История о том, как советский МиГ  угнали  в Израиль. І966 год
10.04.2020 2 984 0 +103 vagenleitner

История о том, как советский МиГ угнали в Израиль. І966 год

---
+103
В закладки
История о том, как советский МиГ  угнали  в Израиль. І966 год семьи, Мансор, МиГ21, самолет, Редфа, Джозеф, время, Израиля, израильтяне, Израиль, через, самолета, после, чтобы, несколько, решил, будет, Ирака, Багдад, только

В честь 20-летия создания Израиля 2 мая 1968 года в Иерусалиме состоялся большой военный парад. Незадолго до этого страна одержала победу в Шестидневной войне, что придало юбилейному параду особый интерес. Парад начался в 10.00 утра. В небе появилось несколько самолетов. Немного впереди от остальных летел самолет красного цвета. Зрители аплодировали и сияли от счастья, но лишь некоторые из них узнали этот самолет: впереди летел МиГ-21 советского производства, по тем временам лучший истребитель. Те, благодаря кому МиГ-21 появился в израильском небе, не принимали участия в этом торжестве, но они имели полное право принять ликование присутствующих и на свой счет.

История о том, как советский МиГ  угнали  в Израиль. І966 год семьи, Мансор, МиГ21, самолет, Редфа, Джозеф, время, Израиля, израильтяне, Израиль, через, самолета, после, чтобы, несколько, решил, будет, Ирака, Багдад, только

Командующий ВВС Израиля Мордехай Ход. Фото Рэма Лаховера

ПОЖЕЛАНИЕ ГЛАВЕ МОССАДА

За пять лет до этого парада, в марте 1963 года, Меир Амит был утвержден новым начальником Моссада (внешняя разведка Израиля. – Н.Ш.) вместо отправленного в отставку Исера Харела. В качестве своего первого шага на новом посту он встретился с высшими руководителями страны, в беседе с которыми просил их высказать свои пожелания о дальнейшей деятельности его ведомства. Пожелание высказал только один человек – командующий ВВС генерал Мордехай Ход. Он предложил добыть самолет МиГ-21. По утверждениям советских военных, этот самолет был самым лучшим в мире истребителем. С 1961 года СССР начал тайно поставлять самолеты МиГ-21 в арабские страны, и ими уже располагали Египет, Ирак и Сирия.

Конечно, руководители СССР понимали, что, размещая эти самолеты за пределами своей страны, они сильно рискуют. Поэтому летчиками на них становились лучшие из лучших – самые надежные, хорошо обеспеченные. Подкупить кого-то из них для угона МиГ-21 не было никаких шансов. Тем не менее Меир Амит, загоревшись идеей Мордехая Хода, твердо решил добыть для Израиля такой самолет.

ПРОВАЛ И НОВАЯ ПОПЫТКА

Рассматривались различные варианты. В итоге израильтяне остановились все же на идее подкупа. Вскоре была предпринята первая попытка. Группа Джона Леона Томаса, египетского армянина, завербованного Моссадом через подставных лиц, вышла на офицера египетских ВВС Хуана Карлоса, копта (христианина) по происхождению. Ему предложили миллион долларов за угон МиГа в Израиль или на Кипр. Но Карлос сообщил о попытке вербовки в службу безопасности. В результате один из лучших израильских агентов Томас был схвачен и казнен.

После этого печального случая израильтяне поняли, что надо самым тщательным образом изучить личность летчика – кандидата на вербовку. В результате работы Моссад накопил массу сведений на огромное количество арабских летчиков. И вот наконец незадолго до Рождества 1964 года неизвестный вошел в здание посольства Израиля в Париже и заявил, что хотел бы поговорить с военным атташе и сообщить ему нечто весьма важное. Без всякого предисловия посетитель заявил сотруднику посольства, что о себе он ничего не сообщит, что это его первый и последний визит в посольство и что один из его друзей в Багдаде просил его передать следующее: если израильтяне желают получить советский МиГ-21, они должны позвонить в Багдад и попросить к телефону Джозефа, а он все устроит. Посетитель оставил номер телефона в Багдаде, пожал руку израильскому дипломату и покинул здание посольства. Дипломат передал отчет о встрече сотруднику Моссада, а тот направил информацию в Тель-Авив.

