Системы ПВО в РФ. ЗРК «Оса» и ЗРК «Тор»
---
Много ли у нас систем ПВО? Во второй половине 1950-х гг. стало ясно, что зенитная артиллерия даже при условии использования радиолокационных станций орудийной наводки не может обеспечить действенную защиту войск от реактивных боевых самолётов. Зенитно-ракетные комплексы первого поколения были слишком громоздкими, обладали плохой мобильностью и не были способны бороться с воздушными целями на малой высоте.
ЗРК «Оса»
В 1960-е годы одновременно с работами по созданию систем ПВО батальонного звена (ПЗРК «Стрела-2») и полкового звена (ЗРК «Стрела-1» и ЗСУ-23-4 «Шилка») началось проектирование дивизионного зенитно-ракетного комплекса «Оса». Изюминкой нового ЗРК стало размещение всего радиоприборного оборудования и зенитных ракет на одном шасси.
Первоначально в составе ЗРК «Оса» планировали использовать ЗУР с полуактивным радиолокационным наведением. Однако в процессе разработки после оценки технологических возможностей было решено использовать радиокомандную схему наведения. В связи с тем, что заказчик требовал обеспечить высокую подвижность и амфибийность, разработчики долго не могли определиться с шасси. В итоге было решено остановиться на колёсном плавающем транспортёре БАЗ-5937. Самоходное шасси обеспечивало средние скорости движения комплекса по грунтовым дорогам днем 36 км/ч, ночью – 25 км/ч. Максимальная скорость движения по шоссе — до 80 км/ч. На плаву — 7-10 км/ч. В состав ЗРК "Оса" входили: боевая машина с 4 ЗУР 9М33, со средствами пуска, наведения и разведки, транспортно-заряжающая машина с 8 ЗУР и средствами погрузки, а также машины технического обслуживания и контроля, смонтированные на грузовых автомобилях.
Процесс создания и доводки ЗРК «Оса» шел очень тяжело, и сроки разработки комплекса существенно вышли за заданные рамки. Справедливости ради стоит сказать, что американцы так и не смогли довести до ума концептуально сходный ЗРК Mauler. ЗРК «Оса» был принят на вооружение 4 октября 1971 года, по прошествии 11 лет после выхода постановления о начале разработки.
Боевая машина ЗРК «Оса»
По причине того, что в войсках таких комплексов уже давно нет, сейчас мало кто помнит, что ракеты первой модификации ЗРК «Оса» не имели транспортно-пусковых контейнеров. Ракета 9М33 с твердотопливным двигателем передавалась в войска в полностью снаряженном виде и не требовала выполнения подстроечных и проверочных работ, кроме регламентных выборочных проверок на арсеналах и базах не чаще одного раза в год.
ЗУР 9М33 на боевой машине ЗРК «Оса» в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи
ЗУР 9М33, выполненная по схеме "утка", при стартовой массе 128 кг оснащалась 15-кг боевой частью. Длина ракеты – 3158 мм, диаметр — 206 мм, размах крыла — 650 мм. Средняя скорость на участке управляемого полёта — 500 м/с.
Боевая машина ЗРК «Оса» в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи
ЗРК «Оса» мог поражать цели, летящие со скоростью до 300 м/с на высотах 200-5000 м в диапазоне дальности от 2,2 до 9 км (с уменьшением максимальной дальности до 4-6 км для целей, летящих на малых высотах, – 50-100 м). Для сверхзвуковых целей (со скоростью до 420 м/с) дальняя граница зоны поражения не превышала 7,1 км на высотах 200-5000 м. Курсовой параметр составлял от 2 до 4 км. Вероятность поражения истребителя F-4 Phantom II, рассчитанная по результатам моделирования и боевых пусков, составляла 0,35-0,4 на высоте 50 м и увеличивалась до 0,42-0,85 на высотах более 100 м.
В связи с тем, что боевому расчёту ЗРК «Оса» предстояло бороться с целями действующими на малых высотах, обработка их параметров и поражение должны были производиться максимально быстро. С учетом мобильности и возможности действий комплекса в автономном режиме был применён ряд новых технических решений. Особенности применения ЗРК «Оса» требовали использования в его составе многофункциональных антенн с высокими значениями выходных параметров, способных перемещать луч в любую точку заданного пространственного сектора за время, не превышающее долей секунды.
