Герой Советского Союза Леонид Белоусов – летчик-истребитель
---
Леонид Георгиевич Белоусов – летчик-истребитель, Герой Советского Союза.
Родился 16 марта 1909 года в Одессе.
В 1915 году отец Лени – одесский рабочий с “Январки” (до 1922 года – Главные одесские железнодорожные мастерские) – погиб в Карпатах, в ходе Первой Мировой войны. На попечении матери осталось четверо – Леня, его брат, сестра и старенькая бабушка. Мать зарабатывала очень мало. Как самый старший, Леня пытался помогать матери, ловил рыбу.
Мечтая о военной карьере, он стал воспитанником 151-го стрелкового полка 51-й Перекопской дивизии. Его зачислили в музыкальный взвод. Музыкант из него не получился, и в 1925 году Леонид демобилизовался. Полгода он отмечался на бирже труда, пока, наконец, не получил направление в паровозный цех Одесского завода имени Январского восстания. Здесь Белоусов стал слесарем, затем сварщиком, окончил школу ФЗУ.
Завод шефствовал над пехотным училищем, и при встречах с курсантами у Леонида вновь пробудилась мечта стать военным. В 1933 году он уже оканчивал Одесское военное училище: учился в пехотном, а мечтал о летном. Сбылась и эта мечта – его направили в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, окончив которую в 1935 году, он получил назначение в одну из авиационных частей.
В один из дней февраля 1938 года на перехват иностранного самолета, вторгшегося в наше воздушное пространство, подняли истребитель летчика-балтийца старшего лейтенанта Белоусова. Погода стояла отвратительная: низкая облачность, метель. Пробив облака, Белоусов перехватил нарушителя и “завернул” его обратно, после чего трижды пытался совершить посадку на своем аэродроме. Но усилившаяся метель окончательно стерла линию горизонта. Леонид Белоусов не захотел покидать самолет с парашютом и еще раз начал строить заход на посадку. Эта попытка стала роковой: истребитель врезался в землю и загорелся.
Товарищи вытащили пилота из полыхавших обломков. Потом начались госпитальные месяцы. Хотя самым страшным для летчика Белоусова была не боль, а перспектива остаться слепым и лишиться неба навсегда.
Однажды он не выдержал и сорвал повязку с глаз. Больничную палату сотряс крик. Прикованный к постели обезображенный человек кричал от радости... Он видел, а значит, мог когда-то вернуться в авиацию! Ленинградские хирурги практически заново сделали лицо морскому летчику. Стиснув зубы, пилот перенес 32 (!) пластические операции: пересаживая кожу с других участков, врачи постепенно вылепили ему новые веки, нос, губы.
Началась Финская война, и он сбежал на фронт. В студеной Карелии он водил свою маленькую “Чайку” на разведку и штурмовку. Стояли лютые морозы. Искусственно пересаженная нежная кожа лица нещадно мерзла. Но летчик летал наравне с другими. За участие в той войне Родина наградила летчика Белоусова орденом Боевого Красного Знамени.
Великую Отечественную капитан Белоусов встретил плечом к плечу с однополчанами на отрезанной от “большой земли” базе Балтфлота Ханко. Защитники полуострова Ханко навсегда вписали свои имена в героические страницы советской военной истории. Храбро дрался и Леонид Белоусов. Его наградили вторым орденом Красного Знамени. Но судьба уже приготовила ему гораздо более тяжелые испытания.
Как-то после очередного вылета техникам пришлось вытаскивать его из кабины. Тут уж врач был неумолим. Белоусов улетел в Кронштадт на истребителе, требующем капремонта.
В тот момент немцы уже сжали кольцо вокруг Ленинграда и начали душить голодом его защитников и жителей. Белоусову каким-то образом удалось уговорить врачей не отправлять его в тыл. Он продолжил летать, прикрывая с воздуха Дорогу жизни, много раз отражал налеты авиации противника, штурмовал его передний край, вел разведку, уничтожал мотоколонны на дорогах. В декабре 1941 года при выполнении очередного задания он был тяжело ранен. Белоусова опять вытащили из самолета на руках. В санчасти осматривавший его врач побледнел. На правой ноге пилота были все признаки спонтанной гангрены... “Ли-2” увез летчика в глубокий тыл. На прощание он твердо сказал боевым товарищам: “Я вернусь!”.
