«Отгородите Украину от нас забором»: волонтер о том, как живет Донбасс под обстрелами ВСУ
---
Эксклюзив Новостного агентства «Харьков»
«Школа под Донецком попала под обстрел», «В Александровке из-за обстрела ВСУ загорелось поле» – такие сообщения уже шестой год приходят из охваченного огнем Донбасса.
Александровка – населенный пункт возле Донецка, который систематически подвергается обстрелу украинских силовиков. Многострадальный поселок столько пережил, что даже дети в нем выучили калибры снарядов и хорошо знают, из какого орудия по ним стреляют. Знают они, когда может начаться обстрел и как от него укрыться.
Координатор волонтерской группы «ТеплоСердец» в Александровке Марина Зосимова рассказала в интервью корреспонденту Новостного агентства «Харьков», как все эти годы живет прифронтовой поселок, откуда украинские силовики ведут обстрелы, а также кому сегодня нужна помощь.
Бомбят по утрам, когда дети идут в школу
По словам волонтера, с середины февраля ситуация в Александровке значительно накалилась – если раньше обстрелы были только вечером, то сейчас по поселку бьют даже днем. Могут начать бомбить и утром, когда дети идут в школу. С самого начала войны женщина не покидала поселок. С супругом и двумя дочерьми они пережили здесь все страшные моменты этой войны.
Их дом находится между двумя блокпостами: защитников ДНР и украинских силовиков. 29 июня 2019 года в ее дому прилеткело 9 снарядов. Тогда она и ее младшая дочь просто чудом остались в живых: «Всю войну мы прожили здесь, постоянно в подвалах. У нормальных людей в подвалах хранится консервация, а у меня две кровати стоят, стол, свет туда проведен, я всем говорю: у меня двухэтажный дом – нулевой и первый этаж».
Младшая дочь Марины Валерия во время обстрелов ВСУ четыре года назад получила очень большой стресс, психологи с трудом вывели девочку из этого состояния: «В 2015 году были очень сильные обстрелы, серьезные попадания. Любое повышение какого-нибудь звука – у ребенка истерика. А на обстрелы она реагирует еще хуже. Только бах – она моментально закрывает глаза и засыпает, просто отключается».
«Я сфотографировала младшую дочь, как она кушает в подвале, подошла к сотрудникам ОБСЕ в слезах и показала это фото. Одна женщина дала мне телефон бесплатного психолога. Мы позвонили, занимались по телефону, потому что прием велся только после обеда, а нам после трех часов покидать Александровку опасно. Так мне удалось вытащить своего ребенка», – рассказала волонтер.
В войне страдают дети
У старшей дочери Марины Виктории проблемы с сердцем. Сейчас ее собираются госпитализировать в больницу в Донецке на очередное обследование. Вообще, по словам волонтера, самое страшное, что в этой войне страдают дети:
«Вы представляете, идет обстрел – они идут в школу и даже не боятся. Уже адаптировались. Вы представляете, как у наших детей нарушена психика. Ладно мы, взрослые, но они за что страдают?»
Местная школа не раз подвергалась обстрелам. Последний раз попадание в школу было 29 февраля этого года. Благо, это произошло ночью, и там не было детей. Всего в поселке более 400 школьников и около 70 дошколят, но многих ребятишек возят на Петровку.
Дети в поселке очень часто болеют – постоянные стрессы, страх и сидение по ночам в подвалах оставили свой отпечаток. Часть Александровки – два с половиной переулка – очень опасна, так как именно по этой территории прилетают снаряды, но люди там все равно живут. В этой зоне живет 27 детей, а также семь лежачих стариков, которым нужна помощь. Причем любая:
«Я прошу помощи для наших деток, для наших лежачих стариков. Мы всему будем рады. На днях, например, мне привезли полотенца с надписью с «С детства за «Спартак», которые передал друг нашей организации Иван Епишин, он и ранее оказывал помощь нуждающимся Донбасса продукцией и финансами. Я эти полотенца раздала нуждающимся семьям. Дети так обрадовались подаркам, мальчик-первоклашка бегает по дому и говорит: «Мама, смотри какое у меня полотенце, я теперь только за «Спартак» буду болеть!»
Люди не справятся с бедой
Марина старается помогать нуждающимся жителям Александровки чем может. Волонтером она стала по зову сердца, когда поняла, что люди сами не справятся с бедой. Она начала искать в Сети организации, которые помогают местным жителям. Одним из первых, кто откликнулся, был Виктор Артамонов – руководитель волонтерской группы «ТеплоСердец» (связаться с Виктором и волонтерами можно по ссылке). Так Марина и стала сотрудничать с Артамоновым и его волонтерами, которые приезжают в те места, куда другие просто боятся ездить.
Разумеется, этой помощи недостаточно. От Красного Креста люди почти ничего не получают: к примеру, организация внедряет в серой зоне микроэкономическую инициативу, в рамках которой выделяются средства. Но как оказалось, для жителей серой зоны, которые проживают на территории, подконтрольной Украине, суммы в разы выше:
«В прошлом году, например, жителям Марьинки, которая под контролем Киева, была установлена сумма в 80 тысяч гривен, а для жителей ДНР – в 64 тысячи рублей. Однако деньги на руки никто не дает, дают материалы. Например, хочешь разводить бройлеров – тебе предоставляют все для этого».
Пр этом чтобы стать участником программы, нужно пройти несколько этапов, которые обычный человек вряд ли осилит самостоятельно: «Нужно составить бизнес-план, оформить. У меня, например, высшее экономическое образование, я этот план составлю, а мой муж работает в водоканале, он его составит? Нет. Сейчас идет третий этап программы, но многим уже отказали. Я знаю семью на передовой, у них нет крыши у дома, но им отказали в помощи».
Пусть Украина забудет, что мы существуем
Также волонтер рассказала о случаях, которые запомнились ей больше всего за время войны. По ее словам, когда начались боевые действия, ее муж возил воду в Марьинку. Было и такое, что вывозили после обстрелов ВСУ раненых людей.
«11 июля 2014 года. Лето, тишина, и как бомбанули Марьинку. То, что тогда произошло, не передать. Дети кричали так… Этот крик я не забуду никогда, его я буду слышать до конца своих дней…
1 сентября 2016 год. Школьное перемирие. Вечером нашего соседа ранил снайпер. Когда тебе приходится зажимать рукой эту рану, чтобы кровь остановить, это ужас. Слава Богу, парень выжил».
Поговорили мы с Мариной и о будущем Донбасса. Ни о каком возращении республик в состав Украины, отметила волонтер, не может быть и речи:
«Я согласна с Юлией Тимошенко, только нужно сделать наоборот – не Донбасс, а Украину отгородить колючей проволокой, забором, чтобы она раз и навсегда оставила нас в покое. Пусть забудут, что мы существуем. Даже если не примет нас Россия, мы все равно выживем. В Донбассе такой народ, понимаете, живучий, работящий, трудолюбивый. Он выживет в любых условиях. Я горжусь, что я из Донбасса».
Связаться с координатором волонтерской группы «ТеплоСердец» Мариной Зосимовой можно по ссылке.
Евгения Александрова специально для Новостного агентства «Харьков».
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]