Новая таблица штрафов: Водителям вывернут карманы
---
В проекте нового КоАП гайки автомобилистам затянули по всем направлениям
Минюст опубликовал проект нового Кодекса об административных правонарушениях — в нем, в числе прочего, прописаны штрафы для водителей. Новым он оказался без преувеличения: гайки затянули по всем фронтам. Дошло до того, что проект раскритиковал премьер России Михаил Мишустин. Мы изучили новый КоАП и прикинули, какие идеи могут пережить волну правок.
Автокресла и тонировка
Новый КоАП увеличивает штрафы за нарушения, которые традиционно считают опасными и аварийными. Например, перевозка детей без автокресла дорожает с 3 до 5 тысяч, проезд железнодорожного переезда под шлагбаумом с 1 тысячи до 5−10 тысяч (или лишение прав), а за езду на тонированной машине вместо символических 500 рублей придётся отдать 3000.
Впрочем, штрафы такого рода составляют незначительную часть от общей кассы, а сами нарушения явно умышленные. В этой части затягивание гаек выглядит целесообразным.
Скорость дорожает в шесть раз
Больше вопросов вызывают штрафы за превышение скорости, минимальный из которых (за 20−40 км/час) вырос с 500 до 3000 рублей. В нынешнем КоАП даже превышение на 60−80 км/час «стоит» дешевле — до 2500 рублей, хотя есть ещё лишение прав.
За превышение до 60 км/час новый КоАП вводит штраф в 4000 рублей, а всё, что выше — 5000 рублей. Но главное, усиливается наказание за повторное превышение на 40 км/час и более: помимо штрафа аж в 10 тысяч рублей предлагается лишение прав сроком на год.
При этом складывается парадоксальная ситуация, когда за превышение до 20 км/час штраф нулевой, а свыше — сразу 3000 рублей.
И дело не только в размере наказания: превышение скорости является самым популярным видом нарушения, но оно же — и самое спорное. Например, опротестовать данные с камер практически невозможно, а кроме того, в России полно прецедентов, когда знак ограничения плохо заметен. Например, на ремонтируемых участках загородных трасс нередко ставят знаки ограничения 40 или 50 км/час, так что превысить и очень серьёзно можно без особого умысла.
Правительство и Дума против
На непропорциональный рост штрафов обратил внимание премьер Михаил Мишустин, заявив: «Для многих это просто непосильно. Мы с вами еще не добились такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы».
Проект раскритиковал и секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, сравнив его с репрессивной машиной.
Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что новый КоАП «возбуждает ненависть к законотворчеству».
С большой вероятностью резкий рост скоростных штрафов не будет одобрен Госдумой. При этом не исключено, что в 2020 году снизят «нештрафуемый» порог с 20 до 10 км/час и введут усиленную прогрессивную шкалу штрафов.
Впрочем, есть в новом КоАП и относительно дельные предложения.
Опасную езду, наконец, оценили
Запрет на опасную езду и определение этого понятия появились в ПДД почти четыре года назад, но введение штрафа по непонятной причине растянулось. Как и ожидалось, штраф составит 5000 рублей, то есть деяние отнесли к вредоносным: такой же штраф действует для повторного проезда на красный, или значительных превышений скорости.
Единственным белым пятном остаётся трактовка опасной езды, которая пока достаточно размыта.
Удар по пьяным: штрафы и конфискация
Ужесточение наказаний за езду «под мухой» идёт уже много лет: появился административный арест, уголовное наказание за повторную пьянку, большие штрафы (30 тысяч рублей на первый раз плюс лишение прав). В прошлом году крупные ДТП с пьяными водителями приравняли к тяжким преступлениям со скором лишения свободы до 15 лет.
Новый КоАП идёт в русле этой тенденции. В нём, например, есть давно обсуждаемая норма об усилении ответственности за отказ от освидетельствования: штраф поднимается с 30 до 40 тысяч рублей, максимальный срок лишения прав — с 2 до 3 лет. Суть идеи в следующем: сегодня водителю в состоянии наркотического опьянения проще отказаться от освидетельствования — так можно избежать постановки на наркологический учёт и других проблем.
Новый КоАП усиливает ответственность за езду в нетрезвом виде при наличии детей в салоне — штраф в этом случае возрастает с 30 до 50 тысяч рублей.
Для возврата машины со штрафстоянки пьяному водителю после протрезвления придётся внести залог в 30 тысяч рублей, который в случае признания его виновным пойдёт на оплату штрафа.
