Зульфикар. Меч пророка на Кавказе
08.03.2020 5 566 0 +201 Starweaver

Зульфикар. Меч пророка на Кавказе

---
+201
В закладки
Зульфикар. Меч пророка на Кавказе Зульфикар, Зульфикара, Надиршах, легенды, Кубачи, кубачинский, только, Однако, Надир, Надира, музей, итоге, воинов, хранится, преданию, просто, мечом, который, Мухаммеда, Бадре

Зульфикар из Кубачи

Согласно преданию, Зульфикар – это самый знаменитый меч доисламской Аравии. Принадлежал этот уникальный меч одному из знатных представителей племени курайшитов из Мекки — Мунаббиху ибн Хаджжаджу. Курайшиты, владеющие Меккой, но не все принявшие ислам, стали естественными противниками Мухаммеда, который в Медине приступил к формированию армии. Первые столкновения носили незначительный характер вплоть до марта 624 года.

17 марта 624 года состоялась битва при Бадре (западная часть Саудовской Аравии в районе Медины). Военное значение это сражение имело небольшое, т. к. с обеих сторон количество погибших не превышало 7% всех участников битвы. Однако политическое и религиозное значение битвы при Бадре переоценить невозможно. О ней стали слагать самые удивительные легенды. Согласно одной из них, на стороне мусульман сражались… ангелы. Так или иначе, но это было первое сражение, в котором Мухаммед показал свою силу и свою армию.

Зульфикар. Меч пророка на Кавказе Зульфикар, Зульфикара, Надиршах, легенды, Кубачи, кубачинский, только, Однако, Надир, Надира, музей, итоге, воинов, хранится, преданию, просто, мечом, который, Мухаммеда, Бадре
Битва при Бадре

При этом Мухаммед был страстным коллекционером оружия, в частности, мечей. Во время традиционного дележа трофеев в руки пророку попался прекрасный меч – Зульфикар, некогда принадлежавший курайшиту Мунаббиху. Благодаря тому, что Зульфикар попал в руки самому пророку, людская молва быстро наделила его чудодейственными свойствами и неслыханной силой удара.

После смерти Мухаммеда меч попал в руки халифа Али ибн Абу Талибу, считавшегося великим воином. Уже тогда меч якобы умел зависнуть в воздухе, а сила его удара с каждым днём увеличивалась, пока не стала равной удару тысячи воинов. И вот тут настаёт момент, когда фольклор и религия окончательно стирают историческую правду. По суннитской версии, Зульфикар достался османским султанам через руки сыновей Али и ныне хранится в музее-дворце Топкапы в Стамбуле. Шииты же считают, что меч перешёл в руки имамов и ныне сокрыт вместе с двенадцатым имамом аль-Махди, который явится миру перед концом света.

Как выглядел меч?

Те же легенды и мифы, которые окружают происхождение и историю Зульфикара, полностью затуманили и его внешний вид. Существует предание, что один из владельцев меча халиф Али ибн Абу Талиб однажды допустил неосторожность, доставая его из ножен, из-за чего лезвие раскололось пополам. При этом одну сторону меча наделяли только возможностью убивать, а другую – исцелять. Из такой весьма расплывчатой легенды и появилось множество взглядов на Зульфикар.

Зульфикар. Меч пророка на Кавказе Зульфикар, Зульфикара, Надиршах, легенды, Кубачи, кубачинский, только, Однако, Надир, Надира, музей, итоге, воинов, хранится, преданию, просто, мечом, который, Мухаммеда, Бадре

Одни полагали, что меч на самом деле являлся саблей с двумя остриями. Другие же утверждали, что под раздвоенным клинком из-за неточности в пересказе легенд понимался просто обоюдоострый меч. Некоторые даже видели Зульфикар как меч с единым, по сути, клинком, но рассечённым по долу. Существовало и мнение, согласно которому Зульфикар принимал форму турецкого ятагана, несмотря на то, что ятаганы гораздо «моложе» событий начала 7-го века. Скорее всего, такие воззрения сложились благодаря тому, что османы претендовали на преемственность от Мухаммеда.

Говорить о каких-то исключительных боевых качествах Зульфикара не приходится, разве что в легендах. Однако меч нёс мощный политический и ритуальный подтекст. Не зря всё те же турецкие янычары украшали свои знамёна изображением Зульфикара, точнее, тем, каким они его видели. Зульфикар помещали и на могилы павших воинов. А на клинках нередко можно было встретить такую гравировку: «Нет меча, кроме Зульфикара, нет героя, кроме Али!»

Владение таким мечом среди военачальников и знати почти автоматически создавало вокруг них ореол связи не с кем-нибудь, а с самим пророком и его имамами. И, конечно, это повышало воинский дух. Каждая битва становилась сражением не просто за землю и богатства, но за веру, а это мощный фактор мотивации.

Надир-шах и его Зульфикар

Надир-шах Афшар, основатель династии Афшаридов и шахиншах Ирана, смотрел на Кавказ как на свою вотчину. Несмотря на внутреннюю раздробленность его империи и бесконечные интриги, Надир, будучи военачальником и ведя кочевой образ жизни, в 1736 году отвоевал у турок Восточное Закавказье, присоединив к империи Шемаху, Баку и Дербент. В период своего расцвета империя Надира контролировала не только сам Иран и Азербайджан, но и Армению, Грузию, Афганистан, Бухарское ханство, а в 1739-м Надир взял штурмом Дели в Индии.

