Терминаторы XXI века: на воде и под водой
---
Российский полностью автономный беспилотный подводный аппарат «Посейдон» не имеет аналогов в мире
История создания морских роботизированных систем началась в 1898 году в Мэдисон-сквер-гардене, когда на выставке известный сербский изобретатель Никола Тесла продемонстрировал радиоуправляемую подводную лодку. Некоторые считают, что идея создания водоплавающих роботов вновь проявилась в Японии в конце II Мировой войны, но на самом деле применение «человеко-торпед» было слишком иррациональным и малоэффективным.
После 1945-го развитие морских телеуправляемых аппаратов пошло по двум направлениям. В гражданской сфере появились глубоководные батискафы, впоследствии развившиеся до роботизированных исследовательских комплексов. А военные КБ старались создать надводные и подводные аппараты для выполнения целого спектра боевых задач. В итоге в США и России были созданы различные беспилотные надводные аппараты (БНА) и беспилотные подводные аппараты (БПА).
Морские роботы США
В военно-морских силах США необитаемые морские аппараты стали применяться сразу после II Мировой войны. В 1946 году во время испытаний атомных бомб на атолле Бикини ВМС США дистанционно осуществляли сбор проб воды с помощью БНА – радиоуправляемых катеров. В конце 1960-х на БНА устанавливалась аппаратура дистанционного управления для траления мин.
В 1994 году ВМС США опубликовали документ UUV Master Plan (Генеральный план по БПА), который предусматривал использование аппаратов для противоминной борьбы, сбора информации и океанографических задач в интересах флота. В 2004 году был опубликован новый план по подводным беспилотникам. В нем описывались миссии по разведке, противоминной и противолодочной борьбе, океанографии, связи и навигации, патрулированию и охране морских баз.
Сегодня в ВМС США классифицируют БНА и БПА по размерам и особенностям применения. Это позволяет разделить все роботизированные морские аппараты по четырем классам (для удобства сравнения применим эту градацию и для наших морских роботов).
X-Class. Аппараты представляют собой небольшие (до 3 м) БНА или БПА, которые должны обеспечивать действия групп сил спецопераций (ССО). Они могут вести разведку и обеспечивать действия корабельной ударной группировки (КУГ).
Harbor Class. БНА разрабатываются на базе стандартной 7-метровой лодки с жестким каркасом и предназначены для выполнения задач обеспечения морской безопасности, ведения разведки. Кроме того, аппарат может оснащаться различными огневыми средствами в виде боевых модулей. Скорость таких БНА, как правило, превышает 35 узлов, а автономность работы составляет около 12 часов.
Snorkeler Class. Представляет собой семиметровый БПА, предназначенный для противоминной борьбы, противолодочных операций, а также обеспечения действий ССО ВМС. Скорость под водой достигает 15 узлов, автономность – до 24 часов.
Fleet Class. 11-метровый БНА с жестким корпусом. Разработан для противоминной борьбы, противолодочной обороны, а также участия в морских операциях. Скорость аппарата варьируется от 32 до 35 узлов, автономность – до 48 часов.
Теперь рассмотрим БНА и БПА, которые стоят на службе ВМС США или разрабатываются в их интересах.
CUSV (Common Unmanned Surface Vessel). Беспилотный катер, относящийся к Fleet Class, разработан компанией Textron. В его задачи будут входить патрулирование, разведка и ударные операции. CUSV похож на обычный торпедный катер: 11 метров в длину, 3,08 м – в ширину, максимальная скорость – 28 узлов. Он может управляться либо оператором на дистанции до 20 км, либо через спутник на расстоянии до 1.920 км. Автономность работы CUSV составляет до 72 часов, на экономичном режиме – до одной недели.
ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continous Trail Unmanned Vessel). Принадлежащий к Fleet Class 140-тонный БНА – автономный тримаран. Предназначение – охотник за подводными лодками. Способен разгоняться до 27 узлов, дальность плавания – до 6.000 км, автономность – до 80 суток. На борту имеет только сонары для обнаружения подлодок и средства связи с оператором для передачи координат найденной субмарины.
