ЗИД – Тарзан, созданный для покорения Эльбруса
---
Полноприводные мотоциклы – техника очень редкая. Передать крутящий момент на переднее колесо – сложная задача. За неё берутся или сильные конструкторские коллективы, или безумные гаражные «кулибины».
Завод имени Дегтярёва (ЗИД) предпринял много попыток сконструировать мотоцикл повышенной проходимости, правда, в большинстве случаев это были версии с приводом на заднее колесо, или колёса в случае с трициклами.
ЗИД Тарзан – особый случай. Главным мотивом его создания стала идея покорить Эльбрус на мотоциклах. Идейный вдохновитель Иван Ксенофонтов, известный мотопутешественник, в то время он был сотрудником журнала «Мото», руководил проектом Анатолий Заплаткин, зам главного конструктора Ковровского мотозавода.
За основу взяли имевшиеся уже разработки. Двигатель и коробка передач от трицикла ЗДК Фермер. Мотор двухтактный одноцилиндровый, объемом 197 см3развивал мощность 13 л.с. Пятиступенчатая коробка передач, с измененными в сторону понижения передаточными числами шестерен. Заднюю скорость убрали за ненадобностью.
В раме и подвеске угадывается мотоцикл ЗДК-200 2ШП, созданный ранее по заказу британского предпринимателя. Главной задачей было сделать ведущим переднее колесо. В этом и была основная сложность.
Цепь на переднее колесо идет от вала отбора мощности по правой стороне. Далее, через небольшой кардан, крутящий момент передается на другую цепь, по левой стороне телескопический вилки. Таким образом, привод не мешал работе передней подвески и управлению мотоциклом.
На испытаниях Тарзан показал себя неплохо, но была одна серьёзная проблема – избыточный вес машины без малого в 200 килограмм.
Малыми усилиями снизить вес не удалось, но выводы были сделаны. С учётом всех наработок, Ксенофонтову построили другой мотоцикл с колёсной формулой 2х2 – «Баксан», на котором он успешно штурмовал Эльбрус.
Тарзан уцелел в первозданном виде, его не стали переделывать. Сначала он был в заводском музее, затем продан в частную коллекцию, насколько мне известно, года три назад он был выставлен на продажу. Надеюсь, новый владелец любит и бережет уникальную машину.
Завод имени Дегтярёва (ЗИД) предпринял много попыток сконструировать мотоцикл повышенной проходимости, правда, в большинстве случаев это были версии с приводом на заднее колесо, или колёса в случае с трициклами.
ЗИД Тарзан – особый случай. Главным мотивом его создания стала идея покорить Эльбрус на мотоциклах. Идейный вдохновитель Иван Ксенофонтов, известный мотопутешественник, в то время он был сотрудником журнала «Мото», руководил проектом Анатолий Заплаткин, зам главного конструктора Ковровского мотозавода.
За основу взяли имевшиеся уже разработки. Двигатель и коробка передач от трицикла ЗДК Фермер. Мотор двухтактный одноцилиндровый, объемом 197 см3развивал мощность 13 л.с. Пятиступенчатая коробка передач, с измененными в сторону понижения передаточными числами шестерен. Заднюю скорость убрали за ненадобностью.
В раме и подвеске угадывается мотоцикл ЗДК-200 2ШП, созданный ранее по заказу британского предпринимателя. Главной задачей было сделать ведущим переднее колесо. В этом и была основная сложность.
Цепь на переднее колесо идет от вала отбора мощности по правой стороне. Далее, через небольшой кардан, крутящий момент передается на другую цепь, по левой стороне телескопический вилки. Таким образом, привод не мешал работе передней подвески и управлению мотоциклом.
На испытаниях Тарзан показал себя неплохо, но была одна серьёзная проблема – избыточный вес машины без малого в 200 килограмм.
Малыми усилиями снизить вес не удалось, но выводы были сделаны. С учётом всех наработок, Ксенофонтову построили другой мотоцикл с колёсной формулой 2х2 – «Баксан», на котором он успешно штурмовал Эльбрус.
Тарзан уцелел в первозданном виде, его не стали переделывать. Сначала он был в заводском музее, затем продан в частную коллекцию, насколько мне известно, года три назад он был выставлен на продажу. Надеюсь, новый владелец любит и бережет уникальную машину.
Источник: zabarankoi.mirtesen.ru
Комментарии (1)
{related-news}
[/related-news]