Амит заинтересовался информацией и решил, что пренебрегать таким предложением нельзя. Следует все тщательно изучить и проверить. Самым опасным в этой ситуации было то, что израильских агентов могли заманить в западню. Поэтому никто из действовавших в Ираке агентов – а их там было предостаточно – по соображениям конспирации не мог звонить по указанному телефону.

За дело взялся начальник оперативного отдела Моссада Михаэль Шарон. Он организовал группу из трех человек, которая занялась срочной разработкой плана действий. Операция была очень сложной и рискованной. Получивший такое задание сразу же предупреждался о том, что, вполне вероятно, он идет на верную гибель.

Тем временем Амиту нашли подходящую кандидатуру. Это был молодой офицер военной разведки, которого он знал еще в те дни, когда был его начальником, – Иосиф Мансор. Он окончил Еврейский университет в Иерусалиме по специализации «Арабистика», свободно владел арабским и английским языками. Его-то и пригласили на беседу с Шароном.

Шеф изложил суть задания, особо предупредив об опасностях, которые могут его подстерегать. Возможно, человек, которому Мансор будет звонить, является провокатором и в каких-то своих целях хочет передать в руки иракской контрразведки израильского агента. Амит к этому добавил, насколько важно для государства Израиль добыть МиГ-21.

История о том, как советский МиГ  угнали  в Израиль. І966 год семьи, Мансор, МиГ21, самолет, Редфа, Джозеф, время, Израиля, израильтяне, Израиль, через, самолета, после, чтобы, несколько, решил, будет, Ирака, Багдад, только

Глава Моссад Меир Амит. Фото Дэвида Гарфанкеля

В Ирак Мансор был направлен как представитель фирмы, занимавшейся изготовлением медицинского оборудования. Для Мансора эта фирма была надежным прикрытием, многие его сотрудники направлялись в арабские страны под видом агентов по продаже продукции этой фирмы.

В Багдад Мансор прибыл под видом специалиста-англичанина. В городе он обосновался в старой шикарной гостинице и в течение недели посещал больницы и чиновников органов здравоохранения, предлагая им изделия своей фирмы.

Наконец он решил, что готов сделать необходимый звонок.

ЗВОНОК

Однажды Мансор пригласил двух чиновников в ресторан пообедать. В середине трапезы он извинился и сказал, что ему надо срочно позвонить.

С дрожью в руках он набрал номер. Кто-то ответил, он попросил Джозефа, хотя почему-то думал, что у телефона будет сам Джозеф. Поэтому вопрос «кто говорит?» смутил Мансора. С некоторой задержкой и запинкой он ответил, что это друг из другого города.

Ждать пришлось около минуты. Напряжение возрастало. Наконец Джозеф ответил. Мансор выпалил: «Вы и есть Джозеф?» Джозеф в отличие от него отреагировал весьма спокойно: «А вы и есть тот джентльмен, с которым встречался мой друг?» Мансор пробормотал утвердительно, что это он и есть. После чего Джозеф предложил встретиться уже на следующий день в 12.00 в одном из известных кафе в центре города.

Положив трубку, Мансор сообразил, что нарушил правила конспирации: он, Мансор, а не его собеседник должен был назначить место и время встречи. Он вернулся в кафе к своим сотрапезникам, уже плохо соображая, постарался побыстрее закончить обед и с туманом в голове добрался до своего номера в гостинице.

На следующий день к назначенному времени он уже сидел под тентом одного из столиков кафе, напряженный до предела. К счастью для Мансора эта история окончилась благополучно. Ровно в 12.00 человек лет 60, с седой шевелюрой, сел напротив на стул и назвал свое имя. Вслед за этим он произнес первую фразу: «Спасибо, что пришел». Эти слова сняли с Мансора напряжение, и он понял, что это не ловушка.

«Мы очень заинтересованы в машине, о которой говорил ваш друг», – начал Мансор. «Вы имеете в виду МиГ?» – спокойно спросил Джозеф. Мансор от неожиданной прямолинейности вопроса чуть не упал со стула. «Это будет дорого стоить, – продолжал Джозеф, – но я думаю, мы можем договориться». Он произнес это так твердо и уверенно, что Мансор окончательно успокоился. Тем не менее он попробовал осадить Джозефа: «Мои друзья не понимают, как вы хотите сделать то, что, честно говоря, многие уже безуспешно пробовали».

