Добро пожаловать в Ад. Часть 1: Ад дохристианский
---
Преисподняя в видеоиграх
С древнейших времен, как только человек обрел способность мыслить, он стал задумываться о том, что ждет нас после смерти. И человеку всегда хотелось верить, что это не конец, и что там, после смерти нашего тела, нас ждет нечто другое, какая-то иная жизнь. Проходили века и появились первые религии, которые предлагали разные варианты посмертного существования, но в целом они сходились в одном. Если человек в земной жизни вел себя достойно, он будет вознагражден за это в жизни загробной. Но если человек в своей жизни совершал много дурных поступков, его душа будет обречена на страдания в самых ужасных и мрачных местах. В различных религиях это место носило разные названия - Тартар, Хельхейм, Нарака, Геенна, Ад.
Как я уже писал в одной из своих статей, практические все идеи, которые используют игровые разработчики при создании своих продуктов они черпают в культуре и истории человечества. И конечно, такая тема, как Ад, не могла не привлечь к себе их внимание. В этой статье мы постараемся вспомнить видеоигры, в которых действие целиком или частично разворачивалось бы в мрачном загробном мире.
В мифах и легендах Древней Греции, как и в большинстве других древних религий не существовало разделения на рай и ад. Все души умерших попадали в царство мертвых, которое находилось глубоко под землей. Правителем этого царства был Аид. По его имени стали называть и сам мир мертвых. Позже слово Аид трансформировалось в Ад.
После смерти душа оказывалась на берегу реки Стикс, где ее ожидал мрачный перевозчик Харон, который переправлял ее на другой берег. Само подземное царство было разделено на три уровня. Начиная от преддверия Аида и вдоль всего царства мертвых простирался Асфоделовый луг, куда и попадало большинство душ. Здесь, среди голых искореженных деревьев, бесцельно скитались души, испившие воду реки Леты и забывшие о земной жизни.
Души тех, кто прожил благочестивую жизнь попадали в Элизиум – обитель блаженных, где не было ни страданий, ни тягот и забот. А вот те, кто в своей жизни совершил какие-то проступки попадали в Тартар, глубочайшую пропасть, где они были обречены на вечные страдания.
Изначально Тартар считался мрачной бездной, находившейся гораздо ниже Аида, куда никогда не проникал свет солнца и где царили вечный мрак и холод. Здесь в вечном заточении томились низвергнутые олимпийцами титаны. Позже Тартар начинают описывать как самое отдаленное и самое мрачное место Аида, где отбывают наказание грешники. Три слоя мрака и медная стена окружали Тартар. Среди наиболее известных персонажей, которые, согласно мифам, заключены здесь, были Тантал, Сизиф, Иксион и Данаиды.
Естественно, без посещения Тартара не обошлась практически ни одна игра, посвященная античности. Так, в дополнении к action/RPG Titan Quest - Titan Quest: Immortal Throne действие разворачивается в подземном царстве Аида, а сам повелитель мертвых является главным антагонистом. Тартар предстает здесь как мрачное серое место, наполненное многочисленными демонами и страдающими душами.
Конечно, не могла обойтись без этой локации и серия о приключениях спартанца Кратоса, консольный эксклюзив God of War. Подземное царство и Тартар появляются как локации практически в каждой из частей этой игры. Художники компании Santa Monica при оформлении греческой версии ада выложились на полную. Здесь и гигантские механизмы, и бездонные пропасти, наполненные пылающей лавой, и множество построек, выполненных в хорошо узнаваемом античном стиле. Населен Тартар в God of War огромным количеством жутких чудовищ, начиная от минотавров и заканчивая колоссальных размеров титанами.
Тартар посещает и главный герой шутера Will Rock, выпущенного в далеком 2003 году, и отчаянно напоминающего Serious Sam. Игра довольно-таки необычна, ведь здесь нам предстоит пробиваться с пулеметом наперевес через орды различных созданий из древнегреческой и римской мифологии.
В Rise of the Argonauts Тартар также является одной из ключевых локаций. Здесь Тартар это проклятая земля, где главный герой, Ясон должен прорваться с боем в Храм Гекаты и заполучить Золотое Руно.