Ranger. БПА (X-Class), разработан компанией Nekton Research для участия в экспедиционных миссиях, заданиях по обнаружению подводных мин, разведывательных и патрульных миссиях. Ranger рассчитан на непродолжительные задания, при общей длине 0,86 м он весит чуть меньше 20 кг и двигается со скоростью порядка 15 узлов.
REMUS (Remote Environmental Monitoring Units). Единственный в мире подводный робот (X-Class), принимавший участие в боевых действиях в ходе Иракской войны 2003 года. БПА разработан на базе гражданского исследовательского аппарата Remus-100 фирмы Hydroid, филиала компании Kongsberg Maritime. Решает задачи проведения противоминной разведки и подводно-инспекционных работ в условиях мелкого моря. REMUS оснащен гидролокатором бокового обзора, обладающим повышенной разрешающей способностью (5х5 см на дистанции 50 м), доплеровским лагом, приемником GPS, а также датчиками температуры и удельной электрической проводимости воды. Масса БПА – 30,8 кг, длина – 1,3 м, рабочая глубина – 150 м, автономность – до 22 часов, скорость подводного хода – 4 узла.
LDUUV (Large Displacement Unmanned Undersea Vehicle). Крупногабаритный боевой БПА (Snorkeler Class). По концепции командования ВМС США, БПА должен иметь длину около 6 м, скорость подводного хода до 6 узлов на рабочей глубине до 250 м. Автономность плавания должна быть не менее 70 суток. БПА должен выполнять боевые и специальные задачи в удаленных морских (океанских) районах. Вооружение LDUUV – четыре 324-мм торпеды и гидроакустические датчики (до 16). Ударный БПА должен применяться с береговых пунктов, надводных кораблей, из шахтной пусковой установки (ШПУ) многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния» и типа «Огайо». Требования к массогабаритным характеристикам LDUUV во многом определялись размерами ШПУ этих лодок (диаметр – 2,2 м, высота – 7 м).
Морские роботы России
Минобороны России расширяет спектр применения БПА и БНА для проведения морской разведки, борьбы с кораблями и БПА, противоминной борьбы, координированного запуска групп БПА против особо важных целей противника, обнаружения и уничтожения инфраструктуры, например силовых кабелей.
Российский военный флот, как и ВМС США, считает приоритетным направлением интеграцию БПА в атомные и неатомные подводные лодки пятого поколения. Сегодня для ВМФ России разрабатываются, а в частях флота эксплуатируются морские роботы различного назначения.
«Искатель». Роботизированный многофункциональный безэкипажный катер (Fleet Class – по американской классификации). Разрабатывается НПП АМЭ (Санкт-Петербург), сейчас ведутся испытания. Надводные объекты БНА «Искатель» должен обнаруживать и сопровождать на дальности 5 км при помощи оптико-электронной системы наблюдения, а подводные – с помощью гидролокационного оборудования. Масса целевой нагрузки катера – до 500 кг, радиус действия – до 30 км.
«Маевка». Самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель мин (СТИУМ) (Snorkeler Class). Разработчик – ОАО «ГНПП “Регион”». Назначение этого БПА – поиск, обнаружение якорных, донных и придонных мин посредством встроенного гидролокатора секторного обзора. На базе БПА идет разработка новых противоминных БПА «Александрит-ИСПУМ».
«Клавесин». Созданный в АО «ЦКБ МТ “Рубин”» БПА (Snorkeler Class) в различных модификациях давно стоит на вооружении ВМФ России. Он используется в исследовательских и разведывательных целях, проводит съемку и картографирование морского дна, поиск затонувших объектов. «Клавесин» внешне напоминает торпеду длиной около 6 м и массой в 2,5 т. Глубина погружения – 6 км. Аккумуляторные батареи БПА позволяют ему пройти расстояние до 300 км. Есть модификация под названием «Клавесин-2Р-ПМ», созданный специально для контроля акватории Северного Ледовитого океана.
