Авиационное исполнение боевого лазерного комплекса «Пересвет»: носители, цели, тактика применения
---
В предыдущем материале «Секреты комплекса «Пересвет»: как устроен российский лазерный меч?» мы рассмотрели наиболее вероятные варианты реализации боевого лазерного комплекса (БЛК) «Пересвет». Имеются ли предпосылки для рассмотрения авиационного исполнения этого комплекса? Да, такой вариант БЛК «Пересвет» может быть создан. Назовём его условно» БЛК «Пересвет-А».
Какие основания дают предполагать, что это возможно? Такую информацию сообщил в интервью газете «Красная Звезда» заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко. В частности, было сообщено, что:
«В ближайшие годы предусматривается его (БЛК «Пересвет». — Авт.) размещение на авиационном носителе… ведутся работы по наращиванию мощности, мобильности и компактности комплекса «Пересвет», которые могут быть достигнуты за счет модульного принципа построения основных систем».
Информация о возможности наращивания мощности БЛК «Пересвет» за счёт модульности конструкции косвенно подтверждает предположение о том, что в основе данного комплекса лежит лазер с ядерной накачкой. Как мы говорили в предыдущем материале, наилучшими возможностями по наращиванию мощности за счёт объединения отдельных модулей обладают волоконные лазеры, но вероятность их применения в БЛК «Пересвет» невелика из-за того, что данная технология «утекла» из России в годы перестройки. Возможность реализации газодинамических или химических лазеров в модульном исполнении можно поставить под вопрос. А вот мощность лазеров с ядерной накачкой можно варьировать за счёт изменения количества лазерных ячеек, что вполне согласуется с концепцией модульности.
Схема лазерной ячейки
Схема лазерно-активного элемента (ЛАЭЛ): 1 — поток нейтронов; 2 — осколки делений; 3 — слой U235; 4 — лазерно-активная среда; 5 — оптические окна; 6 – «глухое» зеркало; 7 — выходное зеркало; 8 — лазерный пучок
Попробуем предположить, на каких авиационных носителях может быть размещён БЛК «Пересвет» и какие задачи он сможет решать в интересах Вооружённых сил РФ. Для удобства именуем авиационную версию БЛК «Пересвет» – БЛК «Пересвет-А».
Самолёты военно-транспортной авиации (ВТА) РФ
Наиболее очевидной платформой для авиационного боевого лазерного комплекса (АБЛК) «Пересвет-А» являются самолёты военно-транспортной авиации военно-воздушных сил (ВВС) РФ.
В процессе рассмотрения перспектив применения лазерного оружия на воздушных носителях и возможности реализации БЛК «Пересвет» на базе химических или газодинамических лазеров мы видели, что проекты размещения лазеров на самолётах ВТА разрабатывались и в СССР/России, и в США. Из последних проектов это советский/российский авиационный лазерный комплекс — экспериментальная летающая лаборатория А-60 или американский проект авиационного комплекса противоракетной обороны (ПРО) Boeing YAL-1.
Экспериментальная летающая лаборатория А-60 и Boeing YAL-1
Оба проекта не дошли до серийного производства из-за несовершенства используемых в них газодинамического и химического лазеров. Тем не менее, в процессе испытаний были получены уникальные данные по эксплуатации лазеров на авиационных носителях, исследованы нелинейные эффекты, возникающие при распространении мощного лазерного излучения в атмосфере, и способы их компенсации.
Предположительно основными целями перспективного АБЛК на базе комплекса А-60 должны были стать низкоорбитальные космические аппараты (КА) противника, в то время как американский самолёт Boeing YAL-1 предназначался для поражения баллистических ракет в активной фазе полёта (после старта) на дальности до 600 километров.
С учетом габаритов БЛК «Пересвет» его носителями могут стать самолёты Ил-76, например, в модификации Ил-476, или перспективные Ил-96-400Т.
Транспортный самолёт Ил-76
Эскиз перспективного транспортного самолёта Ил-476
Транспортный самолёт Ил-96-400Т
Если же грузоподъёмности указанных самолётов окажется недостаточно, то в качестве носителей могут выступить самолёты Ан-124 «Руслан» или проектируемый ему на замену перспективный тяжёлый транспортный самолёт ПАК ТА (перспективный авиационный комплекс транспортной авиации, по некоторым данным, получивший обозначение Ил-106).
