Как из Баку создают кавказский Дубаи
---
Свалившимся на голову невиданным баблосом нужно ещё суметь грамотно распорядиться. Правительство Азербайджана не стесняется вкладываться в реновацию Баку, стремясь сделать из него второй Дубаи, только на берегах Каспия, однако, целесообразность некоторых проектов и решений оставляет даже у рядового туриста массу вопросов.
СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТО В ГАЛЕРЕЕ
Я давно хотел приехать в Баку, год за годом рассматривал снятые из Нагорного парка панорамные фотографии городского ландшафта, утыканного иглами строительных кранов, ожидал гремучую смесь современной архитектуры и небоскрёбов с восточным колоритом, а прилепившиеся к Баку прозвища вроде «кавказский Париж» лишь подогревали интерес и повышали градус ожиданий от визита. А наконец приехав, удостоверился, что большие деньги не всегда предстают тем самым золотым ключиком к секрету создания комфортной и насыщенной городской среды для местных жителей и счастливым билетом на верхушки чартов и рейтингов самых привлекательных направлений для путешествий.
"Папа дал мне денег, чтобы лейбл становился круче. Я поехал в ЦУМ и купил себе Ролексы, Гуччи…" - дорого-богато не всегда и не везде к месту. Некоторых девиц-эскортниц хоть с ног до головы разодень в не палёный Dior и Chanel и всучи сумку Hermes за пару миллионов, колхозное выражение лица и деревенские манеры будут выдавать происхождение и несоответствие тому образу жизни, к которому они настойчиво стремятся. Вот и в Баку, ещё не до конца преодолевшем непростой путь из советского прошлого в светлое и яркое, как заверяют власти, будущее, одна часть весьма затратных новых и реновационных проектов вызывает искреннее восхищение, другая часть – недоумение и непонимание, третья – безразличие, но на визуально красивую наживку исправно клюёт и российский турист, и гости из стран Ближнего Востока. И пройдёт, мне кажется, ещё далеко не один год, прежде чем облик нового фешенебельного Баку окончательно затмит, будем честными, не всегда стоящее лестной оценки советское наследие. А останутся ли при этом у города душа и колорит - другой вопрос.
Правительство, как может, повышает престиж столицы, привлекая на бакинскую землю крупные международные культурные и спортивные события: Европейские игры, этап Формулы 1, трасса которого проходит прямо по городским улицам, Евровидение и, наконец, недавно финал Лиги Европы по футболу, ознаменовавшийся неприятной ситуацией и скандалом, когда игроку, на тот момент, лондонского «Арсенала» армянского происхождения Генриху Мхитаряну пришлось пропустить матч из-за политических разногласий между двумя странами
Отправившись для начала знакомства с городом бродить по центральной пешеходной улице Низами, я с упоением разглядывал пышные необарочные фасады со множеством барельефов, кронштейнов и порталов, украшенных лепными элементами, смотрел, как вдаль расходятся волны нехитрого, но эффектно оформленного узора на плитке, напомнившей сразу португальскую калсаду, поражался выдержанному в одинаковых светлых тонах архитектурному ансамблю, и взаправду почувствовал себя в «восточном Париже».
После посещения старого города, Ичери-Шехер, оказавшегося скучным и стерильным новоделом с приставучими промоутерами от туристических агентств, закралось ощущение: а не совершает ли Баку ошибку арабских шейхов, где во всех разрекламированных городах с многомиллионными проектами кроме пары локаций и посмотреть особо нечего, атмосфера как таковая отсутствует и приходится занимать досуг прогулками по шоппинг-моллам да посиделками в кафешках и ресторанчиках?!
Доберусь я до трёх Пламенных башен, возвышающихся над столицей и ставших символом нового Баку, пройдусь по парку вдоль набережной, то есть по Приморскому бульвару, отметившему 110-летний юбилей, доеду до культурного центра Гейдара Алиева, проекта архитектурного бюро Захи Хадид, а дальше чем заняться? Не наскучит ли вскоре вальяжно прогуливаться под пекущим солнцем, если я не планировал выбираться из города ни к грязевым вулканам Гобустана, ни в храм огня Атешгях, ни в провинциальные деревеньки?
Прежде чем думать да гадать, лучше обойти для начала намеченные достопримечательности, а уж потом выносить субъективный вердикт. Поэтому в Нагорный парк выдвинулся окольными тропами, минуя фуникулёр, заодно и город получше рассмотрю, и подмечу занятные детали. Варламов бы тут аккуратно (а то разные истории с блогерами случаются, кто про Азербайджан пишет) отругал мэра Баку за то, что в современном городе до сих пор имеются подземные переходы, тем более если очень хочется, пересечь проезжую часть можно, не спускаясь под землю.
Чисто, зелено, аккуратно, местами даже излишне монументально и очень тепло, что для не избалованного природой петербуржца - чуть ли не основной и ключевой бонус.
Последствие проведения в апреле-мае этапа Формулы 1 - неубранные трибуны и заградительные заборы с основанием из бетонных блоков. Разбирали и вывозили их не сказать, что очень активно, точнее местами работа кипела, а местами сложилось впечатление, что могут хоть до следующего года стоять. А комментаторы к посту про новодельный "старый город", Ичери-шехер, поведали много занятных фактов: раньше асфальт трассы для гонок клали поверх исторической брусчатки, после снимали его, а через год снова клали асфальт. Потом решили, что расход бабла колоссальный, и брусчатка после очередного этапа навсегда осталась погребённой под асфальтом. Дальше - тут уже не знаешь, смеяться или плакать - в первый год проведения гонок жителям домов, расположенных вдоль трассы, запрещалось заходить на балконы, чтоб смотреть заезды, под угрозой высоких штрафов. Хочешь смотреть - плати пачку манатов за дорогой билет.
