7 фактов про самый красивый советский автомобиль – «Чайка»
---
Знаменитую “Чайку” ГАЗ-13 недаром называют самым стильным и красивым автомобилем в истории СССР.
Какая еще “Волга”? Бери выше!
Автомобиль высшего класса, созданный для решения транспортных нужд советской номенклатуры, никогда не предлагался в открытой продаже. Безусловно, ореол недоступности только усиливал очарование “Чайки”. Кстати, почему именно “Чайка, а, скажем, не “Ястреб”, “Сокол” или “Черный ворон”?
Птица высокого полета
Созданный в конце 50-х для замены устаревшего ЗИМа (он же ГАЗ-12) новый ГАЗ-13 еще на стадии разработки разжился красивым именем. Легенда гласит, что инженеры ГАЗа так описывали рождение “Чайки”: “Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Правильно: чайка. Так и у нас: „Волга“ (ГАЗ-21), а над ней – „Чайка“ (ГАЗ-13) “.
Пламенный мотор
Для новой “Чайки” на ГАЗе сконструировали совершенно новый двигатель. Бензиновая V-образная “восьмерка” рабочим объемом 5,5 л в базовой версии развивала 195 л.с. Вполне себе результат для конца 50-х! Правда, из-за автоматической коробки и высокой снаряженной массы – минимум 2100 кг – разгон до сотни все равно был не особо впечатляющий – 20 секунд. Зато в дальнейшем “чайковский” мотор использовали на грузовиках, автобусах и даже бронетранспортерах.
Слизали или не слизали?
Совершенно роскошный для 1959-го дизайн “Чайки” сразу наталкивает на мысль, что внешность машины старательно срисовали с зарубежных аналогов. И в целом эти сомнения не на пустом месте. Достаточно посмотреть на кабриолет Packard Caribbean и Lincoln Capri 1956 модельного года, чтобы увидеть знакомые мотивы. Впрочем, дизайнер Лев Еремеев, работавший, кстати, и над обликом “Волги” ГАЗ-21, не столько скопировал, сколько переосмыслил стилистические тенденции того времени. Так что в данном случае вопрос, слизали или не слизали, каждый решает для себя сам.
Оснащение – топчик
Предназначенная для представителей советского истеблишмента, “Чайка” была не только элегантна, но и хорошо оснащена. Между прочим, ГАЗ-13 стал первым отечественным автомобилем не только с электрическими стеклоподъемниками, но даже с кнопочным управлением “автомата”. Кроме того, “Чайка” оснащалась гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, электроприводом антенны и дополнительными откидными сиденьями среднего ряда – “страпонтенами”.
Не только седан…
Мы привыкли к “Чайке” в форм-факторе классического четырехдверного седана. Но помимо этого ГАЗ-13 выпускали и в виде кабриолета с электроприводом складного мягкого верха и без дверных рамок. Столь стильная “Чайка” все чаще работала парадным автомобилем. По некоторым данным, кабриолетов ГАЗ-13Б было изготовлено не более 15 экземпляров.
И не только кабриолет…
Другую редкую версию “Чайки” с кузовом “универсал” поштучно выпускали на мощностях Рижской автобусной фабрики (РАФ). Естественно, стильные, вместительные и статусные вагоны делали не на продажу, а в качестве карет скорой помощи для 4-го управления Минздрава СССР. Оборудованные носилками и выкрашенные в строгий черный ГАЗ-13С (“Санитарный”) часто можно было видеть во дворах номенклатурных домов по Кутузовскому проспекту.
“Чайка” для тети Вали
Пусть ГАЗ-13 предназначался не для продажи, а для обслуживания советских чиновников, но в отдельных случаях “Чайка” попадала и в руки частных лиц. Топовые газовские седаны дарили главным знаменитостям страны: балерине Галине Улановой, писателю Михаилу Шолохову, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. Причем, как утверждается, седан Валентины Владимировны был выкрашен не в черный, а в белый цвет. Другого такого не было.
Какая еще “Волга”? Бери выше!
Автомобиль высшего класса, созданный для решения транспортных нужд советской номенклатуры, никогда не предлагался в открытой продаже. Безусловно, ореол недоступности только усиливал очарование “Чайки”. Кстати, почему именно “Чайка, а, скажем, не “Ястреб”, “Сокол” или “Черный ворон”?
Птица высокого полета
Созданный в конце 50-х для замены устаревшего ЗИМа (он же ГАЗ-12) новый ГАЗ-13 еще на стадии разработки разжился красивым именем. Легенда гласит, что инженеры ГАЗа так описывали рождение “Чайки”: “Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Правильно: чайка. Так и у нас: „Волга“ (ГАЗ-21), а над ней – „Чайка“ (ГАЗ-13) “.
Пламенный мотор
Для новой “Чайки” на ГАЗе сконструировали совершенно новый двигатель. Бензиновая V-образная “восьмерка” рабочим объемом 5,5 л в базовой версии развивала 195 л.с. Вполне себе результат для конца 50-х! Правда, из-за автоматической коробки и высокой снаряженной массы – минимум 2100 кг – разгон до сотни все равно был не особо впечатляющий – 20 секунд. Зато в дальнейшем “чайковский” мотор использовали на грузовиках, автобусах и даже бронетранспортерах.
Слизали или не слизали?
Совершенно роскошный для 1959-го дизайн “Чайки” сразу наталкивает на мысль, что внешность машины старательно срисовали с зарубежных аналогов. И в целом эти сомнения не на пустом месте. Достаточно посмотреть на кабриолет Packard Caribbean и Lincoln Capri 1956 модельного года, чтобы увидеть знакомые мотивы. Впрочем, дизайнер Лев Еремеев, работавший, кстати, и над обликом “Волги” ГАЗ-21, не столько скопировал, сколько переосмыслил стилистические тенденции того времени. Так что в данном случае вопрос, слизали или не слизали, каждый решает для себя сам.
Оснащение – топчик
Предназначенная для представителей советского истеблишмента, “Чайка” была не только элегантна, но и хорошо оснащена. Между прочим, ГАЗ-13 стал первым отечественным автомобилем не только с электрическими стеклоподъемниками, но даже с кнопочным управлением “автомата”. Кроме того, “Чайка” оснащалась гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, электроприводом антенны и дополнительными откидными сиденьями среднего ряда – “страпонтенами”.
Не только седан…
Мы привыкли к “Чайке” в форм-факторе классического четырехдверного седана. Но помимо этого ГАЗ-13 выпускали и в виде кабриолета с электроприводом складного мягкого верха и без дверных рамок. Столь стильная “Чайка” все чаще работала парадным автомобилем. По некоторым данным, кабриолетов ГАЗ-13Б было изготовлено не более 15 экземпляров.
И не только кабриолет…
Другую редкую версию “Чайки” с кузовом “универсал” поштучно выпускали на мощностях Рижской автобусной фабрики (РАФ). Естественно, стильные, вместительные и статусные вагоны делали не на продажу, а в качестве карет скорой помощи для 4-го управления Минздрава СССР. Оборудованные носилками и выкрашенные в строгий черный ГАЗ-13С (“Санитарный”) часто можно было видеть во дворах номенклатурных домов по Кутузовскому проспекту.
“Чайка” для тети Вали
Пусть ГАЗ-13 предназначался не для продажи, а для обслуживания советских чиновников, но в отдельных случаях “Чайка” попадала и в руки частных лиц. Топовые газовские седаны дарили главным знаменитостям страны: балерине Галине Улановой, писателю Михаилу Шолохову, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. Причем, как утверждается, седан Валентины Владимировны был выкрашен не в черный, а в белый цвет. Другого такого не было.
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]