Радиолокационная станция обнаружения воздушных целей с частотой вращения антенны 33 оборота в минуту работала в сантиметровом частотном диапазоне. Стабилизация антенны в горизонтальной плоскости давала возможность производить поиск и обнаружение цели во время движения комплекса. Поиск по углу места происходил за счет переброски луча между тремя положениями при каждом обороте. При отсутствии организованных помех станция обнаруживала летящий на высоте 5 000 м истребитель на дальности 40 км (на высоте 50 м – 27 км).
Радиолокационная станция сопровождения цели сантиметрового диапазона обеспечивала захват цели на автоматическое сопровождение на дальности 14 км при высоте полета 50 м и 23 км при высоте полета 5 000 м. На РЛС сопровождения имелась система селекции движущихся целей, а также различные средства защиты от активных помех. В случае подавления радиолокационного канала сопровождение осуществлялось при помощи станции обнаружения и телевизионно-оптического визира.
В системе радиокомандного наведения ЗРК "Оса" использовалось два комплекта антенн среднего и широкого лучей для захвата и дальнейшего ввода в луч станции сопровождения цели двух зенитных управляемых ракет при запуске с интервалом от 3 до 5 секунд. При стрельбе по низколетящим целям (высота полета от 50 до 100 метров) использовался метод "горки", который обеспечивал подлет управляемой ракеты к цели сверху. Это позволяло уменьшить ошибки выведения ракет на цель и исключить преждевременное срабатывание радиовзрывателя при отражении сигнала от земли.
В 1975 году на вооружение поступил ЗРК «Оса-АК». Внешне этот комплекс отличался от ранней модели новым пусковым устройством с шестью ракетами 9М33М2, размещенными в транспортно-пусковых контейнерах. Доработка радиовзрывателя позволила уменьшить минимальную высоту поражения до 25 м. Новая ракета могла поражать цели на дальности 1500-10000 м.
Благодаря совершенствованию счётно-решающей аппаратуры удалось повысить точность наведения и обстреливать цели, летящие с более высокой скоростью и маневрирующие с перегрузкой до 8 G. Улучшилась помехозащищенность комплекса. Часть электронных блоков перевели на твердотельную элементную базу, что уменьшило их массу, габариты, потребляемую мощность и повысило надежность.
По состоянию на вторую половину 1970-х ЗРК «Оса-АК» считался достаточно совершенным комплексом, вполне эффективным против боевых самолётов тактической авиации действующих на высоте до 5000 м. Однако при всех своих достоинствах этот мобильный комплекс дивизионного звена не мог с большой долей вероятности срывать атаки противотанковых вертолётов вооруженных ПТУР TOW и HOT. Для устранения этого недостатка была создана ЗУР 9М33МЗ с минимальной высотой применения менее 25 м, усовершенствованной боевой частью и новым радиовзрывателем. При ведении стрельбе по вертолетам на высоте менее 25 метров в комплексе использовали специальный метод наведения зенитной управляемой ракеты с полуавтоматическим сопровождением целей по угловым координатам при помощи телевизионно-оптического визира.
Зенитный ракетный комплекс «Оса-АКМ», принятый на вооружение в 1980 году, обладал возможностью поражения вертолетов, зависающих на практически нулевой высоте и летящих на скорости до 80 м/с на дальностях от 2000 до 6500 м при курсовом параметре до 6000 м. При этом ЗРК «Оса-АКМ» получил возможность обстреливать вертолёты с вращающимися винтами находящимися на земле.
Согласно справочным данным, вероятность поражения вертолета AH-1 Huey Cobra на земле составляла 0,07-0,12, летящего на высоте 10 метров — 0,12-0,55, зависшего на высоте 10 метров — 0,12-0,38. Хотя вероятность поражения во всех случаях была относительно невелика, пуск ракеты по вертолёту укрывшемуся в складках местности в большинстве случаев приводил к срыву атаки. Кроме того, осознание пилотами боевых вертолётов того, что полёты на сверхмалой высоте больше не гарантируют неуязвимости от средств ПВО, оказывало немалое психологическое воздействие. Создание в СССР массового мобильного противовоздушного комплекса «Оса-АКМ» с дальностью поражения превышающей дистанцию стрельбы ПТУР привело к форсированию работ по более дальнобойным ПТУР AGM-114 Hellfire с лазерным и радиолокационным наведением.
