Грозящая катастрофа и как с ней справиться
---
Российские СМИ, как и мировые, продолжают весь март и первую половину апреля вовсю раскручивать тему коронавируса, если не игнорируя, то отодвигая на второй план экономические последствия неожиданно обрушившейся на планету пандемии COVID-19, прежде всего для России.
Автор:
Павлов Олег
А они носят весьма глубокий и всеобъемлющий характер, накладываясь на проблемы действующей модели экономической глобализации, которая, как во всеуслышание сказал 14 ноября 2019 года на саммите БРИКС в Бразилии председатель КНР Си Цзиньпин, «терпит неудачу».
Если мы «отмотаем плёночку назад» и посмотрим, как развивались события в экономике, в том числе российской, после начала пандемии коронавирусной инфекции, то мы увидим, что на первом этапе пандемии, когда она ещё была ограничена Китаем (условно январь-февраль), основное негативное влияние на экономику оказывало прекращение поставок товаров и комплектующих из Поднебесной.
Ограничение поставок из Китая негативно повлияло на экономическую ситуацию в России. Фото: Xiao Yijiu / Globallookpress
На втором этапе, когда пандемия реально затронула весь мир, экономическая стабильность была подорвана разрывом 6 марта сделки ОПЕК+, что наложилось на резкое сжатие спроса на углеводороды (20-25%), спровоцированное мерами во всём мире по борьбе с пандемией. В результате значительно упал курс рубля, что создало проблемы с закупками продукции российскими производителями у иностранных поставщиков. Корабль мировой экономики, а с ней и утлое судёнышко российской (2% от мировой), стало раскачивать.
В апреле пришла третья волна – начали появляться трудности с производством товаров уже в других странах, поскольку практически повсеместно правительства стали принимать жёсткие меры по обеспечению изоляции граждан, что повлекло остановку многих производств.
Четвёртым ударом, прежде всего по российской экономике, как ни странно, стало соглашение ОПЕК+ в апреле этого года, которое было призвано повысить цены на нефть на мировом рынке, спасти экономику нефтедобывающих стран от переизбытка нефти. России теперь придётся взять на себя сокращение производства на 2,5 млн баррелей – то есть четверть от всех запланированных участниками сделки сокращений добычи или 23% своего производства. В выигрыше останутся Саудовская Аравия и США. Эр-Рияд продолжит демпинг, продавая нефть из накопленных за последние месяцы запасов и лишь немного сократив производство, а США используют преимущества Бреттон-Вудской системы, которая оплатит дефолт сланцевиков и распределит убытки по всем экономикам мира, включая российскую. В результате Вашингтон, несмотря на убытки в сланцевой отрасли, сохранит доминирующее положение на энергетическом рынке и сделает ещё один шаг к решению своей стратегической задачи – энергетической независимости, которая нужна для реиндустриализации страны.
Пятым ударом по экономике России являются уже меры российской власти (вынужденные или нет, продуманные или нет – другой вопрос) по борьбе с пандемией, которые неизбежно ведут к краху мелкого и среднего бизнеса и остановке производств.
В результате наложения пяти волн негативных событий мы имеем «идеальный шторм» в российской экономике и можем констатировать начало масштабного экономического кризиса в стране, о чём можно судить по потере устойчивости бизнеса.
А это означает, что необходимо незамедлительно, начиная с завтрашнего дня, менять политическую, информационную и экономическую повестку. Не «все на борьбу с пандемией», а «все на борьбу с экономическим кризисом».
Необходимо принять срочные и масштабные меры по спасению экономики страны, пока у нас ещё есть запасы валюты, а инфляционная волна, вызванная эмиссией в 6 трлн долларов США, до нас не докатилась и не обесценила накопления и государства, и граждан.
Не берём радикальный сценарий выхода из кризиса (разрыв с долларовой системой и национализацию ключевых энергетических компаний, к чему мы сегодня не готовы).
В рамках нынешней парадигмы государство должно незамедлительно:
– провести секвестр бюджета, но не за счёт социально значимых отраслей, более того, добавить средств на модернизацию здравоохранения;
– отменить ограничительные меры там, где пандемия не охватила значительную часть населения, регулируя меры по уменьшению численности заражённых людей путем призывов к сознательности граждан и соблюдения ими медицинских норм. Эти нормы должны быть всем непротиворечиво разъяснены. По этому пути уже пошла Тюменская область, давшая добро на возобновление работы трёх тысяч предприятий;
– срочно оказать масштабную помощь наличными людям, потерявшим работу, а не перекладывать эти затраты на бизнес. Бизнесу деньги будут нужны на перезапуск производств, восстановление производственных цепочек и т. п. Кроме того, раздача денег населению позволит поддержать покупательский спрос и не допустить резкого падения продаж;
– ввести налоговые каникулы на полгода для мелкого и среднего бизнеса. Оплата налогов должна быть не отложена, а отменена, поскольку люди не могут платить налоги с несуществующих денежных потоков;
– на время кризиса отменить НДС;
– все силы бросить на проведение посевной, в том числе на обеспечение фермеров подешевевшими ГСМ, чтобы не остаться осенью без урожая;
– обратиться к населению с призывом использовать майские праздники с целью проведения посевной/посадочной кампании в садах и огородах, как в сельской местности, так и на дачах. Объяснить людям неизбежность наступления тяжёлых времен, которые надо пережить;
– незамедлительно ввести ограничения на вывоз капитала и ввести прогрессивный налог;
– предложить малому и среднему бизнесу беспроцентные кредиты для возобновления работы.
Это только часть возможных мер. Главное – как можно скорее осознать, что самая серьёзная угроза сегодня для страны – экономический кризис, и начать действовать.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]