цвета. Выгоревший и выцветший от солнца, ветра и дождя.

Охота – это больше чем охота чтобы, охоту, ружье, охотников, охоте, охоты, охота, охотничьей, этого, Васяня, людей, человека, только, может, сторону, старости, такой, несколько, охотничье, любви

Охотник! Меня это так удивило. И когда по пороше мы с дедом Степаном выходили за околицу, он, осмотрев снег и заметив круглые вмятины на снегу, говорил: «Васяня прошел. Пойдем искать зайцев в другую сторону. Не будем ему мешать».

Мне очень хотелось с ним подружиться, но я стеснялся к нему подойти. И как-то раз, повстречав меня с ружьем, он попросту предложил пойти по первому снежку за зайцами. Все в нем было интересно. Особенно – ружье. Двустволка без курков. Диво! Видя, как я таращусь на ружье, он, улыбнувшись, сказал: «Трофейное».

Мне нетерпелось увидеть, как он будет стрелять в зайца. И вот из-под кулижки седого ковыля взметнулся русачина и, прыгая из стороны в сторону, пустился наутек. Костыли летят в стороны, вперед выброшено ружье, громыхнул выстрел, и дядя Васяня валится вперед. Руки вытянуты, ружье висит на шее. Я даже не увидел сраженного зайца.

Настолько меня все произошедшее поразило. Я стоял, разинув рот, пока дядя Васяня не попросил помочь ему подняться и сбегать за зайцем. При глубоком снеге он на охоту не ходил. Сидел в сторожке и много пил.

С приходом весны Васяня оживал, и мы до больших снегов ходили на охоту. Охотничья страсть в нем была так велика, что он до крови натирал свою культю и по несколько дней сидел в сторожке. Я к нему часто забегал. Ходил в магазин за хлебом, махоркой, спичками и водкой.

Продавщица, вздыхая, давала мне бутылку со словами: «Снеси-ка ему, горемыке». В художественной литературе мы находим немало примеров тому, как охотничьей страсти люди отдавались до самозабвения.

Кого оставит равнодушным рассказ Д. Дурасова «Обладатель дивной Лебеды» (журнал «Охота и охотничье хозяйство» № 8, 1983 г.). Как пронзительно до слез он «набросил портрет» Максима Максимыча, человека, влюбленного в охоту и свою спутницу – ружье мастера Лебеды.

Этой любви он остался верен до гробовой доски. А в конце охотничьей тропы написал проникновенные слова о своем  ружье.

Лебеда моя, лебедушка,

Лебеда моя пистонная,

Что давно висишь на гвоздике,

Точно лента похоронная!

Не могу не поделиться впечатлениями от рассказа А. Ливеровского «Необоримая сила». В котором он рассказывает,   как на глухарином току повстречал своего довоенного друга. «Над снегом поднялся узкий темный ствол ружья, поколебался, пыхнул огнем.

Черный силуэт мошника качнулся и, с треском ломая сучки, обрушился вниз… Я подошел к лежащему и наклонился над ним; разглядел – глазам не поверил, почти наугад спросил:

– Миша?! Ты?

– Узнал? И я узнал! Страшно было смотреть, как он, мокрый до горла, без шапки, ворочался в снежно-водяной каше, пытаясь встать. Я протянул руку. Он помотал головой и простонал:

– Не так! Костыль подай этот, другой рядом, в снегу! – И уже спокойнее, внятно: – Ружье подбери и птицу возьми, совсем забери, мне она ни к чему».

Уважаемый читатель может сказать, когда это было?.. А что изменилось за прожитые годы? Жизнь продолжается.

Люди, пройдя свой земной  путь, умирают, другие рождаются. Среди них будущие охотники. На их охотничьей тропе может всякое случиться. Время-то жестокое и люди тоже. Вот держу в руках газету «Жизнь» (№ 246, 04.11.2003 г.), а в ней большая фотография охотника с ружьем в инвалидной коляске в лесу.

Внизу короткая заметка «Охотник без ног стреляет, как бог». Андрей Карпинчук на мотоцикле возвращался с охоты. Авария. Очнулся в больнице. Инвалид 1 группы. Одна мысль сверлила мозг: не надо ничего, только бы в лес, только бы слушать, как на утренней заре начинают петь охотничьи псы!

Надежда вернуться к охоте вытащила его из пропасти. Он вместе с сыновьями выезжает в лес. Они переносят отца в машину, коляску грузят в багажник, туда же прыгает собака Кеж.

В журнале «Охота и охотничье хозяйство» (№ 9, 2007 г.) читаю письмо Сергея Кетова. Он в результате ДТП стал инвалидом 1 группы, ему 21 год. Отец и дядя возят его на охоту на машине.

Охота – это больше чем охота чтобы, охоту, ружье, охотников, охоте, охоты, охота, охотничьей, этого, Васяня, людей, человека, только, может, сторону, старости, такой, несколько, охотничье, любви

Как он пишет: «Я в своем состоянии не отчаялся и надеюсь встать на ноги». Он верит, что охота ему поможет. Да пусть твои надежды сбудутся, наш юный друг. И пусть тебе, как и многим пострадавшим и переболевшим охотникам, поможет неистребимая страсть к охоте.

И в завершение темы. Статья Б. Емельянова «Как становятся охотниками» («РОГ» № 50, 2007 г.). Его племянник, Николай, в котором «застрял» вирус охоты с детства, попал в ДТП. Инвалид-колясочник. Но охоту не бросил. Она дает ему силы и надежду.

Николай, я тоже инвалид и вместе с  такими же больными и увечными охотниками желаем тебе здоровья, веры, надежды и метких выстрелов на охоте. И таких охотников в нашем Отечестве много.

Как тут повернется язык, чтобы посоветовать им сидеть дома и «подумать о душе». Для них охота – это окно в природу. Истинные охотники – молодые и пожилые, бедные и богатые с величайшим наслаждением припадают к нему.

Для одних оно распахнуто настежь, а для других, к сожалению, оно сузилось до размера форточки, иногда и щелки, к которой так хочется припасть и увидеть, как растет трава у дома, как в чистом небе летают птицы и как играют дети. Почувствовать  себя частицей огромного мира и нужным людям.

Да жаль, не получается – грехи (болезни, бедность, нищета) не пускают. Хотелось,   чтобы мы о своих старых и больных охотниках, и вообще обо всех стариках, вспоминали не только 1-го октября – в Международный день пожилых людей и в очередную годовщину Дня Победы, а повседневно проявляли о них заботу.

Как хочется, чтобы меня услышали «очередные» избранные в Госдуму. Пока время еще не упущено, разработайте такой закон, чтобы он объединял охотников, а не вбивал клин между ними. Если же охотничье законодательство не будет учитывать материальные  возможности отдельных категорий граждан, то перед ними окончательно захлопнется окно в природу.

Это будет иметь печальные последствия. В первую очередь лишит возможности предаваться любимому увлечению инвалидов, людей бедных и пожилых охотников, носителей знаний и традиций русской охоты, охотничьей этики; прервется связь времен и поколений, а для сегодняшней плеяды молодых охотников, предлагающих старым охотникам  «подумать о душе», это архиважно, хотя они, порой, в этом потребности и не испытывают.

Давайте вместе посмотрим вокруг. Как живут пожилые охотники и охотники-инвалиды. На «загнивающем» Западе о них всячески заботятся, определены специальные дни охоты, введены льготные лицензии, угодья богатые дичью.

Вот бы нашим пожилым охотникам хотя бы раз в жизни побывать на таких охотах. А вместо этого им предлагают сидеть дома и думать о душе. Кощунство.

Автор: Виктор Гуров
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]