Конечно, не стоит забывать и об Assassin’s Creed Odyssey. Во второй главе масштабного дополнения "Судьба Атлантиды" под названием "Пытки Аида", наш герой, или героиня, спускается на самое дно Подземного мира - в Тартар, где ему предстоит встретиться с павшими от его же руки персонажами, а также с греческими героями и с самим Аидом.
Посещение Тартара является и частью двухмерного аркадного платформера Apotheon. Эта игра интересна хотя бы уже тем, что выполнена в стилистике древнегреческой вазописи. И хотя Царству мертвых здесь не хватает эпичности, оно получилось самой мрачной и темной из всех локаций.
В древнескандинавских, да и вообще в древнегерманских сказаниях загробный мир имеет удивительное сходство с древнегреческим миром мертвых. В германо-скандинавской мифологии принято считать, что всего существует девять миров, одним из которых является Мидгард - наша Земля. Мир мертвых называется Хельхейм, что буквально переводится как «владения Хель». От первой части этого слова - hel и происходит английское «hell» - Ад. Правителем миром мертвых является могущественная богиня Хель.
Хельхейм расположен в мире льдов и туманов Нифльхейме. И в то же время в скандинавской космологии мир Хель является независимым миром и составляет часть Древа Миров наряду с другими. От остального Нифльхейма Хельхейм огорожен каменной стеной или, по другой версии, горной грядой. В первой части «Младшей Эдды» Снорри Стурлуссона говорится о том, что Хельхейм по периметру окружен рекой Гьелль, через которую перекинут тонкий мост Гьялларбру, охраняемый псом Гармом и могучей великаншей-воительницей Модгуд.
Хельхейм, как и греческий Аид, выглядит достаточно мрачно. Сюда попадают души умерших, но Владычица Хель принимает к себе далеко не всех. Согласно порядку, установленному Одином, души доблестно павших воинов попадают в Вальхаллу, становясь эйнхериями. Половину погибших воинов забирает Фрейя и они попадают в Фольквангр. И только умершие от старости или болезней, а также те, кто нарушал законы предков, навеки попадают в мир Хель, откуда не может вернуться ни одно существо - ни человек, ни бог.
Первым делом, после того, как умерший пересекал мост Гьялларбру, он оказывался в Ярнвиде, Железном Лесу Хельхейма. Назывался он так потому что на деревьях здесь росли железные листья. В Железном Лесу обитал пес Гарм, который убивал всех тех, кто во время своей земной жизни не помогал нуждающимся. Прошедшие через Железный Лес и оставшиеся невредимыми оказывались перед Вратами Хель, которые вели в мир мертвых.
В самом центре Хельхейма находился Эльвиднир, один из самых больших и величественных дворцов во всех Девяти Мирах. Половина этого Чертога представляет собой роскошные и величественные залы, а вторая его половина - темные и холодные древние руины. Интересно, что саму Хель изображали как женщину, половина тела которой была живой, а другая половина выглядела как труп.
Для Хели и царства мертвых во время Рагнарека, скандинавского конца света, была отведена особая роль. Владычица Хельхейма объединится с огненными великанами из Муспельхейма и поведет армию мертвых к вратам Асгарда. Корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов, вместит в себя все души, когда-либо попавшие в этот темный и жестокий мир.
Скандинавская мифология является наверное одной из самых популярных у создателей видеоигр. И тему загробного мира конечно нельзя было обойти стороной. Пожалуй, лучше всего изобразить Хельхейм получилось у разработчиков британской студии Ninja Theory в великолепнейшей игре Hellblade: Senua’s Sacrifice.
События Hellblade разворачиваются примерно в VIII - IX вв., во время вторжения скандинавских племен на Оркнейские острова. Героиня, воительница народа пиктов Сенуа направляется в Хельхейм в надежде на воскрешение своего возлюбленного. На пути ей предстоит столкнуться с жуткими порождениями ее собственного больного сознания, ведь героиня игры абсолютно безумна. Хельхейм здесь действительно мрачное и тяжелое место, которое давит на игрока буквально физически. И чем дальше по сюжету мы продвигаемся, тем инфернальнее оно становиться.
В Хельхейме побывал и неугомонный спартанец Кратос, герой последней из вышедших частей God of War. Царство Хель интересно здесь тем, что в нем игрок видит гигантскую птицу по другую сторону моста, одного из трех петухов Рагнарека, что закричат извещая всех о начале конца. Во второй раз по сюжету игры Кратос выбирается из мира мертвых на большом потрепанном корабле, который является отсылкой к Нагльфару.
