Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы
---
Просматривал я вчера френдленту, и попалась мне случайно серия постов mu_pankratov про Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы, что в районе м. Белорусская, или Тверской заставы, как называлось это место раньше. Никогда не думал, проходя мимо, что этот храм - старообрядческий, причем с очень интересной историей. Меня это заинтересовало, и вот, сегодня я посетил службу, которая проводится в храме два раза в неделю, осмотрел храм, и узнал много нового для себя о храме и старообрядчестве. Думаю, что и вам будет интересно.
1. Вкратце о старообрядчестве. Церковная реформа, предпринятая в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью, вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались "раскольниками" и преследовались церковными и светскими властями. В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, но старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную. Староверы полагают новообрядцев еретиками и для приёма в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён заново.
"Никита Пустосвят. Спор о вере". (Василий Перов, 1880—1881 г.). Иллюстрация исторического события XVII века - так называемых "прений о вере", которые проходили 5 июня 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля в присутствии царевны Софьи.
2. Заложен Храм Николы Чудотворца был в 1914 году на месте деревянной часовни, возведенной после Высочайшего Указа "Об укреплении начал веротерпимости", который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении раскольников. Указ дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Освящение закладки старообрядческого храма Николы Чудотворца у Тверской заставы было проведено архиепископом Московским Иоанном (Картушиным), и состоялось 29 июня 1914 г. Удивительно, что сам храм был освящен уже после Октябрьской революции, в 1921 году. Говорят, что это стало возможно благодаря высокому положению родственника одного из прихожан. Внутренняя отделка велась до 1926 года.
3. Первый проект храма был выполнен И. Г. Кондратенко (1856—1916) в 1908 по заказу купца-старообрядца И. К. Рахманова, владевшего участком на стрелке Бутырского Вала и Лесной улицы в стиле белокаменной владимирской архитектуры. Для Кондратенко, строившего десятки доходных домов, это был первый проект в храмовом строительстве. Проект был тогда же утверждён городской управой, но строительство по неизвестным причинам было отложено. Шесть лет спустя, община призвала другого архитектора — А. М. Гуржиенко, который выполнил совершенно иной проект. Вероятно, к моменту призвания Гуржиенко уже был завершен нулевой цикл, так как внешние очертания постройки точно совпадают с проектом Кондратенко. Но сам храм выполнен в стиле раннего новгородского зодчества, приближаясь к историческому храму Спаса на Нередице, при этом внутри он бесстолпный (у Кондратенко — шестистолпный). Шатровая колокольня храма также имитирует новгородские звонницы. Строительство в годы Первой мировой войны финансировали П. В. Иванов, А. Е. Русаков и другие.
4. Политика советского правительства по отношению к старообрядцам резко изменилась в конце 1920-х годов, когда в ходе проводившейся в СССР коллективизации сельского хозяйства была развёрнута кампания по "ликвидации кулачества как класса". Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве было зажиточным, и это дало основание Н. К. Крупской сказать, что "борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством". В результате массовых репрессий против старообрядцев в 1930-х годах были закрыты все монастыри и храмы, было арестовано подавляющее большинство священнослужителей. При закрытии храмов и монастырей производилась тотальная конфискация икон, утвари, колоколов, облачений, книг, было уничтожено немало библиотек и архивов. В середине 20-х отняли у старообрядцев и часть Храма Николы Чудотворца у Тверской заставы, а в 1941 году церковь окончательно закрыли. В 1947 году срезали купола, но храм в самом центре Москвы уцелел. В разное время тут находились: склад противовоздушной обороны, мастерская скульптора С. М. Орлова (именно здесь он работал над памятником Юрию Долгорукому), мастерская всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е. В. Вучетича.
5. В 1993 году храм был передан Русской православной старообрядческой церкви. За 2 года были произведены восстановительные работы, а 2 августа 1995 году состоялся первый молебен в приделе Ильи Пророка. При храме работает старообрядческая книжная лавка. Настоятель храма — иерей Алексей Лопатин. Диакон — Василий Трифан. Председатель общины — Александр Васильевич Антонов. В 2000-х годах историческая застройка рядом с храмом была уничтожена и ее место заняли многоэтажные здания новой архитектуры.
6. Само собой, мы с супругой зашли и во внутрь храма. Во время службы было не многолюдно, в храм могут войти только староверы, нововеры могут посмотреть службу, послушать песнопение, и поставить свечи в пределе Ильи Пророка. Территория разделена на женскую и мужскую. Многие были с детьми. Девочки и женщины одеты в традиционную русскую одежду, головы прикрыты платками. Фотографировать можно только с одобрения настоятеля храма, но его сегодня не оказалось.
