Павлодар. Трамваи, промзоны, губернская архитектура
20.11.2016 535 0 0 griphon

Павлодар. Трамваи, промзоны, губернская архитектура

---
0
В закладки
Во время летнего сибирского путешествия у меня было два "заграничных" выезда. Про расположенный на Транссибе Петропавловск я уже писал. На пути из Барнаула в Омск подумал, а чего бы не заехать мне в другой казахский город Павлодар? Известно, что там большая трамвайная сеть, самая крупная в Казахстане. Ну и вообще, когда ещё появится возможность в этот медвежий уголок большой степной страны заглянуть? А крюк то небольшой выходит, да если смотреть по карте, практически и нет его.


Впрочем, в тот день, когда надо было выезжать из Барнаула, я поленился вставать рано, а тут ещё и на местное радио позвали, да и на местных троллейбусах я не успел проехать. В итоге ещё в Барнауле залип. Думал отказаться уже от Павлодара, но тут пришёл на ум отличный вариант доехать до Кулунды на ночном поезде, а дальше достопить. Кулунда у самой границы, а там 120 км всего. Так оно и вышло, но только я 4-5 часов не мог от этой границы отъехать..


Поскольку уже на следующий день вечером мне строго уже надо было быть в Омске, то на сам Павлодар оставалось всего ничего времени. Тем не менее, я его успел посмотреть практически весь. Поехал кататься по промзонам сначала...


Этот вид пробуждает желание жить!


Нефтехим


Заводы и ТЭЦ окружают Павлодар повсюду. До всех них проложены трамвайные линии.


ТЭЦ-1.


Остановочка в правильном стиле.


Всё сразу понятно.


Павлодар основан ещё в XVIII веке, но застраиваться начал только в 1860-х годах, а активно развиваться - в 1960-х. Город должен был стать крупнейшим индустриальным центром северного Казахстана. Поэтому тут стоили крупные жилмассивы, прокладывали широкие проспекты с заделом на будущее.


Проспект Кутузова  - центральная магистраль Павлодара. Такие широкие проспекты совершенно нехарактерны для 300-хтысячных облцентров.


Представьте, что вот это только одна половинка. Скорее бы такое можно было представить в каком-то мегаполисе. Но вот такой проспект с трамвайной линией посередине был проложен именно здесь.


Вообще, я скажу, что Павлодар мне показался наиболее похожим на Россию городом из всего Казахстана. Казалось бы, что вот весь север такой, но нет. Петропавловск, во-многом, казахский, Рудный тоже, а про Астану я и не говорю. А вот Павлодар - ну типичнейший российский облцентр. Хоть и процент казахов здесь не такой маленький, и немного выше, чем в соседних областях.


Мечеть необычной формы. Была открыта в 00-х годах. Стала уже, можно сказать, символом города, его "доминантой".


Мечеть носит имя Машхур Жусупа Копеева - казахского поэта. Зашёл внутрь - там тоже всё красиво. Увидев мою заинтересованность в мечети, местный имам начал меня традиционно агитировать принять Ислам. Якобы их религия самая лучшая, они и Моисея признают пророком и Христа. А я спешил на встречу с местным коучсёрфером, у которого вписывался и всё думал, как поделикатнее закончить разговор.


В продолжение темы религиозных учреждений. На следующий день нашёл синагогу.


Зашёл и туда.


Там, конечно, такого радушия не было. Прихожанин (тот, что на фото) со мной ещё пообщался, а помощник раввина, узнав, что я "чисто посмотреть", ухмыльнулся презрительно "А вы чисто из любопытства"..


Юго-западный микрорайон.


Пути по-одесски. Каждая линия на своей стороне дороги.


Всё не понимаю, почему такое расположение непопулярно. Это ж удобно.


На другой стороне они за забором.


Новый ж.д. вокзал. Уже никакой связи с Россией тут практически нет. Всё сообщение ограничено лишь парой пригородных в Кулунду. Из остального - только поезда в Астану и Алма-Ату.


Рядом старое здание.


Хотели бы учиться в "ИнновацияЛЫК" университете? Да, бездумное смешение языков - это всегда смешно.


А вот и старый губернский Павлодар. Старинной архитектуры тут совсем мало, она не очень выразительна. Но, всё же, она приятна и заслуживает внимания.


Самое старое здание Павлодара.


Теперь тут городской музей.


Театр Чехова.




И сам Антон Палыч


Памятник Ленину. Один из самых первых в мире.


Мало где надписи на казахском сделаны на арабице.


Рот не разевай!


Деревянное зодчество


Иртыш. Городская набережная.


Кораблик на Иртыше. Экибастуз, кстати, второй город по величине в Павлодарской области. Составляет единый промышленный комплекс с павлодарскими заводами. Ещё известен тем, что там самая высокая заводская труба в мире.


О как!


Пляж. Не преминул искупаться. Теперь и Иртыш у меня в числе посещённых рек.


Советские вывески всегда радуют глаз.


Куда ж без девочек?


Учительница


Ресей ЫДЫСЫ!


Ну и поговорим про трамваи! Сеть по российским меркам не очень большая, а по казахским - очень!


11 постоянных маршрутов и ещё около 8 "пиковых". На линию выходит 90 вагонов.


Маршруты ходят по городу, а некоторые из них катаются в промзоны, доставляя туда рабочих. Работают такие промзонные маршруты в основном только в часы пик, а в остальное время совершают лишь отдельные рейсы. На схеме промзоны указаны пунктирными линиями.


Есть новые оранжевые КТМ-23.


Но в основном, конечно в парке старые КТМ-5 и КТМ-8.


Внутри трамвая


Дифференцированная оплата проезда.


По городу одна цена, в промзоны - другая. Такое мало где на постсоветском пространстве встретишь. Дифференцированная оплата проезда в трамваях ранее встречалась мне только в Лодзи.

И термин то какой "селитебная зона". Не встречал раньше его.

Депо


Расписание рейсов в промзоны.


Но мне повезло, как раз попался вагон, идущий на нефтехим (парковый рейс 12 маршрута, "РМЦ" на схеме). Благодаря чему я успел за то непродолжительное время, что был в городе, объехать всю сеть. По пути встретили грузовик, который заглох в габарите трамвая. Пришлось помогать выталкивать. А я был единственным пассажиром. :) Вытолкал.


Потом встретили ещё парочку любителей помешать трамам. Надо было им именно сейчас асфальт свой раскладывать.


Оттуда поехали в противоположный конец города, на ТЭЦ-1. Вот так за короткое время я успел объехать большую часть сети :) Сама то по себе сеть не большая, все линии при желании можно проехать за 4-5 часов.


Что ни говори, но павлодарские промзоны на фоне бескрайних степей очень фотогеничны. Неотъемлемая достопримечательность города.


Погуляв ещё на следующий день по центру, искупавшись в Иртыше, я выдвинулся в середине дня обратно в Россию, в Омск. Где и был поздно вечером. Уже второй раз за это путешествие я ехал из Казахстана именно в Омск. :)
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]