В алма-атинском госпитале капитан попал в руки одного из самых известных советских хирургов – профессора Сызганова. Врачи и их пациент сделали все возможное, чтобы сохранить ногу, но гангрена поднималась все выше. Наступил момент, когда оттягивать ампутацию было уже невозможно. Белоусов смерти не боялся, но возможность летать и бить врага была для него дороже всего на свете. В отличие от Алексея Маресьева, соглашаясь на операцию, капитан Белоусов был уверен, что даже безногим вернется в небо. Правую ногу отняли выше средней части бедра. Все время, пока он лежал, а потом заново учился ходить, Леонид Белоусов мысленно прорабатывал возможности полета с протезом. Это поддерживало его и помогало не сломаться.
Но когда Леонид Георгиевич уже привык к протезу, похожая ситуация началась и с левой ногой: сначала почувствовалась боль, потом исчез пульс, и, наконец, появилась характерная язва. На этот раз Белоусов сам сказал врачу: “Режьте, пока не поздно”.
И этот последний, самый тяжелый удар судьбы вынес русский летчик. Когда в его фантастическую идею полетов без обеих ног уже не верил никто, он только ушел в себя, собрал воедино все, что знал об авиации, и оттачивал в голове свою единственную Систему. Он научился ходить сначала на костылях, а потом с одной палочкой. Врачи сделали ему лучшие на то время протезы. Настало время испытать Систему на практике.
Леонид Белоусов (слева). 1944 г.
В 1944 году майор Белоусов приехал в 4-й гвардейский истребительный авиаполк Балтийского флота. Командир полка после долгих уговоров направил безногого летчика, желавшего вернуться в строй, во флотский учебный авиаполк. Летные навыки возвращались к майору Белоусову с огромным трудом. Кропотливые тренировки до седьмого пота принесли свои плоды. Безногий летчик, практически полностью утративший навыки, снова успешно выполнял в небе все эволюции, которые требовались в воздушном бою. В это трудно поверить, но Леонид Георгиевич Белоусов стал заместителем командира полка... по летной подготовке!
Под негласным братским присмотром однополчан Леонид Белоусов совершил еще около 40 боевых вылетов, сбил 2 немецких истребителя FW-190.
В конце зимы 1945 года от тяжелейших нагрузок у него начали воспаляться культи ног. Леонид Белоусов уехал на лечение. После окончания войны по состоянию здоровья он уволился в запас и вернулся на родину – в Одессу. Затем фронтовика опять потянуло к Балтике, в Ленинград. Несмотря на ранения и болезни, стал начальником аэроклуба – небо, о котором мечтал еще мальчишкой, долго не отпускало. Затем возглавил таксопарк. Объездил всю страну – от Калининграда до Камчатки, более тридцати лет выступая с лекциями в качестве одного из самых активных сотрудников общества “Знание”. И почти каждое лето он приезжал в гости к родственникам, останавливаясь в доме на Педагогической – тихой большефонтанской улице.
В 1957 году за мужество и героизм, проявленные в ходе Великой Отечественной войны, он был удостоен звания Героя Советского Союза. Гвардии майор Белоусов совершил более трехсот боевых вылетов, лично сбил четыре вражеских самолета и несколько в группе. Награжден орденом Ленина и Золотой Звездой Героя, двумя орденами Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, медалями. Его имя присвоено школе в Санкт-Петербурге, мемориальная доска установлена на здании ПО тяжелого краностроения им. Январского восстания в Одессе. Л. Белоусов написал книгу воспоминаний “Веление долга”.
Выступление Л.Г. Белоусова на одном из мероприятий, проходивших в Ленинградском военном округе,
посвящённых 50-летию Советской Армии.
Леонид Георгиевич ушел от нас 7 мая 1998-го. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Спасибо
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]