Губернаторы проверят
---
Думский комитет по безопасности поддержал президентский пакет поправок в антикоррупционное законодательство и рекомендовал Госдуме принять его в первом чтении.
Ключевые поправки пакета, который будет рассмотрен на пленарном заседании нижней палаты парламента 27 января, касаются расширения полномочий губернаторов в части пресечения коррупции. Главы регионов будут обязаны проверять данные о доходах, предоставляемые муниципальными служащими, главами муниципальных образований и депутатами органов местного самоуправления, а также их супругами и детьми. В том числе на них возложат обязанность по отслеживанию отсутствия у мэров и депутатов счетов в зарубежных банках.
В случае выявления несоответствия предоставленных данных реальности или обнаружения нарушений коррупционного характера главы регионов смогут инициировать досрочное прекращение полномочий чиновников или депутатов. Для этого у губернаторов будет несколько разных путей: в зависимости от статуса нарушителя они смогут выпустить приказ, обязывающий провинившегося написать заявление о досрочном прекращении полномочий, обратиться в соответствующий орган местного самоуправления либо подать иск в суд. Кроме таких радикальных мер воздействия предусмотрены и наказания дисциплинарного порядка.
Глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарёв (ЕР) называет эти поправки очередным шагом в развитии антикоррупционного законодательства: "Следственная практика показывает, что половина коррупционных преступлений совершается на муниципальном уровне — должностными лицами муниципальных органов власти или депутатским корпусом местных органов самоуправления. Предложенные меры дают возможность губернаторам оперативно реагировать на факты, которые вскрываются на местах, с тем чтобы не доводить дело до уголовного преследования, а пресекать и проводить профилактику коррупционных правонарушений на самых ранних этапах."
Некоторые мэры высказывают опасения в связи с тем, что такие полномочия могут быть использованы губернаторами против них и муниципальных депутатов как инструмент давления. По мнению политолога, руководителя "Политической экспертной группы" Константина Калачева, эти опасения не беспочвенны: "Возвращение выборности губернаторов стало ещё одной вехой и средством избежать попадания в губернаторский корпус непригодных для этой работы людей. А раз кредит народной поддержки получен, то нужны и полномочия его оправдать. Полномочия губернаторов, если система местного самоуправления у нас отделена от системы госвласти, могут показаться чрезмерными. Но независимость местного самоуправления уже давно стала мифом. А население курс на дисциплину и вертикаль до земли поймёт и одобрит." В то же время эксперт отмечает, что "перегибы", за которые так беспокоятся мэры, наиболее вероятны в регионах, где губернатор слаб, "не имеет эффективной стратегии развития и ценит лояльность больше профессионализма": "Сильным губернаторам дополнительные полномочия были ни к чему. У них и так всё работает."
Политолог, президент КРНИОО "Региональный институт политических коммуникаций" Иван Мезюхо в комментарии для "Давыдов.Индекс" подчёркивает, что по сути предложенные президентом поправки в некоторой своей части формализуют и закрепляют документально за губернаторами те сферы ответственности, которые и так на них возложены: "На сегодняшний день главы субъектов РФ несут моральную ответственность за соблюдение антикоррупционного законодательства со стороны глав муниципальных образований. Предложенные изменения в законодательство РФ только легализуют ответственность губернаторов за чиновников на местах. <...> Каждый губернатор заинтересован в том, чтобы муниципальные служащие не нарушали антикоррупционное законодательство, потому что любой коррупционный скандал, связанный с главами муниципальных образований, всегда неким оттенком отражается на рейтинге главы субъекта РФ. В этой связи предложенные изменения в законодательство отвечают духу времени. В то же самое время мне кажется, что это не последние изменения в этом контексте, ещё могут быть приняты поправки по данному вопросу."
Политолог, генеральный директор Фонда "Прикладная Политология" Сергей Смирнов (Ростов-на-Дону) называет такое расширение полномочий губернаторов необходимым. По его мнению, новые обязанности могут быть использованы как дополнительный фактор влияния: "В любом случае это необходимое, но не идеальное решение, хотя бы потому, что государственная власть в лице губернатора получает дополнительный рычаг влияния на самоуправление, про которое всегда говорят, что оно самостоятельно и в определённой степени защищено от действий региональных руководителей. Проверка деклараций — это дополнительная нагрузка на глав регионов, а также возможность влияния на самих губернаторов со стороны федерального руководства. При таком подходе в случае любого промаха федеральная власть может упрекнуть руководителя региона в том, что он вовремя не пресёк коррупцию на муниципальном уровне. Это только кажется, что главы регионов, получив право лишать полномочий чиновников и депутатов в случае нарушения ими антикоррупционного законодательства, получили дополнительный ресурс. Сложно сказать, чего на самом деле становится больше у губернаторов при таком подходе, прав или обязанностей."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Комитет Госдумы по безопасности поддержал президентские поправки в антикоррупционное законодательство
Губернаторы возьмут доходы муниципальных служащих под контроль
Губернаторы проверят мэров на честность
Мэрам подрежут крылья. Губернаторы получат от Госдумы карательные полномочия
Ключевые поправки пакета, который будет рассмотрен на пленарном заседании нижней палаты парламента 27 января, касаются расширения полномочий губернаторов в части пресечения коррупции. Главы регионов будут обязаны проверять данные о доходах, предоставляемые муниципальными служащими, главами муниципальных образований и депутатами органов местного самоуправления, а также их супругами и детьми. В том числе на них возложат обязанность по отслеживанию отсутствия у мэров и депутатов счетов в зарубежных банках.
