Что же с нами будет (про смерть ЖЖ)?
---
Во время последней прямой линии очень много вопросов было про ЖЖ и будущее соцсетей:
"Есть какое-то желание реанимировать ЖЖ или создать альтернативу, или что-то делать в своем блоге вместе с другими блогерами?
Думаешь ли ты, что через несколько лет социальные сети себя изживут и появится какой-то кардинально новый формат для коммуникации между людьми? А если серьёзно, то вопрос такой: что после ЖЖ, ведь он же скоро закончится?
Какая в будущем будет коммуникация между людьми в интернете после соцсетей?
По-моему, ЖЖ как сервис безнадёжно устарел. Это какой-то мастодонт с отсталыми интерфейсами – медленный и неуклюжий. Единственное, что держит его на плаву, – это классный контент, а авторам просто некуда уйти. Нет альтернативы. Согласен?
Чем думаешь заняться, когда популярность ЖЖ как инструмента донесения информации сойдёт на нет?
Как думаешь, сколько лет ещё твой формат блога продержится? Видеоблоги задавят сайты!
В каком направлении будет развиваться интернет в ближайшие 10 лет?"
Давайте по порядку.
Я считаю, что на сегодняшний день "Живой Журнал" – это умирающий сервис. Глупо ждать от него чудес. Вы же не ждете от дряхлого пенсионера, что он несколько лет потренируется, накрасится и будет пользоваться успехом у молоденьких девушек? Максимум он может зубы новые вставить, но от этого он не будет конкурентноспособным. Молодую чаровницу ему не соблазнить. Купить может, так многие делают, но ввиду вполне объективных причин его время прошло.
Прошло время "Живого Журнала". Я пишу это без злобы, всё-таки пока это отчасти мой дом.
Давайте теперь подробно разберём, что случилось.
1. Самая большая проблема в том, что ЖЖ морально устарел.
Он просто древний. В него не придет регистрироваться молодежь, он неповоротливый и неудобный. На ЖЖ смотрят уже как на музейный экспонат, и вполне справедливо. "Ого! Сервис, где нет нормального мобильного приложения! Ничего себе! Вау, у них даже комменты нельзя лайкать! Вот это да! Неужели такое бывает!"
Когда в сервис не приходят новые пользователи – это конец. Когда в сервис не приходит молодежь – это конец. ЖЖ стареет вместе со своим ядром, которое было набрано 5-10 лет назад. Новые инетресные блогеры уже давно не появляются. Никаких более-менее серьезных людей перетащить на ЖЖ у команды не получилось. Зато постепенно отваливаются старые блогеры. Кто-то уходит на другие площадки, кто-то начинает заниматься чем-то другим. Их место заполняет некачественная жёлтая масса с копипастой и скандальными заголовками. Они приносят кое-какой трафик площадке, но отпугивают качественную аудиторию.
2. В нем нет трафика.
Как это ни печально, но в ЖЖ кончается трафик. Зачем пользователю заводить свой блог на какой-то площадке? Чтобы иметь доступ к аудитории! Иначе можно было делать свой сайт и не париться. Но если вы сделаете свой сайт, то вас не услышат. Вас будут читать 10 ваших друзей и ещё 100 случайных пользователей, и всё. Поэтому вы идёте и заводите себе "Твиттер", "Фейсбук" или канал в "Телеграме". И везде есть понятные инструменты для пиара. Вы пишете интересный пост, вас репостит известный автор, и вот вы уже просыпаетесь знаменитым. Сейчас часто приводят в пример "ЮТуб". Мол, видеоконтент – это круто, ролики смотрят миллионы человек, а посты читает в 100 раз меньше. Это не только заслуга видеоформата. Это заслуга сервиса, который, имея огромную аудиторию, делает всё, чтобы вы, зайдя посмотреть один ролик, зависли на сайте на час, посмотрев десяток других. Задача любого сервиса – захватить пользователя и не отпускать его. Знаете, есть такие восточные магазинчики, куда если зайдешь, без покупки не выйдешь. Так вот, "Фейсбук", "ЮТуб" и даже "Твиттер" – это как раз такой магазинчик с радушных хозяином: без покупки не уйдете. А ЖЖ превратился в унылое сельпо, где даже если и хотел что-то купить, посмотришь, развернешься и уйдешь в другое место.
ЖЖ разучился продавать своих пользователей. Вы заходите в блог конкретного пользователя, и это ваша конечная точка. Сервис не рекомендует вам постов, сервис не рекомендует вам авторов. Сервис даже не предполагает нормальных репостов! Я не могу сделать репост понравившегося поста, так как этот репост будет дублироваться в ленте у читателей, что вообще ад. В ЖЖ просто нет никаких инструментов для удержания аудитории. Раньше был трафик с топа и главной, но команда Гулина убила и этот инструмент своими странными попытками сделать СМИ.
Сегодня ЖЖ – это серия разных блогов, совершенно не связанных между собой. С таким же успехом можно завести себе отдельный сайт.
3. Реклама
На дворе 2017 год, а "Живой Журнал" так и не научился зарабатывать деньги. То есть в нём нет даже таргетированной рекламы! Я не могу разместить рекламу своего поста! Я не могу за деньги продвигать свой контент. Я не могу рекламировать свой пост только для пользователей из Москвы, кому от 18 до 30 лет. В ЖЖ вообще нет никаких инструментов для продвижения постов и рекламы. Есть убогое промо, от которого после реформы главной нет никакого толка. И всё. Полный провал монетизации.
