Как МиГ-25 стал причиной экстренных слушаний в американском Конгрессе
---
Натовские названия наших самолётов часто звучат надуманно и пафосно. Но в этом случае, тамошние специалисты попали прямо в точку. Советский МиГ-25 (Foxbat) в полёте напоминал опытного лиса на охоте. Быстрый и неуловимый. Способный взять крупную «дичь» и дурачащий своих преследователей.
Его создавали, как противовес сверхскоростным американским бомбардировщикам «Валькирия» и быстрым разведчикам, вроде «Черного дрозда» (SR-71 Blackbird). Но Валькирия в серию не пошла, а самолёты стратегической разведки скоро сменили спутники. Так МиГ-25 стал самым быстрым серийным перехватчиком на планете
Сверхзвуковой бомбардировщик XB-70 Valkyrie
Стратегический самолет-разведчик SR-71 Blackbird
Потом американцы говорили, что Foxbat не способен угнаться за SR-71 Blackbird, но сделано это было сильно задним числом, в эпоху «холодной войны», когда обе стороны активно использовали технические достижения в области пропаганды. На самом деле, появление МиГ-25 надолго связало руки американской стратегической авиаразведке.
Он мог развивать скорость до 3400 кмч и подниматься на высоту более 20 километров. Чтобы достичь таких показателей, МиГ должен был преодолевать «тепловой барьер», который не выдерживали алюминиевые сплавы. В качестве основного материала была выбрана жаропрочная сталь.
Первое применение в начале 70тых, в качестве разведчика, над Синаем, вызвало бурю политических эмоций и скандалы в военных ведомствах НАТО и союзников. Его не могли достать ни зарекомендовавшие себя израильские Миражи, ни американский ЗРК «Хок», который был основным зенитным комплексом Запада, средней дальности.
То, что арабские генералы не могли сделать много лет, угробив несколько «мигов» и «сушек», «лисица» сотворила за два полёта. В начале 70тых МиГ-25, в результате «ошибки пилотирования» подробно зафиксировал укрепления ЦАХАЛ на Синае. Как ни старались израильтяне, его полёты прошли безнаказанно. Миражи и Фантомы, посланные на перехват, так ни разу и не вышли на рубеж атаки. Ракеты, запущенные из бесполезных MIM-23 Hawk, взрывались далеко позади сделавшей своё дело «лисицы».
Из-за этой стремительной разведки на Ближнем Востоке, МиГ-25 даже стал предметом срочного слушания американского Конгресса. Наличие такого козыря в руках «потенциального противника», путало многие геополитические партии. Американский ВПК получил немало жирных заказов, именно благодаря «лисице».
МиГ не создавался, как самолет маневренного боя, но есть у него и свои асы. Полковник иракских ВВС Мохаммед Райаян одержал на истребителе, по разным данным, от 5 до 9 воздушных побед. В ряде стран машина летает и сегодня, имея уже полувековой послужной список. И большинство современных истребителей, поколения 4++ так и не в состоянии за ней угнаться.
Самолёт оказался на редкость мощным политическим инструментом. Позднее, уже в марте 1997 года, индийский 25тый стал причиной настоящей паники в Исламабаде, безнаказанно пролетев над пакистанской столицей. Поднятые Ф-16 ничего не смогли сделать, а пакистанцы смягчили позиции в переговорах. Индийцы ещё не раз летали на «двадцать пятых» в болезненных для Пакистана местах и ни разу не были сбиты. Самолёт служил в индийских ВВС до 2006 года. Он, единственный в своём роде, удостоился почетных проводов на «пенсию», а индийские летчики называли его «другом».
ЗРК MIM-23 Hawk
Полные данные по «лисице» западные спецслужбы смогли получить в результате двойного предательства. Сначала летчика Виктора Беленко, перелетевшего на «25ом» в Японию, в сентябре 1976 года. Самолёт вернули только через два месяца, так и не потрудившись собрать. Ещё больший ущерб нанесла деятельность инженера Адольфа Толкачева, передавшего ЦРУ огромный объем информации по советскому перехватчику и другим самолётам Микояна. Из-за этих обстоятельств, Миг-25 подвергся серьезной модернизации. Все новые наработки были потом использованы для конструирования ещё одного уникального самолёта, состоящего на службе и поныне.
Неуловимая «лисица» так и осталась «королём скорости» и непревзойденным, по ряду параметров самолетом. На нём было установлено, в общей сложности, 29 мировых рекордов. Но самым удивительным его свойством, стало воздействие этой машины на большую политику.
