Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины
16.03.2020 4 635 0 +83 mihailpan33

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины

---
+83
В закладки
В нашем сериале об отечественных коммунальных автомобилях мы рассказывали о поливомоечных машинах, мусоровозах и цистернах с пикантными грузами, многие из которых трудились только летом. Теперь пришла очередь узкоспециализированных автомобилей для работы исключительно в зимнее время года, продолжительность которого в разных уголках необъятного Советского Союза достигала семи-восьми месяцев.

Вэтом кратком обзоре речь пойдет о советских городских коммунальных машинах, предназначенных для эксплуатации в отдалённых регионах с холодным климатом, а также для работы в зимние месяцы в более теплых районах страны. К этой категории относились разнообразные снегоуборочные автомобили на базе серийных грузовиков с рабочими органами для очистки и вывоза снега с улиц и площадей, а также для борьбы со льдом на проезжей части.

Союз плуга и щётки

Первая попытка механизировать труд вездесущих дворников при очистке от снега тротуаров и дворов была предпринята в 1937 году, но до середины 50-х этот процесс носил самодельно-хаотичный характер. В наиболее простом исполнении на передней толкающей раме полуторок и трёхтонок военного образца монтировали пассивные одно- или двухотвальные плужные рабочие органы, прямых родственников сельскохозяйственных плугов, сдвигавших снег в одну или в обе стороны от проезжей части.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Довоенный снегоочиститель № 5 на шасси ЗИС-5 с V-образным плугом на поддерживающих лыжах. 1941 год

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Послевоенный ЗИС-5 с одноотвальным плугом ПС-2 с ручным управлением и щёткой, собранный в 15 экземплярах. 1945 год

Во втором активном плужно-щёточном варианте под рамой автомобилей дополнительно монтировали вращавшиеся щётки с приводом от коробки отбора мощности шасси. В послевоенные годы основой таких систем побывали практически все грузовики – от ЗИС-150 до тяжелых «Уралов».

В середине 50-х на летней поливомоечной машине ПМ-10 на базе ЗИС-150 был предусмотрен сменный зимний плужно-щёточный комплект П-11 с цилиндрической щёткой и подъёмным отвалом с гидроприводами, предназначенный для сгребания в сторону свежевыпавшего снега.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Поливомоечная машина ПМ-10 на шасси ЗИС-150 в комплектации П-11 с плужно-щёточным оснащением. 1957 год

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

На Манежной площади в Москве машина ЗИС-150 ПМ-10 П-11 для сгребания свежевыпавшего снега

В 60-е ему на смену пришли зимние плужно-щёточные варианты обычных «поливалок» ПМ-130 на шасси ЗИЛ-130. Их штатная подметальная щётка снабжалась металлическим ворсом, а спереди на специальной раме был установлен поворотный отвал с управлением из кабины водителя.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Зимний вариант поливальной машины ЗИЛ-130 ПМ-130 с 2,5-метровым отвалом и щёткой. Фото 1973 года

Искусство разбрасывать песок

Вряд ли кто зимой обращал внимание на неказистые машины, швырявшиеся из-под кузова песком с мелкими камушками, которыми накрывали ледяные дорожки на тротуарах и обледеневшие участки дорог. Это были незаменимые в зимнее время автомобильные пескоразбрасыватели, созданные для борьбы с гололёдом путем рассыпания смесей песка, соли и особых реагентов.

Впрочем, в СССР борьба со льдом на дорогах началась в конце 30-х и олицетворялась опытным образцом «лёдокольной» установки на грузовике ЯГ-4. Под его рамой был установлен оригинальный механизм с мотором, приводившим несколько массивных наклонных скребков с режущими кромками, которые попеременно сбрасывали вниз, дробя лёд и твёрдый снег.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Уникальная машина на шасси ЯГ-4 с пакетом скребков для раскалывания льда. 1940 год (из архива Е. Батурина)

Вернёмся к пескоразбрасывателям. Практически все они имели единую и достаточно простую конструкцию, сводившуюся к разрешению проблемы подачи песка из открытых металлических кузовов бункерного типа на задний разбрасывающий диск-метатель.

Одним из первых послевоенных пескоразбрасывателей была машина МПР-10 на шасси ЗИС-5 со стальным кузовом с наклонным днищем. При помощи кривошипно-шатунного механизма он совершал колебательные движения, позволявшие постепенно проталкивать песок на разбрасывающий диск. Оригинальная машина оказалась сложной, дорогой и ненадежной.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Ленинградский разбрасыватель МПР-10 на базе ЗИС-5 с металлическим кузовом, подвешенным на пружинах. 1946 год

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Трёхтонный пескоразбрасыватель МПР-10 обеспечивал дальность отбрасывания песка до 7,5 метров

