Хочется счастья
01.04.2020 3 170 0 +100 IgorV

Хочется счастья

---
+100
В закладки
Батюшки рассказывают. «Все постятся, а в семье — ссоры и ругань». Почему нельзя изменить своих близких. Архимандрит Андрей (Конанос) — о доверии к Богу, любви и свободе

Хочется счастья чтобы, сказал, жизнь, будет, хочешь, других, говорил, Господь, потому, человека, школе, когда, друга, постоянно, хочет, ребенок, собственной, Когда, любовь, изменить

Ты зол на ребенка, хочешь наказать его? Сперва помолись с четками в руках хотя бы часок, — советует архимандрит Андрей (Конанос). Помолись, и там посмотришь. Мы пытаемся изменить других, но не думаем о своей душе. Не лучше ли довериться Богу?

Кто возложил на нас миссию спасать мир? Для чего мы живем, чтобы изменить других? Ты правда так думаешь, что твоя миссия — исправление человечества?

Лучше успокоиться, обрести мир в душе и поискать собственные изъяны. В конце концов, это так просто — поменьше говорить, а смотреть прежде всего на самого себя!

Скажу вам еще кое-что. Некоторые люди стремятся во что бы то ни стало изменить своих родных, близких и всех вокруг, потому что не удовлетворены собственной жизнью. Их не устраивает своя семья, свои отношения, вот они и сосредотачиваются на спасении мира. Здесь можно говорить о нехватке любви и счастья — в собственной жизни. Счастливый человек не будет так сильно тревожиться о других людях: его жизнь наполнена любовью.

Как-то я спросил одну женщину, которая жаловалась на сына:

— У тебя есть муж?

— Да.

— Вы любите друг друга?

— Почему вы спрашиваете?

— Ты любишь своего мужа? Между вами есть любовь, единство? Вы счастливые супруги? Если бы вы были счастливой парой — по-настоящему счастливой, — ты бы не переживала так за своего ребенка.

Люби ближнего, уважай его свободу и оставь в покое

Часто наша тревога и беспокойство о других говорит о том, что мы несчастливы в собственной личной жизни — потому и начинаем заниматься чужой. Подобное бывает и в монастырях. Когда у монаха (или монахини) нет мира с Богом, не ладятся отношения со старцем, с молитвой — то нет и покоя. Такого монаха все начинает раздражать: погода, дожди, комары, паломники… Если есть мир с Богом и близким человеком, ты не будешь лезть в чужую жизнь. Бог дал нам нашу жизнь, мы встретились, полюбили друг друга, родили детей, у них будет свой путь…

Бог не спросит с тебя за выбор другого человека. И ты бери с Него пример — люби ближнего, уважай его свободу и оставь в покое.

Помните, что сказал отец старшему сыну (не блудному, а тому, который всегда был при нем и после возвращения брата стал высказывать недовольство) ? «Сын мой! Ты всегда со мною…» (Лк.15:31). Чувствуешь ли ты себя сыном Отца? Брат блудного сына никуда не уходил из отчего дома, но при этом отец так и не стал для него отцом – судя по тому, что он ему наговорил.

Я думал об этом сегодня утром. Подумал, помолился, и вот какая мысль пришла мне в голову: «Если бы я доверял Богу по-настоящему; если бы жил молитвой и находил в ней покой — мне ни до чего не было бы дела, даже если весь мир завтра погибнет». И я думал бы так не от презрения к миру, а из-за доверия к Богу. Никакого презрения здесь нет!

Когда ты молишься — ты живешь молитвой? Доверяешь ли в эти минуты Богу? Чувствуешь, как с плеч падает огромная тяжесть? Как говорится в ектении на Божественной литургии: «Сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим». Доверь свою жизнь Христу, доверь Ему все! Понимаешь?

