Создатель легендарной снайперской винтовки : Е. Ф. Драгунов.
---
100 лет назад, 20 февраля 1920 года, в семье потомственных ижевских оружейников родился легендарный советский конструктор-оружейник, создатель многочисленных образцов стрелкового спортивного и боевого оружия Евгений Федорович Драгунов.
После окончания школы Евгений Федорович поступил в Ижевский механико-металлургический техникум на специальность «Холодная обработка металлов резанием», первым его проектом стало улучшение штыка для винтовки Мосина. В 1938 году Драгунов поступил на Ижевский оружейный завод, заняв должность технолога цеха, в котором изготавливали деревянные ложи для винтовок.
В 1939-м Евгения Федоровича призвали в армию, служить ему довелось на Дальнем Востоке. Практически сразу же он был направлен в школу младших командиров артиллерийской разведки в Хабаровске. Школу Драгунов закончил с отличием и после выпуска остался работать в ней же оружейным мастером – в этом ему помогли выдающиеся успехи в стрельбе и работе со стрелковым оружием. С началом войны школа была реорганизована в Дальневосточное артиллерийское училище, Драгунов стал главным оружейным мастером училища. На этой должности он и прослужил всю войну, занимаясь ремонтом и обслуживанием стрелкового оружия. Через его руки прошло огромное количество образцов как отечественного производства, так и иностранного – трофейные немецкие и итальянские, ленд-лизовские американские. Это дало Евгению Федоровичу возможность накопить опыт и значительно расширить кругозор.
Демобилизовавшись в конце 1945 года, Драгунов вернулся на Ижевский завод, где был принят в конструкторское бюро. Для повышения квалификации он начал получать заочное высшее образование. Во второй половине 1947 года Евгений Федорович занимался модернизацией карабина Мосина образца 1944 года и принимал участие в разработке опытного карабина под промежуточный патрон. В 1949 году Драгунов работал над усовершенствованием снайперской винтовки Мосина. Он доработал кронштейн крепления оптического прицела. В оригинальной модели оптический прицел мешал вставлять обойму с патронами, поэтому перезаряжать снайперскую «трехлинейку», в отличие от обычной, приходилось по одному патрону. С кронштейном Драгунова же эта проблема исчезла, что сделало обращение с винтовкой более удобным и легким. В конструкцию винтовки был внесен ряд других улучшений (например, изменена форма шейки приклада для повышения удобства удержания), и после испытаний винтовка, известная под заводским индексом МС-74, была рекомендована для внедрения в производство и выпускалась малой серией.
В том же 1949 году, в апреле, группе конструкторов, которую возглавил Драгунов, была поручена разработка спортивной винтовки для летней Олимпиады 1952 года, которая должна была пройти в Хельсинки. Положение со спортивным оружием в СССР на тот момент было катастрофическим – даже на соревнованиях самого высокого уровня наши стрелки использовали обычные армейские «трехлинейки», пусть и собранные вручную, с индивидуальной подгонкой деталей. Разумеется, мириться с таким положением было невозможно, поэтому требовалось спортивное оружие мирового уровня. Драгунов, как стрелок-спортсмен высокого класса, стал логичной кандидатурой для работа над ним. Уже к концу года была изготовлена винтовка «Спартак-49», также известная как С-49 – первая целевая винтовка отечественного производства. Она принесла Советскому Союзу первый мировой рекорд по стрельбе – его поставил мастер спорта Василий Борисов на соревнованиях в Болгарии в 1950 году. С-49 применялась спортсменами долго – последнее ее использование отмечено в 1976 году на Олимпиаде в Монреале.
С-49 оказалась хорошей винтовкой, но с конструктивной точки зрения в ней не было ничего прорывного – это была просто доработка все той же «трехлинейки». Драгунов не стал с этим мириться, и в 1955 году на свет появились винтовка ЦВ-55 «Зенит» и ее малокалиберная версия МЦВ-55 «Стрела». Отличительными особенностями этих винтовок стали ортопедическая ложа, разработанная заводом «Таллин-Арсенал» и регулируемый спуск. «Вывешенный» ствол (то есть, не касающийся ложи) позволял достигать стабильных результатов при стрельбе, так как значительно меньше деформировался при нагревании во время стрельбы. Затвор, запирающийся тремя симметричными упорами, более стабильно, по сравнению с другими образцами, фиксировал патрон в патроннике. Винтовки были удостоены Гран-При на выставке в Брюсселе в 1958 году и верой и правдой служили нашим спортсменам долгое время, принеся множество наград.
В 1979 году Евгений Федорович разработал винтовку «Биатлон-7–2», предназначенную, как несложно понять по названию, для стрелков-биатлонистов. Уникальной особенностью этой винтовки является кривошипно-шатунный механизм затвора, позволяющий перезаряжать оружие одним движением пальца. Эта винтовка, появившись на международных соревнованиях, произвела настоящий фурор – советские спортсмены с ее помощью демонстрировали скорострельность, присущую полуавтоматическому оружию, выбивая мишени с минимальным интервалом. В скором времени на затворы аналогичной конструкции перешли почти все остальные производители. Винтовка выпускалась серийно до 1991 года, используется до сих пор. В настоящее время производится ее охотничий вариант «Биатлон-7–2-КО».
