Мироточение: в чем секрет плачущих икон?
---
Мироточащие иконы — это одно из чудес христианского мира, вызывающее благоговение и трепет у верующих и… научный интерес у исследователей. Между прочим, далеко не все из тех, кто расследуют подобные дела — атеисты. Священники сами разбираются в подобных ситуациях. И нередко находят подвох.
Как заставить икону мироточить?
Мироточение — это, помимо прочего, известный трюк, к которому прибегали ещё во времена Петра Первого. И способов было не так уж и мало:
- прямой и наглый обман — это когда на иконы просто брызгали маслом. Однако сейчас такой “трюк” не пройдёт. Набрызги можно легко отличить от, например, конденсата, они образуются иначе. Тем не менее в прошлом к этому способу неоднократно прибегали;
- тонкие проколы в иконе в районе глаз святого или Божьей матери. В этом случае за самой иконой ставилось масло. И когда верующие зажигали лампады и свечи, то масло от тепла, как нетрудно догадаться, начинало таять и течь. Впечатление это производило сильное;
- можно “заложить” мироточение в икону ещё при её написании. Доску необходимо пропитать маслом, а потом покрыть всё толстым слоем краски. Дальше этот слой достаточно аккуратно в нужном месте следует проткнуть иголками. И для того, чтобы “мироточение” началось, необходимо только поставить свечи или всё ту же лампаду. От тепла процесс начинается.
Многое зависит ещё и от качества масла. Бывает и так, что оно оказывается не самого лучшего качества. В итоге начинает постреливать. Причём пятна образуются довольно мелкие, да и такого характера, что сразу видно — это не наносилось человеческой рукой. Естественно, если не понять, какого качества масло использовалось (например, если заметить быстро и заменить), то можно создать впечатление, будто бы икона действительно сама мироточит. А ведь по факту её просто забрызгало маслом.
“Мироточит” — не совсем корректно
Отдельно стоит отметить один не до конца корректный момент. Про иконы, которые “плачут” маслом, обычно говорят: мироточит. Однако на самом деле это не совсем корректно. Если взять химический анализ того вещества, которое встречается на поверхности большинства таких икон, то речь будет идти об обычном масле. То есть о том, которое используется для лампад или же для других нужд в церкви.
2 сосуда с миром с 1901 года в Финляндии
Миро же — это особое вещество, оно дорогое и редкое. Фактически, речь тоже идёт о масле (ароматическом), но готовят его по специальному рецепту, у него — особенный состав. Таким образом, многие иконы в России, например, выделяют далеко не миро. Просто называть этот процесс “мироточением” многие уже привыкли.
Как к этому относиться?
Вопрос религии и веры — очень тонкий и деликатный. В отношении мироточения, как явления, есть 2 подхода: богословский и научный. Первый основан на том, что речь идёт о чуде, в суть которого не нужно вдаваться. Хотя современные богословы и сами призывают воспринимать всё трезво. Среди них, например, Андрей Кураев. Он отмечает, что мироточение наблюдалось и у языческих статуй. То есть само по себе явление ещё ни о чём не говорит.
Священнослужители тоже относятся к процессу мироточения настороженно. В качестве яркого примера можно привести митрополита Нижегородского Николая. Он описывал случаи мироточения, которые расследовал. По его мнению, в части ситуаций это был подлог. В некоторых ситуациях — просто жидкость проявлялась на объекте по естественным причинам.
Впрочем, священнослужители не стремятся привлечь особое внимание к таким фактам. А некоторые из них считают, что больше внимания нужно уделять внутренним преобразованиям и внутренним чудесам, которые случаются с людьми.
Что же касается научной точки зрения, то исследователи считают, что чаще всего речь идёт о мошенничестве. Иногда влага может появляться на поверхности отдельных предметов в силу естественных причин. Например, это может быть конденсация паров или капиллярный эффект. Оба варианта уже устанавливались в конкретных случаях.
Таким образом, в отношении мироточения существуют 2 подхода: богословский и научный. Причём второй необязательно отменяет веру. Многие религиозные люди, воспринимающие духовное учение, скептически относятся к подобным проявлениям. В любом случае вопрос восприятия — это личное дело каждого. Учёные не отрицают права людей верить в то, во что им хочется. Они просто констатируют факты и ищут рациональное объяснение происходящему. А что выбирать — решает каждый сам.
Источник: extremal.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]