Но самая спорное предложение — возможность конфискации автомобиля, причём даже в случаях, когда за рулём попался не собственник. Эта мера, по замыслу авторов КоАП, будет применяться в случае повторного попадания, то есть вместе с возбуждением дела по статье 264.1 УК РФ. Что до прав собственника, то ещё при первом случае пьяной езды ему вынесут предписание не допускать такого впредь. И если он проигнорирует это требование — машину могут конфисковать, даже если владелец вроде бы не при чём.
Опрошенные нами эксперты сомневаются, что эта норма дойдёт до реализации в ближайшее время: слишком много коллизий с другими законами России.
Балльная система возвращается
Более реалистичной выглядит идея лишать водителей прав за три грубых нарушения, допущенных в течение года: речь о проезде на красный сигнал, серьёзное превышение скорости, нарушения при развороте и повороте, выезд на встречную, непропуск пешехода и ещё ряд пунктов. В России подобная система действовала в советское время, а позже — в 1990-х годах (прав лишали за 15 штрафных баллов).
Эксперты отмечают, что такой подход противоречит принципу «одно нарушение — одно наказание», потому что, например, трижды превысив скорость, водитель получит штраф по одной статье и лишение прав по другой. Возможно, при редактуре КоАП эту коллизию учтут, и повторный штраф выписывать не будут — только лишение прав.
Норма выглядит отчасти мёртворождённой, потому что в зачёт будут идти только грубые нарушения, зафиксированные лично инспектором ГИБДД. А значит, в группе риска по ним будут в основном водители с большим годовым пробегом, например, дальнобойщики, таксисты, личные водители. Для них лишение прав зачастую равносильно и потере работы.
Тем не менее, сам принцип прогрессивных наказаний многие эксперты оценивают, как разумный: дело, скорее, в нюансах и формулировках.
Ждёт ли нас новая таблица штрафов?
Скорее всего, да. После первой публикации нового КоАПа на него обрушилась волна критики. Но недовольство общественников и чиновников в основном вызвали пункты, ужесточающие наказание за скорость: здесь действительно перегнули палку. В остальном предложения водительской части нового КоАП обсуждаются не первый год и считаются конструктивными, поэтому хотя бы часть из них до финальной редакции, скорее всего, дойдёт. Кстати, в КоАПе прописаны не только наказания для водителей. Например, одним из полезных предложений являются оборотные (то есть пропорциональные годовой выручке) штрафы для АЗС за недолив топлива.
Минюст опубликовал проект нового Кодекса об административных правонарушениях — в нем, в числе прочего, прописаны штрафы для водителей. Новым он оказался без преувеличения: гайки затянули по всем фронтам. Дошло до того, что проект раскритиковал премьер России Михаил Мишустин. Мы изучили новый КоАП и прикинули, какие идеи могут пережить волну правок.
Автокресла и тонировка
Новый КоАП увеличивает штрафы за нарушения, которые традиционно считают опасными и аварийными. Например, перевозка детей без автокресла дорожает с 3 до 5 тысяч, проезд железнодорожного переезда под шлагбаумом с 1 тысячи до 5−10 тысяч (или лишение прав), а за езду на тонированной машине вместо символических 500 рублей придётся отдать 3000.
Впрочем, штрафы такого рода составляют незначительную часть от общей кассы, а сами нарушения явно умышленные. В этой части затягивание гаек выглядит целесообразным.
Скорость дорожает в шесть раз
Больше вопросов вызывают штрафы за превышение скорости, минимальный из которых (за 20−40 км/час) вырос с 500 до 3000 рублей. В нынешнем КоАП даже превышение на 60−80 км/час «стоит» дешевле — до 2500 рублей, хотя есть ещё лишение прав.
За превышение до 60 км/час новый КоАП вводит штраф в 4000 рублей, а всё, что выше — 5000 рублей. Но главное, усиливается наказание за повторное превышение на 40 км/час и более: помимо штрафа аж в 10 тысяч рублей предлагается лишение прав сроком на год.
При этом складывается парадоксальная ситуация, когда за превышение до 20 км/час штраф нулевой, а свыше — сразу 3000 рублей.
И дело не только в размере наказания: превышение скорости является самым популярным видом нарушения, но оно же — и самое спорное. Например, опротестовать данные с камер практически невозможно, а кроме того, в России полно прецедентов, когда знак ограничения плохо заметен. Например, на ремонтируемых участках загородных трасс нередко ставят знаки ограничения 40 или 50 км/час, так что превысить и очень серьёзно можно без особого умысла.
Правительство и Дума против
На непропорциональный рост штрафов обратил внимание премьер Михаил Мишустин, заявив: «Для многих это просто непосильно. Мы с вами еще не добились такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы».