Транспортный самолёт Ан-124 «Руслан»
Концепты ПАК ТА. Вряд ли ПАК ТА будет создан на базе какой-либо экстравагантной компоновки, скорее всего, это будет самолёт классической конструкции
Ещё одним кандидатом может считаться модификация самолёта Ил-76 – самолёт увеличенной грузоподъёмности Ил-96-500Т, предназначенный для перевозки крупногабаритных грузов.
Проект транспортного самолёта Ил-96-500Т
Какой транспортный самолёт можно считать наиболее вероятным носителем? Можно практически сразу исключить из этого списка Ан-124, поскольку этот самолёт разработан украинским КБ «Антонов» и более не производится, а модификация существующих машин может оказаться слишком рискованной и неэффективной.
БЛК «Пересвет» вряд ли является дешёвой системой. В качестве носителя важную роль будет играть его стоимость для снижения общей стоимости АБЛК. Также, если БЛК «Пересвет» реализован на базе лазера с ядерной накачкой, то присутствие на борту радиоактивных материалов предъявляет повышенные требования к надёжности носителя. Значит, наиболее вероятным кандидатом на роль носителя АБЛК является транспортный самолёт Ил-76, или его новейшая модификация — Ил-476.
Можно предположить, что в случае, если АБЛК «Пересвет» на базе Ил-76/476 докажет свою эффективность, более мощная модификация АБЛК может быть создана уже на базе более крупного и грузоподъёмного самолёта Ил-106, разрабатывающегося в настоящее время.
Задачи АБЛК «Пересвет-А»: космос
Какие задачи могут быть возложены на АБЛК «Пересвет-А»? Скорее всего, в первую очередь он будет предназначаться для поражения низкоорбитальных космических аппаратов или их чувствительных сенсоров.
В сравнении с наземным БЛК «Пересвет» АБЛК «Пересвет-А» будет обладать повышенными возможностями по поражению космических аппаратов противника как минимум по двум причинам.
Во-первых, размещение боевого лазера на авиационном носителе позволит минимизировать влияние атмосферы, особенно её приземной части. При наведении мощных наземных лазеров требуется учитывать сложные нелинейные эффекты, возникающие в атмосфере, что предъявляет повышенные требования к системе наведения. На высоте свыше 10 километров эти явления должны проявляться в значительно меньшей степени. Также будет снижено влияние атмосферных осадков: в принципе, АБЛК «Пересвет-А» может просто выйти из зоны осадков или подняться выше облаков.
Во-вторых, спутники противника движутся по разным орбитам. В некоторых случаях может потребоваться поражение спутников, орбиты которых проходят в отдалении, относительно мест базирования БЛК «Пересвет». В этом случае АБЛК «Пересвет-А» может оперативно выдвинуться на позицию, оптимальную для уничтожения выбранного КА. Аналогично АБЛК «Пересвет-А» может применяться для поражения маневрирующих КА.
Существует множество возможных орбит, на которых могут быть развёрнуты искусственные спутники
Задачи АБЛК «Пересвет-А»: воздух
Не отрицая важности борьбы с космическими аппаратами противника, можно предположить, что АБЛК «Пересвет-А», окажется более важным боевым комплексом для ВВС РФ, способным существенно повлиять на тактику войны в воздухе. В статье «Лазерное оружие на боевых самолётах. Можно ли ему противостоять?», мы рассмотрели последствия появления лазерного оружия на боевых самолётах. Фактически противостоять перспективным боевым самолётам с лазерным оружием мощностью от 300 кВт и выше будет крайне затруднительно. Возможности лазерного оружия по перехвату ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также исключительные возможности по поражению самолётов противника в ближнем бою потребуют создания перспективных авиационных комплексов нового поколения, противостоять которым на существующих боевых машинах будет практически невозможно.
Лазерное оружие станет неотъемлемой частью перспективных боевых самолётов
Но это вопрос как минимум среднесрочной перспективы (2030-2050 годы), а вот АБЛК «Пересвет-А», судя по всему, может быть реализован в относительно короткие сроки. Каким образом он может быть использован для войны в воздухе?