История о том, как советский МиГ  угнали  в Израиль. І966 год семьи, Мансор, МиГ21, самолет, Редфа, Джозеф, время, Израиля, израильтяне, Израиль, через, самолета, после, чтобы, несколько, решил, будет, Ирака, Багдад, только

Угнанный советский истребитель стал экспонатом музея авиации. Фото Джея Брю

Джозеф улыбнулся и предложил обсудить это на другой день в более удобном и безопасном месте.

ПОДОПЛЕКА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

Назавтра, сидя рядом с Мансором в парке на скамейке, Джозеф рассказал вкратце о себе.

Он родился и вырос в бедной еврейской семье. Затем был отдан в слуги в богатую семью христиан-маронитов. Со временем иракское правительство стало преследовать последних, а глава семьи даже как-то пожаловался, что ему стало тяжело управлять делами семьи и он начал испытывать финансовое затруднение. Он высказал мысль, что неплохо было бы покинуть страну, но он не знает, как это сделать.

Ему возразил старший сын, Мунир Редфа, который не испытывал никаких дискриминационнных трудностей. Он воспитывался среди товарищей-арабов, хорошо знал их быт и ментальность, окончил школу военных летчиков и стал заместителем командира эскадрильи. В армии он был на хорошем счету, и ему после специальной подготовки в Советском Союзе доверили летать на самом лучшем в мире самолете МиГ-21. Он часто говорил, что израильтяне дорого бы заплатили за возможность хотя бы увидеть близко этот знаменитый советский самолет.

Вот тогда-то у Джозефа и зародилась идея уговорить своего воспитанника доставить МиГ-21 в Израиль в обмен на вывоз семьи за пределы Ирака и такое ее материальное обеспечение, которое позволит всем членам семьи жить немного лучше.

Мансор поинтересовался суммой, которая потребуется для выезда и дальнейшего проживания семьи. Оказывается, и это Джозеф уже продумал: он назвал полмиллиона фунтов стерлингов. Следует отметить, что в то время на Ближнем Востоке английский фунт был популярнее американского доллара.

На последующих встречах Мансор попытался выяснить максимум о семье, к которой Джозеф имел отношение. Однако выудил немного: да, такая семья христиан-маронитов действительно проживает в Багдаде, их сын служит в ВВС, несколько раз достаточно публично осуждал бомбардировку курдских деревень на севере Ирака.

Выяснив все эти подробности, Мансор возвратился в Тель-Авив,  доложил результаты Амиту и отметил, что, по его мнению, есть все основания доверять Джозефу. Амит поддержал эту точку зрения, хотя некоторые из его коллег полагали, что, возможно, Джозеф заманивает израильтян в иракскую ловушку или по меньшей мере занимается вымогательством денег.

ПОДГОТОВКА ОПЕРАЦИИ

Через пару месяцев Мансор снова отправился в Ирак и, встретившись с Джозефом, спросил, как он видит осуществление предлагаемой операции. Ответ был таков. Семья должна быть уверена, что израильтяне ее не обманывают, только после этого он готов изложить свой план. При этом семья будет готова покинуть Ирак, если будет уверена, что за пределами Ирака она будет жить на прежнем уровне. Большие деньги, которые израильтяне должны заплатить как аванс, убедят семью в том, что им можно доверять.

Взвешивая все эти условия и обстоятельства, Амит заявил, что возможность заполучить МиГ-21 важнее опасности потерять полмиллиона фунтов, и решил рискнуть. Он поставил в известность начальника Генерального штаба армии Ицхака Рабина и вместе с ним внес предложение об операции на заседании кабинета министров. Министры дали на нее свое согласие.

Наступило время действовать. Риск был велик, и нужно было продумать все до мелочей. Планирование операции было поручено Михаэлю Шарону.