Старица Гавриила говорила: «Когда я о ком-нибудь молюсь, то мысленно, в душе, беру этого человека и ставлю у Креста на Голгофе, перед Распятым Христом, чтобы он оказался в свете любви Господней. И затем смотрю, чувствую ли я после молитвы покой». Если, помолившись за кого-то, ты обретаешь покой, значит, ты действительно подвел человека к Спасителю. А если сердце продолжает колотиться, значит, ты так и не смог вверить все Господу и снова руководствуешься собственной логикой. Когда мы молимся по-настоящему, то успокаиваемся, потому что чувствуем объятия и любовь Христа.

Помните, как Господь трижды спрашивал апостола Петра: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?» (Ин.21:15). А когда сказал ему: «Иди за Мною», Петр спросил: «Господи, а что будет с Иоанном?» И Христос ответил: «Ты иди за Мною. Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» Какое тебе дело до других? Есть Я и ты, мы двое, здесь, на земле. Мы ведь любим друг друга? Ты действительно любишь Христа? Тогда доверь мир Ему, а сам живи в своем мире, и тогда мир изменится — не успеешь заметить.

Обрети покой и тишину. Пусть ребенок видит спокойную мать, а муж — счастливую супругу. Пусть от тебя исходит спокойствие, тишина, доброта и любовь. Это — лучшая проповедь. И если ребенок каждый день будет видеть прекрасных родителей, он изменится — без всяких увещеваний с твоей стороны. Когда от человека исходит тепло, люди рядом с ним меняются.

У нас в школе был один мальчик, который не постился. Он даже не знал, когда пост, и мог принести в этот день бутерброды с колбасой, сыром и брынзой. Когда же он узнал про посты и увидел, что остальные ребята постятся, то спросил меня:

— Почему вы не ругали меня за бутерброды?

— А что тебя ругать, если ты даже не знаешь, что сегодня пост? Раз мама дала тебе в школу бутерброды, могу ли я тебя ругать? Так вы и дома переругаетесь… Разве это правильно?

Иногда по таким вопросам возникают споры. Бывает, ученик поднимает руку и спрашивает:

— Как быть, если дома кто-то не постится? Можно ли заставлять поститься через силу?

Я в таких случаях отвечаю:

— Попробуйте – и увидите, что будет. Попробуйте! Пусть все постятся, а в семье не прекращаются ссоры, склоки и ругань. «Слава Богу, наконец-то Великий пост, можно поругаться!» Давайте, вперед!

— Но отче, это же неправильно!

— Хорошо, делайте, как правильно!

— Но ведь по канонам надо поститься!

— Хорошо, поститесь! Разве я сказал не поститься? Поститесь!

Важно, как учил старец Паисий, чтобы каноны не превращались в оружие против людей.

Канон — это линейка, по которой мы выпрямляем свою жизнь. Я вот выпрямляю ее так. Но насильно это не сделать. Только добровольно. Как-то в одной передаче я говорил о рае. Я сказал тогда, что не нужно постоянно думать про ад и бояться, и привел слова старца Порфирия на эту тему. Старец говорил, что Господь не хочет, чтобы мы вместо Него думали про ад. Он хочет, чтобы мы любили Его как друга. Господь обращается к нам: «Я не хочу, чтобы вы думали обо Мне в связи с адом. Я хочу, чтобы вы любили Меня, чтобы чувствовали Меня своим Другом, Братом и стремились ко Мне».

Одна моя знакомая после той передачи прислала мне письмо по электронной почте. «Отче, — писала она, — вы говорите очень односторонне. Бог — это еще и справедливость, а не только любовь! Господь говорил про ад, и в Новом Завете говорится про ад!» И указала мне пятнадцать мест из Нового Завета, где говорится об аде. Я подумал, как хорошо, что она это сделала, прислала мне такую информацию, и не стал ей отвечать. Но при встрече сказал ей:

— Думаешь, я не знаю про существование ада, не знаю, что о нем говорит Священное Писание? Знаю. Но скажи-ка мне вот что. Представь себе, что ты живешь во времена Христа. И вот ты — рядом с Ним, идешь с Ним вместе. Как думаешь, могла бы ты почувствовать, находясь рядом со Христом, дыхание ада? Разве для этого Он пришел — чтобы напугать нас адом? Можешь представить себе Христа, Который вообще хочет кого-то напугать?