В 50-е московский Экспериментально-механический завод выпускал лёгкий разбрасыватель ПД-4М на шасси ГАЗ-51, у которого песок из кузова на диск доставлял напольный скребковый транспортёр. Авторемонтный завод № 5 собирал вариант ПД-6 на базе ЗИС-150 с пластинчатым транспортёром и дробильным барабаном, размельчавшим смерзшиеся комки снега. В 1957 году 140 машин обоих типов за один сезон высыпали 120 тысяч кубометров речного песка и шесть тысяч тонн соли.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Машина ПД-4М разбрасывала песок на расстояние в шесть метров. 1956 год

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Вариант ПД-6 для посыпания дорог на дальности в восемь метров. 1953 год

В 1962-м Свердловский завод коммунального машиностроения приступил к выпуску многоцелевого разбрасыватели Д-307А на шасси ЗИЛ-164 с передним отвалом, щёткой и бункером, под которым помещался наклонный лоток с эксцентриковым вибратором, совершавший колебательные движения и облегчавший продвижение песка к заднему диску.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Комбинированная плужно-щёточная машина Д-307А с вибратором посыпала песком полосу шириной до семи метров

В середине 60-х в КБ Управления благоустройства Мосгорисполкома (УБМ) был создан всесезонный вариант ПР-53 на шасси ГАЗ-53А с универсальным кузовом со скребковым транспортёром и регулятором скорости вращения метателя, передним поворотным плугом и активной щёткой с жёстким ворсом. Его выпускал Арзамасский завод коммунального машиностроения.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Плужно-щёточный пескоразбрасыватель ПР-53 в зимнем исполнении с тремя видами рабочих органов. 1966 год

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Разбрасыватель ПР-53 на выставке коммунальной автотехники на ВДНХ СССР. 1967 год (фото автора)

Позднее это же КБ разработало универсальную машину ПР-130 на базе грузовика ЗИЛ-130 с вибрационным лотком под кузовом, задним разбрасывателем песка и плужно-щёточным комплектом. Её собирал Свердловский завод.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Разбрасыватель ПР-130 с трёхкубовым бункером отбрасывал песок на расстояние до восьми метров. Фото 1973 года

В 80-е одной из наиболее ходовых всесезонных машин был разбрасыватель КО-106 на шасси ГАЗ-53-12, оснащённый универсальным 2,5-кубовым кузовом, скребковым транспортёром и разбрасывающим диском с гидроприводами.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Машина КО-106 с самосвальным кузовом и снятым разбрасывателем для работы в летнее время. 1985 год

Лаповые снегопогрузчики, не путать с липовыми!

Сразу же по окончании войны в УБМ был определён план выпуска принципиально новых городских снегопогрузчиков. Первым появился опытный образец С-1 на «перевернутом с заду наперед» шасси ЗИС-5. В результате задний ведущий мост с двускатными колесами оказался спереди под одноместной кабиной, а все прочие агрегаты и передние управляемые колеса перекочевали в заднюю часть машины.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Испытания пробного снегопогрузчика С-1 на базе переделанного грузовика ЗИС-5 военного образца. 1945 год

Второй вариант С-3 на базе ЗИС-150 был приспособлен к работе с разными типами грузовиков. «Изюминкой» обеих машин была оригинальная погрузочная конструкция лапчатого типа, конструкцию которой в 1924 году запатентовал американский изобретатель Джозеф Джой.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Вариант С-3 на шасси ЗИС-150 с лапчатым рабочим органом и регулируемой двухсекционной стрелой. 1946 год

До 1948-го планировалось изготовить 50 машин С-3. Серийный выпуск модернизированных снегопогрузчиков 2С-3 для уборки снега из валков и куч был организован на заводе «Мосдормаш» в 1952 году, и впоследствии они работали в большинстве советских городов.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Самый распространенный советский снегопогрузчик 2С-3 с рабочей системой изобретателя Джозефа Джоя. 1952 год

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Схема снегопогрузчика 2С-3. Основные агрегаты: 1 – загребающая «лапа» с ограждением, 2 – цепной транспортёр, 3 – диски для привода лопаток, 4 – основная сварная лопата

Основой рабочего механизма машины 2С-3 была так называемая лопата – широкая площадка с боковыми «щёками» и двумя плоскими дисками с приводом от трансмиссии шасси. На них шарнирно крепились две «лапы» или лопатки, совершавшие загребающие движения для захвата очередной порции снега. Далее он подавался на наклонную стрелу с цепным скребковым транспортёром и затем сгружался в кузова следовавших задним ходом грузовиков или самосвалов. Средняя производительность составляла 120 кубов снега в час.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Лаповый снегопогрузчик 2С-3 на базе ЗИС-150 при расчистке Моховой улицы в центре Москвы. 1959 год (фото Carl Mydans)

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Тяжелый женский труд на фоне Красной площади: машина 2С-3 на уборке залежалого снега (фото Carl Mydans)

В 1956-м прямым развитием модели 2С-3 стал компактный погрузчик снега С-4 на укороченном шасси ГАЗ-51А с «нормальным» расположением мостов, скребковым конвейером и гидроприводами лопаты и стрелы, который служил для очистки узких улиц небольших городов.