Было создано пять оперативных групп. В первую группу вошли Мансор и его радист. Основной задачей группы было поддерживать в Багдаде связь с Джозефом. Вторая группа из четырех человек должна была выехать в Багдад для поддержки и прикрытия первой. Третья группа из трех человек тоже направлялась в Багдад с задачей следить за членами семьи, включая подслушивание. Четвертая группа была направлена в Курдистан. В нее входили шесть военных разведчиков. Они должны были поддерживать контакт с курдами, которые, как предполагалось, помогут вывезти семью за пределы Ирака. Наконец, пятая группа должна была выехать в иранский город Ахваз, чтобы принять участие в эвакуации семьи, которую должны были доставить на вертолете. Следует отметить, что в то время Иран, где  правил шах, был дружественной Израилю страной.

Кроме того, несколько агентов было направлено с дипломатическими поручениями в Турцию и США. Предполагалось, что, возможно, понадобится заправка самолета в пути. В принципе МиГ-21 мог без проблем долететь из Ирака в Израиль через Иорданию, самолеты которой были не в состоянии перехватить МиГ в своем воздушном пространстве. Однако израильтянам было известно, что во избежание угона самолета на Запад советские военные специалисты на время тренировочных полетов заправляли их баки только наполовину.

Тут вдруг Джозеф выдвинул еще одно условие. Он потребовал включить в состав семьи не только жену, детей и внуков хозяина, а весь клан, включая бабушек, дедушек, тетей, дядей, племянников и двух старых слуг. Израильтяне приняли и это условие. В целях безопасности Джозеф предложил организовать эвакуацию так, чтобы никто из членов семьи не знал об этом заранее. Между тем все они страстно хотели покинуть Ирак.

Тем временем Меир Амит придумал блестящий вариант. Он срочно отбыл в Вашингтон и сообщил руководству ЦРУ, что Израиль имеет возможность заполучить МиГ-21. Американцы давно мечтали иметь этот самолет в своем распоряжении, чтобы выяснить его подробные характеристики. США тут же согласились оказать Израилю поддержку.

Один из американских дипломатов высокого ранга вылетел в Багдад и встретился в посольстве с Джозефом и Редфой, объяснив им, насколько важно для американцев заполучить МиГ для успешной борьбы с коммунизмом. Редфа, поняв, что его просят сделать это не только для Израиля, который он по своему воспитанию считал врагом, но и для США, и к тому же с возможностью обеспечить безопасную и вполне пристойную жизнь для его большой семьи, сразу после встречи сказал Джозефу, что он готов сделать все что требуется.

Теперь надо было подготовить летчика для успешного выполнения задания. Моссад пришел к выводу, что лучше всего это можно сделать, если пригласить Редфу в Израиль. Визит в Израиль было решено осуществить без ведома Джозефа, что придавало всей операции большую гибкость, не ставя ее в зависимость от его воли и желания.

На одном из светских приемов в Багдаде (их Редфа иногда посещал в силу своего положения) его внимание привлекла молодая красивая женщина, которую он никогда на подобных приемах не встречал. Вступив с ней в разговор, он выяснил, что она американка, приехала в Багдад посмотреть страну. Несмотря на наличие жены и двоих детей, Редфа отнюдь не отказался от того, чтобы завести роман с этой женщиной. В тот вечер он проводил ее в гостиницу и попросил о новой встрече. Встреча состоялась, затем они встречались еще и еще...

Новая знакомая (имя ее не раскрывалось) оказалась прекрасной собеседницей, особенно слушательницей. Она хорошо понимала мучившие его проблемы, связанные с вынужденным участием в войне против курдов. Роман получил развитие. Но она наотрез отказалась вступить с ним в интимную связь в Ираке и предложила поехать вместе в Европу, где она планировала продолжить свое путешествие. Отказаться от такого соблазна Редфа не смог.

На самом деле «американская путешественница» была израильтянкой, родившейся в Америке и имевшей американский паспорт. На третий день пребывания в Париже подруга предложила ему «смотаться» с ней на несколько дней в Израиль, где у нее есть довольно интересные друзья, и провести время в приятной компании. Редфа, который уже имел принятое им предложение израильтян, не подозревая, что его подруга имеет к ним отношение, решил, что имеет смысл посмотреть страну и людей, с которыми он решил связать судьбу – свою и своей семьи. Уже через 24 часа они летели самолетом компании «Эл-Ал», следовавшим в Тель-Авив.