Чтобы в Баку добраться из центра, например, к Культурному центру Гейдара Алиева или от остановки автобуса из аэропорта до своего отеля лучше всего вызвать Uber, другой легальной альтернативой и возможность не вступать в торги с бомбилами долгое время оставались и остаются по сей день "баклажанчики" - легендарные английские кэбы, завезённые государственным оператором такси в 2011м году, что совпало с ростом туристической популярности Баку. В первую поставку для London-Taxi входила 1000 автомобилей, потом завезли ещё около 3 тысяч. "Выбранный темно-фиолетовый цвет как нельзя лучше подходит для Баку – древнего города, расположенного на побережье Каспийского моря, на Великом шёлковом пути", - писалось в статье от Forbes.
Просторный салон, счётчик и никаких "вам ехать или шашечки" - нововведение полюбилось и горожанам, а бомбилам пришлось не сладко до поры до времени. Сейчас, поймав с руки "баклажанчик", не факт, что Вы поедете именно на официальном такси. Кэбы из первой поставки уже исчерпали ресурс, идут на списание, их благодаря связям (не иначе) выкупают бомбилы, снимают опознавательные знаки, а потом заряжают ценник неразборчивым туристам, мечтающим прокатиться на том самом лондонском кэбе. Нам повезло, и пару раз, когда пришлось воспользоваться такси вместо Uber, попадался легальный "баклажанчик", да только водилы не зазубривают в точности все улицы постоянно меняющегося Баку, как лондонцы, гордо игнорируют наличие в каждом смартфоне навигатора и останавливаются, чтобы спросить у прохожих улицу или номер дома.
За кэбы стоит бакинцам с натяжкой плюсануть, всё-таки пусть и большими затратами, а создали один из символов и фирменных фишек города, победив разношёрстное и разномастное советское наследие с шашечками, а вот современные архитектурные решения в столице частенько вызывают множество вопросов. Музей ковра в форме..... правильно, ковра! При всём уважении к ремеслу ткачества и понимании, насколько это тонкий и кропотливый труд, создавать столь очевидное и предсказуемое по форме здание в стремящемся стать жемчужиной на берегах Каспия городе - моветон при наличии фантастического культурного центра Гейдара Алиева, построенного по проекту бюро Захи Хадид. То есть денег в здание музея-ковра вбухано явно не мало, а получилась безвкусица, да простят меня бакинцы.
По соседству ещё одно сомнительное сооружение - "Малая Венеция", небольшой городок с системой каналов, по которым курсируют моторные лодки. Побывав в постепенно уходящем под воду и регулярно пару раз в год затапливаемом итальянском городе, сложно не вдохновиться и не проникнуться. Ещё одну копию у себя на Родине решился воплотить побывавший в Венеции в 1950х годах председатель местного Горисполкома.
Несмотря на расширение каналов с началом строительного бума в Баку, реорганизацию комплекса, включавшую возведение дополнительных мостов и стилизацию новых ресторанов под палаццо, выглядит "Малая Венеция" довольно комично ввиду крайне малой площади комплекса, да и видишь ты ровно то, что и прогуливаясь по дорожкам парка, а бравый гондольер в полосатом одеянии не поёт тебе Баркаролу.
В парадной части Баку - изумительная чистота, интересно, они тротуары тоже шампунем моют, как в Сингапуре? Чувство растерянности от ощущения искусственности всего вокруг материализовалось внутри и не покидало всю оставшуюся прогулку, в этом плане Баку повторяет Дубаи, лишь с одной оговоркой - в столице Азербайджана гулять гораздо приятнее, больше пространства, а по крутости проектов с шейхами всем сложно тягаться.
Языки небоскрёбов Flame Towers, Пламенных башен, видно практически из любой части города, а в вечернее время размещённые на изогнутых фасадах светодиодные светильники превращают башни в гигантский дисплей, где в течение нескольких минут транслируется световое шоу с полыханием пламени и тремя цветами азербайджанского флага.
Высота башен - 182, 165 и 161 метр. В одной разместился 5* отель Fairmont Baku, вторая стала бизнес-центром, а в третьей расположились элитные апартаменты. Воплощала в жизнь сложные изогнутые формы по проекту американского бюро HOK азербайджанско-турецкая строительная компания в течение 5 лет.
Плавность очертаний языков пламени нарушают угловатые формы стилобата с чересчур контрастными разноцветными элементами облицовки. А в целом, безусловно, креативная работа, отдающая дань ранее распространённому на территории Азербайджана зороастризму и поклонению огню.
Капитан Очевидность намекает, что Нагорный парк - лучшая обзорная площадка в городе. На побережье строится крупный молл, чья форма напоминает цветок лилии или лотоса, а кому-то и вовсе Сиднейский оперный театр своими лепестками. И всё не до конца верно, стоит задуматься насчёт национального колорита и государственных символов. На гербе и флаге Азербайджана можно увидеть восьмиконечную звезду с языками пламени, по замыслу архитекторов Caspian Waterfront Mall является их трёхмерным воплощением.
