Памятник без маски, чиновники без лица
---
Коронавирус коронавирусом, а русофобия — по расписанию. Так можно охарактеризовать поведение лиц, которые отдали распоряжение демонтировать памятник советскому маршалу Ивану Степановичу Коневу в Праге. Тому самому герою, который, будучи командующим 1-м Украинским фронтом, освобождал данный город от фашизма.
Вандализм
Почти во всех европейских странах, включая Чехию, поводов для нахождения на улице не так уж много и связаны они с крайней необходимостью. Некоторые сочли, что именно в этот момент необходимо сделать не что-либо стоящее, а совершить откровенный акт вандализма. Да еще — в преддверии 75-й годовщины Пражской операции и Великой Победы.
Более того, недалекие чиновники даже прикрылись ситуацией вокруг коронавируса. Так, Ондржей Коларж, глава района Прага-6, где стоял мемориал, цинично заявил в своем блоге, что, мол, маршал Конев был без маски, а правила для всех одинаковы — любой, кто находится на улице, должен носить маску. Такое своеобразное упражнение в остроумии.
Но дело даже не в примитивном юморе г-на Коларжа, а в том, что из-за текущей ситуации никто не имел права выйти на защиту памятника. Так что момент для черного дела был подобран весьма удачно.
Этот самый Ондржей Коларж — давний противник легендарного маршала и памяти о нем. Именно он выступил инициатором того, что в августе 2018 года на монументе появилось «дополнение». А именно — табличка о том, что Конев подавлял «восстание» в Венгрии в 1956 году, а также проводил некую «информационную разведку» перед подавлением «пражской весны» в 1968 году. Собственно говоря, именно к годовщине последнего события чешские чинуши приурочили установку этой циничной таблички. Притянули за уши предлог, чтобы связать имя Конева с «пражской весной» и оправдать черную неблагодарность по отношению к освободителю.
Кроме того, памятник неоднократно подвергался актам вандализма. В частности, его обливали красной краской. Коларж и тогда пытался острить: дескать, «Конев опять красный». Местные власти отказывались приводить мемориал в нормальное состояние. Но находились честные люди, для которых историческая память — не пустой звук. Они своими силами очищали памятник от краски.
Общественность предлагала объявить скульптуру, созданную Зденеком Крыбусом и Вратиславом Ружичкой и установленную 9 мая 1980 года, достоянием культуры, но власти противились и этому.
Нужно отметить, что президент Чехии, трезвый и прагматичный политик Милош Земан, которому совершенно не нужно портить отношения с Россией, выступал против сноса монумента. К сожалению, у него слишком мало полномочий и авторитета, чтобы остановить эту вакханалию.
Битва за поверженный памятник
После того как 3 апреля злодеяние было совершено, между Россией и Чехией началась дипломатическая «борьба за тело Патрокла». Но принципы благородства, которые действовали даже в античные времена, ныне чешской стороной забыты.
Дочь советского полководца Наталья желает, чтобы скульптура ее отца была передана в Россию и установлена на улице Конева в столице (раз уж не может стоять на своем законном месте). Министр обороны РФ Сергей Шойгу поддерживает передачу памятника Москве. Соответствующее обращение он написал оборонному ведомству Чехии.
Но Россия получила отрицательный ответ. Чешское министерство обороны умыло руки: дескать, этот памятник — не военное захоронение и принадлежит району Прага-6. Таким образом, его судьбой распоряжаются местные власти.
Шойгу предложил Следственному комитету РФ возбудить уголовное дело по факту сноса мемориала, что и было сделано. В ответ министерство иностранных дел Чехии выразило протест.
По мнению чешского внешнеполитического ведомства, демонтаж памятника маршалу не противоречит договору между двумя странами о дружбе и сотрудничестве. Кроме того, МИД Чехии считает, что на территории страны «надлежащим образом» содержатся захоронения советских воинов. Уж не шантаж ли это? Намек на то, что если Россия продолжит настаивать на своем, то и эти захоронения могут подвергнуться опасности?
На поверженную статую советского маршала у чиновников-вандалов свои виды. Они намереваются поставить ее в музей памяти XX века. Нетрудно догадаться, что снабдят какой-нибудь унизительной подписью.
Выходит, важное решение, способное серьезно повлиять на отношения между Москвой и Прагой, принял какой-то мелкий староста Ондржей Коларж? И правительство не может ничего сделать? Невозможно поверить, что в нормальном государстве такой вопрос решается на столь низком уровне.
Возможно, у России найдутся рычаги, чтобы памятник все-таки был передан в Москву и занял достойное место. Ясно одно: имя Ивана Степановича Конева как одного из победителей фашизма уже бессмертно. А те, кто принимал решение о демонтаже монумента, так и останутся чиновниками без лица и имени. Да и стране трудно сохранить лицо в ситуации, когда черная неблагодарность вершится на глазах всего мира прямо перед юбилеем Победы. А это куда серьезнее, чем отсутствие медицинской маски в коронавирусное время.
Автор:Елена ГромоваИспользованы фотографии:seznamzpravy.cz
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]