Проект раскритиковал и секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, сравнив его с репрессивной машиной.
Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что новый КоАП «возбуждает ненависть к законотворчеству».
С большой вероятностью резкий рост скоростных штрафов не будет одобрен Госдумой. При этом не исключено, что в 2020 году снизят «нештрафуемый» порог с 20 до 10 км/час и введут усиленную прогрессивную шкалу штрафов.
Впрочем, есть в новом КоАП и относительно дельные предложения.
Опасную езду, наконец, оценили
Запрет на опасную езду и определение этого понятия появились в ПДД почти четыре года назад, но введение штрафа по непонятной причине растянулось. Как и ожидалось, штраф составит 5000 рублей, то есть деяние отнесли к вредоносным: такой же штраф действует для повторного проезда на красный, или значительных превышений скорости.
Единственным белым пятном остаётся трактовка опасной езды, которая пока достаточно размыта.
Удар по пьяным: штрафы и конфискация
Ужесточение наказаний за езду «под мухой» идёт уже много лет: появился административный арест, уголовное наказание за повторную пьянку, большие штрафы (30 тысяч рублей на первый раз плюс лишение прав). В прошлом году крупные ДТП с пьяными водителями приравняли к тяжким преступлениям со скором лишения свободы до 15 лет.
Новый КоАП идёт в русле этой тенденции. В нём, например, есть давно обсуждаемая норма об усилении ответственности за отказ от освидетельствования: штраф поднимается с 30 до 40 тысяч рублей, максимальный срок лишения прав — с 2 до 3 лет. Суть идеи в следующем: сегодня водителю в состоянии наркотического опьянения проще отказаться от освидетельствования — так можно избежать постановки на наркологический учёт и других проблем.
Новый КоАП усиливает ответственность за езду в нетрезвом виде при наличии детей в салоне — штраф в этом случае возрастает с 30 до 50 тысяч рублей.
Для возврата машины со штрафстоянки пьяному водителю после протрезвления придётся внести залог в 30 тысяч рублей, который в случае признания его виновным пойдёт на оплату штрафа.
Но самая спорное предложение — возможность конфискации автомобиля, причём даже в случаях, когда за рулём попался не собственник. Эта мера, по замыслу авторов КоАП, будет применяться в случае повторного попадания, то есть вместе с возбуждением дела по статье 264.1 УК РФ. Что до прав собственника, то ещё при первом случае пьяной езды ему вынесут предписание не допускать такого впредь. И если он проигнорирует это требование — машину могут конфисковать, даже если владелец вроде бы не при чём.
Опрошенные нами эксперты сомневаются, что эта норма дойдёт до реализации в ближайшее время: слишком много коллизий с другими законами России.
Балльная система возвращается
Более реалистичной выглядит идея лишать водителей прав за три грубых нарушения, допущенных в течение года: речь о проезде на красный сигнал, серьёзное превышение скорости, нарушения при развороте и повороте, выезд на встречную, непропуск пешехода и ещё ряд пунктов. В России подобная система действовала в советское время, а позже — в 1990-х годах (прав лишали за 15 штрафных баллов).
Эксперты отмечают, что такой подход противоречит принципу «одно нарушение — одно наказание», потому что, например, трижды превысив скорость, водитель получит штраф по одной статье и лишение прав по другой. Возможно, при редактуре КоАП эту коллизию учтут, и повторный штраф выписывать не будут — только лишение прав.
Норма выглядит отчасти мёртворождённой, потому что в зачёт будут идти только грубые нарушения, зафиксированные лично инспектором ГИБДД. А значит, в группе риска по ним будут в основном водители с большим годовым пробегом, например, дальнобойщики, таксисты, личные водители. Для них лишение прав зачастую равносильно и потере работы.
Тем не менее, сам принцип прогрессивных наказаний многие эксперты оценивают, как разумный: дело, скорее, в нюансах и формулировках.
Ждёт ли нас новая таблица штрафов?
Скорее всего, да. После первой публикации нового КоАПа на него обрушилась волна критики. Но недовольство общественников и чиновников в основном вызвали пункты, ужесточающие наказание за скорость: здесь действительно перегнули палку. В остальном предложения водительской части нового КоАП обсуждаются не первый год и считаются конструктивными, поэтому хотя бы часть из них до финальной редакции, скорее всего, дойдёт. Кстати, в КоАПе прописаны не только наказания для водителей. Например, одним из полезных предложений являются оборотные (то есть пропорциональные годовой выручке) штрафы для АЗС за недолив топлива.
Источник: auto.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]