7. Заинтересовало? В субботу служба проходит с 16:00 до 21:00, в воскресенье с 7:30 до 12:00. В остальное время храм закрыт и внутрь попасть невозможно. По праздникам совершается крестный ход, который совершается по часовой стрелке, а не против, как в канонических (новообрядными) православных храмах.
Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.
Понравился журнал? Добавь в друзья!
1. Вкратце о старообрядчестве. Церковная реформа, предпринятая в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью, вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались "раскольниками" и преследовались церковными и светскими властями. В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, но старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную. Староверы полагают новообрядцев еретиками и для приёма в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён заново.
"Никита Пустосвят. Спор о вере". (Василий Перов, 1880—1881 г.). Иллюстрация исторического события XVII века - так называемых "прений о вере", которые проходили 5 июня 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля в присутствии царевны Софьи.
2. Заложен Храм Николы Чудотворца был в 1914 году на месте деревянной часовни, возведенной после Высочайшего Указа "Об укреплении начал веротерпимости", который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении раскольников. Указ дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины. Освящение закладки старообрядческого храма Николы Чудотворца у Тверской заставы было проведено архиепископом Московским Иоанном (Картушиным), и состоялось 29 июня 1914 г. Удивительно, что сам храм был освящен уже после Октябрьской революции, в 1921 году. Говорят, что это стало возможно благодаря высокому положению родственника одного из прихожан. Внутренняя отделка велась до 1926 года.
3. Первый проект храма был выполнен И. Г. Кондратенко (1856—1916) в 1908 по заказу купца-старообрядца И. К. Рахманова, владевшего участком на стрелке Бутырского Вала и Лесной улицы в стиле белокаменной владимирской архитектуры. Для Кондратенко, строившего десятки доходных домов, это был первый проект в храмовом строительстве. Проект был тогда же утверждён городской управой, но строительство по неизвестным причинам было отложено. Шесть лет спустя, община призвала другого архитектора — А. М. Гуржиенко, который выполнил совершенно иной проект. Вероятно, к моменту призвания Гуржиенко уже был завершен нулевой цикл, так как внешние очертания постройки точно совпадают с проектом Кондратенко. Но сам храм выполнен в стиле раннего новгородского зодчества, приближаясь к историческому храму Спаса на Нередице, при этом внутри он бесстолпный (у Кондратенко — шестистолпный). Шатровая колокольня храма также имитирует новгородские звонницы. Строительство в годы Первой мировой войны финансировали П. В. Иванов, А. Е. Русаков и другие.
4. Политика советского правительства по отношению к старообрядцам резко изменилась в конце 1920-х годов, когда в ходе проводившейся в СССР коллективизации сельского хозяйства была развёрнута кампания по "ликвидации кулачества как класса". Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве было зажиточным, и это дало основание Н. К. Крупской сказать, что "борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством". В результате массовых репрессий против старообрядцев в 1930-х годах были закрыты все монастыри и храмы, было арестовано подавляющее большинство священнослужителей. При закрытии храмов и монастырей производилась тотальная конфискация икон, утвари, колоколов, облачений, книг, было уничтожено немало библиотек и архивов. В середине 20-х отняли у старообрядцев и часть Храма Николы Чудотворца у Тверской заставы, а в 1941 году церковь окончательно закрыли. В 1947 году срезали купола, но храм в самом центре Москвы уцелел. В разное время тут находились: склад противовоздушной обороны, мастерская скульптора С. М. Орлова (именно здесь он работал над памятником Юрию Долгорукому), мастерская всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е. В. Вучетича.
5. В 1993 году храм был передан Русской православной старообрядческой церкви. За 2 года были произведены восстановительные работы, а 2 августа 1995 году состоялся первый молебен в приделе Ильи Пророка. При храме работает старообрядческая книжная лавка. Настоятель храма — иерей Алексей Лопатин. Диакон — Василий Трифан. Председатель общины — Александр Васильевич Антонов. В 2000-х годах историческая застройка рядом с храмом была уничтожена и ее место заняли многоэтажные здания новой архитектуры.
6. Само собой, мы с супругой зашли и во внутрь храма. Во время службы было не многолюдно, в храм могут войти только староверы, нововеры могут посмотреть службу, послушать песнопение, и поставить свечи в пределе Ильи Пророка. Территория разделена на женскую и мужскую. Многие были с детьми. Девочки и женщины одеты в традиционную русскую одежду, головы прикрыты платками. Фотографировать можно только с одобрения настоятеля храма, но его сегодня не оказалось.
7. Заинтересовало? В субботу служба проходит с 16:00 до 21:00, в воскресенье с 7:30 до 12:00. В остальное время храм закрыт и внутрь попасть невозможно. По праздникам совершается крестный ход, который совершается по часовой стрелке, а не против, как в канонических (новообрядными) православных храмах.
Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.
Понравился журнал? Добавь в друзья!
Взято: e-strannik.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]