ЗРК «Оса-АКМ»
Использование в ЗРК семейства «Оса» передовых технических решений обеспечило им завидное долголетие. Благодаря высокому энергетическому соотношению сигнала, отраженного от цели к помехам, имеется возможность использовать радиолокационные каналы для обнаружения и сопровождения целей даже при интенсивных помехах, а при подавлении радиолокационных каналов – телевизионно-оптический визир. ЗРК "Оса" по уровню помехозащищенности превосходил все мобильные зенитно-ракетные комплексы своего поколения.
В штате советских мотострелковых дивизий имелся полк ЗРК «Оса», в большинстве случаев состоявший из пяти зенитно-ракетных батарей и командного пункта полка с батареей управления. В каждой батарее имелось четыре боевых машины и батарейный командирский пункт, оснащенный пунктом управления ПУ-12(М). Батарея управления полка включала пункт управления ПУ-12(М), машины связи и маловысотную радиолокационную станцию обнаружения П-15(П-19).
Серийное производство ЗРК семейства «Оса» велось с 1972 по 1989 год. Эти комплексы получили широкое распространение в Советской Армии. До сих пор около 250 «Оса-АКМ» имеется в вооруженных силах России. Однако, в отличие от ЗРК полкового звена «Стрела-10М2/М3», руководство МО РФ не сочло необходимым осуществлять модернизацию ЗРК «Оса-АКМ». Согласно имеющейся информации, в последние несколько лет из эксплуатации выводится до 50 комплексов в год. В ближайшее время наша армия окончательно расстанется с ЗРК «Оса-АКМ». Помимо морального устаревания, это связано с изношенностью шасси, радиотехнической аппаратуры и нехваткой запасных электронных блоков, необходимых для поддержания аппаратной части в рабочем состоянии. Кроме того, все имеющиеся ЗУР 9М33МЗ давно находятся за пределами гарантийного срока эксплуатации.
ЗРК «Тор»
Первые «тревожные звоночки» относительно необходимости совершенствования средств ПВО дивизионного звена прозвучали в начале 1970-х, когда выяснилось, что первые варианты ЗРК «Оса» неспособны эффективно противодействовать противотанковым вертолётам, использующим тактику «подскока». Кроме того, на завершающем этапе вьетнамской войны американцы активно применяли планирующие авиабомбы AGM-62 Walleye и ракеты AGM-12 Bullpup с телевизионным, радиокомандным и лазерным наведением. Большую опасность для радиолокационных средств контроля воздушной обстановки представляли самонаводящиеся противорадиолокационные ракеты AGM-45 Shrike.
В связи с появлением новых угроз появилась необходимость перехвата боевых вертолётов до пуска с них противотанковых ракет и управляемых авиационных средств поражения после отделения их от самолёта-носителя. Для решения таких задач требовалась разработка мобильного зенитно-ракетного комплекса, обладающего минимальным временем реакции и несколькими каналами наведения зенитных ракет.
Работы по созданию дивизионного автономного самоходного ЗРК "Тор" начались в первой половине 1975 года. При создании нового комплекса было решено использовать схему вертикального пуска ракет, разместив восемь ЗУР по оси башни боевой машины, защитив их от неблагоприятных погодных воздействий и от возможного поражения осколками снарядов и бомб. После изменения требований по возможности форсирования войсковыми зенитными комплексами водных преград вплавь, главным стало обеспечение для боевых машин ЗРК одинаковой скорости движения и степени проходимости с танками и БМП прикрываемых частей. В связи с необходимостью увеличения количества готовых к применению ЗУР и размещения радиоприборного комплекса было решено перейти с колесного на более тяжелое гусеничное шасси.
В качестве базы использовали шасси ГМ-355, унифицированное с зенитным пушечно-ракетным комплексом "Тунгуска". На гусеничной машине разместили специальное оборудование, а также поворотное антенно-пусковое устройство с набором антенн и вертикальными пусковыми установками для зенитных ракет. На комплексе имеется собственный источник питания (газотурбинный агрегат), обеспечивающий выработку электроэнергии. Время выхода турбины на рабочий режим не превышает минуты, а общее время приведения комплекса в боевую готовность составляет около трех минут. При этом поиск, обнаружение и распознавание целей в воздухе осуществляется как на месте, так и в движении.
