Мифы и правда в истории о влюбленном художнике и миллионе алых роз
---
Песня Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», созданная Раймондом Паулсом на стихи Андрея Вознесенского, рассказывает о любви бедного художника к актрисе. В основе сюжета песни – подлинная история грузинского художника Нико Пиросмани, безответно полюбившего французскую актрису Маргариту де Севр.
О художнике
Нико Пиросмани – художник-примитивист, самоучка и настоящий самородок из народа, слава о котором разнеслась по Грузии уже после его смерти. Нико Пиросмани родился в грузинской деревне Мирзаани в крестьянской семье. Его родители были фермерами, которые владели небольшим виноградником и скотом. Будущий художник рано осиротел и остался на попечении двух своих старших сестер Мариам и Пепе, с которыми переехал жить в Тбилиси в 1870 году. В 1872 году, живя в маленькой квартире недалеко от железнодорожного вокзала Тбилиси, он работал слугой в богатых семьях и научился читать и писать по-русски и по-грузински. Позже он работал скотоводом, кондуктором, перебивался случайными заработками и мечтал открыть живописную мастерскую, чтобы зарабатывать на жизнь любимым делом. Но заказчики не спешили к нему. А постоянной работы у Пиросмани не было. Про Нико говорили, что он живет «как птичка», не заботясь ни о прошлом, ни о будущем. Художник без устали писал картины и продавал их за столь ничтожную сумму, что она не покрывала даже расходов на краску. Один платил за его картину 30 рублей, а другому он мог нарисовать вывеску за обед.
Ему сложно было найти свое место в жизни.
Творчество
Пиросмани писал натюрморты, изображая вино, шашлык и грузинский хлеб, сцены веселых застолий, а также животных и деревья. Были на его картинах и люди самых разных сословий – крестьяне, торговцы, ремесленники, священники и князья. Но больше Нико любил простых людей. Поэтому он наполнял свои работы жанровыми сценами крестьянской жизни. Пиросмани творил так же естественно, как дышал. Его наивные, добрые, безыскусные картины спасительно действуют на чувства, возвращают доверие к миру и детскую веру в волшебство. Он не был профессиональным художником и не пытался составить композицию – в его картинах вещи существуют как бы сами по себе, вызывая чувство одиночества. Цветовая палитра работ Пиросмани – мрачная, и даже большие сцены пронизаны атмосферой отчуждения и тоски.
Работы Пиросмани
Нико Пиросмани никогда не имел личного счастья и каждая его работа, на которой он изображал праздничную еду или людей, содержит скрытые глубокие чувства. Это и радость, и боль. И счастье, и грусть. Сам Пиросмани однажды сказал, что у каждого есть свои причины для грусти и не имеет смысла сравнивать чья грусть больше. Пиросмани является сегодня одним из самых любимых художественных деятелей страны. У каждого города есть свой гений. В Тбилиси это, несомненно, Нико Пиросмани.
Когда у какого-нибудь грузина спрашивают про Нико Пиросмани, он почти кричит:
— Кто не знает великого художника-самоучку?! Он — символ Грузии, наш Ван Гог!
И выудив из пачки денег купюру в 1 лари, он горячо объясняет:
— Смотри, на лицевой стороне — сам красавец Пиросмани, на оборотной — его любимый старый Тифлис и лань с его картины. Каждый грузин “Пиросмани” в
кармане имеет…
Любовь и «Миллион алых роз»
Даже те люди, которые никогда не видели его работ, наверняка слышали легенду о том, как однажды Пиросмани продал все свое имущество, чтобы купить все цветы в Тбилиси для женщины, которую любил. Так кем же была та, ради которой художник остаток дней провел в нищете?
История его любви к Маргарите де Севр, французской танцовщице и певице, которая однажды приехала в Грузию на гастроли, стала символом безответной и глубокой любви. Сюжет романтичной истории, которая легла в основу знаменитой песни Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», был впервые описан Константином Паустовским со слов братьев Зданевич (это первые коллекционеры картин Пиросмани). Чувства художника были мучительными и подавляющими, девушка не разделяла чувств Нико. Она игнорировала его многочисленные ухаживания. Ее сердце оставалось черствым даже после того, как Нико написал ее портрет («Актриса Маргарита»).
По легенде, в свой день рожденья Пиросмани продал все свое имущество, которое с трудом заработал (чайхану) и на вырученные деньги скупил все цветы в городе. Девять повозок с цветами Пиросмани отправил к дому Маргариты де Севр. По легенде, актриса была действительно впечатлена увиденным морем цветов, но, выйдя на улицу, она только поцеловала художника в губы и ушла. Чуда не произошло. А вот историки утверждают, что они так никогда и не встретились. Нико послал ей цветы, а сам отправился кутить с друзьями.
Дальнейшая судьба Пиросмани складывалась печально: после истории с цветами он окончательно обнищал, переселился в духаны. Рисовал там на чем придется – на стенах, на жестянках, картоне, столовых клеенках. Художник умер от голода и холода в апреле 1918 года, тогда ему было 56 лет. Слава пришла к Нико Пиросмани уже после его смерти.
В 1968 г. в Лувре состоялась выставка картин Нико Пиросмани, которого уже 50 лет как не было в живых. Говорят, перед портретом актрисы Маргариты долгое время стояла пожилая женщина. Очевидцы утверждают, что это была та самая Маргарита де Севр. Сохранилась даже фотография, на которой постаревшая Маргарита позирует рядом с портретом кисти Пиросмани. А поступок художника до сих пор вдохновляет людей творчества.