«Юнона». Еще одна модель от АО «ЦКБ МТ “Рубин”». Робот-беспилотник (X-Class) длиной 2,9 м, с глубиной погружения до 1 км и автономной дальностью 60 км. Запускаемая с корабля «Юнона» предназначена для тактической разведки в ближайшей от «родного борта» морской зоне.
«Амулет». БПА (X-Class) разработан также АО «ЦКБ МТ “Рубин”». Длина робота – 1,6 м. В перечень задач входит проведение поисковых и исследовательских операций состояния подводной среды (температуры, давления и скорости распространения звука). Предельная глубина погружения – около 50 м, максимальная скорость подводного хода – 5,4 км/ч, дальность рабочей зоны – до 15 км.
«Обзор-600». Спасательные силы Черноморского флота России приняли на вооружение созданный компанией «Тетис-ПРО» БПА (X-Class) в 2011 году. Основная задача робота – разведка морского дна и любых подводных объектов. «Обзор-600» способен работать на глубине до 600 м и развивать скорость до 3,5 узла. Он оснащен манипуляторами, которые могут поднять груз массой до 20 кг, а также гидролокатором, позволяющим обнаруживать подводные объекты на расстоянии до 100 м.
Внеклассовый БПА, не имеющий аналогов в мире, требует более подробного описания. До недавнего времени проект носил название «Статус-6». «Посейдон» представляет собой полностью автономный БПА, по сути являющийся быстрой глубоководной малозаметной атомной подводной лодкой малого размера.
Питание бортовых систем и водометных движителей осуществляет ядерный реактор с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) мощностью около 8 МВт. Реакторы с ЖМТ ставились на подлодку К-27 (проект 645 ЖМТ) и подводные лодки проектов 705/705К «Лира», которые могли достичь скорости подводного хода в 41 узел (76 км/ч). Поэтому многие специалисты считают, что подводная скорость «Посейдона» лежит в диапазоне от 55 до 100 узлов. При этом робот, изменяя скорость в широком диапазоне, может совершить переход на дальность 10.000 км на глубинах до 1 км. Это исключает его обнаружение развернутой в океанах гидроакустической противолодочной системой SOSSUS, которая контролирует подходы к побережью США.
Специалистами было просчитано, что «Посейдон» на крейсерской скорости 55 км/ч можно будет обнаружить не дальше, чем на расстоянии до 3 км. Но обнаружить – это только полдела, догнать «Посейдон» под водой не сможет ни одна существующая и перспективная торпеда ВМС стран НАТО. Самая глубоководная и быстроходная европейская торпеда MU90 Hard Kill, пущенная вдогон на скорости в 90 км/ч, сможет преследовать его только 10 км.
И это только «цветочки», а «ягодкой» является ядерная боеголовка мегатонного класса, которую может нести «Посейдон». Такой боезаряд может уничтожить авианесущее соединение (АУС), состоящее из трех ударных авианосцев, трех десятков кораблей сопровождения и пяти атомных подводных лодок. А если он достигнет акватории крупной военно-морской базы, то трагедия Перл-Харбора в декабре 1941 года понизится до уровня легкого детского испуга…
Сегодня задаются вопросом, а сколько «Посейдонов» может быть на атомных подводных лодках проекта 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», которые в справочниках обозначены как носители сверхмалых подводных лодок? Отвечаю, достаточно, чтобы авианосцы вероятного противника не покидали своих баз назначения.
Два главных геополитических игрока – США и Россия ведут разработки и производят все новые и новые БНА и БПА. В долгосрочной перспективе это может привести к изменению морских доктрин обороны и тактикам проведения военно-морских операций. Пока морские роботы зависят от носителей, резких изменений ожидать не стоит, но то что они уже внесли изменения в баланс военно-морских сил – становится неоспоримым фактом.
