Зажигаем фламенко - по-нашему, по-цыгански с Gipsy Kings!
---
Цыгане без музыки представляются с трудом. Всё-таки это самое позитивное достояние «вечных скитальцев», не считая завидной плодовитости и дара пускать пыль в глаза. Случай Gipsy Kings по-своему радостный, поскольку представляет собой победу традиционного, истинно народного искусства над тотальным засилием ширпотреба, который так умело нашей молодёжи впаривают взращенные на идеях глобализации маркетологи от шоу-бизнеса. Никто бы и не услышал Gipsy Kings дальше южных французских курортов, продолжай они по-старинке азартно «мочить» на семи акустических гитарах и голосить о превратностях цыганской судьбы. Кого можно было этим удивить?
Крутилось всё вокруг семейства Reyes. Дед Reyes торговал лошадьми и весьма в этом преуспел. А его сынуля Jose, поработав сначала с батей, решил, что лошадиные запахи не для него, и в конце 1970-х стал певцом. И в этом преуспел. Да так, что, объединившись с гитаристом Manitas de Plata и начав со скромных выступлений в окрестностях Барселоны, они дожились до концертов в Carnegie Hall и получили признание у таких величин, как Picasso, Cocteau, Steinbeck, Miles Davis, Dali и Charlie Chaplin.
Jose практиковал характерную манеру глубокого пения, под названием Cante Jondo, — одну из разновидностей вокализов в музыке фламенко. Музыкально же дуэт исполнял французскую разновидность фламенко – Rumba-Flamenca (смесь фламенко с афро-кубинской музыкой), ещё более заводную, беззаботную и жизнерадостную. Хотя радости в жизни цыган и сейчас не много. Опасаясь за своё семейство, во время гражданской войны, развязанной фашистским генералом Франко в Испании в прошлом веке, Reyes перевёз своё огромное семейство из Каталонии на юг Франции. У цыган есть поверье, что если цыган чувствует, что умирает, он должен сыграть перед беременной женщиной, и тогда его талант достанется ещё не родившемуся ребёнку. К жене Jose Reyes было, судя по всему, паломничество умирающих, но ещё играющих и поющих цыган: нарожали они с мужем пять сыновей и шесть дочерей. В конце концов, семья с трудом осела в доме на улице Rue Des Douaniers в курортном французском городке Arlie. «Мы были вынуждены вести кочевой образ жизнь, потому что ни одна община не хотела иметь с нами ничего общего», – рассказывает один из сыновей Nicolas. – Решение жить в доме пришло только тогда, когда для этого было достаточно денег. Пришлось и металл собирать, и на виноградниках работать. И позвольте напомнить, что для того, чтобы отправить ребёнка учиться в школу, вам необходимо иметь, по крайней мере, легальный адрес!»
Расставшись с Manitas de Plata, Jose Reyes решил приобщить к своему искусству подросших детей и сформировал семейную группу “Jose Reyes and Los Reyes”, сократившись потом до “Los Reyes”. Семейный коллектив по-прежнему предпочитал туземно-цыганскую rumba-flamenco более распространённым и привычным любителям танцевального фолка традициям андалузской музыки. Другими словами, благодаря постоянным перемещениям цыганских таборов в тех регионах, и их способности ассимилировать в себе любую чужую культуру, андалузское фламенко с юга Испании постепенно впитало в себя колониальные традиции мавров, африканцев и евреев. Оно прижилось на правах самостоятельного направления rumba flamenco на юге Франции и значительно обогатилось в вокальном отношении.
Начались бесконечные выступления по городам Cannes, Perpignan, Arles, Montpelier и всем возможным приморским углам. Везде, где придётся: на улицах, на свадьбах, на рыночных площадях, на пляжах. Первое знаменательное событие в истории коллектива произошло в 1978 году, когда известный резидент дачных домиков St. Tropez Бриджит Бардо пригласила Los Reyes выступить на одной их своих вечеринок.
После того, как музыканты подняли весь дом Бардо на уши, группа стала желанным музыкальным сопровождением на пирушках окрестных миллионеров – обитателей Сан-Тропе. В 1979 году их приглашает выступить у себя на разогреве во время концерта в парижской «Олимпии» Enrico Macias; позже, в этом же году от рака лёгких умирает патриарх цыганской музыки Jose Reyes, и его сыновья с ещё большим рвением стали продолжать традиции, привитые им родителем. Группа много выступала по городкам южного побережья Франции, и на одном концерте в Saintes-Maries-de-la-Mer в 1982 году их игрой была впечатлена независимый продюсер Jacqueline Tarta. Она помогла группе заручиться поддержкой компании Phonogram, на котором Los Reyes выпустили свой первый альбом “Allegria”(83). Аутентичное исполнение (7 гитар, голоса, хлопанье в ладоши и перкуссии в виде гитарных дек) вряд ли в тот момент можно было назвать актуальным явлением во Франции.
