"Ремонтное рабство": Европу завалили поломанными холодильниками
---
Вирусы вирусами, но самоизоляция закончится и вечные темы снова будут в фаворе. Например, борьба гаджетоделов за деньги своих потребителей любой ценой. И тут совершенно неожиданно Европейский союз выступил на стороне потребителей, и совсем скоро мы имеем шанс получить полностью новый мир.
Автор:
Жураковский Станислав
Но давайте для начала зайдём с неожиданной стороны. Не посещало ли вас в последние несколько лет ощущение, что мы живём в мире одноразовых вещей? Смартфоны без поломок доживают ровно до конца одно- или двухлетней гарантии. Машины ломаются на первом десятке тысяч километров. А одежда, которая пролежала в магазине три месяца, перемещается с пометкой "уже не модно"?
Если так, то вы начали подозревать главный обман современной моды консьюмеризма – без маркетинга нет продаж. Именно маркетологи захватили все современные корпорации. Подвинув инженеров с их пьедестала. А первые ребята – довольно жадные. Им мало, чтобы вы каждый год себе покупали новый телефон. Или хотя бы раз в два года. Нужно, чтобы вы не могли чинить "старый". Поэтому запчасти сначала вообще не продавались на открытом рынке, а затем стали стоить непомерно дорого. Скандалов с "оригинальными" запчастями столько, что только одно их перечисление растянется на тысячи случаев за последние годы. Начиная от всей автомобильной отрасли, где, например, компания VALEO делает все запчасти для NISSAN. Которая, в свою очередь, клеит свой шильдик и продаёт. Иногда раз так в пять дороже. А официальные дилеры? Где стоимость ремонта иногда в десятки раз дороже?
Вот "автопрактики" и перетекли на сферу гаджетов. Начиная от смартфонов и компьютеров – до бытовой техники. Но и этого маркетологам было мало. Они начали запрещать ремонт. Просто ремонт как таковой. "Warranty void if removed" – или "если вскроешь – теряешь гарантию" распространилась по миру как опухоль.
Одной из побед стал запрет наклеек "Warranty void if removed" (Гарантия аннулируется в случае её удаления). Фото: Elnur/Shutterstock.com
Любой, абсолютно любой предмет, который нужно было вставлять в розетку, оснащался этой пломбой. Но и этого маркетологам было мало. Они начали продавать расходные материалы к своим продуктам по настолько завышенной цене, что царь Мидас на их фоне просто мать Тереза. Например, есть ли у вас струйный принтер? Если да, то я могу вас поздравить. У вас дома или в офисе есть самая дорогая жидкость на земле. Дороже нефти, любых растворов или дорого алкоголя. Чернила. Которые стоят непомерно дорого. Ужасающе дорого. А ещё этот струйный принтер нужно обслуживать, постоянно чистить и менять расходники. И не дай Бог вам искать жидкость подешевле или картриджи не от производителя! Производители принтеров обкладываются противотанковыми ежами защит, микрочипов и постоянных отказов от ответственности.
Но то, ладно, гаджеты, принтеры, телефончики и компьютеры. Дело дошло до прямого вредительства. Например, один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники John Deere напичкал свои комбайны электроникой до такой степени, что в один прекрасный момент они начали вставать прямо в поле. Посреди уборки урожая. Хочешь починить свой трактор, который ты купил? Нельзя! Можно только ждать официального представителя. Который приедет через три дня. И будет стоить 150 долларов за час работы. И часом здесь дело точно не ограничится.
И это уже не просто жажда денег. Это прямая угроза и вредительство. Да, можно сказать, что формального сговора производителей нет и они это всё не специально. Ещё как специально. Ужас современного консьюмеризма не в факте его существования. А в том, что нам его навязывают. Изо всех сил. Подавляющее большинство производителей. И заодно разрабатывают вообще всё так, чтобы оно еле доживало до конца гарантийного срока. А затем нам выкатывают такую стоимость ремонта, чтобы мы плюнули и пошли покупать новое.
Потребители по всему миру смекнули, к чему идёт всё дело. И начали борьбу за свои права. Первыми "право на ремонт" начали в США в самом начале тысячелетия в автомобильной отрасли. 11 лет борьба продолжалась, пока "право на ремонт" дошло до цифровой электроники, в Америке появилась целая Национальная ассоциация ремонта. А уже 4 года назад к ней присоединились и фермеры. Одной из побед этой ассоциации стал запрет наклеек "Warranty void if removed". Так что теперь можно смело разбирать свой же гаджет.
Понятное дело, что ЕС не мог просто смотреть, как соседний континент борется за свои права. Но и напрямую перенимать практики борьбы не стал, изобретя довольно элегантный ход. Борьба за экологию! Понятное дело, что если потребитель каждые два года меняет холодильник, каждый год смартфон, а раз в три года телевизор со стиральной машиной, то количество электронного мусора на свалках уже таково, что никакая переработка не справится. Тем более, что эта самая переработка не всеобъемлющая.
Поэтому борьбе за права потребителей и "праве на ремонт" решили придать экологическую обёртку. Но не методами бесноватой Греты, а всё же со здравомыслием. Борьба шла с 2009 года. Но буквально на днях закон вышел на финишную прямую. И теперь вступит в силу 1 марта следующего года. С учётом того, какой темп обычно берут еврокомиссии, – это уже прямо "завтра".
Оказалось, что можно не платить грабительские деньги официальному дилеру и не ждать по несколько рабочих дней приезда спецов. Фото: Liu Jie/Globallookpress
И не нужно думать, что еврочиновники думают только об экологии. Сейчас их цель – запретить гаджетоделам издеваться над потребителями. Иначе дойдёт до того, что тракторы встанут окончательно. Небольшая, кстати, ремарка. Фермеры в США не просто так вступили в ремонтную борьбу. Они поняли, что John Deere и остальные взяли их в заложники. Занятно, что американских фермеров стали освобождать русские и украинские программисты. Которые вместе начали взламывать смехотворную псевдозащиту и раздавать за символическую двадцатку "на пиво" всем желающим. И оказалось, что можно не платить грабительские деньги официальному дилеру и не ждать по несколько рабочих дней приезда спецов.
Конечно, гаджетоделы не останутся в стороне. Они продолжат до вступления закона в силу издеваться над потребителями. Своими проприетарными разъёмами, которые несовместимы со всем миром. Невозможностью дешёвого ремонта. Прямым отказом ремонтировать свои же гаджеты.
Помните, что ещё три года назад в России было невозможно отремонтировать iPhone легально? Но тогда иск Дмитрия Петрова в Басманный суд изменил положение вещей. И уже к 1 мая этого же года "Эпл рус" открыла официальным сервисным центрам, которые раньше только предлагали новый гаджет с доплатой, возможность заказать запасные части для iPhone 6S Plus.
И теперь сумма ремонта для потребителей упала в несколько раз. Основные бои, конечно, ещё впереди. Но маленький шаг еврокомиссии может стать большим шагом для всего человечества от избавления от ремонтного рабства.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]