Легкие снегопогрузчики С-4 с шириной лопаты 2,4 метра на укороченном на 800 мм шасси ГАЗ-51А. 1956 год

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Следующий снегопогрузчик появился только через двадцать лет. Это была машина КО-203 на спецшасси с рамой и агрегатами от грузовика ГАЗ-52-04 и тракторным дизелем в 55 сил. По общей конструкции она повторяла модель С-4, не считая утеплённой кабины, двухсекционной стрелы и резиновых вставок в элементы транспортёра.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

За час малошумная машина КО-203 с новой кабиной перегружала до 100 тонн уплотнённого снега. 1976 год

Первые шаги шнекороторных борцов со снегом

В 1947 году в Москве появились первые шнекороторные снегоуборочные машины на грузовиках ЗИС-5 военного образца, отбрасывавшие слежавшийся в валках снег с кремлевских набережных далеко в Москву-реку. Их развитием были московские образцы РСМ-2 и РСМ-3 на базе ЗИС-150 и ЗИС-151 соответственно.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Московский вариант первой советской шнекороторной машины на базе ЗИС-5

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Ленинградский опытный шнекороторный снегоочиститель на шасси ЗИС-150

В передней части таких машин перед радиатором в едином корпусе, так называемом ковше или корыте, были смонтированы горизонтальные стальные винты (шнеки), которые подгребали снег к продольной оси машины и направляли его на вертикальный ротор с лопастями, с силой отбрасывавший снег в нужном направлении через регулируемую поворотную трубу. Для привода всей этой системы за кабиной водителя находился мощный автономный силовой агрегат.

В Ленинграде в конце 40-х появились собственные снегоуборщики РС-3Л на шасси ЗИС-150, которые в течение нескольких лет в единичных образцах собирал местный механический завод. Машину оборудовали двумя шнекам, состоявшими из двух половинок, вращавшихся в разные стороны, центральным ротором, поворотным коробом и усиленной передней подвеской.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Шнекороторная снегоуборочная машина РС-3Л Ленинградского треста очистки, выпускавшаяся в 1949-1957 годах

В 1953-м КБ УБМ разработало оригинальный снегоуборщик РС-3 на «перевернутом» шасси ЗИС-150 с передними ведущими двускатными колёсами и задними управляемыми. Рабочий орган с приводом от автомобиля состоял из двух шнеков, шестилопастного ротора и металлического рукава для отбрасывания убираемого снега на расстояние до 25 метров. В небольших количествах его выпускали в Свердловске.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Эффектный снегоочиститель РС-3 на расчистке смотровой площадки Ленинских гор в Москве. Фото 1964 года

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Снегоуборочная машина РС-3 на переделанном грузовике ЗИС-150. 1953 год

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Шнекороторная машина для выгрузки снега из автомобильных кузовов. 1956 год

В середине 50-х завод «Мосдормаш» собрал опытный образец снегоразгрузчика Р-1 на агрегатах машины 2С-3, оборудованного подъёмной решётчатой стрелой и шнекороторным агрегатом для ускорения процесса опорожнения кузова грузовиков от залежалого снега.

В 1956-м КБ УБМ совместно с Горьковским автозаводом спроектировали упрощенный снегоочиститель РС-363, рабочий орган которого навешивался на вездеход ГАЗ-63. Он состоял из одного шнека и ротора с приводом от трансмиссии автомобиля и регулируемого короба, отбрасывавшего снег на 15 метров в разные стороны. До 1963 года Мценский завод коммунального машиностроения собрал 23 комплекта таких машин.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Облегченная съёмная шнекороторная установка РС-363 на полноприводном грузовике ГАЗ-63. 1957 год

В 1967-м Свердловский завод приступил к выпуску оригинального погрузчика УП-66 (РС-66), приспособленного для перегрузки снега, песка и сыпучих материалов. Он базировался на агрегатах серийного ГАЗ-66 с задней установкой мотора V8, соответственно измененной схемой трансмиссии и доработанной кабиной. На нём применялся редкий фрезерный рабочий орган в сварном корпусе с опорными лыжами, который направлял грузы на стрелу с ленточным конвейером, передняя часть которого проходила под полом кабины. Выпуск этой машины продолжался до середины 80-х.

Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины шасси, машина, ЗИС150, снега, завод, машины, песка, кузовом, щёткой, машин, вариант, метров, грузовика, которого, скребковым, песок, снегопогрузчик, транспортёром, грузовиков, кузова

Универсальная перегрузочная машина УП-66 на базе ГАЗ-66 с перенесённым в заднюю часть двигателем. 1968 год

На заглавной фотографии — лёгкий компактный и маневренный снегопогрузчик С-4 с агрегатами от грузовика ГАЗ-51А на Красной площади.
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]