Антология комариного писка
---
И это пройдёт…
Чем дольше живёшь на свете, тем больше кажется, что всё это уже было. А если ты при этом ещё и историк, то часто можешь с точностью до десятилетия вспомнить, когда, где, с кем и как именно. Это не так забавно, как может показаться на первый взгляд. Грустно думать, что человечество, как хомяк в клетке, просто носится по замкнутому кругу, из столетия в столетие повторяет одни и те же глупые ошибки, так и не находя в своём существовании никакого нового смысла. В этом «проклятие» историка: вот уж действительно, знания умножают скорбь.
А с другой стороны, эти же знания являются ключом к пониманию происходящих процессов. Внимательному и вдумчивому учёному открывается великий дар предвидения. Настоящий историк, пристально следящий за окружающей его действительностью, наложив на неё кальку исторического опыта, довольно легко может рассказать, «что было, что будет и чем сердце успокоится».
Такой прогноз, конечно, не сбудется на все сто процентов, но он наверняка будет поточнее гаданий на розе ветров Гидрометцентра, и воспринимать его можно вполне буквально, а не разгадывать, как катрены Нострадамуса. Но не предсказаниями едиными, как говорится. Сталкиваясь, как нынче модно говорить, с новыми вызовами, важно понимать, что, скорее всего, никакие они не новые, кто-то, когда-то всё это уже проходил, а значит, шансы, что решение будет найдено и в этот раз, весьма высоки.
«Отмщать завистнику меня вооружают…»
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов был, помимо прочего, весьма прославлен своим стихосложением, особенно ему удавались возвышенные оды в честь побед русского оружия или посвящённые монаршим особам. Но не гнушался Михайло Васильевич баснями и острыми эпиграммами. В одной из них он сравнил тех, кто пишет на него доносы и «пашквили», с назойливой мухой, которая весьма докучлива, но тратить на неё силы и время великий Ломоносов не пожелал. «Как жаль мне для неё напрасного труда…» ― написал поэт. На мой взгляд, эта срока наиболее точно передаёт суть отношения современной российской власти к попыткам отдельных наших стран-соседей раздразнить русского медведя.
Многие мои соотечественники, в том числе и весьма уважаемые, с недоумением наблюдают за подобной вялой реакцией. Им кажется, и, возможно, не безосновательно, что, продолжая игнорировать явно хамское поведение особо ретивых тамошних политических деятелей, мы ставим себя в униженное положение. Но так ли это? Что необходимо предпринять в столь непростой международной ситуации, чтобы, с одной стороны, достойно ответить, а с другой ― показать максимальное презрение к нашим «партнёрам»? И вот тут нам и пригодится волшебная палочка исторических знаний. Вспомним для начала, о чём идёт речь.
Бобик в гостях у Барбоса
Возьмём, к примеру, Эстонию. Некогда «приобретённая» Россией по Ништадтскому мирному договору Эстляндия не была не то что страной, но и даже просто территорией с чётко очерченными национальными границами. Пройдя период Ливонского влияния, она побывала и Эстляндией датской, и Эстляндией шведской, пока наконец не превратилась в Эстляндскую губернию в составе Российской империи. Надобно отметить, что ещё со времён Ливонского ордена «классовый» состав населения Эстляндии чётко делился по этническому признаку. «Хозяева» ― немцы, «холопы» ― эсты. Подобная картина, как вы понимаете, не предполагает никакого национального государства эстонцев, да и эстонцев как таковых. Рано или поздно местная этническая группа, представлявшая собой фактически «обслуживающий персонал», была бы полностью ассимилирована. Но «национальная политика» Российской империи, что бы там сейчас ни врали «вятровичи» всех мастей, была максимально толерантна. И только благодаря России эсты превратились в эстонцев, осознали себя как народ и сохранились.
Ну и что теперь? Теперь они рассказывают нам, что по Тартускому, а на самом деле Юрьевскому мирному договору мы должны им отдать кусочек нашей земли. Каково, а? Неужели они настолько глупы, что всерьёз думают, что мы станем с ними это обсуждать? Да нет, конечно…
Ссылаясь на договор, который утратил свою силу в 1940 году после вхождения Эстонии в СССР, и провозглашая правопреемственность нынешней Эстонии не от советской республики, а от довоенного государства, они пытаются «притянуть за уши» и утвердить в общественном сознании совершенно другой «факт»: в 1940 году «СССР оккупировал Эстонию». А раз так, то тут уже можно и посчитаться: репарации, моральный ущерб и всё такое…
По этому же самому сценарию, лишь с небольшими нюансами, проходят выступления государственных деятелей и двух других Прибалтийских республик ― Латвии и Литвы. Поэтому мы не станем останавливаться на них подробно.
Поглядим лучше на нашего «заклятого» друга ― Польшу. Вот уж где «любовь» к нам искренняя и многовековая. Это вам не взявшиеся из ниоткуда балтийские «выскочки». Здесь отношения проверены столетиями. Ну что сказать, полякам есть за что точить на нас зуб. Совместно с Пруссией и Австрией мы ещё при матушке Екатерине трижды кромсали их территорию. В результате этих разделов Речь Посполитая, Польша, как государство на время ушла в небытие. Давайте повнимательнее посмотрим на этот увлекательный процесс, поверьте, он того стоит.
XVIII век. Испытывая угрозу со стороны Пруссии, которая намеревалась полностью очистить от поляков балтийский берег, тем самым проложив коридор из своей восточной части в западную, Польша была вынуждена опереться на Россию, взамен та потребовала уравнять в правах с католическим польским населением население православное, сиречь тех самых украинцев. Нормальное такое требование, вполне в духе гуманизма и общечеловеческих ценностей. Но поляки их тогда, как, впрочем, и сейчас, не разделяли и по призыву ксендзов взбунтовались, обратившись за поддержкой к Франции, Англии и Турции.