Структура и возможности боевой авиационной группы на базе АБЛК «Пересвет-А»
Предполагаемая боевая авиационная группа должна включать один самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-100 «Премьер», один АБЛК «Пересвет-А» и два-четыре многофункциональных истребителя Су-57 с ракетами воздух-воздух. Также в боевую авиационную группу могут быть включены перспективные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) С-70 «Охотник».
Перспективная боевая авиационная группа, включающая АБЛК «Пересвет-А», самолёт ДРЛО А-100 «Премьер», два-четыре многофункциональных истребителя Су-57, и, возможно, БПЛА С-70 «Охотник»
Основная задача такой боевой авиационной группы – это создание высокоустойчивой зоны A2AD (anti-access and area denial — ограничение и воспрещение доступа и манёвра).
Исходя из предполагаемых и реальных возможностей американского лазерного комплекса воздушного базирования Boeing YAL-1 с предполагаемой мощностью лазера до 14 МВт и фактической порядка 1 МВт и соответствующей дальности поражения целей (стартующих баллистических ракет), предполагаемой до 600 км и фактической до 250 км (предположительно на таком расстоянии были поражены учебные цели), можно узнать предполагаемую дальность поражения воздушных целей АБЛК «Пересвет-А».
Схема боевой работы Boeing YAL-1
При установке на АБЛК «Пересвет-А» лазера мощностью 1-3 мегаватт дальность поражения самолётов противника может составить порядка 250-300 километров и до 500-600 километров при соответствующем увеличении мощности лазера. Исходя из этого АБЛК «Пересвет-А» даже при мощности лазера 1 МВт способен поражать воздушные цели за пределами дальности существующих образцов оружия воздух-воздух (В-В), а при увеличении мощности и за пределами дальности перспективных ракет В-В.
Возникает вопрос, не проще ли создавать ракеты «воздух-воздух» большой дальности? Можно, но лазерное оружие они не заменят, а дополнят .
Дальность большинства современных ракет В-В составляет порядка 100 км, у новейших модификаций порядка 150-160 км.
Дальность новейших ракет воздух-воздух AIM-120D и MBDA Meteor составляет порядка 150-160 км
Дальнобойные ракеты типа российских Р-37, перспективной РВВ-БД или сверхдальней КС-172 отличаются значительными габаритами и массой, а также низкой маневренностью, что позволяет работать ими только по неманевренным целям. Помимо этого, они могут быть сбиты новейшими ракетами В-В противника, обладающими возможностью прямого перехвата (hit-to-kill). На максимальной дальности ракеты В-В будут обладать минимальной эффективностью из-за потери энергетики и скорости. Это относится и к ракетам В-В с прямоточным двигателем, просто кривая изменения скорости у них будет иная. При этом встречаться они будут с ракетами перехватчиками на оптимальной для тех дальности, когда их энергетика и маневренные возможности будут максимальны.
Не стоит забывать и про возможности средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), способных сорвать захват цели активных радиолокационных головок самонаведения ракет В-В, обладающих значительно меньшими энергетическими возможностями по сравнению с РЛС носителя, не говоря уже о РЛС самолёта ДРЛО. Из-за большой дальности пуска осуществление коррекции по данным РЛС самолёта носителя или самолёта ДРЛО также может быть затруднительно или невозможно вследствие работы средств РЭБ.
Перспективные российские ракеты большой и сверхбольшой дальности РВВ-БД и КС-172
Увеличение габаритов и массы ракет В-В большой и сверхбольшой дальности приводит к снижению боекомплекта носителей. Таким образом большая часть запущенных ракет В-В большой и сверхбольшой дальности может быть перехвачена ракетами В-В противника малой и средней дальности, боекомплект которых будет значительно больше при сравнимом числе носителей.
Таким образом, лишь АБЛК «Пересвет-А» (или его аналог) сможет обеспечить возможность уверенного поражения воздушных целей на дальности 200-300 и более километров. По крайней мере, до тех пор, пока все самолёты противника не будут оснащены соответствующей противолазерной защитой. А это, считай, замена или глубокая модернизация всего парка боевой и вспомогательной авиации.