Масса ЗРК в боевом положении составляет 32 т. При этом подвижность комплекса находится на уровне имеющихся в войсках танков и БМП. Максимальная скорость комплекса «Тор» на шоссе достигала 65 км/ч. Запас хода – 500 км.
При создании ЗРК «Тор» был применён ряд интересных технических решений, а сам комплекс имел высокий коэффициент новизны. Зенитные ракеты 9М330 находятся в пусковом устройстве боевой машины без ТПК и запускаются вертикально с помощью пороховых катапульт.
ЗУР 9М330
Зенитная ракета 9М330 с радиокомандным наведением выполнена по схеме "утка" и оснащена устройством, обеспечивающим газодинамическое склонение после старта. В ракете применены складные крылья, которые раскрывались и фиксировались в полетные положения после запуска. Длина ракеты составляет 2,28 м. Диаметр – 0,23 м. Масса – 165 кг. Масса осколочной боевой части – 14,8 кг. Загрузка ракет в боевую машину осуществлялась с помощью транспортно-заряжающей машины. На загрузку новых ракет в пусковую установку требуется 18 минут.
После получения команды на запуск ЗУР выбрасывается из пусковой установки пороховым зарядом со скоростью около 25 м/с. После этого происходит отклонение ракеты в сторону цели, и запуск маршевого двигателя.
Поскольку запуск твердотопливного двигателя происходит уже после того, как ракета уже сориентирована в нужном направлении, построение траектории осуществляется без значительного маневрирования, приводящего к потере скорости. Благодаря оптимизации траектории и выгодному режиму работы двигателя дальность стрельбы удалось довести до 12000 м. Досягаемость по высоте составила 6000 м. По сравнению с ЗРК «Оса» были существенно улучшены возможности по уничтожению целей на предельно малой высоте. Появилась возможность успешно бороться с воздушным противником, летящим со скоростью до 300 м/с, на высоте 10 м. Перехват высокоскоростных целей движущихся со скоростью вдвое превышающую звуковую был возможен на дальности до 5 км, при максимальной высоте – 4 км. В зависимости от скоростных и курсовых параметров вероятность поражения самолетов одной ракетой — 0,3-0,77, вертолетов — 0,5-0,88, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов – 0,85-0,95.
На башне боевой машины ЗРК «Тор», помимо восьми ячеек с ЗУР, размещается станция обнаружения целей и станция наведения. Обработка информации о воздушных целях осуществляется специальной ЭВМ. Обнаружение воздушных целей осуществляется когерентно-импульсной РЛС кругового обзора, работающей в сантиметровом диапазоне. Станция обнаружения целей способна работать в нескольких режимах. Основным был режим обзора, когда антенна совершала 20 оборотов в минуту. Автоматика комплекса способна сопровождать до 24 целей одновременно. При этом СОЦ могла обнаружить истребитель летящий на высоте 30-6000 м на дистанции 25-27 км. Управляемые ракеты и планирующие бомбы уверенно берутся на сопровождение на дальности 12-15 км. Дальность обнаружения вертолётов с вращающимся винтом на земле составляет 7 км. При постановке противником сильных пассивных помехах для станции обнаружения целей предусмотрена возможность бланкирования сигналов из забитого помехами направления и участка расстояния до цели.
В передней части башни находится фазированная антенная решетка когерентно-импульсной радиолокационной станции наведения. Эта РЛС обеспечивает сопровождение обнаруженной цели и наведение управляемых ракет. При этом осуществлялось сопровождение цели по трем координатам и пуск одной или двух ракет с последующим их наведением на цель. В составе станции наведения имеется передатчик команд для ракет.
Испытания ЗРК «Тор» начались в 1983 году, а принятие на вооружение — в 1986 году. Однако в связи с высокой сложностью комплекса его освоение в массовом производстве и в войсках шло медленно. Поэтому параллельно продолжалось серийное строительство ЗРК «Оса-АКМ».
