Для удобства обучающихся. Танк-мишень Zielfahrzeug 68
---
Серийный танк Pz 68 - основа для машины-мишени
Для подготовки личного состава пехоты необходимы стрельбища с различными мишенями, имитирующими разнообразные цели и объекты противника. Так, для обучения операторов противотанковых ракетных комплексов нужны мишени в виде танков, в т.ч. подвижные. В прошлом армия Швейцарии решила не экономить на подготовке бойцов, и результатом этого стало появление настоящего танка-мишени под названием Zielfahrzeug 68.
Особые требования
Швейцария была одной из первых стран, занявшихся созданием ранних ПТРК. Разработка такого оружия затянулась, но желаемые результаты все же были получены, после чего стартовал процесс обучения операторов. Для эффективной подготовки бойцов требовались соответствующие стрельбища и мишени. Поначалу армия обходилась простыми фанерными мишенями в стационарном или подвижном оснащении. Однако такие изделия мало походили на реальную бронетехнику.
В начале семидесятых появилось предложение о создании специализированной бронемашины-мишени, способной максимально точно имитировать реальный танк условного противника. К этому времени швейцарская армия успела освоить броневики-мишени MOWAG Panzerattrappe, и на таком фоне новое предложение выглядело жизнеспособным.
Разработку необычной бронемашины поручили предприятию Eidgenoessische Konstruktionswerkstaette (K+W Thun), занимавшемуся строительством танков. Новую специальную машину следовало создать на базе имеющихся агрегатов. Внешне она должна была походить на современные танки, а также иметь схожую подвижность. К ней также предъявлялись особые требования в части защиты. Броня должна была защищать экипаж от противотанковых ракет с инертной боевой частью.
На базе танка
В качестве основы для специальной машины-мишени взяли серийный танк Panzer 68. В связи с этим новый образец назвали Zielfahrzeug 68 («Танк-мишень обр. 68»). При серийном производстве планировалось использовать списанные строевые танки.
Один из сохранившихся танков Zielfahrzeug 68
Проект Zielfahrzeug 68 предусматривал демонтаж башни танка вместе с боевым отделением и всем его оснащением. Вооружение, боеукладки, средства управления огнем и т.д. более не требовались. Также из соображений экономии разбирали штатную ходовую часть для установки других агрегатов.
Сохранялся штатный литой бронекорпус с противоснарядным бронированием лобовой проекции. В корме оставались дизельный двигатель MTU MB 837 Ba-500 мощностью 600 л.с. и вспомогательная силовая установка в виде 38-сильного мотора Mercedes Benz OM 636. Трансмиссия не переделывалась.
Шасси сохранило независимую подвеску на тарельчатых пружинах, однако его оснастили катками и гусеницами от устаревшего танка Pz 61. На армейских складах имелся значительный запас таких деталей, что позволяло сэкономить на производстве и эксплуатации новой бронемашины.
Вместо башни на крыше корпуса смонтировали неподвижную сварную надстройку с макетом пушки в виде простой трубы. На уровне крыши корпуса имелся легкий алюминиевый полик, в крыше башни – люк. Последний был унифицирован с люком водителя.
Были приняты меры по повышению безопасности механика-водителя. Над его люком расположили дополнительный конический щиток с вертикальными щелями. Схожая защита присутствовала на люке башни. Щитки закрывали перископы и защищали их от поражения подлетающей ракетой или ее обломками.
Другой музейный образец
Штатная защита боковых проекций была недостаточной для безопасной стрельбы учебными ракетами. По этой причине Zielfahrzeug 68 оснастили новыми бортовыми экранами. Броневые листы разных форм закреплялись на надгусеничных полках при помощи болтов. При повреждении их можно было быстро заменить. Схожую защиту получили выступающие части крыши МТО. Защита лба корпуса, за исключением щитка на люке, осталась прежней.