Странный выбор места для колеса обозрения "Baku-Eye", если сравнивать с лондонским собратом, раз уж кэбы завезли - городская панорама и набережная гораздо лучше просматриваются из Нагорного парка, а на площади лучше бы разместить какой-нибудь арт-объект. Правее - спортивно-концертный комплекс "Бакинский кристальный зал", построенный специально к конкурсу "Евровидение" 2012го года. Кто в тот год ездил от нас? А кто победил? Что проверяется этими вопросами: эрудиция или неразборчивость в музыке?
Больше всего при реновации досталось району Советская, где несколько лет назад снесли более 2000 жилых домов, в том числе и исторических особняков начала прошлого столетия. Некоторые снесли под шумок, другие объявили не представляющими культурной ценности, а жителей расселили в новые районы с высотками. Каждый год я видел в блогосфере заметки, где упоминали, что старых зданий с самостроем и колоритом во дворах становится всё меньше, а строительной техники и кранов в районе всё больше. Сейчас краны видно только у крупных строек, а тот старый Баку, каким его запомнило поколение наших родителей, бесследно исчезает.
В Баку пока не так много небоскрёбов, да и краны всё меньше вклиниваются в живописную панораму. Новейший строящийся проект на искусственном острове - небоскрёбный комплекс The Crescent, что будет состоять из отеля на искусственном острове, бизнес-центра и торгово-развлекательного центра. 7* отель "The Crescent Hotel" призван стать бакинским ответом дубайскому "Парусу", две башни здания, напоминающего по проектным картинками не то арку, не то полумесяц, не то чуть притопленный бублик, уже возвели, теперь дело за пролётной составляющей, что их соединит.
После улицы Низами самое оживлённое место в Баку - парк у набережной с музеем ковра, "Малой Венецией" и Приморским бульваром. Несмотря на исторический статус излюбленного прогулочного променада бакинцев ещё в досоветское время к бульвару легче всего применить термин "бездушный", ему явно не хватает некой изюминки в плане создания атмосферы, набережная пустовата, и местные бродят, как будто бы им больше некуда пойти и нечем заняться.
Застал массовую фотосессию девушек, человек на 15-20, они прихорашивались и, дожидаясь своей очереди, фотографировали друг друга на телефоны. Так и не понял, что за действие с одним профессиональным фотографом, может, выпускной? Но почему одни девушки?
Давным давно на берегу Каспийского моря возвышалась крепостная стена для защиты от набегов, но со стабилизацией политической обстановке в регионе надобность в ней пропала, и в 1909м году Бакинская управа выделила не хилый бюджет на проектирование и строительство нового бульвара и набережной. Периодически из-за повышения уровня воды бульвар затапливало, вследствие чего он неоднократно перестраивался и оптимизировался, расширялся и удлинялся. К нашему времени Приморский бульвар потерял первоначальные постройки, зато приобрёл множество новых и аллеи с завезёнными деревьями и растениями и существенно удлинился по сравнению со своей первоначальной длиной в пару километров. Сейчас, по слухам, планируется дальнейшее удлинение бульвара до общей длины в 26 километров.
Но несмотря на аккуратно постриженные кусты и общую частоту в парке всё как будто не хватает жизни, ни на роликах никто не катается, нет палаток с сахарной ватой и всех других атрибутов, что к примеру, есть в каждом постсоветском парке культуры и отдыха, лишь редкие турецкие мороженщики со своими дебильными трюками.
Пока строятся Caspian Waterfront Mall и The Cresent Mall роль шоппингового направления выполняет непримечательный "Парк Бульвар", ни снаружи, ни внутри, обычный торговый центр с обычными брендами, представляющий интерес лишь из-за супермаркета на цокольном этаже, где можно прикупить воды и мороженку, например, чуть охладиться от прогулок в солнечную погоду. Премиальные бутики и магазины брендов попроще расположены на проспекте Нефтяников и улицах поближе к Низами, да только цены из-за налогов ещё выше российских, где любят заряжать сверх налога ещё и не кислую наценку, так что шоппинг в столице Азербайджана, как вид времяпрепровождения, тоже отпадает.
На фоне симпатичных и, скажем так, классических зданий, как дом правительства Азербайджана, и современных стеклянных башен отельные высотки и бизнес-центры со скучной облицовкой, что у нас прозвали Сбербанк-РЖД-стилем, немного разочаровывают. Даже Hilton, одно из самых высоких зданий на проспекте Нефтяников, не озаботился дизайном фасада.
А не хватало в Баку как раз уютных тихих улочек с балкончиками, увитыми растительностью, с растяжками, увешанными сохнущим бельём, играющих в нарды мужиков и пинающей мяч ребятни. Не отрицаю, что если задаться целью, такой колорит ещё прячется во внутренних двориках за парадными однотипными фасадами, но подкреплённые баблом амбиции правящей верхушки метлой выносят остатки советского быта подальше от туристических троп. В отеле при выселении спросили: "Ну как Вам Баку?" А услышав искренний ответ, что посмотреть было интересно с точки расширения кругозора и знакомства с новой страной, но скучновато и не цепляет за исключением нескольких выразительных зданий, понимающе дружно закивали, что дескать, да, правительство выбрало такой курс на развитие страны, хотят сделать у нас, как в Стамбуле и даже круче, а приезжать в Баку лучше на мероприятия, тогда гораздо веселее и можно задержаться на подольше, чем пару дней. Стамбул? Серьёзно? Всё же Баку мне напоминает именно Дубаи масштабом поменьше, в Стамбуле уж очень много колорита разного на каждом шагу, даже на туристических рынках, и он огромен, можно пару недель исследовать и находить что-то новое.