Как и комплексы семейства «Оса», серийные ЗРК «Тор» сводились в зенитные полки, придававшиеся мотострелковым дивизиям. В составе зенитно-ракетного полка имелся полковой пункт управления, четыре зенитные батареи, подразделения обслуживания и обеспечения. Каждая батарея включала в себя четыре боевые машины 9А330 и командный пункт. На первом этапе боевые машины «Тор» использовались совместно с полковыми и батарейными пунктами управления ПУ-12М. На полковом уровне в перспективе предусматривалось применение машины боевого управления МА22 в связке с машиной сбора и обработки информации МП25. Командный пункт полка контролировал воздушную обстановку при помощи РЛС П-19 или 9С18 «Купол».
РЛС П-19
Сразу же после принятия на вооружение ЗРК «Тор» начались работы по его модернизации. Помимо расширения боевых возможностей, предусматривалось повышение надёжности комплекса и улучшение удобства эксплуатации. При разработке ЗРК «Тор-М1» обновлению в первую очередь подверглись электронные блоки боевой машины и средства управления батарейного звена. В состав аппаратной части модернизированного комплекса вошла новая ЭВМ с двумя целевыми каналами и селекцией ложных целей. При модернизации СОЦ внедрена трехканальная цифровая система обработки сигналов. Это позволило серьёзно улучшить возможности обнаружения воздушных целей в сложной помеховой обстановке. Возросли возможности станции наведения в части сопровождения вертолётов зависших на малой высоте. В состав телевизионно-оптического визира был введён автомат сопровождения цели. ЗРК «Тор-М1» получил возможность одновременного обстрела двух целей, с наведением на каждую цель двух ракет. Так же было сокращено времени реакции. При работе с позиции оно составляло 7,4 с, при стрельбе с короткой остановкой – 9,7 с.
Для комплекса «Тор-М1» была разработана зенитная управляемая ракета 9М331 с улучшенными характеристиками боевой части. С целью ускорения процесса заряжания использован ракетный модуль, состоящий из транспортно-пускового контейнера с четырьмя ячейками. Процесс замены двух модулей при помощи ТЗМ занимал 25 минут.
Управления действиями батареи ЗРК «Тор-М1» осуществляется с унифицированного командного пункта «Ранжир» на самоходном шасси МТ-ЛБу. Командная машина «Ранжир» оснащалась набором специального оборудования, предназначенного для приема информации о воздушной обстановке, обработки полученных данных и выдачи команд боевым машинам зенитных комплексов. На индикатор оператора пункта управления выводилась информация о 24 целях, обнаруженных взаимодействующей с «Ранжиром» РЛС. Также имелась возможность получения сведений от боевых машин батареи. Экипаж самоходного командного пункта, состоящий из 4 человек, обрабатывал данные о целях и выдавал команды боевым машинам.
Самоходный командный пункт «Ранжир»
ЗРК «Тор-М1» был приняты на вооружение в 1991 году. Но в связи с распадом СССР и сокращением оборонного бюджета в вооруженные силы России модернизированных комплексов поступило очень немного. Строительство ЗРК «Тор-М1» в основном велось по экспортным заказам.
С 2012 года армия России начала получать ЗРК «Тор-М1-2У». Подробные характеристики этого комплекса не озвучивались. Ряд экспертов считает, что изменения в аппаратной части в основном коснулись средств отображения информации и вычислительной системы. В связи с этим был осуществлён частичный переход на комплектующие иностранного производства. Также произошел некоторый рост боевых характеристик. Имеется информация, что ЗРК «Тор-М1-2У» способен обстреливать четыре цели одновременно, с наведением на каждую двух ракет.
Как и в случае с предыдущей модификацией, объёмы поставок «Тор-М1-2У» в российские вооруженные силы были небольшими. Несколько комплексов опытной серии поступило в Южный военный округ в ноябре 2012 года. В рамках Государственного оборонного заказа на 2013 год МО РФ в 2012 году заключило контракт с ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол“» на сумму 5,7 млрд. руб. В рамках этого контактна изготовитель обязался до конца 2013 года передать заказчику 12 боевых машин, четыре машины технического обслуживания, комплект ЗИП, 12 транспортно заряжающих машин, комплект оборудования для проверки ракет. Кроме того, контракт предусматривал поставку машин управления батарейного и полкового звена.