С Турцией, как и с самим польским бунтом, Россия разобралась. Франция и Англия в последний момент, выражаясь современным языком, соскочили, решив, что помогать полякам ― себе дороже. В результате Россия, Пруссия и внезапно примкнувшая к ним Австрия поделили Польшу на троих. Знакомый сюжет, не правда ли? Это именно то, о чём мы говорили в самом начале: «ничто не ново под луной…».
И тем не менее вся эта из раза в раз повторяющаяся история наказания «польского чванства и высокомерия» так и не научила польских политиков держать свою гордыню в узде. Они продолжают пытаться нам гадить при любой возможности. А почувствовав за собой силу «американского господина», раздухарились так, что совершенно попутали берега.
С первого же дня майданного безумия на Украине они взялись опекать новых «цеевропейцев» на правах эдакого старшего брата, который успел раньше покинуть родное село и устроиться в большом городе. И теперь поучает младшего «за жизнь». И всё это несмотря на то, что «авторитет» Польши в Европе дутый, причём настолько, насколько позволяет польское эго. Думая, что ухватили Дядюшку Сэма за бороду, польские власти вместе со своими украинскими «братьями» максимально близко к тексту воспроизводят уморительный советский мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса». И на это вот вы предлагаете реагировать?
Есть у русофобии начало, нет у русофобии конца
Или же ещё один острый раздражитель российских обывателей ― «внезапно» захлестнувшая западный мир, и в особенности западные масс-медиа, волна лютой русофобии. «Ах, ах, как же так, ― заламывая руки восклицает российский либерал-западник, ― мы столько лет со всем передовым Западом рука об руку шли к счастливому общечеловеческому будущему, и вот теперь идём не в ногу». Да-да, никогда такого не было и вот опять…
На мой, сугубо личный взгляд, этот водораздел произошёл, когда Владимир Великий предпочёл «не ту» религию. Выбрав православие, мы навсегда оказались вне пределов западного мира. Мало кто знает, но наши проблемы и войны с Тевтонским, а позже Ливонским орденом с их стороны носили ещё и ярко выраженный религиозный характер. Их попытки завоевать и подчинить русскую землю приравнивались отцами западной церкви к крестовым походам против «неверных» на Ближнем Востоке, даром что мы христиане. Для них мы уже тогда были просто варвары, которым они вот просто обязаны принести «свет истинной веры».
Но ведь, что примечательно, именно православие стало духовно-нравственной опорой нашего народа, фактически, государствообразующей религией. Обратите внимание, они до сих пор стараются нагадить русской церкви и внести раскол в православный мир, подрывая эти основы. Так они уже делали ещё в XVI веке придумав Брестскую унию, так же поступают и сейчас. Ничего лично, только бизнес.
Для кого-то это станет открытием, но миф о «дикий рюсский Ифан» ― изобретение не нынешнего века, и даже не прошлого. И здесь ни при чём Путин, Сталин или любой другой. Это закрепившийся в западном сознании штамп о России, о русских вообще. «Варварская Россия» ― писали в своих донесениях иностранные послы в XVI веке, в XVII и XVIII, в XIX и XX. Пишут и теперь, в XXI, и, уверяю вас, будут писать всегда. Мы никогда не придёмся там ко двору и не будем приняты как равные. А надо ли? С кем мы должны равняться? С Германией, начавшей две самые страшные войны в истории человечества? Или с поляками, которые, по данным американского историка, этнического поляка Яна Томаша Гросса, во время Второй мировой «убили больше евреев, чем немцев». Или с Англией, ограбившей половину мира и везде, куда бы ни приходила, устраивавшей геноцид местного населения? Или с Америкой, развязавшей больше войн и конфликтов, чем все остальные страны, вместе взятые, загнавшей в резервации и почти полностью уничтожившей коренных жителей своей страны и всё ещё линчевавшей негров, в то время как мы покоряли космос? Нет уж, спасибо.
Следует понять, что мы веками живём в такой ситуации, и ничего. Да, не всё и всегда получается, как хотелось бы, и реальная жизнь мало похожа на летнее поле с васильками. Они не хотят любить широту нашей души, зато научились уважать нашу силу. Они пытаются разговаривать с нами «через губу», но не могут решить без нас ни одну общемировую проблему. Они высмеивают нашу «отсталость», как же, Россия не изобрела ещё ни одного своего смартфона, зато продолжают летать в космос на наших двигателях и даже на наших кораблях, потому что сами дальше смартфонов не продвинулись. И так во всём…
Много столетий нас мечтали поработить, истребить, обратить в иную веру, расколоть, перессорить со всем миром, загнать на задворки истории ― и что? Где они, все эти мечтатели?!
Исторический фумигатор
Часто жаркими летними ночами где-нибудь на даче мы просыпаемся от назойливого комариного писка. Забавно, но если бы комары сосали нашу кровь беззвучно, никто не обращал бы на них внимания, подумаешь, комариный укус, ну почешется слегка и пройдёт. Но писк, этот назойливый писк, многих доводит до белого каления.
Так и с нашими западными партнёрами: ну да, писка много и он порой до жути противен, но реального вреда, особенно в историческом контексте, — чуть. Так стоит ли уделять «комарам» так много внимания? Ну а если уж кому невмоготу, купите фумигатор и учите историю…
Алексей Белов,
специально для alternatio.org
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]