Одного его появления в небе хватало, чтобы породить политический кризис, или, наоборот, остудить горячие головы. Так было на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Южной Азии. В конце концов, «двадцать пятый» стал основой ещё одного выдающегося изделия микояновского бюро — МиГ-31.
МиГ-25 индийских ВВС
Его создавали, как противовес сверхскоростным американским бомбардировщикам «Валькирия» и быстрым разведчикам, вроде «Черного дрозда» (SR-71 Blackbird). Но Валькирия в серию не пошла, а самолёты стратегической разведки скоро сменили спутники. Так МиГ-25 стал самым быстрым серийным перехватчиком на планете
Сверхзвуковой бомбардировщик XB-70 Valkyrie
Стратегический самолет-разведчик SR-71 Blackbird
Потом американцы говорили, что Foxbat не способен угнаться за SR-71 Blackbird, но сделано это было сильно задним числом, в эпоху «холодной войны», когда обе стороны активно использовали технические достижения в области пропаганды. На самом деле, появление МиГ-25 надолго связало руки американской стратегической авиаразведке.
Он мог развивать скорость до 3400 кмч и подниматься на высоту более 20 километров. Чтобы достичь таких показателей, МиГ должен был преодолевать «тепловой барьер», который не выдерживали алюминиевые сплавы. В качестве основного материала была выбрана жаропрочная сталь.
Первое применение в начале 70тых, в качестве разведчика, над Синаем, вызвало бурю политических эмоций и скандалы в военных ведомствах НАТО и союзников. Его не могли достать ни зарекомендовавшие себя израильские Миражи, ни американский ЗРК «Хок», который был основным зенитным комплексом Запада, средней дальности.
То, что арабские генералы не могли сделать много лет, угробив несколько «мигов» и «сушек», «лисица» сотворила за два полёта. В начале 70тых МиГ-25, в результате «ошибки пилотирования» подробно зафиксировал укрепления ЦАХАЛ на Синае. Как ни старались израильтяне, его полёты прошли безнаказанно. Миражи и Фантомы, посланные на перехват, так ни разу и не вышли на рубеж атаки. Ракеты, запущенные из бесполезных MIM-23 Hawk, взрывались далеко позади сделавшей своё дело «лисицы».
Из-за этой стремительной разведки на Ближнем Востоке, МиГ-25 даже стал предметом срочного слушания американского Конгресса. Наличие такого козыря в руках «потенциального противника», путало многие геополитические партии. Американский ВПК получил немало жирных заказов, именно благодаря «лисице».
МиГ не создавался, как самолет маневренного боя, но есть у него и свои асы. Полковник иракских ВВС Мохаммед Райаян одержал на истребителе, по разным данным, от 5 до 9 воздушных побед. В ряде стран машина летает и сегодня, имея уже полувековой послужной список. И большинство современных истребителей, поколения 4++ так и не в состоянии за ней угнаться.
Самолёт оказался на редкость мощным политическим инструментом. Позднее, уже в марте 1997 года, индийский 25тый стал причиной настоящей паники в Исламабаде, безнаказанно пролетев над пакистанской столицей. Поднятые Ф-16 ничего не смогли сделать, а пакистанцы смягчили позиции в переговорах. Индийцы ещё не раз летали на «двадцать пятых» в болезненных для Пакистана местах и ни разу не были сбиты. Самолёт служил в индийских ВВС до 2006 года. Он, единственный в своём роде, удостоился почетных проводов на «пенсию», а индийские летчики называли его «другом».
ЗРК MIM-23 Hawk
Полные данные по «лисице» западные спецслужбы смогли получить в результате двойного предательства. Сначала летчика Виктора Беленко, перелетевшего на «25ом» в Японию, в сентябре 1976 года. Самолёт вернули только через два месяца, так и не потрудившись собрать. Ещё больший ущерб нанесла деятельность инженера Адольфа Толкачева, передавшего ЦРУ огромный объем информации по советскому перехватчику и другим самолётам Микояна. Из-за этих обстоятельств, Миг-25 подвергся серьезной модернизации. Все новые наработки были потом использованы для конструирования ещё одного уникального самолёта, состоящего на службе и поныне.
Неуловимая «лисица» так и осталась «королём скорости» и непревзойденным, по ряду параметров самолетом. На нём было установлено, в общей сложности, 29 мировых рекордов. Но самым удивительным его свойством, стало воздействие этой машины на большую политику.
Одного его появления в небе хватало, чтобы породить политический кризис, или, наоборот, остудить горячие головы. Так было на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Южной Азии. В конце концов, «двадцать пятый» стал основой ещё одного выдающегося изделия микояновского бюро — МиГ-31.
МиГ-25 индийских ВВС
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]