Возвращаемся на улицу Низами к площади Фонтанов. Лет 10 назад на этом месте располагался запущенный сквер, который капитально реконструировали, облагородили и сделали частью пешеходного квартала. Фонтанов тут не сказать, что много, но они довольно разноплановые: поднос с шарами чего только стоит, очень футуристично смотрится. Не все крупные города в мире могут похвастаться таким длинным широким местом для неспешного променада в самом центре с лавочками, фонтанами и кафешками с крытыми террасами.
Только приставал в ростовых костюмах уберите - и будет идеальный пешеходный квартал!
Не последнюю роль в сложившихся о стране или городе впечатлениях играет национальная кухня. Вегетарианцам в Азербайджане, конечно, тяжеловато, зачастую в меню даже претендующих своим видом на звезду и топ Трип Адвайсора не находилось ни одной опции, но дело даже не в этом. Во-первых, цены превышают европейские, что довольно странно; выясняется, что Баку не такой уж дешёвый и не средний по ценам город, чтобы туда толпами приезжали тратить свои кровные наши с читателем соотечественники, хотя по Ичери-Шехер с экскурсиями их бродит предостаточно, и вообще помимо азербайджанцев чаще остальных видишь именно русских. Во-вторых, еда при высоком уровне цен не особо вкусная: все безобидные на вид блюда на завтраки, что мы брали в кофейнях, банальная овсянка, панкейки или брускетта с творожным сыром и ягодами, в итоге подходили под описание "сахарная бомба"; купленная домашняя пахлава на развес тоже оказалась до невозможности сладкой, а из обычной еды только перед отъездом в аэропорт, когда мы уже отчаялись искать простой аджапсандал, в богемном на вид ресторанчике оказались наивкуснейшие простые блюда по адекватной цене. Вывод - надо искать, а уровень сервиса азербайджанцы стараются вывести на высокий уровень, очень приятно, что стараются.
И наконец, в-третьих, из-за чего пришлось уйти от манящих террас на Низами и в её окрестностях. А можно зал для некурящих? Извините, у нас нет. Либо вели в тёмную комнатку вглубь, где всё равно нечем дышать. До свидания! Ау, я понимаю, что у Вас в стране почти всё мужское население курит, но курение в помещениях - прошлый век. И из-за этого Вы теряете клиентов, взяв курс на всё большее привлечение туристов.
На десерт я приберёг огроменную ложку мёда - международный аэропорт имени Гейдара Алиева в Баку выше всяких похвал, хотя что может быть выше максимального 5-звёздочного статуса от организации Skytrax, дарованного в 2018м году, двукратного признания лучшим аэропортом СНГ и неформального звания одного из самых красивых аэропортов мира?! Причём прилетев из Тбилиси и спустившись сквозь паспортный контроль в зону выдачи багажа, я не испытал вау-эффекта ни на грамм: да, современно, чисто, опрятно, но ничего сверхъестественного и уникального не обнаружилось и в фасаде при выходе на стоянку автобусов. Проникся же аэропортом я именно на обратном пути.
Поднявшись из зоны регистрации на верхний этаж, понимаешь, чем так восторгались многие авиаблогеры: турецкая архитектурная студия "Autoban" обыграла просторное пространство терминала и спустилась на уровень микро-архитектуры, добавив ставшие знаковыми "коконы" из дубового шпона, разместив внутри них кафе, сувенирные магазины, детскую игровую площадку. План расположения "коконообразных гнёзд" планируется варьировать по мере развития терминала.
"Главной идеей было сделать нечто отличающееся от всех остальных аэропортов", - заявил один из основателей "Autoban". "Поскольку путешествия стали неотъемлемой и весомой частью нашей жизни, мы верим, что наша цель, как дизайнеров, сделать аэропорты максимально комфортными и приносящими удовольствие, изменяя фундаментальные основы авиахабов". Под фундаментальными основами он имел в виду скорее всего чисто утилитарную функцию отправления пассажира из пункта А в пункт Б с максимальным комфортом, но без лишних визуальных и развлекательных изысков.
Весной в преддверии финала Лиги Европы по футболу, который принимал Баку, тренер "Ливерпуля" Юрген Клопп позволил себе колкое высказывание в адрес назначивших проведение главного матча турнира в столице Азербайджана: "Финал Лиги Европы в Баку - это смешно. Не знаю, что употребляют на завтрак те, кто принимает такие решения... Я понятия не имею, как туда добираться. Нет вообще никакой ясности. Решения о проведении финалов должны быть гораздо более обоснованными и логичными. Это безответственно. Я не знаю, как они принимают такие решения. Возможно, нужно договариваться о каком-то снижении цен, как-то ограничивать цены. Я слышал, что номер, который обычно стоит сто фунтов, теперь сдают за 2700 фунтов. Это сумасшествие."
Клопп преувеличивает, добраться до Баку не столь сложно. На роль крупного регионального авиахаба аэропорт Гейдара Алиева, разумеется, пока только претендует, внутри спокойно, тихо, очень мало людей. Зато много удобных свободных кресел и быстрый беспроводной интернет.
Из Баку я улетал с ощущением, что возвращаться мне сюда не за чем, специально выбираться на мероприятие, учитывая, как местные отельеры взвинчивают цены при европейских и выше ценах на еду, тем более не стоит, да и не могу представить такое мероприятие, ради которого я бы ещё раз полетел в кавказский Дубаи или Париж, кому как больше нравится. И всё же есть люди, которые возвращаются в Баку снова и снова, тоже подмечают сильный ветер перемен, но им нравится проводить время в этом по-своему примечательном городе. Один раз побывать в Баку точно стоит, а там уже сами посмотрите: "зайдёт" Вам или нет.
СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТО В ГАЛЕРЕЕ
Я давно хотел приехать в Баку, год за годом рассматривал снятые из Нагорного парка панорамные фотографии городского ландшафта, утыканного иглами строительных кранов, ожидал гремучую смесь современной архитектуры и небоскрёбов с восточным колоритом, а прилепившиеся к Баку прозвища вроде «кавказский Париж» лишь подогревали интерес и повышали градус ожиданий от визита. А наконец приехав, удостоверился, что большие деньги не всегда предстают тем самым золотым ключиком к секрету создания комфортной и насыщенной городской среды для местных жителей и счастливым билетом на верхушки чартов и рейтингов самых привлекательных направлений для путешествий.
"Папа дал мне денег, чтобы лейбл становился круче. Я поехал в ЦУМ и купил себе Ролексы, Гуччи…" - дорого-богато не всегда и не везде к месту. Некоторых девиц-эскортниц хоть с ног до головы разодень в не палёный Dior и Chanel и всучи сумку Hermes за пару миллионов, колхозное выражение лица и деревенские манеры будут выдавать происхождение и несоответствие тому образу жизни, к которому они настойчиво стремятся. Вот и в Баку, ещё не до конца преодолевшем непростой путь из советского прошлого в светлое и яркое, как заверяют власти, будущее, одна часть весьма затратных новых и реновационных проектов вызывает искреннее восхищение, другая часть – недоумение и непонимание, третья – безразличие, но на визуально красивую наживку исправно клюёт и российский турист, и гости из стран Ближнего Востока. И пройдёт, мне кажется, ещё далеко не один год, прежде чем облик нового фешенебельного Баку окончательно затмит, будем честными, не всегда стоящее лестной оценки советское наследие. А останутся ли при этом у города душа и колорит - другой вопрос.
Правительство, как может, повышает престиж столицы, привлекая на бакинскую землю крупные международные культурные и спортивные события: Европейские игры, этап Формулы 1, трасса которого проходит прямо по городским улицам, Евровидение и, наконец, недавно финал Лиги Европы по футболу, ознаменовавшийся неприятной ситуацией и скандалом, когда игроку, на тот момент, лондонского «Арсенала» армянского происхождения Генриху Мхитаряну пришлось пропустить матч из-за политических разногласий между двумя странами
Отправившись для начала знакомства с городом бродить по центральной пешеходной улице Низами, я с упоением разглядывал пышные необарочные фасады со множеством барельефов, кронштейнов и порталов, украшенных лепными элементами, смотрел, как вдаль расходятся волны нехитрого, но эффектно оформленного узора на плитке, напомнившей сразу португальскую калсаду, поражался выдержанному в одинаковых светлых тонах архитектурному ансамблю, и взаправду почувствовал себя в «восточном Париже».
После посещения старого города, Ичери-Шехер, оказавшегося скучным и стерильным новоделом с приставучими промоутерами от туристических агентств, закралось ощущение: а не совершает ли Баку ошибку арабских шейхов, где во всех разрекламированных городах с многомиллионными проектами кроме пары локаций и посмотреть особо нечего, атмосфера как таковая отсутствует и приходится занимать досуг прогулками по шоппинг-моллам да посиделками в кафешках и ресторанчиках?!
Доберусь я до трёх Пламенных башен, возвышающихся над столицей и ставших символом нового Баку, пройдусь по парку вдоль набережной, то есть по Приморскому бульвару, отметившему 110-летний юбилей, доеду до культурного центра Гейдара Алиева, проекта архитектурного бюро Захи Хадид, а дальше чем заняться? Не наскучит ли вскоре вальяжно прогуливаться под пекущим солнцем, если я не планировал выбираться из города ни к грязевым вулканам Гобустана, ни в храм огня Атешгях, ни в провинциальные деревеньки?
Прежде чем думать да гадать, лучше обойти для начала намеченные достопримечательности, а уж потом выносить субъективный вердикт. Поэтому в Нагорный парк выдвинулся окольными тропами, минуя фуникулёр, заодно и город получше рассмотрю, и подмечу занятные детали. Варламов бы тут аккуратно (а то разные истории с блогерами случаются, кто про Азербайджан пишет) отругал мэра Баку за то, что в современном городе до сих пор имеются подземные переходы, тем более если очень хочется, пересечь проезжую часть можно, не спускаясь под землю.
Чисто, зелено, аккуратно, местами даже излишне монументально и очень тепло, что для не избалованного природой петербуржца - чуть ли не основной и ключевой бонус.
Последствие проведения в апреле-мае этапа Формулы 1 - неубранные трибуны и заградительные заборы с основанием из бетонных блоков. Разбирали и вывозили их не сказать, что очень активно, точнее местами работа кипела, а местами сложилось впечатление, что могут хоть до следующего года стоять. А комментаторы к посту про новодельный "старый город", Ичери-шехер, поведали много занятных фактов: раньше асфальт трассы для гонок клали поверх исторической брусчатки, после снимали его, а через год снова клали асфальт. Потом решили, что расход бабла колоссальный, и брусчатка после очередного этапа навсегда осталась погребённой под асфальтом. Дальше - тут уже не знаешь, смеяться или плакать - в первый год проведения гонок жителям домов, расположенных вдоль трассы, запрещалось заходить на балконы, чтоб смотреть заезды, под угрозой высоких штрафов. Хочешь смотреть - плати пачку манатов за дорогой билет.