4. Недоверие пользователей к администрации
На протяжении всей истории ЖЖ его администрация постоянно обманывает пользователей. Помните, нам обещали сделать вывод ЖЖетонов в реальыне деньги? Помните, пользователям обещали дать возможность уходить на домен второго уровня? Но в итоге уйти смог только я и Леся Рябцева.
Хотя год назад обещали:
И рекламу обещали.
А вот что бывший глава ЖЖ обещал год назад про трафик:
"Кроме главных страниц, фактически инструментов получить больше трафика за счёт рейтинга на данный момент нет. Я имею в виду инструменты поиска контента, где пользователь может наткнуться на то, что может быть ему интересно, и продолжить дальше читать этого автора. Соответственно, наша задача этот инструмент сделать, и сделать его более эффективным, чем сейчас топ записей в ЖЖ. В этом году в относительной перспективе подобный инструмент будет, и мы его запустим вместе с Василием. Он будет красивым".
Как мы знаем, ничего не запустили. Надеюсь, Дмитрий говорил не про главную? ;)
Ну и т.д. Ловить администрацию на вранье нет никакого желания. Просто слишком много обещаний и мало дела.
5. Постоянные технические проблемы.
Сервис слишком нестабильный, очень тяжелый. Страницы долго грузятся, много ошибок и т.д. Да вы и сами всё знаете!
В общем, надо бы продолжить этот список, но чот я приуныл... Ведь есть еще одна проблема, в настоящий момент просто нет альтернативы. В определенном плане ЖЖ взял в заложники многих пользователей и пользуется тем, что людям некуда идти, и они готовы все терпеть.
В настоящий момент можно констатировать, что поезд прогресса ушел далеко вперед, а ЖЖ остался стоять на обочине истории. Я не вижу никаких возможностей догнать этот поезд. Сервис сейчас управляется слабой командой, которая, как мне кажется, не имеет никакого представления о том, куда надо двигаться. Ее хватает на залатывание дыр. Все инициативы последних лет провальны. Попытка сделать модное СМИ во главе с Гулиным – полный провал. Попытка сделать биржу рекламы для блогеров – полный провал. Попытка привлечь новых пользователей – полный провал. И т.д.
Мне кажется, господин Мамут уже давно забил на сервис и тихо ждет его естественной кончины. Это может произойти завтра, может через год или 5 лет. Просто однажды всем пользователям отправят письмо о том, что сервис прекращает свое существование, и у вас есть месяц, чтобы забрать свои вещи, выкачать архивы и найти новую площадку.
А возможно, Мамут понимает то, что понимаю я. Нет смысла вкладывать деньги в обреченные технологии. Развивать ЖЖ сегодня – это всё равно что начинать выпускать газету или журнал. Да, газеты ещё печатают, но все же понимают, что они обречены. На длинной дистанции не будет никаких газет, не будет никаких печатных книг, не будет аналогового радиовещания и т.д.
Давайте признаем, что "Живой Журнал" как формат устарел.
Что же будет дальше?
Прогресс идет по пути упрощения. Смартфон заменил целый рабочий стол с телефоном, плеером, записной книжкой, календарем и т.д.
Но теперь возникло слишком много похожих устройств. Компьютер настольный, ноутбук, планшет, смартфон большой, маленький... Очевидно, что в будущем такое разнообразие устройств не понадобится, и уже в ближайшее время мы увидим рождение из пены единого устройства, которое объединит в себе всё.
А помните, раньше у всех мобильников была разная зарядка? А теперь все переходят на USB-C. Даже "Эппл" перестал заниматься хернёй и новые ноутбуки делает с USB-C зарядкой. Думаю, "Айфон 8" тоже перейдет на единый стандарт.
То же самое и с технологиями распространения информации. Я уже много раз писал, но готов повториться. Сейчас основная проблема для авторов в том, что есть слишком много сервисов для создания контента. Только я активно веду Твиттер, Инстаграм, ВКонтакте, ЮТуб, Фейсбук, теперь ещё канал в Телеграме! А как это читать людям? То есть моя аудитория сейчас раскидана по разным сервисам, мне приходится дублировать контент, но это не всегда получается. Кто-то что-то упускает, кто-то видит одну и ту же информацию по несколько раз.
В будущем первостепенным будет контент. Через 5 лет конкурировать будут не сайты между собой, а агрегаторы информации. Кто лучше научится упаковывать контент и давать его пользователю — тот победит. На это поле вышли крупные игроки. Тот же Фейсбук тратит на это много ресурсов. Если сегодня зарабатывают площадки, то завтра зарабатывать будут непосредственно авторы в доле с агрегаторами контента. В этой системе совершенно неважно, останется ли ЖЖ или нет. И, возможно, никому не будет нужен мой блог.
И ещё определенно должно произойти слияние контента и привязка его к автору. Сегодня если я хочу читать, например, Тему Лебедева, мне надо заходить в его Фейсбук, в его ЖЖ, на его сайт. Самому автору приходится дублировать контент на разных площадках. Через 5 лет я буду читать Тему Лебедева из одной точки. Всю нужную мне информацию о нем будет собирать и упаковывать для меня робот.
Победит тот, кто сделает удобный сервис по доставке контента от автора к потребителю.
А вслед за этим полностью изменится модель монетизации. Но это уже другая история.
А ЖЖ мы будем вспоминать с теплотой, как сегодня вспоминает Фидо, Вечерний Интернет, ICQ и даже чаты на "Кроватке".
Всё самое свежее я теперь публикую в Телеграм-канале. Подписывайтесь!
И про Твиттер не забывайте...
... и ещё Инстаграм!
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]