Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев
15.04.2020 5 698 0 +172 Marat9033

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев

---
+172
В закладки
Мастером «нелицензионного копирования» военной техники по праву считается Китай. Но не только Поднебесная грешит созданием копий. В годы холодной войны СССР не раз копировал американские самолёты. Да и в истории авиации США были попытки воспроизвести советские машины. Обо всём по порядку — в нашем материале.

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев самолёт, машины, бомбардировщика, скопировать, конечно, МиГ21, работы, итоге, времени, можно, Vought, только, значительно, американцы, стратегического, проще, стран, авиации, советской, чтото

Бык из крепости

Разумеется, самый известный и самый успешный случай воровства (не будем стесняться этого слова, мы не в суде) — это создание советского стратегического бомбардировщика Ту‑4.

К концу Второй мировой войны советское авиастроение серьёзно отстало от мирового в создании стратегических бомбардировщиков. Руководство СССР понимало важность этого класса в будущем и потому сделало ставку не на разработку собственной машины, а на копирование американских В-29. Благо в наличии имелось несколько экземпляров, совершивших посадку на Дальнем Востоке.

Правда, многие патриоты очень обижаются на слово «копия» и зовут Ту-4 «аналогом». Это, конечно же, полная глупость: Ту-4 копировал В-29 максимально — даже в том, что было не нужно.

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев самолёт, машины, бомбардировщика, скопировать, конечно, МиГ21, работы, итоге, времени, можно, Vought, только, значительно, американцы, стратегического, проще, стран, авиации, советской, чтото

Проект бомбардировщика Т — глубокая модернизация Пе-8. В итоге мог получиться самолёт уровня В-17. Но в 1943 году на это не было ресурсов, а к 1945-му он устарел

Другие, не менее патриотичные товарищи заявляют: копирование Ту-4 было настоящим вредительством. Якобы у наших конструкторов были проекты куда круче или хотя бы не уступающие В-29. Решили бы строить их — и машины на вооружение встали бы быстрее, и до самолёта уровня Ту-95 авиация дошла бы раньше. Особенно в этом ключе любят вспоминать проекты бомбардировщиков 64 от Туполева и самолёт Т от КБ под руководством Незваля.

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев самолёт, машины, бомбардировщика, скопировать, конечно, МиГ21, работы, итоге, времени, можно, Vought, только, значительно, американцы, стратегического, проще, стран, авиации, советской, чтото

Проект стратегического бомбардировщика от КБ под руководством Мясищева ДБВ-202. Вот его можно назвать аналогом, а не копией. Автор — Джозеф Гатал

На самом деле все эти машины лишь на бумаге не уступали «суперкрепостям». Как бы всё получилось в реальности — совсем не ясно. Ведь разработка дальнего высотного бомбардировщика — задача высокой сложности. Тот же Третий рейх справиться с ней не смог, и все мечты об «Америка-бомбере» так и остались для немцев лишь мечтами. Создать с нуля даже аналог поздних В-17 не факт, что получилось бы.

Доведение до ума своих проектов легко могло затянуться до начала 50-х, а на вооружение они бы поступили как бы уже не в середине десятилетия.

Кстати, именно на этот срок американцы в 1945-м и предполагали появление советских машин класса В‑29.

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев самолёт, машины, бомбардировщика, скопировать, конечно, МиГ21, работы, итоге, времени, можно, Vought, только, значительно, американцы, стратегического, проще, стран, авиации, советской, чтото

Проект стратегического бомбардировщика 64. В КБ Туполева работы над ним продолжали до последнего, пока их не закрыли принудительно

Пример Ту-4 чётко показывает главную причину воровства в авиации: когда одна из стран значительно отстаёт от другой и единственным выходом остаётся лишь попытка скопировать что-то и на этом приобрести новые навыки.

Привет из Кореи

Результаты первых двух лет конфликта в Корее были не самыми радостными для руководства СССР. Война, планировавшаяся как блицкриг, затянулась. Кроме того, оказалось, что американцы вполне умеют и готовы воевать — особенно авиацией. Господство в воздухе они захватили почти сразу же и надолго.

Огромные надежды возлагали на появление на фронте МиГ-15. Но их появление к перелому не привело, а лётчики, в первую очередь хуже подготовленные китайские и корейские, несли тяжёлые потери.

Кто в этом виноват — спорят по сей день, и мы влезать в эти споры не будем. Но тогда было не принято не находить (или не назначать) виновных. Терять свои места, а то и жизни никому из руководства не хотелось, потому виноватым сделали МиГ‑15.

Он и правда значительно уступал американскому F-86 Sabre в манёвренности на высоких скоростях, имел хуже прицелы и спорный набор вооружения, плохо подходивший для противостояния истребителям противника. Плюсами самолёта была большая скороподъёмность и лучшие лётные характеристики на больших высотах.

Во всём этом нет ничего особо удивительного — МиГ-15 был скорее перехватчиком, чем фронтовым истребителем. Вполне логичным было создать ему в помощь самолёт для борьбы на малых и средних высотах. И, недолго думая, сам товарищ Сталин летом 1952 года принял уже проверенное решение — надо просто скопировать F-86.

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев самолёт, машины, бомбардировщика, скопировать, конечно, МиГ21, работы, итоге, времени, можно, Vought, только, значительно, американцы, стратегического, проще, стран, авиации, советской, чтото

Точный внешний вид проекта копирования неизвестен, есть лишь вольные реконструкции

Несмотря на то, что руководство советской авиапромышленности было против, в открытую оспорить волю вождя никто не решился.

Под создание советского F-86 оперативно организовали новое КБ, которое за год должно было не только закончить проектные работы, но и построить три прототипа. Поначалу темп и правда был взят неслабый: к концу осени закончили макет и приступили к созданию рабочей документации. Но из-за слабости коллектива и отсутствия поддержки среди смежников работы замедлились. В итоге до смерти Сталина в марте 1953 ещё даже не приступили к сборке первого самолёта.

