Дорогами Австро-Венгрии: Огороды империи
Полоски облаков на небе, полоски снега на обледеневшем асфальте, полоски от бороны на полях. В горизонт уходит узкая, неровная дорожка, по бокам прихваченная поредевшими с годами полосками старых ветвистых тополей.
Я всматриваюсь в пейзаж и представляю, как по этой дороге ехали телеги и кареты. Поскрипывали рессоры. Цокали копытами по брусчатке лошади. Здесь, в Польской глубинке, днем с огнем не найдешь автомагистраль. Ограничение скорости на тесных дорожках — почти всегда 50 км. ч. Чтобы доехать в интересное место, придётся потерпеть.
Хотя в любом путешествии, самое важное — это не цель, а процесс. Вот почему я больше всего люблю путешествовать на автомобиле. Долгий, комфортный путь увеличивает ценность достижения цели, а также дает время и повод для размышлений.
О чем думать в дороге? Например о том, сколь занятная штука — история. Начинаешь изучать историю мест, по которым шуршат колеса твоего автомобиля, и понимаешь, что даже самое богатое воображение не способно нарисовать подобное.
Подумайте только, члены одной семьи (уместнее сказать — династии) правили значительной частью Европы почти 650 лет! Кроме шуток. Представители династии Габсбургов правили Австрией, Священной Римской империей, Чехией, Венгрией, Хорватией, Испанией, Португалией, частями Италии и Румынии и даже… Мексикой, хотя и всего три года.
Независимо от того, как называлось государство, Габсбурги были в его главе. С падением Священной Римской империи в 1806 году, самым могущественным образованием на европейском пространстве стала Австрийская империя, позже ставшая Австро-Венгрией. Двуединая империя с двумя столицами (в Вене и Будапеште), объединившая Австрию, Венецию, Ломбардию (части Италии), Богемию (Чехия), Галицию (части современных Польши и Украины), Венгрию, Трансильванию (часть Румынии), Хорватию, Словонию (Словению). В начале 20 века империей были аннексированы Босния и Герцеговина. Другими словами, под властью императора Франца Иосифа, правившего долгие 68 лет (с 1848 по 1916 год) оказалось огромное многонациональное государство.
Собственно, в один день именно это империю и погубило. Титульные народы не сильно заботились о соблюдении интересов славянских наций, и межнациональная напряженность росла с каждым годом. Чтобы спасти империю от падения, наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд разработал проект конверсии монархического государства в федерацию равноправных наций. Империя бы стала не двуединой, а триединой, с учетом славянских интересов. Но этим планам не суждено было сбыться — во время визита эрцгерцога в Сараево 28 июля 1914 года боснийский патриот Гаврила Принцип жестоко расстрелял его и его жену из "браунинга".
Не получив ответа от Сербии на выдвинутый по этому случаю ультиматум, Австро-Венгрия применяет casus belli, формальный повод для объявления войны. На защиту Сербии встает Россия, объявившая мобилизацию… Вскоре и весь европейский континент вспыхнул огнем. Так началась Первая Мировая война, уничтожившая сразу четыре империи (Российскую, Австро-Венгерскую, Османскую и Германскую), и убившая как минимум 22 миллиона человек, большая часть которых была мирными жителями…
Под соусом подобных размышлений даже издевательски медленные польские дорожки уже не в тягость. Гулливер неспешно катится к горизонту, фыркая мотором, как запряженные в большую белую карету породистые скакуны.
Чем ближе к закату, тем прямее и лучше становятся дорожки — лишь для того, чтобы завернувшись спиралью уйти в высокую гору.
Из одной Австро-Венгерской окраины мы попадаем в другую. Окруженная с севера и северо-востока горными цепями Западных Карпат, Словакия — чередование возвышенностей, с которых взирают на путников руины замков,
и плодородных долин.
Более 40% территории используется в сельскохозяйственных целях, как и сотни лет назад. Огороды Империи? И да, и нет. К моменту распада Чехословакии на Чехию и Словакию, своей промышленности в стране почти не было. Зато сейчас ее доля в ВВП составляет почти 40%. Главная статья экспорта — автомобили, которые делают на заводах Volkswagen в Братиславе, Peugeot в Трнаве и Kia Motors в Жилине. А еще тут добывают нефть, газ, бурый уголь…
Столица Словакии — Братислава. Но мне куда интереснее старый город Кошице, расположенный у подножья горного массива Чьерна Гора. Во времена его основания и расцвета, он был частью Венгрии, и именно тут в 17-18 веках зрело венгерское восстание против власти Габсбургов.
Центральная улица Кошице — что московский Арбат. Глянцевые витрины бутиков и антикварных лавок.
По соседству — широкий бульвар. Старинные трамвайные пути между округлых булыжников мостовой.
Средневековое подземелье.
Звонко падает евро-монетка в лежащий на брусчатке потертый черный футляр от скрипки. Хитро улыбается в усы скрипач, сверкает золотой зуб — разносится по тихой улице "Голубой Дунай" Штраусса.
Ледовая скульптура напоминает Пушкина. Это неслучайно — одна из главнейших улиц города названа в честь русского писателя.
Построенный в 14-15 веках, Собор Святой Елизаветы Венгерской — один из самых восточных готических соборов Европы. Высота башни (названной именем Сигизмунда) — 59 метров.
Что ни говори, величественное здание, и снаружи, и внутри. Фотографировать там во время утренней службы я не решился, но гигантский алтарь произвел на меня не меньшее впечатление, чем десятки прихожан, пришедших рано утром помолиться своему Богу…
Чтобы прочувствовать любой город, нужно уйти с местного Арбата во дворы, на мелкокалиберные улочки.
Там-то и открывается Кошице во всей своей скромной, молчаливой красе.
Уже нет глянцевых витрин, из которых смотрят на тебя костюмы с невероятной добавленной стоимостью.
Тут живут люди, о чем говорит каждый фонарь и каждый кирпичик.
Часть зданий, кстати, восстановлена как раз по этим самым кирпичикам. 26 июня 1941 года над венгерским городом в небе появилось три больших бомбардировщика без опознавательных знаков. На центр города было сброшено 27 стокилограммовых бомб.
Официально было объявлено о нападении СССР (хотя далеко не все историки согласны с приведенными доказательствами). Тем не менее, снова – casus belli, формальный повод для объявления Венгрией войны Советскому Союзу…
Побродив по безлюдному ночному Кошице, мы вернулись в тепло кареты…простите, автомобиля, и снова двинулись в путь по некогда Австро-Венгерским землям. Куда? Об этом вы узнаете совсем скоро.
Взято: artemspec.livejournal.com