Gipsy Kings - El Toro enamorado de La Luna
Остальная страна (о международном успехе вообще никто не думал) не заметила весёлой, жизнерадостной пластинки. Но добрые люди водились и там. Одному из них – французской «звезде» Francis Lalanne – так понравился бесхитростный и честный звук и зажигательные мелодии Los Reyes, что он организовал им запись второго альбома. Щедрые на песни цыгане не замедлили этим воспользоваться и записали в 1984 году диск “Luna de Fuego”. Его постигла та же судьба, что и дебют. Впрочем, ничто не могло остановить группу: подумаешь, пластинка! Они и раньше были предоставлены сами себе, и рассчитывали только на живые концерты, на свои силы и умение. Francis Lalanne устроил им ещё одно выступление в «Олимпии» и десятидневную аудиенцию в парижском клубе “Cafe de la Gare”. Избалованная парижская публика в тему вообще не въехала, и Los Reyes, забив на тамошних энтузиастов от музыки, уехала в свой любимый край, давать жару на вечеринках и свадьбах.
В августе 1986 года выступление цыганского бэнда в Arles заметил парижский продюсер Сlaude Martinez. Восхищённый талантом музыкантов и их позитивной концертной подачей, он становится менеджером Los Reyes, которые вскоре переименовались, когда, по легенде, одна заезжая туристка на английский лад назвала группу Gipsy Kings. В декабре 1986 года группа на целых пять месяцев засаживается в студию, записывать усовершенствованную версию Gipsy Kings. Первым синглом новой программы была выбрана перезаписанная песня “Bamboleo”; ни одна крупная звукозаписывающая компания не обратила на это внимания. Но менеджер группы не сдавался и организовал выпуск сингла на небольшом независимом лейбле MD. После чего молва и восторг отлично проведших на побережье отпуск людей сделала песню “Bamboleo” летним хитом 1987 года и пробила дорогу не только в парижские клубы и бары, но и на все французские радиостанции и чуть дальше.
Gipsy Kings - Bamboléo
Опомнившийся лейбл Phonogram решил переиздать альбом “Luna de Fuego”, в которым широкая публика расслушала великолепные синглы “Djobi Djoba” и “Luna de Fuego”. Это была уже серьёзная игра. Нюх Мартинеса (а может миллион проданных дисков “Luna de Fuego”) незамедлительно погнал Gipsy Kings в студию, перезаписывать потенциальный хит “Djobi Djoba”. Вскоре группе предложил весьма выгодный контракт мажорный «значок» CBS. После этого Gipsy Kings попали в книгу музыкальных рекордов как первые, чьи пластинки штурмовали чарты одновременно на трёх рекорд-лейблах! Теперь, когда коммерческий потенциал был очевиден, за права на издание пластинок Gipsy Kings началась нешуточная грызня.
Gipsy Kings - Djobi, Djoba
Европейская публика была покорена. А американским слушателям удружил Bob Krasnow, который тогда являлся президентом американского лейбла Elektra. Буквально за год цыганская группа обзавелась мощной фэн-базой в Штатах и Канаде, где её диски стали в последствие переиздаваться, не всегда дублируя европейские релизы и внося путаницу альтернативными обложками.
Gipsy Kings - A Mi Manera. Scenes from the film «Unfaithful» by Adrian Lyne Lyrics, music: Claude Francois.
Вышедший в Америке диск “Gipsy Kings”(1988) объединил в перезаписанном виде лучшие треки из первых релизов команды и провёл в чартах 40 недель, что с неанглоязычными дисками там случается крайне редко. В конце 1988 года из-за проблем со слухом группу был вынужден покинуть один из её основателей Pablo, но его место занял ещё один братец Reyes Francois (aka Canut). Gipsy Kings безостановочно выступали и в 1989 году, по обе стороны Атлантики.
Gipsy Kings - Volare
Новый альбом “Mosaique” отлично пошёл благодаря хиту “Volare” – рубма-перепевке итальянского шлягера Domenico Modugno “Nel Blu Dipinto Di Blu” и толкающим в пляс трекам “Soy” и “Vamos A Bailar”. Бывшие Los Reyes на глазах матерели в плане коммерчески вкусной подачи своих песен. Их музыку отлично приняли в Великобритании, где группа выступила в лондонском зале Royal Albert Hall и на стадион Wembley. Во Франции группу окончательно признали после трёх к ряду оглушительных концертов в январе 1990 года в знаменитом французском зале «Зенит». Весу команде добавили и первые гастроли в Москве в 1995 году, где Gipsy Kings встречала внушительная аудитория. Позже в том же году цыганский ансамбль ненадолго завалился в студию и записал развесёлую кавер-версию Eagles “Hotel California”. Трек вошёл в звуковую дорожку к фильму братьев Коэнов «Большой Лебовский».
GIPSY KINGS - hotel california (EAGLES Cover)
Юридическая война за обладание правами на песни Gipsy Kings продолжалась и переросла персональные баталии между менеджером Мартинесом и Чико. В результате, Чико был вынужден покинуть коллектив
Тем временем группу переименовали в «Gipsy Kings» (буквальный перевод с английского — «цыганские короли»). Братья оставались верны цыганскому фламенко, с виртуозным аккомпанементом гитар всех членов группы, среди которых особенно выделялись две звезды — гитара Тони Бальярдо и голос Николя Рэйеса. Уже тогда в их музыке поражало богатство инструментов, их красота и ритмичность.