Алексей Леонков, военный эксперт журнала “Арсенал Отечества”
История создания морских роботизированных систем началась в 1898 году в Мэдисон-сквер-гардене, когда на выставке известный сербский изобретатель Никола Тесла продемонстрировал радиоуправляемую подводную лодку. Некоторые считают, что идея создания водоплавающих роботов вновь проявилась в Японии в конце II Мировой войны, но на самом деле применение «человеко-торпед» было слишком иррациональным и малоэффективным.
После 1945-го развитие морских телеуправляемых аппаратов пошло по двум направлениям. В гражданской сфере появились глубоководные батискафы, впоследствии развившиеся до роботизированных исследовательских комплексов. А военные КБ старались создать надводные и подводные аппараты для выполнения целого спектра боевых задач. В итоге в США и России были созданы различные беспилотные надводные аппараты (БНА) и беспилотные подводные аппараты (БПА).
Морские роботы США
В военно-морских силах США необитаемые морские аппараты стали применяться сразу после II Мировой войны. В 1946 году во время испытаний атомных бомб на атолле Бикини ВМС США дистанционно осуществляли сбор проб воды с помощью БНА – радиоуправляемых катеров. В конце 1960-х на БНА устанавливалась аппаратура дистанционного управления для траления мин.
В 1994 году ВМС США опубликовали документ UUV Master Plan (Генеральный план по БПА), который предусматривал использование аппаратов для противоминной борьбы, сбора информации и океанографических задач в интересах флота. В 2004 году был опубликован новый план по подводным беспилотникам. В нем описывались миссии по разведке, противоминной и противолодочной борьбе, океанографии, связи и навигации, патрулированию и охране морских баз.
Сегодня в ВМС США классифицируют БНА и БПА по размерам и особенностям применения. Это позволяет разделить все роботизированные морские аппараты по четырем классам (для удобства сравнения применим эту градацию и для наших морских роботов).
X-Class. Аппараты представляют собой небольшие (до 3 м) БНА или БПА, которые должны обеспечивать действия групп сил спецопераций (ССО). Они могут вести разведку и обеспечивать действия корабельной ударной группировки (КУГ).
Harbor Class. БНА разрабатываются на базе стандартной 7-метровой лодки с жестким каркасом и предназначены для выполнения задач обеспечения морской безопасности, ведения разведки. Кроме того, аппарат может оснащаться различными огневыми средствами в виде боевых модулей. Скорость таких БНА, как правило, превышает 35 узлов, а автономность работы составляет около 12 часов.
Snorkeler Class. Представляет собой семиметровый БПА, предназначенный для противоминной борьбы, противолодочных операций, а также обеспечения действий ССО ВМС. Скорость под водой достигает 15 узлов, автономность – до 24 часов.
Fleet Class. 11-метровый БНА с жестким корпусом. Разработан для противоминной борьбы, противолодочной обороны, а также участия в морских операциях. Скорость аппарата варьируется от 32 до 35 узлов, автономность – до 48 часов.
Теперь рассмотрим БНА и БПА, которые стоят на службе ВМС США или разрабатываются в их интересах.
CUSV (Common Unmanned Surface Vessel). Беспилотный катер, относящийся к Fleet Class, разработан компанией Textron. В его задачи будут входить патрулирование, разведка и ударные операции. CUSV похож на обычный торпедный катер: 11 метров в длину, 3,08 м – в ширину, максимальная скорость – 28 узлов. Он может управляться либо оператором на дистанции до 20 км, либо через спутник на расстоянии до 1.920 км. Автономность работы CUSV составляет до 72 часов, на экономичном режиме – до одной недели.
ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continous Trail Unmanned Vessel). Принадлежащий к Fleet Class 140-тонный БНА – автономный тримаран. Предназначение – охотник за подводными лодками. Способен разгоняться до 27 узлов, дальность плавания – до 6.000 км, автономность – до 80 суток. На борту имеет только сонары для обнаружения подлодок и средства связи с оператором для передачи координат найденной субмарины.