О художнике
Нико Пиросмани – художник-примитивист, самоучка и настоящий самородок из народа, слава о котором разнеслась по Грузии уже после его смерти. Нико Пиросмани родился в грузинской деревне Мирзаани в крестьянской семье. Его родители были фермерами, которые владели небольшим виноградником и скотом. Будущий художник рано осиротел и остался на попечении двух своих старших сестер Мариам и Пепе, с которыми переехал жить в Тбилиси в 1870 году. В 1872 году, живя в маленькой квартире недалеко от железнодорожного вокзала Тбилиси, он работал слугой в богатых семьях и научился читать и писать по-русски и по-грузински. Позже он работал скотоводом, кондуктором, перебивался случайными заработками и мечтал открыть живописную мастерскую, чтобы зарабатывать на жизнь любимым делом. Но заказчики не спешили к нему. А постоянной работы у Пиросмани не было. Про Нико говорили, что он живет «как птичка», не заботясь ни о прошлом, ни о будущем. Художник без устали писал картины и продавал их за столь ничтожную сумму, что она не покрывала даже расходов на краску. Один платил за его картину 30 рублей, а другому он мог нарисовать вывеску за обед.
Ему сложно было найти свое место в жизни.
Творчество
Пиросмани писал натюрморты, изображая вино, шашлык и грузинский хлеб, сцены веселых застолий, а также животных и деревья. Были на его картинах и люди самых разных сословий – крестьяне, торговцы, ремесленники, священники и князья. Но больше Нико любил простых людей. Поэтому он наполнял свои работы жанровыми сценами крестьянской жизни. Пиросмани творил так же естественно, как дышал. Его наивные, добрые, безыскусные картины спасительно действуют на чувства, возвращают доверие к миру и детскую веру в волшебство. Он не был профессиональным художником и не пытался составить композицию – в его картинах вещи существуют как бы сами по себе, вызывая чувство одиночества. Цветовая палитра работ Пиросмани – мрачная, и даже большие сцены пронизаны атмосферой отчуждения и тоски.
Работы Пиросмани
Нико Пиросмани никогда не имел личного счастья и каждая его работа, на которой он изображал праздничную еду или людей, содержит скрытые глубокие чувства. Это и радость, и боль. И счастье, и грусть. Сам Пиросмани однажды сказал, что у каждого есть свои причины для грусти и не имеет смысла сравнивать чья грусть больше. Пиросмани является сегодня одним из самых любимых художественных деятелей страны. У каждого города есть свой гений. В Тбилиси это, несомненно, Нико Пиросмани.
Когда у какого-нибудь грузина спрашивают про Нико Пиросмани, он почти кричит:
— Кто не знает великого художника-самоучку?! Он — символ Грузии, наш Ван Гог!
И выудив из пачки денег купюру в 1 лари, он горячо объясняет:
— Смотри, на лицевой стороне — сам красавец Пиросмани, на оборотной — его любимый старый Тифлис и лань с его картины. Каждый грузин “Пиросмани” в
кармане имеет…
Любовь и «Миллион алых роз»
Даже те люди, которые никогда не видели его работ, наверняка слышали легенду о том, как однажды Пиросмани продал все свое имущество, чтобы купить все цветы в Тбилиси для женщины, которую любил. Так кем же была та, ради которой художник остаток дней провел в нищете?
История его любви к Маргарите де Севр, французской танцовщице и певице, которая однажды приехала в Грузию на гастроли, стала символом безответной и глубокой любви. Сюжет романтичной истории, которая легла в основу знаменитой песни Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», был впервые описан Константином Паустовским со слов братьев Зданевич (это первые коллекционеры картин Пиросмани). Чувства художника были мучительными и подавляющими, девушка не разделяла чувств Нико. Она игнорировала его многочисленные ухаживания. Ее сердце оставалось черствым даже после того, как Нико написал ее портрет («Актриса Маргарита»).
По легенде, в свой день рожденья Пиросмани продал все свое имущество, которое с трудом заработал (чайхану) и на вырученные деньги скупил все цветы в городе. Девять повозок с цветами Пиросмани отправил к дому Маргариты де Севр. По легенде, актриса была действительно впечатлена увиденным морем цветов, но, выйдя на улицу, она только поцеловала художника в губы и ушла. Чуда не произошло. А вот историки утверждают, что они так никогда и не встретились. Нико послал ей цветы, а сам отправился кутить с друзьями.
Дальнейшая судьба Пиросмани складывалась печально: после истории с цветами он окончательно обнищал, переселился в духаны. Рисовал там на чем придется – на стенах, на жестянках, картоне, столовых клеенках. Художник умер от голода и холода в апреле 1918 года, тогда ему было 56 лет. Слава пришла к Нико Пиросмани уже после его смерти.
В 1968 г. в Лувре состоялась выставка картин Нико Пиросмани, которого уже 50 лет как не было в живых. Говорят, перед портретом актрисы Маргариты долгое время стояла пожилая женщина. Очевидцы утверждают, что это была та самая Маргарита де Севр. Сохранилась даже фотография, на которой постаревшая Маргарита позирует рядом с портретом кисти Пиросмани. А поступок художника до сих пор вдохновляет людей творчества.
Источник: fresher
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]