Стоит ли бороться с раком, если шансов на победу немного?
---
История Андрея Павленко, онколога, умершего от рака на глазах у онлайн-публики, оставила странное и страшное послевкусие, которое кажется важным облечь в слова. Слушайте.
Есть опухоли, которые однозначно надо лечить, потому что они неплохо поддаются терапии (или хирургии), а без лечения прогноз сильно хуже. Сюда относятся многие опухоли крови, рак прямой кишки, рак кожи.
Есть опухоли, которые нужно просто наблюдать, потому что они могут развиваться настолько медленно, что не угрожают жизни. Отнесем сюда некоторые раки груди и простаты.
И, наконец, есть злые и агрессивные раки, которые ставят больного и врачей перед сложным выбором. Лечение может приостановить или даже убить опухоль, но никаких гарантий успеха нет. Тогда как без лечения человек имеет шанс прожить пару спокойных лет, уклонившись от необходимости проходить нелегкий путь онкологического пациента. Но уже, скорее всего, без надежды на какое-то будущее. Сюда относятся рак желудка, рак поджелудочной, меланома, рак легкого и многие другие диагнозы с поправкой на запущенность.
И вот вопрос, а стоит ли игра свеч, денег, нервов и страданий? Почему операции, химио- и радиотерапия — это достойный и правильный выбор, а отказ от медицинской помощи — трусость? Почему Павленко в конце завещал нам, оказавшись в подобной ситуации, не сдаваться?
Это в целом очень личный момент, и тут — как и во многих других серьезных жизненных ситуациях — не может быть универсальных ответов. Но я бы тоже не сдавалась, и вот из каких соображений:
Надежда
Мы любим эту жизнь, цепляемся за нее, именно потому, что всегда, в любом возрасте, есть шанс на лучшее завтра. И борьба с раком похожа на концентрированную надежду. Да, лечение может быть тяжелым, и иногда ухудшает, а не улучшает состояние больного человека. Но у него есть конкретная цель, куда более ясная, чем желание «просто пожить, сколько осталось». К тому же, как мне кажется, умирать, зная, что сделал все возможное, чтобы избежать смерти, куда спокойнее, чем с ощущением, что сознательно упустил шанс на выздоровление.
Нравственность
Только кажется, что рак — личное дело больного. Даже если вы не медийная персона и не образец для подражания, ваша болезнь и уж точно смерть так или иначе затронет всех знакомых. Конечно, есть вариант не говорить о ней никому и умереть тихо и как будто быстро. Но это едва ли прокатит с близкими, которые, вероятно, будут в курсе вашего выбора. И в случае, если вы выберете бездействие, это будет чем-то вроде новости о капитуляции перед большим и черным ничто. И однажды кто-то тоже решит опустить руки, вспомнив о вас.
Наука
Я фанат превосходства человеческой мысли над хаосом вокруг, главная заслуга которого — в том, что он когда-то совершенно случайно породил человека. И теперь маленький человек придумывает, как одолеть злокачественный хаос внутри себя, и бойцы в этой тихой войне — тысячи пациентов, которые участвуют в клинических исследованиях или просто влияют на статистику смертей и ремиссий. Опыт каждого отдельного больного, решившегося на борьбу, ценен — для лечащего врача, для ученых на другом конце света, для других больных. Это снова про цель и смысл, и ни за какие спокойные месяцы и годы в ожидании смерти я бы от него не отказалась.
И еще. Если после этого поста вам стало особенно страшно умереть от рака, можете сделать несколько вещей.
Провериться на некоторые опухоли и предрасположенности к ним (хорошая инструкция).
Помочь проектам, специализирующимся на исследованиях рака («РакФонд»), обучении онкологов («Фонд профилактики рака»), просвещении пациентов («Грант Андрея Павленко»).
Сходить к психотерапевту (что? да!). Не потому, что у вас канцерофобия, а потому, что постоянная тревога за свое здоровье — довольно изматывающее состояние, которое не возникает на пустом месте. Консультации помогут разобраться, что к чему, и даже если страх не уйдет окончательно, вы научитесь останавливать поток тревожных мыслей (неплохая инструкция по выбору психотерапевта).
Источник: polonsil.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]