Понятно, что о желании мёртвого вождя сразу же забыли. В мае руководство нового КБ сменилось, и у руля встал Павел Сухой.

История попытки скопировать F-86 также вполне типична. Большинство таких идей заканчивалось или ничем, или освоением лишь отдельных узлов. Так, с Sabre скопировали прицел и дальномер, установив их на более совершенном МиГ‑17.

Копирование ради копирования

К началу 60-х годов в авиастроении СССР, по сути, осталась лишь одна область, где мы значительно уступали США. Это, конечно же, самолёты-шпионы. Исправить этот «недочёт» решили после уничтожения американского разведывательного U-2 первого мая 1960 года. Обломки машины собрали и передали в КБ Бериева.

Указание было чёткое: скопировать разведчик максимально близко к оригиналу и уже на летающем прототипе определить, нужна ли такая машина советской авиации.

Задача оказалась не из простых: на руках у инженеров были лишь обломки U-2 и скудные описания из зарубежной прессы. По сути, проект разведчика С-13 было проще создать с нуля, но начальство хотело именно копию американца. Правда, к тому времени СССР уже начал потихоньку отставать от США в электронике, особенно в её миниатюризации. Неудивительно, что советская копия значительно потяжелела. А U-2 — самолёт предельных параметров, у которого не было ни одного лишнего килограмма.

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев самолёт, машины, бомбардировщика, скопировать, конечно, МиГ21, работы, итоге, времени, можно, Vought, только, значительно, американцы, стратегического, проще, стран, авиации, советской, чтото

Проект высотного разведчика С-13. Автор — Владимир Некрасов

К лету 1961 года закончили макет и чертежи самолёта, и уже тогда были серьёзные опасения: сможет ли С-13 взлететь? И если сможет, то будет ли он хотя бы близок по своим ЛТХ к U-2? Но главной проблемой было даже не это. Подобный высотный разведчик был просто не нужен СССР. Ведь позиция США относительно полётов над своими территориями была чёткой: любой залетевший советский самолёт означает объявление войны.

В то время американцы имели возможность выиграть ядерную войну, и провоцировать их было глупо. В качестве же охотника на аэростаты или в другой необычной роли С-13 также служить не мог — ему не хватало грузоподъёмности. В итоге ещё даже до начала постройки прототипа в 1962 году все работы над проектом прекратили. Советский U-2 так и не появился.

Законы рынка

Но не только Советский Союз воровал самолёты у американцев. Был в истории авиации и эпизод, когда скопировать советскую машину собирались в США.

Произошло это в 1983 году. К тому времени американцам удалось заполучить более двух десятков МиГ-21 и МиГ-23 — в основном это были купленные у Египта машины. Их активно использовали для тренировки пилотов и изучения возможной советской тактики применения. Истребители потихоньку изнашивались, так что уже в начале 80-х встал вопрос: «Что делать дальше?».

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев самолёт, машины, бомбардировщика, скопировать, конечно, МиГ21, работы, итоге, времени, можно, Vought, только, значительно, американцы, стратегического, проще, стран, авиации, советской, чтото

Можно было, конечно, продолжить закупки у различных стран (в итоге так и сделали, купив у Китая их лицензионные копии МиГ-21 — J-7). Но тут с альтернативным предложением выступила фирма Vought. Они представили радикально решение проблемы — взять и построить свои МиГ-21.

С новым двигателем и продвинутой американской электроникой самолёт стал бы надёжнее и проще в обслуживании. Военным была нужна партия всего в 24 машины, и хорошо заработать на ней вряд ли бы вышло. Но у Vought был хитрый план.

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев самолёт, машины, бомбардировщика, скопировать, конечно, МиГ21, работы, итоге, времени, можно, Vought, только, значительно, американцы, стратегического, проще, стран, авиации, советской, чтото

Проект Vought V-601

К тому времени СССР уже активно терял союзников. Всё больше и больше стран перебегало в американский лагерь. Потихоньку трещала по швам даже ОВД. И многие бывшие советские друзья имели на вооружении, конечно же, МиГ-21. А тут им можно предложить тот же дешёвый и технологичный самолёт, но с крутой американской электроникой и адаптацией под западное снаряжение. На этом уже можно было неплохо заработать. Особенно перспективным рынком выглядел Китай.

Правда, всё это могло осуществиться, только если бы военные профинансировали разработку — рисковать в Vought были не готовы.

Советские братья-близнецы: почему мы копировали самолёты американцев самолёт, машины, бомбардировщика, скопировать, конечно, МиГ21, работы, итоге, времени, можно, Vought, только, значительно, американцы, стратегического, проще, стран, авиации, советской, чтото

Понятно, что хитрый план не выгорел. Купить у кого-то ещё десяток МиГ-21 было куда проще и, конечно, дешевле. Да и сам самолёт к тому времени уже устарел. Американские военные мечтали заполучить в свои цепкие лапы что-то вроде МиГ-29 и Су-27.

«Нелицензионное копирование» — лишь удобный синоним для слова «воровство». И говорить о том, что наши конструкторы сознательно шли на это самое воровство не совсем приятно. Но стоит понимать, что иногда «своровать» надо, чтобы дать толчок своим технологиям и банально защитить страну. Эта идея стояла за советскими «копиями», она же сейчас стоит за китайским воспроизведением военных технологий.

Но в простоте такого решения таится опасность — можно научиться лишь копировать и разучиться делать что-то самим. Поэтому самое главное, что нашим инженерам удалось быстро нагнать оппонентов, — и необходимость создавать «копии» банально отпала.

Юрий Кужелев
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]