Чтобы в Баку добраться из центра, например, к Культурному центру Гейдара Алиева или от остановки автобуса из аэропорта до своего отеля лучше всего вызвать Uber, другой легальной альтернативой и возможность не вступать в торги с бомбилами долгое время оставались и остаются по сей день "баклажанчики" - легендарные английские кэбы, завезённые государственным оператором такси в 2011м году, что совпало с ростом туристической популярности Баку. В первую поставку для London-Taxi входила 1000 автомобилей, потом завезли ещё около 3 тысяч. "Выбранный темно-фиолетовый цвет как нельзя лучше подходит для Баку – древнего города, расположенного на побережье Каспийского моря, на Великом шёлковом пути", - писалось в статье от Forbes.
Просторный салон, счётчик и никаких "вам ехать или шашечки" - нововведение полюбилось и горожанам, а бомбилам пришлось не сладко до поры до времени. Сейчас, поймав с руки "баклажанчик", не факт, что Вы поедете именно на официальном такси. Кэбы из первой поставки уже исчерпали ресурс, идут на списание, их благодаря связям (не иначе) выкупают бомбилы, снимают опознавательные знаки, а потом заряжают ценник неразборчивым туристам, мечтающим прокатиться на том самом лондонском кэбе. Нам повезло, и пару раз, когда пришлось воспользоваться такси вместо Uber, попадался легальный "баклажанчик", да только водилы не зазубривают в точности все улицы постоянно меняющегося Баку, как лондонцы, гордо игнорируют наличие в каждом смартфоне навигатора и останавливаются, чтобы спросить у прохожих улицу или номер дома.
За кэбы стоит бакинцам с натяжкой плюсануть, всё-таки пусть и большими затратами, а создали один из символов и фирменных фишек города, победив разношёрстное и разномастное советское наследие с шашечками, а вот современные архитектурные решения в столице частенько вызывают множество вопросов. Музей ковра в форме..... правильно, ковра! При всём уважении к ремеслу ткачества и понимании, насколько это тонкий и кропотливый труд, создавать столь очевидное и предсказуемое по форме здание в стремящемся стать жемчужиной на берегах Каспия городе - моветон при наличии фантастического культурного центра Гейдара Алиева, построенного по проекту бюро Захи Хадид. То есть денег в здание музея-ковра вбухано явно не мало, а получилась безвкусица, да простят меня бакинцы.
По соседству ещё одно сомнительное сооружение - "Малая Венеция", небольшой городок с системой каналов, по которым курсируют моторные лодки. Побывав в постепенно уходящем под воду и регулярно пару раз в год затапливаемом итальянском городе, сложно не вдохновиться и не проникнуться. Ещё одну копию у себя на Родине решился воплотить побывавший в Венеции в 1950х годах председатель местного Горисполкома.
Несмотря на расширение каналов с началом строительного бума в Баку, реорганизацию комплекса, включавшую возведение дополнительных мостов и стилизацию новых ресторанов под палаццо, выглядит "Малая Венеция" довольно комично ввиду крайне малой площади комплекса, да и видишь ты ровно то, что и прогуливаясь по дорожкам парка, а бравый гондольер в полосатом одеянии не поёт тебе Баркаролу.
В парадной части Баку - изумительная чистота, интересно, они тротуары тоже шампунем моют, как в Сингапуре? Чувство растерянности от ощущения искусственности всего вокруг материализовалось внутри и не покидало всю оставшуюся прогулку, в этом плане Баку повторяет Дубаи, лишь с одной оговоркой - в столице Азербайджана гулять гораздо приятнее, больше пространства, а по крутости проектов с шейхами всем сложно тягаться.
Языки небоскрёбов Flame Towers, Пламенных башен, видно практически из любой части города, а в вечернее время размещённые на изогнутых фасадах светодиодные светильники превращают башни в гигантский дисплей, где в течение нескольких минут транслируется световое шоу с полыханием пламени и тремя цветами азербайджанского флага.
Высота башен - 182, 165 и 161 метр. В одной разместился 5* отель Fairmont Baku, вторая стала бизнес-центром, а в третьей расположились элитные апартаменты. Воплощала в жизнь сложные изогнутые формы по проекту американского бюро HOK азербайджанско-турецкая строительная компания в течение 5 лет.
Плавность очертаний языков пламени нарушают угловатые формы стилобата с чересчур контрастными разноцветными элементами облицовки. А в целом, безусловно, креативная работа, отдающая дань ранее распространённому на территории Азербайджана зороастризму и поклонению огню.
Капитан Очевидность намекает, что Нагорный парк - лучшая обзорная площадка в городе. На побережье строится крупный молл, чья форма напоминает цветок лилии или лотоса, а кому-то и вовсе Сиднейский оперный театр своими лепестками. И всё не до конца верно, стоит задуматься насчёт национального колорита и государственных символов. На гербе и флаге Азербайджана можно увидеть восьмиконечную звезду с языками пламени, по замыслу архитекторов Caspian Waterfront Mall является их трёхмерным воплощением.
Странный выбор места для колеса обозрения "Baku-Eye", если сравнивать с лондонским собратом, раз уж кэбы завезли - городская панорама и набережная гораздо лучше просматриваются из Нагорного парка, а на площади лучше бы разместить какой-нибудь арт-объект. Правее - спортивно-концертный комплекс "Бакинский кристальный зал", построенный специально к конкурсу "Евровидение" 2012го года. Кто в тот год ездил от нас? А кто победил? Что проверяется этими вопросами: эрудиция или неразборчивость в музыке?
