Последние язычники России: удивительные обычаи и культура марийцев
16.03.2020 5 286 0 +165 vagenleitner

Последние язычники России: удивительные обычаи и культура марийцев

---
+165
В закладки
Последние язычники России: удивительные обычаи и культура марийцев марийцы, чтобы, марийцев, богов, России, Мландеава, священной, сидит, часто, обрядов, самом, молятся, когда, слово, именно, своего, поэтому, Когда, жертву, братья

Последние язычники России: удивительные обычаи и культура марийцев марийцы, чтобы, марийцев, богов, России, Мландеава, священной, сидит, часто, обрядов, самом, молятся, когда, слово, именно, своего, поэтому, Когда, жертву, братья

Последние язычники России: удивительные обычаи и культура марийцев марийцы, чтобы, марийцев, богов, России, Мландеава, священной, сидит, часто, обрядов, самом, молятся, когда, слово, именно, своего, поэтому, Когда, жертву, братья

Как выглядят последние язычники России? Представляются кровавые обряды, агрессивные полуголые мужчины, потрясание оружием? Если да, то зря. В религиозной жизни марийцев — европейского малого коренного народа России — главную роль играют священные рощи, и голыми с топорами по ним никто не бегает.

Последние язычники России: удивительные обычаи и культура марийцев марийцы, чтобы, марийцев, богов, России, Мландеава, священной, сидит, часто, обрядов, самом, молятся, когда, слово, именно, своего, поэтому, Когда, жертву, братья

Где живут марийцы

Когда марийцы на вопрос «Откуда ты?» отвечают «Из республики Марий-Эл», то часто слышат в ответ — «А далеко это от России?» или «В Советском Союзе она состояла?» На самом деле эта республика — чуть ли не в самом центре России. Древним марийцам (тогда русские звали их черемисами) доводилось не раз участвовать в конфликтах между московскими царями и казанскими ханами — они выбирали то одну, то другую сторону. И казанцев, и московитов удивляло одно обстоятельство: среди марийских воинов было заметное число девушек, и эти девушки были ничуть не осторожнее своих товарищей.
После того, как московские цари победили и заодно присвоили себе марийские земли, марийцы не раз поднимали ожесточённые восстания, но последние несколько веков они были одним из самых спокойных народов России. Сам народ относится к финно-угорским, и многие его представители до сих пор говорят на языке предков. Православная церковь гордится тем, что сейчас большинство марийцев крещены, и всё же огромное их количество по-прежнему верит в старых богов и исполняет старые обряды.

Сейчас есть теория, что марийцы (мари) — это и есть таинственные меряне (меря), которые жили на землях, ставших после прихода киевских князей и новгородских купцов русскими. Владения мерян были обширны, но жили они охотой и потому — маленькими сёлами далеко друг от друга, а не городами, так что отнять их земли и прогнать в гостеприимное Булгарское ханство на Волге оказалось легче лёгкого. Теория эта из народных, а не научных, и основана на том факте, что марийцы в былые времена с малых лет получали охотничий лук и никогда с ним не расставались, а слово «мари» напоминает слово «меря». Правда, верят в это и сами марийцы: по легенде, раньше Москва звалась Маска-ава, мать-медведица, и это было селение у священной рощи, задолго до Юрия Долгорукого.

Последние язычники России: удивительные обычаи и культура марийцев марийцы, чтобы, марийцев, богов, России, Мландеава, священной, сидит, часто, обрядов, самом, молятся, когда, слово, именно, своего, поэтому, Когда, жертву, братья
В старину марийцы были воинами и охотниками, но в девятнадцатом веке они жили уже сельским хозяйством.

Боги народа лучников

В религии мари миром правит Кугу Юмо — Великий Бог (хотя раньше слово «юмо» означало небо). Он чем-то похож на балтийского Перуна: бородатый и с молотом. Но при нём всегда также радуга, его боевой лук, и стрелы-молнии он пускает именно из своего волшебного лука. Он сидит на золотом престоле, откуда видит все дела людей. Дворец его за железным забором, за семью небесами, и когда он выезжает за забор на колеснице с огненными конями, начинается гроза — потому что выезжает Кугу Юмо на битву со своим злым братом и пускает в него стрелы.
Иногда говорят, что Кугу Юмо сидит не на троне, а на дубе. Ещё у него есть жена, сын и дочь, и они вместе с ним работают от зари до зари, чтобы их небесное стадо не оскудевало; вот почему и людям надо работать весь день. А в праздники они развлекаются, качаясь на небесных качелях.
Жена его — Мланде-ава, Мать-земля. Её добыли утки, подняв с морского дна. Мланде-ава следит за тем, чтобы в человеческих семьях не нарушали законов родства: братья не женились на сёстрах, внуки уважали дедов и бабок, дети почитали родителей, а родители заботились о детях. В некоторых мифах Мланде-ава творит землю в мире, который сотворил её муж, поэтому считается, что она в ответе за всё, что даёт земля — конечно, прежде всего, за урожай. Она дарит и охраняет здоровье и детей, отгоняет злых духов от домов и пашен, и определяет место души на том свете.