По прибытии в Израиль «друзья» американки встретили Редфу как самого почетного гостя, показали современную авиабазу Хацор, устроили встречу с командующим ВВС Мордехаем Ходом. Редфа был просто ошеломлен осведомленностью его новых друзей о ВВС Ирака. Они знали все подробности о самолетах и пилотах, командных пунктах и жилых помещениях и даже имена советских инструкторов.

Сторонами были согласованы все детали полета. Был отработан маршрут, огибающий авиабазы и станции слежения в Ираке и Иордании. Редфу предупредили, что полет будет крайне опасным, возможно, предстоит преодолеть около тысячи километров. Если в иракских ВВС разгадают план по угону самолета, его попытаются перехватить сами иракцы или попросят об этом иорданцев. Но если следовать строго по плану и маршруту, успех обеспечен.

Мунир Редфа внимательно выслушал наставления израильтян и ответил кратко: «Я доставлю вам самолет». Через несколько дней Редфа через Париж вернулся в Багдад. Туда же вернулась и его подруга, которую он по-прежнему считал американкой. Поездка в Израиль окончательно убедила Редфу в принятом решении. На израильтян можно было положиться.

ОПЕРАЦИЯ ВСТУПАЕТ В АКТИВНУЮ ФАЗУ

Итак, план угона самолета наконец начал осуществляться.

Для начала вывезли в Швейцарию дядю. Он без труда получил разрешение на выезд из страны на лечение. На его счет была переведена обещанная сумма, после чего дядя отправил в Ирак открытку, в которой с помощью условного кода сообщил, что израильтяне выполнили все, что обещали. Израильтяне же, в свою очередь, установили непрерывное наблюдение за дядей – чтобы не сбежал.

Далее приятель семьи, детский врач, выдал им справку, что старший сын Редфы серьезно болен и ему необходимо срочное лечение в Лондоне. Разрешение на поездку в Лондон тоже было получено без проблем. Туда с сыном Редфы выехала его жена, которая взяла с собой и второго ребенка – маленького сына. Во время промежуточной посадки в Тегеране все трое покинули самолет и уже через несколько часов оказались в Израиле, где под чужими именами стали ждать мужа и отца.

Однако по мере приближения главного события Редфа стал нервничать. Он начал опасаться, что родители и остальные члены семьи не будут вывезены из Ирака, и заявил, что полетит только после того, как все они покинут Ирак. Это требование было почти невыполнимо. В конце концов было выработано компромиссное решение: вывоз семьи осуществится в то же время, что и полет Редфы. Этот этап операции был назначен на 15 августа І966 года.

По своим каналам израильтяне договорились с лидером курдов шейхом Барзани, что его люди вывезут всех оставшихся членов семьи и двух слуг, минуя районы, занятые иракскими войсками, в один из таких районов, где было относительно спокойно (именно в это время проходили восстания курдов, требовавших независимости от Ирака). Там их будет ждать вертолет, на котором их переправят в иранский город Ахваз.

По расписанию на раннее утро 15 августа с базы Мосул, расположенной на севере Ирака, был назначен тренировочный полет подполковника Мунира Редфы на самолете МиГ-21. В нарушение правил советских инструкторов Редфа приказал техникам заполнить топливные баки самолета полностью. Точно в назначенное время в 7.30 утра самолет, пилотируемый Редфой, поднялся в воздух. Он сделал вираж и, находясь вблизи границы с Турцией, резко повернул в ее сторону. Советские специалисты не успели сразу сообразить, что происходит, поэтому среагировали слишком поздно. Пролетев через Иорданию, в принципе самым коротким путем, самолет через 25 минут благополучно приземлился в конечном пункте назначения – на базе израильских ВВС Хацор.

Одна из иорданских радиолокационных станций, которая находилась на маршруте полета МиГа и должна была засечь его, а затем по договоренности с Ираком сообщить об угнанном самолете летчикам, чтобы те перехватили беглеца, почему-то на некоторое время «вышла из строя». Чтобы защитить персонал иорданской станции от последствий этого умышленного «выхода из строя», с помощью Моссада в течение нескольких последующих лет распространялась версия, что самолет летел через Турцию, где его сопровождал эскорт американских «Фантомов». В их сопровождении он якобы достиг секретной базы ЦРУ, где дозаправился, после чего вылетел в сторону Средиземного моря и уже в сопровождении израильских самолетов продолжил полет до Израиля.