При этом надо понимать, что для ракет существует только ситуаций попал/не попал. В случае промаха результат атаки будет нулевым. Если же мы говорим о воздействии лазерного излучения, то всё иначе. Указанные выше дальности поражения АБЛК «Пересвет-А» предполагаются на основе данных испытаний американского лазерного комплекса воздушного базирования Boeing YAL-1, на которых поражались учебные жидкостные и твердотопливные баллистические ракеты.
В ситуации с самолётом даже частичное повреждение может полностью вывести летательный аппарат из строя, например, крайне уязвимой мишенью является кабина пилота – его вывести из строя гораздо проще, чем нанести повреждения корпусу самолёта. И не надо думать про негуманное ослепление. От ослепления ИК лазером достаточно просто защититься очками или шлемом со специальным фильтром. А если фильтр не выдержал, то, значит, мощность излучения такова, что пилот гарантированно покойник.
Помимо этого, уязвимыми являются чувствительные элементы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), расположенные за радиопрозрачными обтекателями – РЛС, элементы системы РЭБ. Вывод их из строя сделает самолёты противника беззащитными мишенями. Иными словами, мощное лазерное оружие если и не поразит самолёты противника, то может «отгонять» их, как Гэндальф отгонял назгулов своим посохом.
Элементы самолётов, максимально уязвимые для лазерного оружия
Задача АБЛК «Пересвет-А» в составе данной авиационной боевой группы могут варьироваться в зависимости от характеристик установленного на нём боевого лазера. Основным критерием здесь является режим работы боевого лазера, а именно продолжительность перерывов между «выстрелами», которые могут регламентироваться необходимостью охлаждения системы или накопления энергии (в зависимости от типа используемого лазера). Второй важной составляющей является возможность перенацеливания луча АБЛК «Пересвет-А» в реальном времени, что необходимо для поражения маневрирующих целей. Мощность лазера АБЛК «Пересвет-А» должна составить от 1 мегаватта и более, аналогично предполагаемой для БЛК «Пересвет».
Таким образом, в зависимости от продолжительности непрерывной работы лазера, продолжительности перерывов между «выстрелами» лазера и возможностей системы наведения луча целями АБЛК «Пересвет» в порядке убывания приоритета могут являться:
Самолёты ДРЛО, самолёты РЭБ, самолёты-топливозаправщики.
Самолёты тактической и стратегической авиации.
Ракетное вооружение противника, в том числе ракеты: воздух-воздух, воздух-земля, земля-воздух и т.д.
Предполагаемая тактика применения АБЛК «Пересвет-А» против авиации
Самолёт ДРЛО, используя свой мощный радар с фазированной антенной решёткой, осуществляет обнаружение самолётов противника и выдачу целеуказания АБЛК «Пересвет-А» и истребителям Су-57. Основной задачей истребителей Су-57 является прикрытие самолёта ДРЛО и АБЛК «Пересвет-А». При этом БПЛА «Охотник» могут выступать в роли носителей оружия В-В или оборудования РЭБ, а в случае, если БПЛА «Охотник» будут оснащены РЛС, аналогичной установленной на Су-57, то они могут выдвигаться в направлении противника для осуществления разведки на особо опасных направлениях.
Даже в том случае, если АБЛК «Пересвет-А» сможет бороться только с самолётами ДРЛО, РЭБ и топливозаправщиками, то боевая авиагруппа на его основе уже будет представлять значительную угрозу для противника. Ему придётся отводить самолёты ДРЛО и РЭБ в глубь боевых порядков, что резко снизит их эффективность, и/или использовать РЛС самолётов тактической авиации, раскрывая их местоположение. В результате эффективность действий всей боевой авиации противника будет значительно снижена,
В случае же, если возможности АБЛК «Пересвет-А» позволят уничтожать самолёты тактической авиации и ракетное вооружение, то боевая авиационная группа на его базе превратиться в некую «небесную крепость», способную противостоять значительным силам противника, вести как оборонительные, так и наступательные боевые действия в воздухе.