Самым, однако, известным проектом Драгунова стало оружие вовсе не спортивное, а боевое. В начале 1958 года был объявлен конкурс на самозарядную снайперскую винтовку, которая должна была прийти на замену легендарной, но устаревшей «трехлинейке». Первый опытный образец, ССВ-58, Драгунов представил в том же году. Винтовка имела хорошую точность стрельбы, но не отличалась большой надежностью, поэтому Евгений Федорович продолжил работу, и в 1963-м на вооружение была принята винтовка СВД. Пять лет спустя в дополнение к ней Драгуновым была разработана малокалиберная тренировочная винтовка ТСВ-1, которая позволяла производить первичную тренировку стрелков, будущих пользователей СВД, пользуясь такими достоинствами малокалиберного оружия, как мягкая отдача и дешевые патроны.
СВД стала настоящим шедевром оружейного дела. Тонкой конструкторской работой Драгунову удалось добиться устойчивого компромисса между точностью и надежностью – а эти параметры в стрелковом оружии обычно прямо противоположны. Также, вопреки всем канонам разработки высокоточного оружия, винтовка была сделана легкой – ее вес в полностью снаряженном и боеготовом состоянии составляет чуть больше четырех с половиной килограммов – не намного тяжелее автомата Калашникова.
Хотя СВД, конечно, не может тягаться по точности стрельбы с прецизионными винтовками полицейского спецназа, по меркам самозарядного армейского образца ее точность находится на весьма высоком уровне. СВД с успехом применяется до сих пор, состоит на вооружении более трех десятков государств, в пяти из них производится по лицензии.
Выпускается гражданская версия СВД, называемая охотничьим карабином «Тигр». В 1991 году для воздушно-десантных войск была разработана версия СВД-С со складным прикладом и немного укороченным стволом. В то же время для сил особого назначения создали СВУ – компактную версию СВД, которая, благодаря компоновке «булл-пап» позволила, при незначительном уменьшении длины ствола, существенно укоротить саму винтовку. СВУ выпускается также в вариантах СВУ-А, с возможностью стрельбы очередями, и СВУ-АС – с встроенными складными сошками. Сама же «классическая» СВД в 2000 году была модернизирована – она получила пластиковые органы удержания более эргономичной формы, а также новый ствол, изготовленный с применением технологии ротационной ковки и подвешенный внутри оружия на специальной шине. Все это позволило новой версии СВД, получившей обозначение СВДМ, значительно повысить точность стрельбы, приблизившись по этому показателю к неавтоматическим снайперским винтовкам.
Драгунов, однако, занимался не только винтовками – есть в его послужном списке и оружие совсем другого рода – компактный пистолет-пулемет, предназначенный для боя на ближних и сверхближних дистанциях, чьими основными достоинствами являются не кучность или прикладистость, а высокая скорострельность и небольшие размеры. Все началось в конце шестидесятых, когда Министерство обороны объявило конкурс под кодовым наименованием «Букет» на создание малошумного пистолета-пулемета для спецподразделений. Евгений Федорович представил образец под названием ПП-71 под патрон 9×18 мм, который проходил испытания, но, как и прочие участники конкурса, на вооружение принят не был. Лишь двадцать с лишним лет спустя, уже после смерти создателя, этот пистолет-пулемет с небольшими улучшениями пошел в производство под индексом ПП-91 и названием «Кедр» – «Конструкция Евгения Драгунова». Он состоит на вооружении практически всех силовых структур Российской Федерации от полиции до службы охраны Президента и успешно эксплуатируется до сих пор.
В 1973 году был объявлен конкурс с кодовым названием «Модерн» – его целью являлось создание укороченного автомата для танкистов, артиллеристов, технических служащих и прочих, для кого полноразмерный автомат является слишком большой и неудобной машиной. В 1975 году к работе по теме «Модерн» подключился и Драгунов – результатом его работы стал автомат МА (расшифровывается просто – «малогабаритный автомат»). Легкая и компактная конструкция, удобная для переноски на ремне, отличалась широким использованием пластмассы, что по тогдашним временам было весьма передовым ходом. Автомат имел калибр 5,45 мм и питался из штатных магазинов для АК-74. К сожалению, процесс доводки конструкции затянулся на несколько лет, и за это время на вооружение успели принять АК-74У – укороченную версию автомата Калашникова.
За свои многочисленные трудовые подвиги Евгений Федорович Драгунов был награжден орденом «Знак Почета» и рядом медалей, удостоен Ленинской премии. В 1998 году ему была посмертно присвоена Государственная премия Российской Федерации, а в 2011 году его сделали почетным гражданином города Ижевска. В 1997 году улица 30 лет Октября в Ижевске была переименована в улицу Оружейника Драгунова.
Источник: neputevie.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]