Группу пригласили выступить в «лёгких» Нью-Йорка – в Центральном Парке, куда набилось тридцать тысяч восторженных поклонников поющих на диковинном языке цыган. C сентября 91 года короли цыганской музыки снова отправились в европейское турне, которое вылилось в начале 1992 в серию выступлений в Японии и Австралии. По следам блестящей концертной деятельности в последние годы, Gipsy Kings в 92 году выпускают альбом “Live”, после чего садятся записывать свой самый мэйнстримовый по звучанию и стабильный альбом “Love and Liberty”(93). Упругий бас, духовая секция, электронные пэды, аккордеон и арсенал перкуссий уже воспринимались как само собой разумеющееся; группа трансформировалась в world-music формацию, чего, собственно и добивался в своё время первый нормальный манагер Мартинес.По большей части здесь царила «умная» музыка, грусть и сытая усталость. Хитами стали песня “Escucha Me” и инструментал “Love And Liberty”, хотя красотой мелодии наповал разил «медляк» “Campana”.
Gipsy Kings - Escucha me
Дальше пошло всё спокойно и без истерик, если не считать ещё одной судебной тяжбы. Многочисленным родственниками Reyes не давало покоя имя Gipsy Kings, каждый хотел с этого что-то поиметь. Ясен перец! Кому охота работать, когда у братьев столько бабла? В 1994 году было решено сделать небольшой перерыв выпуском первой компиляции “The Greatest Hits” с новой песней “Pida Me La”. Но долго коллектив не усидел и в декабре на парижском стадионе Olympia устроил трёхдневный концертный марафон. В феврале 1995г. , группа даёт два концерта на Красной Площади в Москве. И, понимаешь, как говорится, что расти дальше некуда. В том же году появляется новая студийная пластинка “Estrellas”, с душевными балладами “Mujer” и “Mi Corason”, инструментальными откровениями “Tierra Gitana” и “Estrellas” и «танцевалками» “A Ti A Ti”, “Egual Se Entonces” и “La Rumba de Nicolas”. Диск радовал вновь обретённой энергией и вкусом к жизни. Кстати, годом позже под названием “Tierra Gitana” и с изменёнными обложкой и трек-листом он был переиздан в Америке. Там интерес к команде не спадал, цыгане лидировали параллельно в хит-парадах world-music и latino. Поэтому в списке гастрольных остановок Gipsy Kings стали всё больше преобладать американские города.
На десятилетие первого появления группы в хит-парадах пришёлся выход нового диска 1997 года “Compas”. Его продюсировал Chris Kimsey, работавший ранее с Rolling Stones. Дискографии коллектива это не навредило: новая пачка песен на стыке самбы, сальсы и уже проверенных ингредиентов не могла не радовать поклонников.
Gipsy Kings - Baila Me
Осенью 2006 года Gipsy Kings выдали ещё один диск “Pasajero”. В одном котле были заново сварены фламенко, джазовая акустика, латиноамериканские ритмы, кубинский поп, реггей и даже арабская музыка. Был выдержан стабильный баланс между достойными внимания зажигательными танцевальными наигрышами (“Si Tu Mes Quieres”, “Mira La Chica”, “Donde Esta Mi Amor”, “Amor”), балладами (“Sol Y Luna” и “La Tounga”) и инструментальными композициями (“Canastero” и “Guaranga”). Но в целом всё осталось по-прежнему ровно: узнаваемые голоса, класс игры и романтическое очарование южно-европейских курортов. Только ещё больше постарели лица, и тачки стали круче.
18 и 19 февраля 2003 года «Gipsy Kings» дали концерты на сцене Государственного Кремлевского дворца в Москве. В 2014 году группа выступила в Юрмале на открытии нового сезона Comedy Club.
Gipsy Kings - Un Amor
Состав группы
Николя (Николас) Рэйес (Nicolas Reyes) — основной вокал
Пабло Рэйес (Pablo Reyes) — бэк-вокал, гитара
Кану Рэйес (Canut Reyes) — бэк-вокал, гитара
Пачай Рэйес (Patchai Reyes) — бэк-вокал, гитара
Андре Рэйес (Andre Reyes) — гитара, вокал
Тони Бальярдо (Tonino Baliardo) — основная гитара
Диего Бальярдо (Diego Baliardo) — гитара
Пако Бальярдо (Paco Baliardo) — гитара
Чико Бучикхи (Chico Bouchikhi) — гитара (ушёл после альбома Mosaique)
Розендо Гомес (Rosendo Gomes) — вокал, гитара (ушёл после альбома Mosaique)
Доменик Друан (Dominique Droin) — бас-гитара
Хавьер Падилья (Havier Padila) — клавишные
Gipsy Kings Amor Mio.
Бонус для терпеливых.
Источник: kinohit.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]