А тем временем группа израильтян, посланная для вывоза семьи пилота, тоже успешно выполнила свое задание. Взяв напрокат в Багдаде две машины, они в условном месте встретили всех членов семьи и отвезли их в оговоренное с людьми шейха Барзани место в предгорьях Курдистана. С наступлением темноты отряд курдских партизан, посадив всех на мулов, проводил семью к месту прибытия вертолета. Вертолет прибыл вовремя, и через 35 минут вся семья уже была доставлена в Ахваз. Через несколько дней, получив новые документы и новые имена, все члены семьи навсегда исчезли из поля зрения иракских властей и их разведки, чтобы начать благополучную и обеспеченную жизнь в Израиле. Почти одновременно с бегством Мунира Редфы без каких-либо проблем Ирак покинула и его подруга-«американка».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Так завершилась первая в истории операция по угону современнейшего советского самолета на Запад. Американцы и их союзники по НАТО не скупились в благодарностях за ценный подарок. Даже спустя десятилетия видные представители ВВС США и НАТО считали проведенную операцию выдающимся успехом не только израильской разведки, но и всего мирового разведывательного сообщества.

Сам Мунир Редфа в течение многих лет проработал пилотом частной компании, занимавшейся нефтеразработками на Синае, получал приличную зарплату, массу льгот и был вполне доволен жизнью. Однако его семья не прижилась в Израиле, поэтому по настойчивой просьбе Редфы вскоре его с семьей переправили в одну из стран Западной Европы, где он потом тихо скончался в возрасте 58 лет.

Но история добычи израильтянами «МиГа за миг» на краже Редфы не закончилась. Прошло более 20 лет, и она повторилась. Когда израильтяне завладели самолетом МиГ-21, в конструкторском бюро МиГ уже была создана новая модель самолета МиГ-23. Через несколько лет особенности этого самолета уже были известны на Западе, но в нем была значительно улучшена электроника, о которой как израильтянам, так и американцам было мало что известно. С 1973 года СССР начал поставлять МиГ-23 в арабские страны, и израильтянам было важно узнать все его секреты. Это стало возможным после 11 октября 1989 года, когда на небольшом азродроме Мегидо, что на севере Израиля, приземлился МиГ-23, который пилотировал сирийский летчик майор Мухаммад Вассам Адель. После приземления 34-летний холостяк из Дамаска заявил на пресс-конференции, что он по собственному желанию решил стать перебежчиком, что у него никогда не было каких-либо контактов с израильтянами и что в качестве подтверждения своего искреннего желания перейти на сторону Израиля он угнал секретный военный самолет, чтобы передать его в распоряжение израильских ВВС.

На той же пресс-конференции официальные израильские представители заявили, что летчик сильно рисковал быть сбитым как сирийскими, так и израильскими системами ПВО. Они даже выразили свое удивление тем, что израильская система ПВО не выявила этот самолет при пересечении им воздушного пространства страны.

Сирийцы, в свою очередь, заявили, что Мухаммад Адель уже в течение нескольких лет имел контакты с агентами Моссада, которые его подкупили с целью угона самолета. В данном случае есть основания верить заявлениям сирийцев. Майор сирийских ВВС наверняка имел представление о мощи и качестве системы ПВО Израиля и вряд ли бы рискнул появиться в его воздушном пространстве без предупреждения. Правда, он мог рассчитывать, что после его обнаружения в небо могли взлететь израильские истребители и заставить его приземлиться на израильском аэродроме. Но ведь могло быть принято решение и немедленно сбить самолет. Проще, пожалуй, было бы лететь на север и приземлиться на какой-нибудь американской авиабазе. Американцы, возможно, вознаградили бы сирийца еще щедрее, чем израильтяне. Но сириец решил все же лететь в Израиль.

Вскоре после прибытия в страну Адель, подобно Редфе, получил новые документы и новое имя и остался жить в Израиле…

На одной из военно-воздушных баз на юге Израиля расположена единственная в стране школа военных летчиков. На этой же базе находится единственный в стране авиационный музей на открытом воздухе. Среди экспонатов музея – самолет советского производства МиГ-21, выкрашенный в красный цвет. Тот самый. Пусть будущие пилоты учатся.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]