Хельхейм показан и в старенькой игре Rune, сюжет которой основан на пророчестве о Рагнароке. Герой игры, викинг Рагнар, по ходу сюжета погибает, но позже воскресает по воле Одина. Чтобы вернуться в мир живых ему предстоит пробиться через бесконечные мрачные лабиринты царства Хель, которые, правда, больше напоминают почему-то средневековые замки.
Очень необычно выглядит Хельхейм в хорроре Apsulov: End of Gods, действие которого происходит в уникальном сеттинге, опирающемся на скандинавские мифы и киберпанк.
Переместимся теперь из холодных земель Скандинавии южнее и восточнее, в Азию. Хотя игр, где действие разворачивалось бы в азиатском аду не так много, тем не менее они существуют, и заслуживают упоминания.
В индуизме, сикхизме, джайнизме и буддизме ад носит название Нарака или Нирайя. И хотя описание этого места разнится между религиями, все они сходятся в том, что Нарака является местом, где грешники проводят тысячи и миллионы лет, очищая свою карму, чтобы возродиться вновь.
В буддизме, в отличие от индуизма, ад не один, а целых шестнадцать, из которых восемь горячих и восемь холодных. В зависимости от степени земных прегрешений умерший попадает в предопределенный ему ад. Например, в горячем Сангхата-нарака грешников перемалывают сдвигающиеся скалы. А в Махападма-нарака так холодно, что тело и внутренние органы грешников замерзают и раскалываются на части.
В индуизме и джайнизме царством Нарака управляет Бог Правосудия Лока Яма, который определяет куда отправится душа после смерти - в Сваргу (рай) или в Нараку. Буддисты же верят, что в Нараку отправляются все души, чтобы очиститься от своих грехов, и не существует единого правителя, который учитывал бы действия людей в их жизни.
Под влиянием буддизма в китайской мифологии возникло представление об аде Диюй, который состоит из десяти судилищ, в каждом из которых расположено по шестнадцать залов для наказаний. Все умершие попадают вначале в первое судилище, где судья Циньгуан-ван после допроса решает грешна душа или нет. Праведники отправляются в десятое судилище, где им стирают память, после чего они возвращаются в мир живых для перевоплощения. А вот грешникам, чтобы очиститься, придется испытать на себе разнообразные пытки в судилищах с первого по девятое.
В Диюе есть даже своя столица, огромный мрачный город Юду, который является домом для душ умерших должностных лиц и различных божеств. Правителем всего Диюя и владыкой душ мертвых считается царь Янь-ло, под началом которого находятся десять других царей, которые служат в качестве судей душ умерших.
А вот в китайском традиционном учении - даосизме, рай и ад находятся на небе. Ад расположен на севере, в области мрачного неба, и подчиняется владыке тьмы Инь-чжу. Мучения даосских грешников напоминают древнегреческие - это раскаяние, скука и внутренняя борьба. У японцев преисподняя носит название Дзигоку. Это тот же самый буддийский ад, где правит японский вариант бога Ямы - Эмма.
Если греческий Тартар и скандинавский Хельхейм довольно часто становились локациями для различных видеоигр, то восточные варианты ада пользуются меньшей популярностью.
Китайский вариант ада олдовые игроки могли лицезреть в замечательной игре Fear Effect. В экшене, вышедшем в 2000 году для PlayStation смешаны и злые киберпанк корпорации, и наемники, и демоны с зомби. И хотя во многом эта игра следовала по стопам Alone In the Dark, Resident Evil, Parasite Eve и прочих культовых хорроров эпохи PS1, она получилась поистине увлекательной и уникальной, благодаря сюжету и интересной анимационной рисовке персонажей.
А вот некое подобие японского варианта ада можно увидеть в небезызвестной Project Zero II: Crimson Butterfly, больше знакомой нам как Fatal Frame II: Crimson Butterfly. Эта компьютерная игра в жанре survival horror, вышла в 2003 году для PlayStation 2. В основе сеттинга игры лежит инфернальная петля времени, в которую попадают жители небольшой японской деревушки во время совершения темного ритуала.
Но больше всего внимания в играх уделено несомненно аду самому близкому нам, христианскому. О нем мы и поговорим в следующей статье.