Зульфикар. Меч пророка на Кавказе Зульфикар, Зульфикара, Надиршах, легенды, Кубачи, кубачинский, только, Однако, Надир, Надира, музей, итоге, воинов, хранится, преданию, просто, мечом, который, Мухаммеда, Бадре
Надир-шах

По преданию, Надир-шах являлся владельцем изящного Зульфикара. Некоторые полагают, что это вполне может быть меч самого пророка, но никаких оснований верить этому нет в принципе. Однако это нисколько не умаляет легендарности Зульфикара Надир-шаха. Именно этому мечу (сабле) известный аварский поэт Расул Гамзатов посвятил стихи:

Царя царей — великого Надира
Я славила, сверкая и звеня,
И в двадцати походах он полмира
Смог покорить при помощи меня.

Надир-шах, считавшийся великим завоевателем, начал поход на Дагестан в 1741-м году во главе с войском, насчитывавшим от 100 до 150 тысяч воинов. Великая армия была разделена и двинулась покорять разрозненный Дагестан разными путями. При этом местные ханства и их владетели готовились к долгой войне, чего Надир не ожидал. Война затянулась на годы с переменным успехом для обеих сторон. В итоге поход шахиншаха закончился провалом.

Естественно, эта война не могла не найти отражения в фольклоре. Свет увидел аварский эпос «Сражение с Надир-шахом» и шекинская песнь «Эпос о герое Муртазали». Нашлось место в сказаниях и для Зульфикара Надира. При этом Зульфикар завоевателя весьма отличался от описанных выше. Это был меч с двумя клинками, закреплёнными на одной рукояти. О нём ходили легенды, согласно которым свист ветра в этом мече при взмахе оглушал противника и повергал его в ужас. Шахиншах так умело орудовал мечом, что при ударе лезвия смыкались в теле жертвы и вырывали разом кусок мяса. А ударом по голове Надир мог сразу отсечь несчастному оба уха.

Всё те же легенды говорят, что причиной поражения шахиншаха в Дагестане стала потеря в бою знаменитого меча. Так или иначе, но вместе с войной Надир-шах принёс на землю Дагестана и всплеск моды на Зульфикары. Знаменитые дагестанские мастера из Кубачи и ныне покинутым Амузги создавали настоящие шедевры ювелирного искусства. Несмотря на неприменимость в бою, вплоть до начала 20-го века небольшие партии изящных Зульфикаров из Кубачи и Амузги находили своих покупателей.

Кубачинский Зульфикар

Сейчас в дагестанских музеях хранятся два Зульфикара, владельцем которых мог быть Надир-шах. Один меч хранится в селе Кубачи, а второй в Дагестанском государственном объединенном музее в Махачкале. При этом одни считают именно кубачинский меч мечом Надира, а другие — меч из Махачкалы. Однако чётких исторических доказательств ни тому, ни другому нет.

Зульфикар. Меч пророка на Кавказе Зульфикар, Зульфикара, Надиршах, легенды, Кубачи, кубачинский, только, Однако, Надир, Надира, музей, итоге, воинов, хранится, преданию, просто, мечом, который, Мухаммеда, Бадре
Кубачинский Зульфикар

Но автора более интересует именно кубачинский экземпляр. Кубачи, находящийся в горах на высоте около 1700 метров над уровнем моря, издавна славился своими мастерами. В 1924-м году в посёлке была организована артель «Ремесленник», которая в итоге выросла в Кубачинский художественный комбинат. При комбинате ныне действует небольшой музей. Именно в нём и хранится Зульфикар с необычайно тонкой гравировкой на рукояти в виде звериной головы.

Как утверждает замдиректора комбината Алихан Урганаев, документального подтверждения тому, что кубачинский Зульфикар принадлежал Надир-хану, нет. Но одним из главных аргументов для апологетов кубачинской теории Надир-шаха и его меча является тот факт, что именно музей комбината уже неоднократно подвергался ограблению. И каждый раз грабители охотились за Зульфикаром.

В первый раз в 1993-м году грабёж был отягощён убийством одного из сторожей. Но милиция сработала оперативно. С вертолёта удалось обнаружить авто преступников, которое не совладало с горным «серпантином». Меч вернулся в музей, а грабителей отправили в тюрьму. Тогда же прошёл слух, что заказчиком ограбления был один из иранских миллиардеров, готовый отдать за меч миллион долларов.

В 2000-м году, когда Кавказ снова полыхнул войной, кубачинский Зульфикар опять оказался под угрозой. Банды боевиков с территории Чечни надеялись захватить меч, который, по преданию, наделял владельца могущественной силой. К счастью, произведение оружейного искусства не пострадало.

Зульфикар. Меч пророка на Кавказе Зульфикар, Зульфикара, Надиршах, легенды, Кубачи, кубачинский, только, Однако, Надир, Надира, музей, итоге, воинов, хранится, преданию, просто, мечом, который, Мухаммеда, Бадре

Последний раз грабителям удалось выкрасть меч в июне 2017 года. Преступление было незамысловатым. Пользуясь тем, что музей, как и комбинат, охранялся только одним сторожем, которому требовалось много времени, чтобы обойти весь комплекс строений, грабители проникли внутрь, взломав дверь, и просто вынесли почти 30% экспонатов. Среди шести изящных сабель был и Зульфикар.

Силовые ведомства были подняты на уши. Национальная реликвия, которая является достоянием не только Дагестана, но и всей России, вполне могла уплыть за границу. При этом её стоимость оценивалась от трёх миллионов рублей до двух миллионов евро. Поэтому кубачинцы и не мечтали, что реликвию когда-либо вернут. К счастью, они рано отчаялись. Сотрудники смогли выйти на организатора кражи и её участников под личиной покупателей. В итоге выяснилось, что организатор (уроженец Дагестана) и исполнители познакомились в местах не столь отдалённых, составив затем план преступления.

Зульфикар и все прочие украденные экспонаты вернулись в родной музей.

Автор:Восточный ветер
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]