Торпедолов
17.01.2017 691 0 0 masterok

Торпедолов

---
0
В закладки


Даже и не представлял о существовании на флоте такого рода специальных кораблей и специального персонала. А ведь логично конечно, хотя я думал что все же этим никто не занимается. И вот случайно встретил на просторах интернета такой рассказ о флотских буднях времен еще СССР наверное. Забавная и интересная история о наших моряках, торпедах и норвежских моряках.

Командир торпедолова мичман Исмаилов Сабир-оглы много лет назад прибыл в Гранитный для прохождения срочной службы матросом, да так в нём и остался. Курд по национальности, уроженец солнечной Ленкорани, невысокий, худощавый, черноволосый, он носил чёрные густые усы, над которыми сияли выразительные карие глаза.

Честно говоря, вид у него был довольно грозный и воинственный. Должность же у Сабира была ответственнейшая, а по нагрузке – тяжелейшая.

Ведь что такое торпедолов?

«Маленький кораблик, не баржа – шаланда,
Мичман командир, моряков команда.
Он выходит в море за стальным уловом.
Гордо величают его торпедоловом.»

Без этого маленького кораблика длиной в двадцать метров, с небольшой осадкой и экипажем в шесть человек не могло обойтись на флоте ни одно значительное учение, связанное с торпедными стрельбами. Оно и понятно: выпущенную по цели торпеду нужно найти в море, поднять из воды и доставить в базу. Найти и поймать торпеду надо обязательно: иные из них стоили около миллиона советских рублей, да и сама «начинка» торпед была секретной.

Фото 2.


Легко сказать: поймать торпеду в море… А когда штормит, и ледяные волны гуляют по палубе, периодически перекатываясь через ходовую рубку и мостик над ней, когда качает так, что душу выворачивает, когда, извините, блевать уже нечем, и откуда-то из нутра с каждым позывом идёт только зелёная слизь, и специально делаешь несколько глотков воды, чтобы тут же тугой струёй выдать её обратно… Вот тогда ловля торпеды превращается в цирковой аттракцион, причём смертельный, на который даже со стороны смотреть страшно.
Обычно торпедолов лежит в дрейфе либо имеет «самый малый ход» рядом с сектором торпедной стрельбы надводного корабля или подводной лодки.

Он ждёт и наблюдает, где всплывёт красная головка торпеды. Торпеда после пуска проходит положенную дистанцию и всплывает, при этом отдельные их модификации дают фонтан воды, на других – мигает огонёк, на третьих – вылетает несколько ракет, – всё это для облегчения их обнаружения. Заметив торпеду, торпедолов сближается с ней – желательно кормой, на которой есть специальный клюз (углубление), куда торпеда ловится, а потом пристёгивается за рым (кольцо) карабином и втаскивается лебёдкой на палубу. Потеря торпеды – ЧП флотского масштаба с соответствующими оргвыводами.

За 20 лет командования торпедоловом Сабир не потерял ни одной, а сколько вытащил из бурного полярного моря, наверное, и сам не смог бы сосчитать. Конечно, всякое случалось: и ход теряли, когда в шторм работающие дизели заливало морской водой, и травмы получали, и за борт смывало крутой волной, однако Сабир всегда достойно выходил из самых сложных ситуаций.
Вот, например, история.

В одном из полигонов боевой подготовки флота выполнял торпедную стрельбу атомный подводный крейсер стратегического назначения. Дело было летом: море спокойное, солнечно, видимость полная – в общем, условия идеальные. Стрельба проводилась новейшим образцом суперсовременной и совершенно секретной противолодочной торпеды. Как всегда, поблизости крутилась «Марьятта» – разведывательный корабль НАТО, попортивший немало крови всем североморцам. Надо объективно сказать, что моряками норвежцы были отменными, а командир «Марьятты» – награждён всеми высшими натовскими орденами.

Короче, атомоход выполняет торпедную стрельбу, торпеда всплывает, и, в это время, с «Марьятты» сбрасывают на воду скоростную надувную лодку с мощным подвесным мотором, в которую прыгает несколько норвежских моряков. Лодка резко стартует, подлетает к торпеде раньше торпедолова, привязывает её к своему борту и начинает буксировать к «Марьятте».

Надо было видеть Исмаилова в тот момент: глаза круглые и мечут молнии, усы, и без того густые, – дыбом, спина выгнута, точно у камышового кота, из раскрытого ощерившегося рта раздаётся шипение и сыплются ругательства сразу на трёх языках – русском, азербайджанском и матерном.

Сабир начал водить торпедолов на высокой скорости вокруг лодки, разгоняя крутую волну. Норвежцев заштормило, временами ставя их лодочку буквально «на попа», почти под 90 градусов. Цепляясь за что попало, обдаваемые солёными брызгами, они видели на мостике торпедолова разъярённого советского мичмана, машущего им кулаком и делающего характерные жесты большим пальцем по горлу, а ветерок доносил к ним понятные и без переводчика: «Аллах… Твою мать… Гяур… Кирдык…».

Тем временем на верхнюю палубу торпедолова вывалил весь его немногочисленный экипаж. Наши мореманы и в базе не отличались строевой выправкой и строгим соблюдением правил ношения форменной одежды, а уж тут, в море… Из машины вылез моторист в комбинезоне на голое тело, поигрывая мощными мышцами на накачанном торсе, с огромным разводным ключом в промасленных руках. Боцманёнок, в одной драной тельняшке, схватил багор и, словно гарпуном, метился им в норвежскую лодку. Радист, в трусах и тельнике, грозно крутил над головой красным пожарным топором. Штурманский электрик, подобно янычару, как ятаганом, рубил воздух камбузным тесаком, которым обычно крошили капусту…

Думаю, норвежцы не видели такого никогда – ни до, ни после. Бросив злосчастную торпеду, они ретировались на корабль и дали полный ход к своим берегам.