Источник
С древнейших времен, как только человек обрел способность мыслить, он стал задумываться о том, что ждет нас после смерти. И человеку всегда хотелось верить, что это не конец, и что там, после смерти нашего тела, нас ждет нечто другое, какая-то иная жизнь. Проходили века и появились первые религии, которые предлагали разные варианты посмертного существования, но в целом они сходились в одном. Если человек в земной жизни вел себя достойно, он будет вознагражден за это в жизни загробной. Но если человек в своей жизни совершал много дурных поступков, его душа будет обречена на страдания в самых ужасных и мрачных местах. В различных религиях это место носило разные названия - Тартар, Хельхейм, Нарака, Геенна, Ад.
Как я уже писал в одной из своих статей, практические все идеи, которые используют игровые разработчики при создании своих продуктов они черпают в культуре и истории человечества. И конечно, такая тема, как Ад, не могла не привлечь к себе их внимание. В этой статье мы постараемся вспомнить видеоигры, в которых действие целиком или частично разворачивалось бы в мрачном загробном мире.
В мифах и легендах Древней Греции, как и в большинстве других древних религий не существовало разделения на рай и ад. Все души умерших попадали в царство мертвых, которое находилось глубоко под землей. Правителем этого царства был Аид. По его имени стали называть и сам мир мертвых. Позже слово Аид трансформировалось в Ад.
После смерти душа оказывалась на берегу реки Стикс, где ее ожидал мрачный перевозчик Харон, который переправлял ее на другой берег. Само подземное царство было разделено на три уровня. Начиная от преддверия Аида и вдоль всего царства мертвых простирался Асфоделовый луг, куда и попадало большинство душ. Здесь, среди голых искореженных деревьев, бесцельно скитались души, испившие воду реки Леты и забывшие о земной жизни.
Души тех, кто прожил благочестивую жизнь попадали в Элизиум – обитель блаженных, где не было ни страданий, ни тягот и забот. А вот те, кто в своей жизни совершил какие-то проступки попадали в Тартар, глубочайшую пропасть, где они были обречены на вечные страдания.
Изначально Тартар считался мрачной бездной, находившейся гораздо ниже Аида, куда никогда не проникал свет солнца и где царили вечный мрак и холод. Здесь в вечном заточении томились низвергнутые олимпийцами титаны. Позже Тартар начинают описывать как самое отдаленное и самое мрачное место Аида, где отбывают наказание грешники. Три слоя мрака и медная стена окружали Тартар. Среди наиболее известных персонажей, которые, согласно мифам, заключены здесь, были Тантал, Сизиф, Иксион и Данаиды.
Естественно, без посещения Тартара не обошлась практически ни одна игра, посвященная античности. Так, в дополнении к action/RPG Titan Quest - Titan Quest: Immortal Throne действие разворачивается в подземном царстве Аида, а сам повелитель мертвых является главным антагонистом. Тартар предстает здесь как мрачное серое место, наполненное многочисленными демонами и страдающими душами.
Конечно, не могла обойтись без этой локации и серия о приключениях спартанца Кратоса, консольный эксклюзив God of War. Подземное царство и Тартар появляются как локации практически в каждой из частей этой игры. Художники компании Santa Monica при оформлении греческой версии ада выложились на полную. Здесь и гигантские механизмы, и бездонные пропасти, наполненные пылающей лавой, и множество построек, выполненных в хорошо узнаваемом античном стиле. Населен Тартар в God of War огромным количеством жутких чудовищ, начиная от минотавров и заканчивая колоссальных размеров титанами.
Тартар посещает и главный герой шутера Will Rock, выпущенного в далеком 2003 году, и отчаянно напоминающего Serious Sam. Игра довольно-таки необычна, ведь здесь нам предстоит пробиваться с пулеметом наперевес через орды различных созданий из древнегреческой и римской мифологии.
В Rise of the Argonauts Тартар также является одной из ключевых локаций. Здесь Тартар это проклятая земля, где главный герой, Ясон должен прорваться с боем в Храм Гекаты и заполучить Золотое Руно.
Конечно, не стоит забывать и об Assassin’s Creed Odyssey. Во второй главе масштабного дополнения "Судьба Атлантиды" под названием "Пытки Аида", наш герой, или героиня, спускается на самое дно Подземного мира - в Тартар, где ему предстоит встретиться с павшими от его же руки персонажами, а также с греческими героями и с самим Аидом.