Ranger. БПА (X-Class), разработан компанией Nekton Research для участия в экспедиционных миссиях, заданиях по обнаружению подводных мин, разведывательных и патрульных миссиях. Ranger рассчитан на непродолжительные задания, при общей длине 0,86 м он весит чуть меньше 20 кг и двигается со скоростью порядка 15 узлов.
REMUS (Remote Environmental Monitoring Units). Единственный в мире подводный робот (X-Class), принимавший участие в боевых действиях в ходе Иракской войны 2003 года. БПА разработан на базе гражданского исследовательского аппарата Remus-100 фирмы Hydroid, филиала компании Kongsberg Maritime. Решает задачи проведения противоминной разведки и подводно-инспекционных работ в условиях мелкого моря. REMUS оснащен гидролокатором бокового обзора, обладающим повышенной разрешающей способностью (5х5 см на дистанции 50 м), доплеровским лагом, приемником GPS, а также датчиками температуры и удельной электрической проводимости воды. Масса БПА – 30,8 кг, длина – 1,3 м, рабочая глубина – 150 м, автономность – до 22 часов, скорость подводного хода – 4 узла.
LDUUV (Large Displacement Unmanned Undersea Vehicle). Крупногабаритный боевой БПА (Snorkeler Class). По концепции командования ВМС США, БПА должен иметь длину около 6 м, скорость подводного хода до 6 узлов на рабочей глубине до 250 м. Автономность плавания должна быть не менее 70 суток. БПА должен выполнять боевые и специальные задачи в удаленных морских (океанских) районах. Вооружение LDUUV – четыре 324-мм торпеды и гидроакустические датчики (до 16). Ударный БПА должен применяться с береговых пунктов, надводных кораблей, из шахтной пусковой установки (ШПУ) многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния» и типа «Огайо». Требования к массогабаритным характеристикам LDUUV во многом определялись размерами ШПУ этих лодок (диаметр – 2,2 м, высота – 7 м).
Морские роботы России
Минобороны России расширяет спектр применения БПА и БНА для проведения морской разведки, борьбы с кораблями и БПА, противоминной борьбы, координированного запуска групп БПА против особо важных целей противника, обнаружения и уничтожения инфраструктуры, например силовых кабелей.
Российский военный флот, как и ВМС США, считает приоритетным направлением интеграцию БПА в атомные и неатомные подводные лодки пятого поколения. Сегодня для ВМФ России разрабатываются, а в частях флота эксплуатируются морские роботы различного назначения.
«Искатель». Роботизированный многофункциональный безэкипажный катер (Fleet Class – по американской классификации). Разрабатывается НПП АМЭ (Санкт-Петербург), сейчас ведутся испытания. Надводные объекты БНА «Искатель» должен обнаруживать и сопровождать на дальности 5 км при помощи оптико-электронной системы наблюдения, а подводные – с помощью гидролокационного оборудования. Масса целевой нагрузки катера – до 500 кг, радиус действия – до 30 км.
«Маевка». Самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель мин (СТИУМ) (Snorkeler Class). Разработчик – ОАО «ГНПП “Регион”». Назначение этого БПА – поиск, обнаружение якорных, донных и придонных мин посредством встроенного гидролокатора секторного обзора. На базе БПА идет разработка новых противоминных БПА «Александрит-ИСПУМ».
«Клавесин». Созданный в АО «ЦКБ МТ “Рубин”» БПА (Snorkeler Class) в различных модификациях давно стоит на вооружении ВМФ России. Он используется в исследовательских и разведывательных целях, проводит съемку и картографирование морского дна, поиск затонувших объектов. «Клавесин» внешне напоминает торпеду длиной около 6 м и массой в 2,5 т. Глубина погружения – 6 км. Аккумуляторные батареи БПА позволяют ему пройти расстояние до 300 км. Есть модификация под названием «Клавесин-2Р-ПМ», созданный специально для контроля акватории Северного Ледовитого океана.
