Пражская канализация
---
Канализацию Праги можно смело назвать произведением искусства. Собственно, Чехия в курсе. В 1991 году творения Линдлея были признаны народным памятником Чехии. В этом посте я покажу музей канализации Праги.
Канализация хоть и появилась в средневековых городах, но лишь с частичными мерами - чаще это слив длиной пару десятков метров, который отводит нечистоты подальше от дома, а к тому еще там, где позволяло снижение рельефа местности. Первое письменное упоминание о канализации дошло с 1310 года и касалось дома пробста на Нерудовой улице, но большинство стоков на тот момент заканчивались в ближайшей яме. Поэтому вонь в городе была необычайной.
В середине XVII века появилась первая канализация - Клементинум. Вода из фонтанов Клементинума вымывала отходы из туалетов, умывальников и кухонь.
В конце XVIII века, ведутся разработки по совершенствованию канализационной системы города. В 1787 году Иосиф II выпустил декрет о строительстве канализации. К работе приступает главный строительный управляющий – Франтишек Антонин Герберт. Одной из первых акций Гергета было картографирование Праги, которое в 1790 году выполнили его ученики Й.Оппелт и К.Лутц. С того момента все строительные изыскания и урбанистические анализы столицы будут опираться на этот нестареющий план. Он спроектировал около 20 км канализационных путей, к смерти Гергерта канализация была фактически готова к работе.
Город постоянно рос, и в 1818-20 гг. было решено построить 35 выпускных каналов, по которым нечистоты из жилых кварталов отводились без очистки прямо во Влтаву. Канализация была выполнена простым способом, следовавшим из планов Гергета.
Со временем было создано Ведомство канализации королевской столицы Прага, а в 1889 году был объявлен международный конкурс на канализацию Праги. Главным недостатком всех проектов было недостаточное знание соотношение высот отдельных районов. И тут появляется сэр Линдлей (или Линдли). К работе над пражской канализацией Линдлей сначала попал как эксперт, который оценивал проекты двух чешских инженеров, а после знакомства с рельефом местности отклонил оба. Например, в них недостаточно была решена проблема работы системы во время наводнения и сколько естественных подземных притоков будет отводиться. Поэтому его попросили создать собственный проект, включивший в себя лучшие идеи предыдущих. Чешские проекты не были плохими, но у Линдлей был опыт строительства канализации нескольких больших городов. Он знал, что нельзя полагаться на разбавление стоков речной водой и что в городе должны быть свои очистные сооружения. Прошлые проекты не учитывали прирост населения, а Линдлей решил строит систему с учетом на население в миллион человек.
Линдлей предложил кардинальное решение на случаи наводнения, Пражская канализация разделена на два уровня. У верхней системы каналов низшая точка на уровне 2,5 м над средним уровнем Влтавы, в то время как у нижней системы эта же отметка является наивысшей точкой. В нормальных условиях работает нижний уровень, который отводит стоки в очистные сооружения, а при сильном дожде или наводнении, мощность нижней системы становится недостаточной, и вода переливается в верхнюю систему, из которой отводилась без очистки прямо во Влтаву. Аналогичичный принцип используется во многих европейских городах, в том числе в Берлине(сейчас не более 20%).
Таких маленьких канальчиков вдоль рек немало, но основная красота творений Линдлея, разумеется, в другом...
Общая схема пражской канализации очень простая. С более высоких частей города приходят три части стоков, встречающиеся под Староместской ратушей.
Линдлей и другие инженеры лично проверяли кирпич на прочность, результатом такого подхода стало то, что если сейчас необходимо что-либо заменить в каналах, то это чаще оказывается бетон 1920-1970 гг., а не кирпичи времен Линдлея.
Отреставрированный в 1982 году завод очистных сооружений был преобразован в музей. Восстановлены старинные механизмы и агрегаты, отреставрировано множество подземных каналов и шахт. Экотехнический музей представляет для посетителей различные экспонаты, в числе которых насосная паровая станция. Насосы, установленные в 1903 году и изготовленные фирмой «Бритфельд-Данек и Ко », до сих пор являются рабочими.
Канализационные врезки встречаются и в обычных подземных реках Праги. Я по дурости почти не снимала их... такие тоннели обычно заканчиваются переливными камерами различного вида и форм, на фото Мотольский ручей. Но о нем как-нибудь в другой раз.
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]