Астрономы впервые измерили скорость ветра на темнейших звездах Вселенной
12.04.2020 2 372 0 +48 qasimov.heci

Астрономы впервые измерили скорость ветра на темнейших звездах Вселенной

Астрономы впервые измерили скорость ветра на темнейших звездах Вселенной скорость, внутри, атмосфере, которые, звезды, ветров, движения, Аллерс, инфракрасном, быстрее, можно, астрономы, примерно, планеты, показали, Юпитера, подобных, звезд, коричневые, карлики

Ученые впервые измерили скорость ветра в атмосфере коричневых карликов – небесных тел, которые представляют собой “несостоявшиеся” звезды. Статью с описанием их работы опубликовал научный журнал Science.

“Мы обнаружили, что атмосфера этих “неудавшихся” звезд вращается быстрее, чем их поверхность – средняя скорость ветров в ней составляет примерно 2,3 тыс. км/ч. Это вполне укладывается в предсказания теорий”, – прокомментировала Кейтлин Аллерс, астроном из Бакнеллского университета (США) и один из авторов исследования.

Все звезды Вселенной формируются внутри плотных сгустков из газа и пыли, которые постепенно сжимаются из-за того, что внутри них есть небольшие неоднородности. Впоследствии температура и давление внутри них вырастают настолько, что в центре подобных протозвезд начинают происходить термоядерные реакции.

Этот процесс, как показывают расчеты астрофизиков, запускается только внутри достаточно крупных объектов, ядро которых примерно в 73 раза тяжелее Юпитера. Если протозвезда не достигает такой массы, то она превращается в коричневый карлик. Так астрономы называют “несостоявшиеся” звезды, которые слабо светятся в инфракрасном диапазоне и постепенно гаснут по мере того, как их недра охлаждаются.

Первые коричневые карлики были открыты относительно недавно, в 1995 году. За последние годы ученые обнаружили у подобных звезд ряд необычных черт: в частности, на них нашли погоду, металлические “облака”, которые заставляют многих астрономов считать, что коричневые карлики на самом деле представляют собой очень крупные планеты, а вовсе не звезды.

Звездный ветер

У одного из самых близких к Земле объектов такого рода, звезды 2MASS J1047+2124, которая расположена в созвездии Льва, на расстоянии в 35 световых лет от Солнечной системы, Аллерс и ее коллеги открыли еще одну подобную черту, которая размывает границу между небольшими коричневыми карликами и крупными газовыми гигантами.

Анализируя снимки орбитального телескопа “Спитцер” и наземной радиообсерватории VLA, астрономы попытались вычислить скорость движения ветра в атмосфере. Они опирались на простую закономерность, которую открыли ранее, во время наблюдений за Юпитером.

Как недавно выяснили авторы статьи, скорость движения ветров в его атмосфере можно узнать по тому, насколько сильно различается скорость вращения Юпитера, которую вычислили по снимкам в инфракрасном и радиоволновом диапазонах. Первый тип волн порождает атмосфера планеты, а второй – ее магнитное поле, которое генерируют глубинные слои недр.

В случае с Юпитером замеры показали, что ветер в его атмосфере движется значительно быстрее, чем вращается сама планета, достигая скорости в 370 км/ч. Наблюдения за 2MASS J1047+2124 показали, что нечто похожее есть и на коричневых карликах, где этот эффект оказался выражен еще сильнее, чем на газовых гигантах, как это и предсказывают компьютерные модели “неудавшихся” звезд.

Подобным же образом, как предполагают ученые, можно измерять скорость движения ветров на крупных экзопланетах. Это поможет понять, как устроены их атмосферы и как различные процессы внутри них влияют на температуру воздуха на их поверхности, а также на другие их свойства.