Больше всего при реновации досталось району Советская, где несколько лет назад снесли более 2000 жилых домов, в том числе и исторических особняков начала прошлого столетия. Некоторые снесли под шумок, другие объявили не представляющими культурной ценности, а жителей расселили в новые районы с высотками. Каждый год я видел в блогосфере заметки, где упоминали, что старых зданий с самостроем и колоритом во дворах становится всё меньше, а строительной техники и кранов в районе всё больше. Сейчас краны видно только у крупных строек, а тот старый Баку, каким его запомнило поколение наших родителей, бесследно исчезает.
В Баку пока не так много небоскрёбов, да и краны всё меньше вклиниваются в живописную панораму. Новейший строящийся проект на искусственном острове - небоскрёбный комплекс The Crescent, что будет состоять из отеля на искусственном острове, бизнес-центра и торгово-развлекательного центра. 7* отель "The Crescent Hotel" призван стать бакинским ответом дубайскому "Парусу", две башни здания, напоминающего по проектным картинками не то арку, не то полумесяц, не то чуть притопленный бублик, уже возвели, теперь дело за пролётной составляющей, что их соединит.
После улицы Низами самое оживлённое место в Баку - парк у набережной с музеем ковра, "Малой Венецией" и Приморским бульваром. Несмотря на исторический статус излюбленного прогулочного променада бакинцев ещё в досоветское время к бульвару легче всего применить термин "бездушный", ему явно не хватает некой изюминки в плане создания атмосферы, набережная пустовата, и местные бродят, как будто бы им больше некуда пойти и нечем заняться.
Застал массовую фотосессию девушек, человек на 15-20, они прихорашивались и, дожидаясь своей очереди, фотографировали друг друга на телефоны. Так и не понял, что за действие с одним профессиональным фотографом, может, выпускной? Но почему одни девушки?
Давным давно на берегу Каспийского моря возвышалась крепостная стена для защиты от набегов, но со стабилизацией политической обстановке в регионе надобность в ней пропала, и в 1909м году Бакинская управа выделила не хилый бюджет на проектирование и строительство нового бульвара и набережной. Периодически из-за повышения уровня воды бульвар затапливало, вследствие чего он неоднократно перестраивался и оптимизировался, расширялся и удлинялся. К нашему времени Приморский бульвар потерял первоначальные постройки, зато приобрёл множество новых и аллеи с завезёнными деревьями и растениями и существенно удлинился по сравнению со своей первоначальной длиной в пару километров. Сейчас, по слухам, планируется дальнейшее удлинение бульвара до общей длины в 26 километров.
Но несмотря на аккуратно постриженные кусты и общую частоту в парке всё как будто не хватает жизни, ни на роликах никто не катается, нет палаток с сахарной ватой и всех других атрибутов, что к примеру, есть в каждом постсоветском парке культуры и отдыха, лишь редкие турецкие мороженщики со своими дебильными трюками.
Пока строятся Caspian Waterfront Mall и The Cresent Mall роль шоппингового направления выполняет непримечательный "Парк Бульвар", ни снаружи, ни внутри, обычный торговый центр с обычными брендами, представляющий интерес лишь из-за супермаркета на цокольном этаже, где можно прикупить воды и мороженку, например, чуть охладиться от прогулок в солнечную погоду. Премиальные бутики и магазины брендов попроще расположены на проспекте Нефтяников и улицах поближе к Низами, да только цены из-за налогов ещё выше российских, где любят заряжать сверх налога ещё и не кислую наценку, так что шоппинг в столице Азербайджана, как вид времяпрепровождения, тоже отпадает.
На фоне симпатичных и, скажем так, классических зданий, как дом правительства Азербайджана, и современных стеклянных башен отельные высотки и бизнес-центры со скучной облицовкой, что у нас прозвали Сбербанк-РЖД-стилем, немного разочаровывают. Даже Hilton, одно из самых высоких зданий на проспекте Нефтяников, не озаботился дизайном фасада.
А не хватало в Баку как раз уютных тихих улочек с балкончиками, увитыми растительностью, с растяжками, увешанными сохнущим бельём, играющих в нарды мужиков и пинающей мяч ребятни. Не отрицаю, что если задаться целью, такой колорит ещё прячется во внутренних двориках за парадными однотипными фасадами, но подкреплённые баблом амбиции правящей верхушки метлой выносят остатки советского быта подальше от туристических троп. В отеле при выселении спросили: "Ну как Вам Баку?" А услышав искренний ответ, что посмотреть было интересно с точки расширения кругозора и знакомства с новой страной, но скучновато и не цепляет за исключением нескольких выразительных зданий, понимающе дружно закивали, что дескать, да, правительство выбрало такой курс на развитие страны, хотят сделать у нас, как в Стамбуле и даже круче, а приезжать в Баку лучше на мероприятия, тогда гораздо веселее и можно задержаться на подольше, чем пару дней. Стамбул? Серьёзно? Всё же Баку мне напоминает именно Дубаи масштабом поменьше, в Стамбуле уж очень много колорита разного на каждом шагу, даже на туристических рынках, и он огромен, можно пару недель исследовать и находить что-то новое.