С этого все и начинается: я боюсь попасть в ад, поэтому лучше буду со Христом.

«Отче, я хочу согрешить!»

У меня в школе был один паренек, который сильно переживал из-за оценок — в том числе и по моему предмету. Мальчик постоянно старался понравиться, и я чувствовал, что он боится, как бы я не поставил ему плохую отметку. Время шло, он узнал меня получше и вот как-то пришел ко мне на исповедь.

— Исповедь ведь не повлияет на мои оценки? — сразу спросил он.

— Нет, сынок.

— Я сейчас вам скажу нехорошие вещи, но ведь одно дело, когда мы в школе, а другое — исповедь. Да?

— Конечно.

Мальчик исповедался, и я сказал ему:

— Твои грехи — на плохую оценку. Но мы не ставим оценки за грехи.

И в школе паренек получил от меня пятерку.

А некоторое время спустя он подошел ко мне и сказал:

— Сначала, отче, я любил вас из-за оценок. А сейчас, даже когда я перестану у вас учиться, мне бы хотелось общаться с вами вне школы — потому что теперь я люблю вас как человека!

Получилось замечательно.

А вы как любите Бога? Тоже из-за оценок? Думая постоянно: «Главное, чтобы Он меня не наказал, не разгневался, не отправил в ад!»

Делай, что хочешь! Вопрос в том, что ты хочешь делать. Что?

Будучи студентом, я слышал рассказ нашего преподавателя, митрополита Николая (Хадзиниколау), как однажды он пришел к своему духовнику и сказал:

— Отче, я больше не могу! Я скоро взорвусь!

— Что случилось, сын мой? Почему?

— Церковь давит на меня, я не могу больше терпеть!

— Что же ты хочешь сделать?

— Я хочу согрешить!

И тут его духовник спокойно сказал:

— Согреши.

И как только он это сказал, желание согрешить вмиг исчезло.

— Он так спокойно это сказал, — рассказывал нам митрополит, — а я боялся в ответ услышать: «Да как ты смеешь так думать! Как смеешь мечтать о грехе!» А он: «Вперед, сын мой, делай, что хочешь».

Вы можете сказать на это: «Но если позволить такое ребенку, он действительно пойдет и согрешит!» Думаю, нет, не согрешит. Скажите-ка мне лучше вот что. Как НЕ грешить? Посоветуйте наилучший способ. Найдем его вместе!

Иногда ты имеешь полное право на гнев. Как однажды мне сказали: «У вас просто нет детей, вот вы так и говорите. Был бы у вас ребенок, сказал бы он вам, что хочет пойти ночью погулять, вы бы ответили ему — делай, что хочешь, иди, куда хочешь, — а потом посмотрели бы, что в итоге… Если бы у вас был ребенок, разве разрешали бы вы ему гулять по ночам?»

Правильно. И я бы ругался, и я бы настаивал на своем, говорил бы обидные, колючие слова, чтобы вернуть дитя на путь истинный. Но здесь есть один нюанс. Можно даже залепить пощечину — но смотри: рука твоя должна пахнуть ладаном. Сперва помолись с четками в руках хотя бы часок — перед тем, как дать пощечину. Помолись, и там посмотришь. Но как мы не любим молиться!..

На Афоне один человек постоянно говорил мне: «Пойду в келью, помолюсь». Говорил так с утра до вечера, и все не шел. Одни разговоры, а молитвы никакой. «Как прекрасна молитва!» — повторял он и не молился.

Помолись часок, и если все безрезультатно — давай пощечину, посмотрим, что будет. Но мы никогда не молимся. Гораздо легче ругаться, ссориться и препираться. Так что давайте-ка перестанем вешать на людей ярлыки — кто плохой, кто хороший, кого надо исправлять, а кого не надо.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]