Необходимо учитывать, что потенциальный противник также не сидит сложа руки, сделав упор на оснащение универсальным лазерным оружием практически всего парка тактической, стратегической, транспортной и вспомогательной авиации. К примеру, одна из наиболее интересных разработок:
Компания Boeing смогла создать компактный и мощный источник лазерного излучения, который может обеспечить «лазерную революцию» в военном деле.
Новый тип лазера на основе технологии TDL (Thin Disk Laser) не только доказал свою работоспособность, но и выдал 30-кВт луч, что на 30% превысило требования военных. Отметим, что для перехвата БПЛА, снарядов, минометных мин и поражения живой силы, даже при нынешних системах наведения, достаточно лазера мощностью от 10 кВт. Таким образом, очень перспективная концепция TDL доказала возможность разработки компактных высокоэнергетических боевых лазеров с высоконцентрированным мощным и сверхярким лазерным пучком.
Контракт на разработку высокомощного лазера на тонких дисках или TDL был подписан между Пентагоном и компанией Boeing весной 2011 года. Лазер на тонких дисках привлек военных рядом уникальных особенностей. Так, TDL может генерировать лазерные импульсы очень большой мощности и различной длительности. При этом размер активной зоны лазера очень маленький: диаметром от 10 мм для лазера мощностью в десятки киловатт. Более того, лазер на тонких дисках обладает намного большим КПД (до 70%), чем другие типы твердотельных лазеров. Это означает, что боевому TDL будут не нужны громоздкие системы жидкостного охлаждения и источники питания избыточной мощности.
Технология TDL уже используется для резки металла и зарекомендовала себя хорошо, – такие лазеры надежны и требуют минимум технического обслуживания. Правда у военных требования к TDL намного выше, но специалисты Boeing уверены, что им удастся создать компактный надежный боевой лазер мощностью около 100 кВт.
Такой лазер можно будет размещать на бронетехнике, вертолетах, самолетах, кораблях. Благодаря TDL появятся новые возможности по перехвату самых разных воздушных целей и поражению живой силы и техники. Мгновенная доставка энергии, абсолютная точность стрельбы и мощное психологическое воздействие делают лазер очень эффективным оружием. Кроме того, лазер способен поражать точечные цели на расстоянии несколько километров с нулевым или минимальным побочным ущербом.
Единственным недостатком лазерных пушек пока остается сложность их эксплуатации, связанная с габаритами, весом, необходимостью использования систем жидкостного охлаждения и мощных источников электропитания. Во многом лазер на тонких дисках решает эти проблемы, что, возможно, сделает лазерное оружие широко распространенным в армиях развитых стран.
Схема дискового лазера
Впечатляет предполагаемый КПД лазера – 70%. Если он будет достигнут, это станет важной вехой в развитии лазерного оружия.
Появление лазерного оружия в какой-то мере может сделать войну в воздухе похожей на войну артиллерийских кораблей. В этом смысле «калибр», читай: мощность лазера, будет иметь определяющее значение, равно как и «толщина брони» – противолазерной защиты. В этом случае АБЛК «Пересвет-А» может стать своего рода линкором по отношению к боевым самолётам противника, оснащённым лазерным оружием меньшей мощности, с соответствующими для противника последствиями.
P. S. Ещё раз. Защититься от лазерного оружия будет сложно. Для этого придётся существенно модернизировать или полностью заменить весь парк боевой и вспомогательной авиации.
Автор:Андрей МитрофановИспользованы фотографии:redstar.ru, book.sarov.ru, vniief.ru, uac-ta.ru, mediasat.info, sukhoi.orgСтатьи из этой серии:Лазерное оружие: технологии, история, состояние, перспективы. Часть 1
Лазерное оружие: перспективы в военно-воздушных силах. Часть 2
Лазерное оружие: сухопутные войска и ПВО. Часть 3
Лазерное оружие: военно-морской флот. Часть 4
Противостоять свету: защита от лазерного оружия. Часть 5
Лазерное оружие на боевых самолётах. Можно ли ему противостоять?
Концепт боевого самолёта 2050 года и оружие на новых физических принципах
Секреты комплекса «Пересвет»: как устроен российский лазерный меч?
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]