На базе последней серийной модификации ЗРК «Тор-М2» создано несколько вариантов, отличающихся аппаратной частью и шасси. Кардинального роста боевых характеристик нового комплекса удалось добиться за счёт использования нового радиоприборного оборудования, зенитных ракет с расширенной зоной поражения. Также появилась возможность вести огонь на ходу без остановок. Наиболее заметным внешним отличием ЗРК «Тор-М2» от более ранних вариантов является иная антенна станции обнаружения целей с щелевой ФАР. Новая СОЦ способна работать в сложной помеховой обстановке и обладает хорошими возможностями по обнаружению воздушных целей с малой ЭПР.
Новый вычислительный комплекс позволил расширить возможности обработки информации и одновременно отслеживать 48 целей. На боевой машине "Тор-М2" установлена электронно-оптическая система обнаружения, способная работать в тёмное время суток. Появилась возможность обмена радиолокационной информацией между боевыми машинами в пределах прямой видимости, что расширяет ситуационную осведомлённость и позволяет рационально распределять воздушные цели. Повышение степени автоматизации боевой работы позволило сократить экипаж до трех человек.
Максимальная дальность поражения цели летящей со скоростью 300 м/с при использовании ЗУР 9М331Д составляет 15 000 м. Досягаемость по высоте — 10-10000 м. По курсовому параметру – до 8000 м. Имеется возможность одновременного обстрела 4 целей с наведением 8 ракет. Всё оборудование зенитного комплекса по желанию заказчика может устанавливаться на колесном или гусеничном шасси. Все отличия боевых машин в таком случае заключаются только в характеристиках подвижности и особенностях эксплуатации.
«Классикой» является «Тор-М2Э» на гусеничном шасси, предназначенный для обеспечения ПВО танковых и мотострелковых дивизий. ЗРК «Тор-М2К» монтируется на колесном шасси, разработанном Минским заводом колёсных тягачей. Также существует модульный вариант — «Тор-М2КМ», который может быть размещён на любом самоходном или буксируемом колёсном шасси подходящей грузоподъёмности.
ЗРК «Тор-М2ДТ»
На военном параде Победы на Красной площади 9 мая 2017 года представлен «Тор-М2ДТ», арктический вариант ЗРК с боевой машиной на базе двухзвенного гусеничного транспортёра ДТ-30. Согласно информации, озвученной МО РФ, 12 ЗРК «Тор-М2ДТ» имеется в отдельной мотострелковой бригаде Северного флота.
На момент своего появления ЗРК «Тор» в своём классе превосходил все зарубежные и отечественные зенитные комплексы. За рубежом до сих пор не создано противовоздушной системы, имеющей аналогичные возможности. В то же время это очень сложный и дорогостоящий комплекс, требующий постоянного квалифицированного обслуживания и сопровождения специалистами завода изготовителя. Иначе поддерживать имеющиеся в войсках комплексы в рабочем состоянии в течение длительного периода времени практически невозможно. Это подтверждается тем, что ЗРК «Тор», оставшиеся после раздела советского военного имущества на Украине, сейчас небоеспособны.
По данным The Military Balance 2019, в распоряжении МО РФ имеется более 120 комплексов семейства «Тор». Ряд открытых источников свидетельствует о том, что ЗРК «Тор», построенные в конце 1980-х — начале 1990-х, после проведения восстановительного ремонта и частичной модернизации до сих пор находятся в активной эксплуатации. Однако следует признать, что после снятия с вооружения ЗРК «Оса-АКМ» в подразделениях ПВО дивизионного и бригадного звена российской армии может образоваться дефицит современных зенитных систем, способных бороться со средствами воздушного нападения в тёмное время суток и в условиях плохой видимости.
Продолжение следует…
Автор:Линник СергейСтатьи из этой серии:Много ли у нас систем ПВО? Зенитная артиллерия и ПЗРК
Много ли у нас систем ПВО? ЗРК «Стрела-10», ЗРК «Багульник» и ЗАК «Деривация-ПВО»
Много ли у нас систем ПВО? ЗПРК «Тунгуска» и ЗРПК «Панцирь»
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]