Разведчики U-2 получили новый оптико-электронный комплекс
---
Разведчик U-2S в полете
Разведывательный самолет Lockheed U-2 поступил на вооружение США во второй половине пятидесятых годов, но до сих пор остается в строю. Такое долголетие на службе обеспечено своевременными ремонтами и модернизациями. Недавно завершились очередные мероприятия по совершенствованию старых самолетов. ВВС США и компания Lockheed Martin оснастили их современным разведывательным комплексом SYERS-2C.
Последние новости
18 февраля пресс-служба компании «Локхид-Мартин» сообщила о завершении работ по одному из главных проектов последнего времени. Компания в рамках сотрудничества с ВВС и фирмой Collins Aerospace (входит в состав United Technologies Copr.) завершила опытно-конструкторские работы по модернизации самолетов U-2, а также провела все необходимые испытания. Кроме того, к настоящему времени выполнена модернизация оптико-электронных комплексов до состояния SYERS-2C на всем парке самолетов-разведчиков.
Участники проекта высоко оценивают результаты проделанных работ. Так, вице-президент «Коллинз» Кевин Рэфтери напомнил, что U-2 являются краеугольным камнем воздушной разведки ВВС США, а также отметил, что с комплексом SYERS-2C этот самолет в течение многих лет сможет предоставлять больше ценной информации.
Директор программы U-2 в фирме Lockheed Martin Skunk Works Ирен Хелли утверждает, что комплекс SYERS-2C дает самолету беспрецедентные возможности по сбору данных в интересах вооруженных сил. За счет этого разведывательная операция увеличит свой потенциал в современной войне.
Старые самолеты
Как следует из открытых данных, работы по очередному проекту модернизации самолетов U-2 велись с 2014 г. силами ряда организаций, а именно разработчика самого самолета и создателя новой аппаратуры для него. Проект реализовывался под контролем соответствующих органов ВВС.
Комплекс SYERS-2A. Слева - оптико-электронный блок на подвесе
Совместный проект нескольких организаций предусматривал ремонт и продление ресурса имеющихся разведывательных самолетов с одновременной установкой новой аппаратуры. За счет этого U-2 смогут оставаться в строю, как минимум, до следующего капитального ремонта и при этом решать свои основные задачи на современном уровне.
Несмотря на солидный возраст, самолеты U-2 сохраняют весьма высокие летно-технические характеристики, необходимые для решения их характерных задач. Самолеты неоднократно модернизировались, в т.ч. с заменой двигателей, что позволяет им оставаться удачной и эффективной платформой для целевого оборудования. Именно по этой причине современный комплекс SYERS-2C решили устанавливать именно на U-2. Впрочем, разработаны аналогичные изделия для установки на другие самолеты и БПЛА.
Новое оснащение
Главным элементом программы модернизации является обновление разведывательного комплекса SYERS-2 (Senior Year Electro Optical Reconnaissance System) по последнему проекту с литерой «C». Обновленный вариант комплекса отличается от базового применением новых технологий и более высокими характеристиками.
Комплекс включает несколько систем разного назначения: блок оптико-электронного оборудования, вычислительную аппаратуру и средства связи для обмена данными. Все приборы комплекса собираются в единый агрегат для монтажа в носовой части самолета-носителя. Этот агрегат имеет длину менее 1,8 м и диаметр менее 770 мм. Масса – ок. 250 кг. При помощи различных кабелей и разъемов комплекс SYERS-2C интегрируется в электрические и электронные сети самолета.
Демонстрация возможностей многоспектральной оптики - рекламный буклет комплекса SYERS-2A
Основа комплекса – подвижная многоспектральная оптико-электронная станция на гиростабилизированной платформе. Оптика одновременно работает в 10 диапазонах спектра, включая видимый и разные части инфракрасного. Для сравнения комплекс предыдущей версии SYERS-2A работал только в семи. Одновременная съемка в разных диапазонах обеспечивает эффективную разведку в любое время суток и при разных погодных условиях. Сопоставление нескольких снимков позволяет составить более подробную картину и выявить объекты, незаметные при разведке в одном диапазоне.
Данные с оптико-электронной системы может записываться бортовой аппаратурой из состава комплекса или передаваться другим пользователям. Прежде всего, предусматривается передача данных в штаб или самолету обнаружения и управления. Обеспечена полная совместимость с системами связи и управления истребителей последнего 5 поколения. Все это упрощает практическое использование результатов разведки.
Ограниченная серия
Компания «Локхид-Мартин» сообщает, что к настоящему времени были выполнены все опытно-конструкторские работы и даже завершено развертывание новых систем. Как следует из открытых данных, производство и установка комплексов разведки не заняли много времени – по причине ограниченных требований ВВС.
По открытым данным, в составе ВВС США остается всего две разведывательные эскадрильи, укомплектованные самолетами U-2. В строю остается 27 машин U-2S и всего 4 учебно-тренировочных TU-2S. Для решения реальных задач разведки используются только самолеты модели U-2S, несущие полный набор целевого оборудования.
Количество такой техники позволяет представить, сколько комплексов SYERS-2C выпустила компания «Коллинз», и сколько модернизированных самолетов получили военно-воздушные силы. По всей видимости, подрядчик предоставил не более 25-30 комплексов SYERS-2C для монтажа на самолеты и для создания запасов. Также требовалась поставка запчастей.
Споры о будущем
Самолет U-2S с модернизированным комплексом SYERS-2C получает самые высокие оценки и утверждается, что такое обновление положительно скажется на ведении разведки. Однако последние новости о проведении модернизации появились на фоне других сообщений – не самого оптимистичного характера.
Производство U-2 завершилось ок. 30 лет назад, и наличная техника не отличается малым возрастом. Постоянные ремонты позволяют продлевать ресурс, но не решают проблему в целом. На протяжении нескольких последних лет в Пентагоне обсуждают вопрос будущего отказа от подобной техники ввиду невозможности и нецелесообразности ее дальнейшей эксплуатации.
10 февраля журнал Air Force Magazine сообщил, что военно-воздушные силы в 2021-24 финансовых годах планируют продолжать ремонт и поддержание состояния парка самолетов U-2. На эти цели придется потратить 77 млн долларов. Однако уже в 2025 г. подобные процессы прекратят. Соответственно, начиная с 2025-го, разведчики будут выводиться из эксплуатации по мере выработки ресурса.
На следующий день пресс-служба ВВС заявила, что эти данные не соответствуют действительности. И в 2021-24 гг., и в 2025-м предполагаются затраты на поддержание и модернизацию самолетов – отказываться от U-2 пока не собираются. Компания Lockheed Martin, осуществляющая поддержку самолетов, пытается разобраться в ситуации и воздерживается от комментариев.
На несколько лет вперед
На фоне этих событий ВВС и две компании оборонной промышленности завершили модернизацию самолетов-разведчиков с установкой современной аппаратуры. Это не только обеспечит продолжение эксплуатации, но и повысит ее эффективность. В такой ситуации списание самолетов в 2025 г. не выглядит разумным шагом – у ВВС будет всего несколько лет, чтобы пользоваться новыми возможностями.
По-видимому, споры о будущем самолетов U-2 продолжаются, и Пентагон еще не сформировал точные планы такого рода. Это означает, что разведчики пока остаются в строю и могут использовать новейший комплекс SYERS-2C. Таким образом, несмотря на все затруднения и проблемы, ВВС обеспечили себя современной разведывательной аппаратурой на несколько лет вперед – пока не будет решена судьба самолетов.
Автор:Рябов КириллИспользованы фотографии:Lockheed Martin, Collins Aerospace / UTC
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]