Фото 3.


Катер-торпедолов пр.1388 предназначен для поиска, подъема с воды на борт или буксировки использованных практических торпед во время учебных торпедных атак, а также при стрельбе на торпедо-пристрелочных станциях. Торпедолов следует за выстреленной торпедой, находит ее и доставляет на базу или к стреляющему кораблю.

Фото 4.


Первыми отечественными торпедоловами можно считать катера проекта 368, которые строились на нескольких судостроительных предприятиях страны и довольно большой серией - было построено около 100 кораблей.

Катера-торпедоловы проекта 368 имели следующие технические характеристики:
Водоизмещение - 84,7 тонн;
Длина - 29.6 м;
Ширина - 5,9 м;
Осадка - 1,5 м;
Силовая установка - два дизеля типа М-50Ф-4, общей мощностью 2400 л. с.;
Скорость хода - 21,6 узла;
Дальность плавания - 550 миль;
Экипаж - 15 человек;
Техническое оборудование:
РЛС «Донец» - 1;
Эхолот НЕЛ-3 - 1;
Гирокомпас «Гиря-КМ» - 1;
Лаг «ЛГ-4» - 1;

Фото 5.


торпедоловы проекта 1388

С 1978 года в состав военно-морского флота СССР стали поступать более современные катера-торпедоловы проекта 1388 шифр «Баклан», которые получили от военных специалистов НАТО кодовое обозначение «Shelon». Проект нового торпедолова был разработан в ЦКБ-5, ныне известно как конструкторское бюро «Алмаз», а строительство было начато на Сосновском судостроительном заводе. Головным катером проекта 1388 стал торпедолов ТЛ-1127, и всего было построено 20 катеров данного проекта для всех флотов бывшего СССР.

Катер-торпедолов проекта 1388 следующие технические характеристики:
Водоизмещение - 270 тонн;
Длина - 46,1 м;
Ширина - 6,2 м;
Осадка - 2.2 м;
Силовая установка - дизельная установка мощностью 10000 л. с.;
Скорость хода - 30 узлов;
Дальность плавания - 900 миль;
Экипаж - 20 человек;
Автономность - 10 суток;

Фото 6.


Корпус торпедолова изготавливался по продольно-поперечной схеме, выполненной из листовой стали толщиной 5-9 мм. Семь водонепроницаемых переборок разделяют корпус на восемь отсеков и обеспечивают непотопляемость при заполнении двух смежных отсеков. В кормовой части торпедолова имеется специальное устройство - рампа для приема торпед из воды в специальный торпедный отсек. Таким образом, обеспечивается сохранность торпед в сухих условиях в отличие от торпедоловов проекта 368, где поднятые из воды торпеды лежали открытым способом.

Движительное устройство торпедолова состоит из двух трехлопастных бронзовых винтов и двух штурвалов прямого балансирного типа.

Надстройка катера выполнена по поперечной схеме из легкого АМГ-сплава, а ее боковые стенки частично выполнены из гофрированных листов для увеличения крепости стенок.

Якорно-швартовое устройство представлено двумя якорями Холла по 250 кг и длиной якорной цепи по 100 м. На катере-торпедолове имеется носовой электрический шпиль, якорные палубные клюзы, две вьюшки с тросами диаметром 22,5 мм и по 75 м длиной.

Фото 7.


На торпедолове смонтированы две мачты - четырехногая фок-мачта для размещения на ней сигнальных огней и антенн навигационного оборудования; и трехногая грот-мачта, на которой закреплена грузовая стрела, используемая для подъема выловленных торпед и погрузки их в торпедный отсек.

В мирное время на торпедоловах вооружение отсутствует, но в период военного времени на этих катерах предусмотрено место для монтажа носового спаренного автомата калибром 25 мм типа 2М-3 или 30 мм шестиствольной зенитной установки АК-306.

Дальнейшим развитием катеров-торпедоловов данного проекта стали катера серии 1388Р, известные как корабли радиохимической разведки, которые обозначались буквами КРХ по бортам.

Фото 8.


После развала Советского Союза Украине в 1997 году были переданы два катера-торпедолова проекта 1388 «ТЛ-1005» и «ТЛ-1616». В дальнейшем катера получили наименование «Малин» (бортовой номер U-890) и «Херсон» (U-891). Оба катера базировались в бухте Стрелецкой города Севастополя и требовали капитального ремонта. Торпедолов «Малин» восстановить так и не удалось, а вот второй катер «Херсон» прошел ремонт на Херсонском судостроительном заводе и на сегодняшний день активно эксплуатируется во время морских учений.

Фото 9.


Фото 10.


Фото 11.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


источники
http://warnet.ws/news/u43069_kak_norvegi_torpedu_pytalis___spizdit_875
https://topwar.ru/78529-kater-torpedolov-proekta-1388.html
http://korabley.net/news/katera_torpedolovy/2011-10-06-970

А вот еще интересные корабли вашему вниманию: вот посмотрите на Самый большой корабль в мире, а вот Водный монстр M80 Stiletto. Вспомните еще куда тут тянут лодку и что это за плавающий утюг Zumvalt. Была такая Операция "Бегемот-2". Залп баллистическими ракетами и сейчас существует Единственный в мире атомный лихтеровоз-контейнеровозуникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]