Последние язычники России: удивительные обычаи и культура марийцев марийцы, чтобы, марийцев, богов, России, Мландеава, священной, сидит, часто, обрядов, самом, молятся, когда, слово, именно, своего, поэтому, Когда, жертву, братья
Дочь двух главных богов, Юмын Удыр, когда-то в мифах и песнях была самостоятельной богиней ночного неба, но со временем обросла родством с Кугу Юмо и Мланде-ава. Она стала пастушкой, пряхой, вышивальщицей, хлебопёком. Но до сих пор Полярную звезду считают веретеном в её руках. Во дворце Кугу Юмо она сидит за прозрачной шёлковой занавесью, и только длиннющая её прекрасная коса змеится из-под занавеси. Кугу Юмо покровительствует женщинам, она обучила их женским ремёслам, стрельбе из лука и игре на музыкальных инструментах. Да, именно по её почину, похоже, в войсках черемисов было полно лучниц! Она же покровительствует любви.
Её брат, Юмын Эрге, ходил на землю, чтобы узнать, как живут люди, и там подружился с одним пастушком. Когда Юмын Эрге вернулся на небо, пастушок, заскучав, сделал из ели лестницу и поднялся следом — ведь он был переодетой девушкой и успел полюбить юного бога! Конечно, Юмын Эрге взял её замуж.

Под влиянием сначала ислама, а потом православия образы этих и других богов у марийцев стали меняться. Кугу Юмо превратился в единого бога, большинство марийцев даже уверены, что это и есть бог Ветхого и Нового Завета, а они сами — обычные христиане (часто почитание Кугу Юмо соседствует с исполнением православных обрядов). Его злой брат стал аналогом дьявола, а остальные божества превратились в персонажей сказок. Однако когда дело доходит до простых обрядов, марийцы до сих пор вспоминают не только Кугу Юмо, но и несколько женских божеств.

Последние язычники России: удивительные обычаи и культура марийцев марийцы, чтобы, марийцев, богов, России, Мландеава, священной, сидит, часто, обрядов, самом, молятся, когда, слово, именно, своего, поэтому, Когда, жертву, братья
Марийская женщина, рисунок XIX века

Священные рощи

Марийцы не строят храмов для своего древнего бога. Праздники и жертвоприношения — всё происходит в рощах, которым много сотен лет. Там все вместе молятся под руководством жреца. Эти рощи — дубовые и берёзовые — как некоторые верят, выросли там, где упали куска тела Юмына Эрге, когда хитрый злой дух разрубил сына главного бога на части и раскидал их. В жертву обычно приносят гусей — эта птица живёт и на земле, и на воде, и в воздухе. Их жарят в священной роще и съедают, а остатки сжигают в огне. Могут принести в жертву и баранов, и коров, и, конечно, несут в священные рощи древнюю святые пищу и напиток — блины и квас.
В священных рощах нельзя рубить деревья, курить, ругаться и лгать, собирать грибы и ягоды, охотиться и что-либо строить и выращивать. Это приводило к конфликтам с советской властью в лице местных чиновников, которые не раз пытались провести линии электропередач, вырубив в какой-нибудь священной роще просеку.

Последние язычники России: удивительные обычаи и культура марийцев марийцы, чтобы, марийцев, богов, России, Мландеава, священной, сидит, часто, обрядов, самом, молятся, когда, слово, именно, своего, поэтому, Когда, жертву, братья
Сами моления могут вызвать недоумения у посторонних: люди стоят на коленях перед щедро накрытым столом с едой. Можно подумать, что еде они и молятся, но на самом деле на столах — жертвенная пища, и они просят богов по обычаю, быть может, более древнему, чем боги, разделить с ними еду в знак союзничества. Просят об урожае, о здоровье близких, о том, чтобы души предков чувствовали себя спокойно… Всё то же, о чём молятся христиане перед иконами, стараясь не перепутать, какого святого просить.
На жрецов у марийцев не учат. Когда нужен новый жрец, просят какого-нибудь уважаемого мужчину исполнить эту роль. Что делать, знают все и так: тайных обрядов нет, всё с детства происходит на глазах верующих. Кроме того, нет и особых требований к жрецам — не надо наносить татуировки, лишать себя мужского естества или ещё что-нибудь в том же духе. По большому счёту, жрец — это такой же мариец как прочие, и именно поэтому он получает право говорить с богами от лица других марийцев. Жрецом может быть староста деревни, уважаемый учитель — тот, кому люди привыкли доверять.
На праздник многие приходят в той одежде, что есть, но часто бывает, что люди стараются надеть народный костюм или хотя бы его часть, какое-нибудь старинное украшение или шапку: чтобы бог не усомнился, что видит марийца (или чтобы самому об этом помнить). И все они делят принесённую пищу друг с другом, как братья и сёстры.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]