Экипаж «Танка-мишени» состоял из двух человек. Водитель располагался в корпусе, командир – в башне. Отсеки соединялись друг с другом, что позволяло покинуть машину при повреждении одного из люков. В распоряжении экипажа было переговорное устройство; командир использовал радиостанцию SE-412 для связи с руководителями учебного мероприятия. Какое-либо вооружение, по очевидным причинам, отсутствовало.
Изделие Zielfahrzeug 68 по своим габаритам было похоже на базовый Pz 68. Масса сократилась до 36 т. Ходовые характеристики остались на прежнем уровне. Скорость на шоссе достигала 55 км/ч, на местности – 35 км/ч. За счет этого максимально точно имитировалось поведение реального танка.
единиц
Разработка проекта Zielfahrzeug 68 заняла минимальное время, и уже в 1972 г. завод K+W Thun получил заказ на серийный выпуск новой техники. Специальные машины не требовались в большом количестве, и армия заказала всего 10 единиц. Для их производства на завод отправили необходимое число списанных танков Pz 68.
Первый образец Zielfahrzeug 68 вышел из сборочного цеха в том же 1972 г. Десятый изготовили в 1974-м. Все построенные машины получили номера от M77870 до M77879. Их передали на несколько полигонов, где осуществлялась подготовка пехоты, в т.ч. операторов ПТРК.
Эксплуатация необычной техники была достаточно простой. В ходе различных учений или стрельб экипажи двигались по мишенному полю и имитировали танки условного противника. Расчеты ПТРК производили обнаружение цели и выполняли стрельбу.
Экипаж танка-мишени включал до двух человек, но нередко в машине находился только водитель. Управление Zielfahrzeug 68 доверяли как военнослужащим-танкистам, так и гражданскому персоналу. Требования к механику-водителю были ниже, чем в случае с танками, что упрощало организацию стрельб без потерь в их качестве.
Подготовка расчетов при помощи самоходных управляемых мишеней отличалась большей эффективностью. В отличие от других мишеней, специализированный танк мог двигаться по любому маршруту, в разных направлениях и т.д. Стрельба по такой цели не отличалась простотой, но операторы получали необходимый опыт и нарабатывали навыки.
В учебных стрельбах использовались только ракеты с инертной БЧ. Таким образом, попадание ракеты грозило танку-мишени лишь деформацией тех или иных деталей. В случае серьезного повреждения элемент брони или ходовой части можно было заменить доступным и дешевым новым. Также эксплуатация удешевлялась за счет максимальной унификации с имеющимися в армии танками.
лет в строю
10 танков-мишеней Zielfahrzeug 68 поступили на службу в 1972-74 гг. и стали важным элементом системы подготовки личного состава сухопутных войск. Нередко танки использовались вместе с броневиками MOWAG Panzerattrappe и помогали операторам ПТРК совершенствовать свои навыки.
Подобная эксплуатация специальных танков продолжалась до 2007 г. За 35 лет применения эти машины выработали свой ресурс, а также накопили массу мелких поломок. Кроме того, к этому времени с вооружения сняли танки Pz 68, что привело к разунификации парка боевой и специальной техники. В итоге было принято решение о снятии танков-мишеней Zielfahrzeug 68 со снабжения. Прямая замена для них не создавалась. Подготовку расчетов теперь предлагалось выполнять с применением других средств.
После списания техника отправилась на хранение или на утилизацию. Танки с номерами M77876 и M77878 передали музеям. К примеру, M77876 демонстрируется в музее Schweizerisches Militärmuseum Full (ком. Фулль-Ройенталь) вместе с другими интереснейшими образцами швейцарской бронетехники.
Специальная бронемашина-мишень Zielfahrzeug 68 создавалась в качестве решения специфической, но важной задачи. Такое решение было необычным и неожиданным, но в то же время эффективным. При помощи специальной машины на базе Pz 68 удалось обеспечить обучение нескольких поколений операторов ПТРК. Всего десять неказистых бронемашин на готовом шасси внесли существенный вклад в обороноспособность Швейцарии.
Автор:Рябов КириллИспользованы фотографии:Militaerfahrzeuge.ch, Wikimedia Commons
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]