В случае выявления несоответствия предоставленных данных реальности или обнаружения нарушений коррупционного характера главы регионов смогут инициировать досрочное прекращение полномочий чиновников или депутатов. Для этого у губернаторов будет несколько разных путей: в зависимости от статуса нарушителя они смогут выпустить приказ, обязывающий провинившегося написать заявление о досрочном прекращении полномочий, обратиться в соответствующий орган местного самоуправления либо подать иск в суд. Кроме таких радикальных мер воздействия предусмотрены и наказания дисциплинарного порядка.
Глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарёв (ЕР) называет эти поправки очередным шагом в развитии антикоррупционного законодательства: "Следственная практика показывает, что половина коррупционных преступлений совершается на муниципальном уровне — должностными лицами муниципальных органов власти или депутатским корпусом местных органов самоуправления. Предложенные меры дают возможность губернаторам оперативно реагировать на факты, которые вскрываются на местах, с тем чтобы не доводить дело до уголовного преследования, а пресекать и проводить профилактику коррупционных правонарушений на самых ранних этапах."
Некоторые мэры высказывают опасения в связи с тем, что такие полномочия могут быть использованы губернаторами против них и муниципальных депутатов как инструмент давления. По мнению политолога, руководителя "Политической экспертной группы" Константина Калачева, эти опасения не беспочвенны: "Возвращение выборности губернаторов стало ещё одной вехой и средством избежать попадания в губернаторский корпус непригодных для этой работы людей. А раз кредит народной поддержки получен, то нужны и полномочия его оправдать. Полномочия губернаторов, если система местного самоуправления у нас отделена от системы госвласти, могут показаться чрезмерными. Но независимость местного самоуправления уже давно стала мифом. А население курс на дисциплину и вертикаль до земли поймёт и одобрит." В то же время эксперт отмечает, что "перегибы", за которые так беспокоятся мэры, наиболее вероятны в регионах, где губернатор слаб, "не имеет эффективной стратегии развития и ценит лояльность больше профессионализма": "Сильным губернаторам дополнительные полномочия были ни к чему. У них и так всё работает."
Политолог, президент КРНИОО "Региональный институт политических коммуникаций" Иван Мезюхо в комментарии для "Давыдов.Индекс" подчёркивает, что по сути предложенные президентом поправки в некоторой своей части формализуют и закрепляют документально за губернаторами те сферы ответственности, которые и так на них возложены: "На сегодняшний день главы субъектов РФ несут моральную ответственность за соблюдение антикоррупционного законодательства со стороны глав муниципальных образований. Предложенные изменения в законодательство РФ только легализуют ответственность губернаторов за чиновников на местах. <...> Каждый губернатор заинтересован в том, чтобы муниципальные служащие не нарушали антикоррупционное законодательство, потому что любой коррупционный скандал, связанный с главами муниципальных образований, всегда неким оттенком отражается на рейтинге главы субъекта РФ. В этой связи предложенные изменения в законодательство отвечают духу времени. В то же самое время мне кажется, что это не последние изменения в этом контексте, ещё могут быть приняты поправки по данному вопросу."
Политолог, генеральный директор Фонда "Прикладная Политология" Сергей Смирнов (Ростов-на-Дону) называет такое расширение полномочий губернаторов необходимым. По его мнению, новые обязанности могут быть использованы как дополнительный фактор влияния: "В любом случае это необходимое, но не идеальное решение, хотя бы потому, что государственная власть в лице губернатора получает дополнительный рычаг влияния на самоуправление, про которое всегда говорят, что оно самостоятельно и в определённой степени защищено от действий региональных руководителей. Проверка деклараций — это дополнительная нагрузка на глав регионов, а также возможность влияния на самих губернаторов со стороны федерального руководства. При таком подходе в случае любого промаха федеральная власть может упрекнуть руководителя региона в том, что он вовремя не пресёк коррупцию на муниципальном уровне. Это только кажется, что главы регионов, получив право лишать полномочий чиновников и депутатов в случае нарушения ими антикоррупционного законодательства, получили дополнительный ресурс. Сложно сказать, чего на самом деле становится больше у губернаторов при таком подходе, прав или обязанностей."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».
Ссылки в тему:
Комитет Госдумы по безопасности поддержал президентские поправки в антикоррупционное законодательство
Губернаторы возьмут доходы муниципальных служащих под контроль
Губернаторы проверят мэров на честность
Мэрам подрежут крылья. Губернаторы получат от Госдумы карательные полномочия
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]