Киевские монастыри. Часть 3. Выдубицкий Свято-Михайловский мужской монастырь
---
Выдубицкий Свято-Михайловский мужской монастырь – выдающийся архитектурный ансамбль украинского барокко имеет почти тысячелетнюю историю и много сохранившихся памятников архитектуры. Основан между 1070 и 1077 годами в урочище Выдубичи Всеволодом Ярославичем (в то время ещё не киевским, а переяславским князем), сыном Ярослава Мудрого. Являлся семейным монастырём сына Всеволода, Владимира Мономаха и его потомков. Один из древнейших киевских монастырей, сохранившийся до нашего времени. Первоначальное название Михайловского монастыря было посвящено чуду Архистратига Михаила в Хонех, что до сих пор является большой редкостью для европейских стран. Монастырь и его окрестность Выдубичи ведут своё название от древней истории о Владимире-Крестителе и поверженном языческом боге Перуне. Князь Владимир Святославич повелел сбросить деревянных идолов Перуна и других языческих богов в Днепр. Преданные древней вере миряне бежали вдоль реки, призывая богов показаться и выплыть, крича «Перуне, выдыбай!». Место, где Перун выплыл на берег, назвали Выдубичами. Так повествует легенда. Сомнение вызывает то, каким образом тяжеленный идол Перуна с железным шлемом на голове и золотыми усами (так гласит летопись) мог проплыть от устья реки Почайна через бурные днепровские пороги около 8 км и выплыть. Другая версия происхождения названия – от переправы. Доподлинно известно, что ещё до Крещения Руси в районе монастыря существовала переправа через Днепр. Миряне переправлялись на «дубах» – лодках, выдолбленных из цельных стволов дуба. Здесь же, в Выдубицком урочище, находилась большая дубрава. Название Выдубичам также мог дать существовавший до Крещения Руси подземный монастырь на территории Зверинецких пещер, который после официального принятия христианства «выдыбал» из-под земли и занял территорию языческого капища на берегу у переправы, которая потом стала паромной. По некоторым данным, в Зверинецких пещерах могла частично храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».
Выдубицкий монастырь был вотчинным монастырём Мономаховичей. Недалеко от монастыря строят Красный Двор – резиденцию жены Ярослава Мудрого. В первые 120 лет своего существования монастырь быстро становится центром светской и политической жизни Киева и княжеского двора. Здесь князья устраивают переговоры, собирают рать и молятся перед походами. В монастыре живут и работают многие учёные монахи. Его игумен Сильвестр в 1116 году создал вторую редакцию “Повести временных лет”, а другой игумен, Моисей, был выдающимся оратором и, как считают, составителем Киевского летописного свода (1200 г.). Игумены монастыря систематически назначались переяславскими епископами. Главным храмом монастыря была церковь св. Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 году мастер Милонег-Пётр соорудил по заказу Рюрика Ростиславича грандиозную подпорную стену.
На излёте величия Киевского княжества монастырь пережил нашествия войска Батыя и войска Андрея Боголюбского, горел несколько раз. В отличие от большинства других киевских монастырей, монашеская жизнь в Выдубицкой обители не угасла после монгольского нашествия. Об этом свидетельствует летописный рассказ о поездке Даниила Галицкого к Батыю в 1245 году: перед тем, как переправиться через Днепр, князь остановился в Выдубицком монастыре, где за него был отслужен молебен. После XIII века монастырь утратил былое величие и обрёл его заново только в XVII-XVIII веках, когда стал застраиваться на деньги военачальников и меценатов, и он стал собственностью больших земельных владений. После Брестской унии монастырь перешёл в руки униатов из ордена василиан, когда была попытка сделать монастырь униатским. Однако униатство пережил только один игумен, поскольку был лоялен к православным украинцам и сделал всё, чтобы для прихожан ничего не изменилось. Это не устраивало униатского митрополита киевского Ипатия Потия и в 1610 году он назначил игуменом монастыря и одновременно униатским митрополичьим наместником Антония Грековича, известного своими нападками на православных. Казаки и мещане сразу же его невзлюбили и после первой же службы в 1618 году связали и бросили в ледяной весенний Днепр (Борьба униатов и православных.
Старый монастырский собор Чуда архангела Михаила в Хонах всё-таки обрушился в Днепр в середине XVI века. В 1555 году его отстроил игумен Климентий Старушич. В 1637 году Пётр Могила возвратил монастырь православной митрополии и снова отреставрировал древнюю Михайловскую церковь. После присоединения Киева к России монастырь получил от царя Алексея Михайловича право на владение днепровским перевозом – постоянным
Выдубицкий монастырь был вотчинным монастырём Мономаховичей. Недалеко от монастыря строят Красный Двор – резиденцию жены Ярослава Мудрого. В первые 120 лет своего существования монастырь быстро становится центром светской и политической жизни Киева и княжеского двора. Здесь князья устраивают переговоры, собирают рать и молятся перед походами. В монастыре живут и работают многие учёные монахи. Его игумен Сильвестр в 1116 году создал вторую редакцию “Повести временных лет”, а другой игумен, Моисей, был выдающимся оратором и, как считают, составителем Киевского летописного свода (1200 г.). Игумены монастыря систематически назначались переяславскими епископами. Главным храмом монастыря была церковь св. Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 году мастер Милонег-Пётр соорудил по заказу Рюрика Ростиславича грандиозную подпорную стену.
На излёте величия Киевского княжества монастырь пережил нашествия войска Батыя и войска Андрея Боголюбского, горел несколько раз. В отличие от большинства других киевских монастырей, монашеская жизнь в Выдубицкой обители не угасла после монгольского нашествия. Об этом свидетельствует летописный рассказ о поездке Даниила Галицкого к Батыю в 1245 году: перед тем, как переправиться через Днепр, князь остановился в Выдубицком монастыре, где за него был отслужен молебен. После XIII века монастырь утратил былое величие и обрёл его заново только в XVII-XVIII веках, когда стал застраиваться на деньги военачальников и меценатов, и он стал собственностью больших земельных владений. После Брестской унии монастырь перешёл в руки униатов из ордена василиан, когда была попытка сделать монастырь униатским. Однако униатство пережил только один игумен, поскольку был лоялен к православным украинцам и сделал всё, чтобы для прихожан ничего не изменилось. Это не устраивало униатского митрополита киевского Ипатия Потия и в 1610 году он назначил игуменом монастыря и одновременно униатским митрополичьим наместником Антония Грековича, известного своими нападками на православных. Казаки и мещане сразу же его невзлюбили и после первой же службы в 1618 году связали и бросили в ледяной весенний Днепр (Борьба униатов и православных.
Старый монастырский собор Чуда архангела Михаила в Хонах всё-таки обрушился в Днепр в середине XVI века. В 1555 году его отстроил игумен Климентий Старушич. В 1637 году Пётр Могила возвратил монастырь православной митрополии и снова отреставрировал древнюю Михайловскую церковь. После присоединения Киева к России монастырь получил от царя Алексея Михайловича право на владение днепровским перевозом – постоянным
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]