«Юнона». Еще одна модель от АО «ЦКБ МТ “Рубин”». Робот-беспилотник (X-Class) длиной 2,9 м, с глубиной погружения до 1 км и автономной дальностью 60 км. Запускаемая с корабля «Юнона» предназначена для тактической разведки в ближайшей от «родного борта» морской зоне.
«Амулет». БПА (X-Class) разработан также АО «ЦКБ МТ “Рубин”». Длина робота – 1,6 м. В перечень задач входит проведение поисковых и исследовательских операций состояния подводной среды (температуры, давления и скорости распространения звука). Предельная глубина погружения – около 50 м, максимальная скорость подводного хода – 5,4 км/ч, дальность рабочей зоны – до 15 км.
«Обзор-600». Спасательные силы Черноморского флота России приняли на вооружение созданный компанией «Тетис-ПРО» БПА (X-Class) в 2011 году. Основная задача робота – разведка морского дна и любых подводных объектов. «Обзор-600» способен работать на глубине до 600 м и развивать скорость до 3,5 узла. Он оснащен манипуляторами, которые могут поднять груз массой до 20 кг, а также гидролокатором, позволяющим обнаруживать подводные объекты на расстоянии до 100 м.
Внеклассовый БПА, не имеющий аналогов в мире, требует более подробного описания. До недавнего времени проект носил название «Статус-6». «Посейдон» представляет собой полностью автономный БПА, по сути являющийся быстрой глубоководной малозаметной атомной подводной лодкой малого размера.
Питание бортовых систем и водометных движителей осуществляет ядерный реактор с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) мощностью около 8 МВт. Реакторы с ЖМТ ставились на подлодку К-27 (проект 645 ЖМТ) и подводные лодки проектов 705/705К «Лира», которые могли достичь скорости подводного хода в 41 узел (76 км/ч). Поэтому многие специалисты считают, что подводная скорость «Посейдона» лежит в диапазоне от 55 до 100 узлов. При этом робот, изменяя скорость в широком диапазоне, может совершить переход на дальность 10.000 км на глубинах до 1 км. Это исключает его обнаружение развернутой в океанах гидроакустической противолодочной системой SOSSUS, которая контролирует подходы к побережью США.
Специалистами было просчитано, что «Посейдон» на крейсерской скорости 55 км/ч можно будет обнаружить не дальше, чем на расстоянии до 3 км. Но обнаружить – это только полдела, догнать «Посейдон» под водой не сможет ни одна существующая и перспективная торпеда ВМС стран НАТО. Самая глубоководная и быстроходная европейская торпеда MU90 Hard Kill, пущенная вдогон на скорости в 90 км/ч, сможет преследовать его только 10 км.
И это только «цветочки», а «ягодкой» является ядерная боеголовка мегатонного класса, которую может нести «Посейдон». Такой боезаряд может уничтожить авианесущее соединение (АУС), состоящее из трех ударных авианосцев, трех десятков кораблей сопровождения и пяти атомных подводных лодок. А если он достигнет акватории крупной военно-морской базы, то трагедия Перл-Харбора в декабре 1941 года понизится до уровня легкого детского испуга…
Сегодня задаются вопросом, а сколько «Посейдонов» может быть на атомных подводных лодках проекта 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», которые в справочниках обозначены как носители сверхмалых подводных лодок? Отвечаю, достаточно, чтобы авианосцы вероятного противника не покидали своих баз назначения.
Два главных геополитических игрока – США и Россия ведут разработки и производят все новые и новые БНА и БПА. В долгосрочной перспективе это может привести к изменению морских доктрин обороны и тактикам проведения военно-морских операций. Пока морские роботы зависят от носителей, резких изменений ожидать не стоит, но то что они уже внесли изменения в баланс военно-морских сил – становится неоспоримым фактом.
Алексей Леонков, военный эксперт журнала “Арсенал Отечества”
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]