Посещение Тартара является и частью двухмерного аркадного платформера Apotheon. Эта игра интересна хотя бы уже тем, что выполнена в стилистике древнегреческой вазописи. И хотя Царству мертвых здесь не хватает эпичности, оно получилось самой мрачной и темной из всех локаций.
В древнескандинавских, да и вообще в древнегерманских сказаниях загробный мир имеет удивительное сходство с древнегреческим миром мертвых. В германо-скандинавской мифологии принято считать, что всего существует девять миров, одним из которых является Мидгард - наша Земля. Мир мертвых называется Хельхейм, что буквально переводится как «владения Хель». От первой части этого слова - hel и происходит английское «hell» - Ад. Правителем миром мертвых является могущественная богиня Хель.
Хельхейм расположен в мире льдов и туманов Нифльхейме. И в то же время в скандинавской космологии мир Хель является независимым миром и составляет часть Древа Миров наряду с другими. От остального Нифльхейма Хельхейм огорожен каменной стеной или, по другой версии, горной грядой. В первой части «Младшей Эдды» Снорри Стурлуссона говорится о том, что Хельхейм по периметру окружен рекой Гьелль, через которую перекинут тонкий мост Гьялларбру, охраняемый псом Гармом и могучей великаншей-воительницей Модгуд.
Хельхейм, как и греческий Аид, выглядит достаточно мрачно. Сюда попадают души умерших, но Владычица Хель принимает к себе далеко не всех. Согласно порядку, установленному Одином, души доблестно павших воинов попадают в Вальхаллу, становясь эйнхериями. Половину погибших воинов забирает Фрейя и они попадают в Фольквангр. И только умершие от старости или болезней, а также те, кто нарушал законы предков, навеки попадают в мир Хель, откуда не может вернуться ни одно существо - ни человек, ни бог.
Первым делом, после того, как умерший пересекал мост Гьялларбру, он оказывался в Ярнвиде, Железном Лесу Хельхейма. Назывался он так потому что на деревьях здесь росли железные листья. В Железном Лесу обитал пес Гарм, который убивал всех тех, кто во время своей земной жизни не помогал нуждающимся. Прошедшие через Железный Лес и оставшиеся невредимыми оказывались перед Вратами Хель, которые вели в мир мертвых.
В самом центре Хельхейма находился Эльвиднир, один из самых больших и величественных дворцов во всех Девяти Мирах. Половина этого Чертога представляет собой роскошные и величественные залы, а вторая его половина - темные и холодные древние руины. Интересно, что саму Хель изображали как женщину, половина тела которой была живой, а другая половина выглядела как труп.
Для Хели и царства мертвых во время Рагнарека, скандинавского конца света, была отведена особая роль. Владычица Хельхейма объединится с огненными великанами из Муспельхейма и поведет армию мертвых к вратам Асгарда. Корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов, вместит в себя все души, когда-либо попавшие в этот темный и жестокий мир.
Скандинавская мифология является наверное одной из самых популярных у создателей видеоигр. И тему загробного мира конечно нельзя было обойти стороной. Пожалуй, лучше всего изобразить Хельхейм получилось у разработчиков британской студии Ninja Theory в великолепнейшей игре Hellblade: Senua’s Sacrifice.
События Hellblade разворачиваются примерно в VIII - IX вв., во время вторжения скандинавских племен на Оркнейские острова. Героиня, воительница народа пиктов Сенуа направляется в Хельхейм в надежде на воскрешение своего возлюбленного. На пути ей предстоит столкнуться с жуткими порождениями ее собственного больного сознания, ведь героиня игры абсолютно безумна. Хельхейм здесь действительно мрачное и тяжелое место, которое давит на игрока буквально физически. И чем дальше по сюжету мы продвигаемся, тем инфернальнее оно становиться.
В Хельхейме побывал и неугомонный спартанец Кратос, герой последней из вышедших частей God of War. Царство Хель интересно здесь тем, что в нем игрок видит гигантскую птицу по другую сторону моста, одного из трех петухов Рагнарека, что закричат извещая всех о начале конца. Во второй раз по сюжету игры Кратос выбирается из мира мертвых на большом потрепанном корабле, который является отсылкой к Нагльфару.