Возвращаемся на улицу Низами к площади Фонтанов. Лет 10 назад на этом месте располагался запущенный сквер, который капитально реконструировали, облагородили и сделали частью пешеходного квартала. Фонтанов тут не сказать, что много, но они довольно разноплановые: поднос с шарами чего только стоит, очень футуристично смотрится. Не все крупные города в мире могут похвастаться таким длинным широким местом для неспешного променада в самом центре с лавочками, фонтанами и кафешками с крытыми террасами.
Только приставал в ростовых костюмах уберите - и будет идеальный пешеходный квартал!
Не последнюю роль в сложившихся о стране или городе впечатлениях играет национальная кухня. Вегетарианцам в Азербайджане, конечно, тяжеловато, зачастую в меню даже претендующих своим видом на звезду и топ Трип Адвайсора не находилось ни одной опции, но дело даже не в этом. Во-первых, цены превышают европейские, что довольно странно; выясняется, что Баку не такой уж дешёвый и не средний по ценам город, чтобы туда толпами приезжали тратить свои кровные наши с читателем соотечественники, хотя по Ичери-Шехер с экскурсиями их бродит предостаточно, и вообще помимо азербайджанцев чаще остальных видишь именно русских. Во-вторых, еда при высоком уровне цен не особо вкусная: все безобидные на вид блюда на завтраки, что мы брали в кофейнях, банальная овсянка, панкейки или брускетта с творожным сыром и ягодами, в итоге подходили под описание "сахарная бомба"; купленная домашняя пахлава на развес тоже оказалась до невозможности сладкой, а из обычной еды только перед отъездом в аэропорт, когда мы уже отчаялись искать простой аджапсандал, в богемном на вид ресторанчике оказались наивкуснейшие простые блюда по адекватной цене. Вывод - надо искать, а уровень сервиса азербайджанцы стараются вывести на высокий уровень, очень приятно, что стараются.
И наконец, в-третьих, из-за чего пришлось уйти от манящих террас на Низами и в её окрестностях. А можно зал для некурящих? Извините, у нас нет. Либо вели в тёмную комнатку вглубь, где всё равно нечем дышать. До свидания! Ау, я понимаю, что у Вас в стране почти всё мужское население курит, но курение в помещениях - прошлый век. И из-за этого Вы теряете клиентов, взяв курс на всё большее привлечение туристов.
На десерт я приберёг огроменную ложку мёда - международный аэропорт имени Гейдара Алиева в Баку выше всяких похвал, хотя что может быть выше максимального 5-звёздочного статуса от организации Skytrax, дарованного в 2018м году, двукратного признания лучшим аэропортом СНГ и неформального звания одного из самых красивых аэропортов мира?! Причём прилетев из Тбилиси и спустившись сквозь паспортный контроль в зону выдачи багажа, я не испытал вау-эффекта ни на грамм: да, современно, чисто, опрятно, но ничего сверхъестественного и уникального не обнаружилось и в фасаде при выходе на стоянку автобусов. Проникся же аэропортом я именно на обратном пути.
Поднявшись из зоны регистрации на верхний этаж, понимаешь, чем так восторгались многие авиаблогеры: турецкая архитектурная студия "Autoban" обыграла просторное пространство терминала и спустилась на уровень микро-архитектуры, добавив ставшие знаковыми "коконы" из дубового шпона, разместив внутри них кафе, сувенирные магазины, детскую игровую площадку. План расположения "коконообразных гнёзд" планируется варьировать по мере развития терминала.
"Главной идеей было сделать нечто отличающееся от всех остальных аэропортов", - заявил один из основателей "Autoban". "Поскольку путешествия стали неотъемлемой и весомой частью нашей жизни, мы верим, что наша цель, как дизайнеров, сделать аэропорты максимально комфортными и приносящими удовольствие, изменяя фундаментальные основы авиахабов". Под фундаментальными основами он имел в виду скорее всего чисто утилитарную функцию отправления пассажира из пункта А в пункт Б с максимальным комфортом, но без лишних визуальных и развлекательных изысков.
Весной в преддверии финала Лиги Европы по футболу, который принимал Баку, тренер "Ливерпуля" Юрген Клопп позволил себе колкое высказывание в адрес назначивших проведение главного матча турнира в столице Азербайджана: "Финал Лиги Европы в Баку - это смешно. Не знаю, что употребляют на завтрак те, кто принимает такие решения... Я понятия не имею, как туда добираться. Нет вообще никакой ясности. Решения о проведении финалов должны быть гораздо более обоснованными и логичными. Это безответственно. Я не знаю, как они принимают такие решения. Возможно, нужно договариваться о каком-то снижении цен, как-то ограничивать цены. Я слышал, что номер, который обычно стоит сто фунтов, теперь сдают за 2700 фунтов. Это сумасшествие."
Клопп преувеличивает, добраться до Баку не столь сложно. На роль крупного регионального авиахаба аэропорт Гейдара Алиева, разумеется, пока только претендует, внутри спокойно, тихо, очень мало людей. Зато много удобных свободных кресел и быстрый беспроводной интернет.
Из Баку я улетал с ощущением, что возвращаться мне сюда не за чем, специально выбираться на мероприятие, учитывая, как местные отельеры взвинчивают цены при европейских и выше ценах на еду, тем более не стоит, да и не могу представить такое мероприятие, ради которого я бы ещё раз полетел в кавказский Дубаи или Париж, кому как больше нравится. И всё же есть люди, которые возвращаются в Баку снова и снова, тоже подмечают сильный ветер перемен, но им нравится проводить время в этом по-своему примечательном городе. Один раз побывать в Баку точно стоит, а там уже сами посмотрите: "зайдёт" Вам или нет.
Источник: myotpusk.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]