Хельхейм показан и в старенькой игре Rune, сюжет которой основан на пророчестве о Рагнароке. Герой игры, викинг Рагнар, по ходу сюжета погибает, но позже воскресает по воле Одина. Чтобы вернуться в мир живых ему предстоит пробиться через бесконечные мрачные лабиринты царства Хель, которые, правда, больше напоминают почему-то средневековые замки.
Очень необычно выглядит Хельхейм в хорроре Apsulov: End of Gods, действие которого происходит в уникальном сеттинге, опирающемся на скандинавские мифы и киберпанк.
Переместимся теперь из холодных земель Скандинавии южнее и восточнее, в Азию. Хотя игр, где действие разворачивалось бы в азиатском аду не так много, тем не менее они существуют, и заслуживают упоминания.
В индуизме, сикхизме, джайнизме и буддизме ад носит название Нарака или Нирайя. И хотя описание этого места разнится между религиями, все они сходятся в том, что Нарака является местом, где грешники проводят тысячи и миллионы лет, очищая свою карму, чтобы возродиться вновь.
В буддизме, в отличие от индуизма, ад не один, а целых шестнадцать, из которых восемь горячих и восемь холодных. В зависимости от степени земных прегрешений умерший попадает в предопределенный ему ад. Например, в горячем Сангхата-нарака грешников перемалывают сдвигающиеся скалы. А в Махападма-нарака так холодно, что тело и внутренние органы грешников замерзают и раскалываются на части.
В индуизме и джайнизме царством Нарака управляет Бог Правосудия Лока Яма, который определяет куда отправится душа после смерти - в Сваргу (рай) или в Нараку. Буддисты же верят, что в Нараку отправляются все души, чтобы очиститься от своих грехов, и не существует единого правителя, который учитывал бы действия людей в их жизни.
Под влиянием буддизма в китайской мифологии возникло представление об аде Диюй, который состоит из десяти судилищ, в каждом из которых расположено по шестнадцать залов для наказаний. Все умершие попадают вначале в первое судилище, где судья Циньгуан-ван после допроса решает грешна душа или нет. Праведники отправляются в десятое судилище, где им стирают память, после чего они возвращаются в мир живых для перевоплощения. А вот грешникам, чтобы очиститься, придется испытать на себе разнообразные пытки в судилищах с первого по девятое.
В Диюе есть даже своя столица, огромный мрачный город Юду, который является домом для душ умерших должностных лиц и различных божеств. Правителем всего Диюя и владыкой душ мертвых считается царь Янь-ло, под началом которого находятся десять других царей, которые служат в качестве судей душ умерших.
А вот в китайском традиционном учении - даосизме, рай и ад находятся на небе. Ад расположен на севере, в области мрачного неба, и подчиняется владыке тьмы Инь-чжу. Мучения даосских грешников напоминают древнегреческие - это раскаяние, скука и внутренняя борьба. У японцев преисподняя носит название Дзигоку. Это тот же самый буддийский ад, где правит японский вариант бога Ямы - Эмма.
Если греческий Тартар и скандинавский Хельхейм довольно часто становились локациями для различных видеоигр, то восточные варианты ада пользуются меньшей популярностью.
Китайский вариант ада олдовые игроки могли лицезреть в замечательной игре Fear Effect. В экшене, вышедшем в 2000 году для PlayStation смешаны и злые киберпанк корпорации, и наемники, и демоны с зомби. И хотя во многом эта игра следовала по стопам Alone In the Dark, Resident Evil, Parasite Eve и прочих культовых хорроров эпохи PS1, она получилась поистине увлекательной и уникальной, благодаря сюжету и интересной анимационной рисовке персонажей.
А вот некое подобие японского варианта ада можно увидеть в небезызвестной Project Zero II: Crimson Butterfly, больше знакомой нам как Fatal Frame II: Crimson Butterfly. Эта компьютерная игра в жанре survival horror, вышла в 2003 году для PlayStation 2. В основе сеттинга игры лежит инфернальная петля времени, в которую попадают жители небольшой японской деревушки во время совершения темного ритуала.
Но больше всего внимания в играх уделено несомненно аду самому близкому нам, христианскому. О нем мы и поговорим в следующей статье.
Источник
Источник: games.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]