Боевые самолеты. Дракон-неудачник
---
Еще один самолет японской авиации, воевавший во Вторую мировую войну. Провоевавший, сразу отметим, так себе, но тут действительно как в поговорке насчет того, как на безрыбье будем смотреть на драконов.
А начнем с совсем уж тридцатых годов прошлого века, с самого их начала.
В то время в Японии жили-были две фирмы-производителя. «Мицубиси» и «Накадзима». И они были главными поставщиками и армии, и флота. «Накадзима» выпускала традиционно истребители, а «Мицубиси» — бомбардировщики.
Ничего так сказочка начинается, правда?
Но вот проблема: под луной вечного ничего не случается. И решили однажды в «Мицубиси», что много йен не бывает, а в наш век перемен меняется все. И сделали истребитель. Да не простой, а очень даже качественный, А5М1 Тип 96, который на флоте оторвали с руками. Да еще и сухопутный вариант сделали, Ki.33.
В «Накадзиме» поняли, что все, любовь закончилась, а начинается лютая дружба двух конкурентов. За йены. В армию Ki.33 парни из «Накадзимы» не пропустили, вместо него пошел их самолет Ki.27, но битву за бомбардировщик для армии «Нака» тоже проиграла вчистую.
Для флота был принят самолет от «Мицубиси» G3M1 Тип 96 «Рикко», а для армии Ki.21 Тип 97. В общем, плюха получилась очень такая душевная.
А что делать, если к тому времени «Мицубиси» очень тесно задружила с «Юнкерсом», и немцы по широте своей арийской души щедро делились с союзниками буквально всем?
«Накадзима» тоже начала смотреть за океан, но в другую сторону. И высмотрела контракт с молодой, но наглой и амбициозной фирмой «Дуглас». И как только в 1934 г. «Дуглас» выпустил свою новую модель DC-2, «Нака» тут же заключила договор на производство этих авиалайнеров в Японии по лицензии.
Потом, после начала лицензионной сборки, самолет, естественно, полностью скопировав, начали приспосабливать для своих нужд. Самолет пошел в серию как Ki.34 Тип 97 для армии и L1N1 Тип 97 для флота соответственно. Благодаря новым технологиям, заложенным в проекте, в «Накадзиме» реально выдохнули, потому что явно было куда развиваться дальше.
Но транспортник – это вам не бомбардировщик. Увы.
Да, попытки переделать DC-2 в дальний бомбардировщик флота LB-2 были, но увы, «Дуглас» — это отнюдь не «Хейнкель», поэтому все закончилось провалом.
А потом и вообще получилось странное. Обе фирмы сошлись в битве за контракт на бомбардировщик для армии, и в 1937 году на суд были представлены «Накадзима» Ki.19 и «Мицубиси» Кi.21. Оба самолета прошли испытания, и результаты оказались очень своеобразными. Армейские специалисты пришли к выводу, что оптимальным решением было бы взять планет от «Мицубиси» Кi.21 и установить на него более надежные двигатели от «Накадзимы».
Хоть «Накадзима» и получила контракт на двигатели, но это вот как есть подслащенная пилюля. Понятно, что основная часть барышей пошла к «Мицубиси», которая делала весь самолет. И всем в «Накадзиме» оставалось только ждать, когда появится возможность поправить свои дела. Когда конкурент облажается.
Возможность появилась тогда, когда бомбардировщик от «Мицубиси» не очень хорошо проявил себя в начале 1938 года. Тогда Япония начала войну с Китаем. Внезапно выяснилось, что малая скорость и скороподъемность, а также слабое оборонительное вооружение не дают возможности считать Ki.21 полноценным боевым самолетом.
Понятно, что «Накадзима» была первой в очереди на то, чтобы представить новый бомбардировщик.
Новые спецификации предполагали, что новый бомбардировщик, будет быстрее, чем Ki.21 и в состоянии защитить себя самостоятельно без использования истребителей сопровождения. Бомбовая нагрузка должна остаться в районе одной тонны.
Оборонительное вооружение предполагалось выполнить по образцу европейских аналогов. Впервые в японской практике указывалось на необходимость защиты экипажа — самолет должен был иметь бронезащиту экипажа и протектированные топливные баки.
И снова в виртуальном (тогда такого слова не знали еще) сражении сошлись «Накадзима» и «Мицубиси». Проект «Накадзимы» получил обозначение Ki.49, а конкурентов — Ki.50. Вот только на этот раз преимущество было у «Накадзимы», специалисты которой знали самолет соперника вдоль и поперек. Не могли не знать, раз на Ki.21 стояли двигатели «Нака».
К концу 1938 года «Накадзима» уже имела полномасштабный деревянный макет Ki.49, конкуренты не просто отставали, а отставали катастрофически. И в итоге в «Мицубиси» было принято решение отозвать свое предложение обратно.
С одной стороны, в «Накадзиме» праздновали победу, с другой – фирма вела очень напряженные работы по истребителям. Конструкторская команда у фирмы была очень сильной, но ведущий специалист Кояма был занят проектом нового перехватчика Ki.44 «Чоки», а Итокава занимался истребителем Ki.43 «Хаябуса». Ведущие конструкторы были реально перегружены работой.
Однако работы по новому бомбардировщику началась не менее активно, чем по истребителям. Конечно, задержки были. Новый двигатель На.41 задержал своей недоведенностью сразу два самолета, и Ki-49, и Ki-44.
20 ноября 1940 года бомбардировщик был запущен в производство как «тяжелый бомбардировщик Ki-49 тип 100». По давней традиции было дано ему и собственное имя: «Парящий дракон», «Донрю». В общем, при всем богатстве выбора другой альтернативы Ki.21 не было, потому армия была рада заменить неудачный самолет на что угодно.
Фактически «Донрю» мало чем отличался от прототипов, единственное – был изменено число членов экипажа до восьми человек. А в перспективе рассматривался и девятый, еще один стрелок.
Китайские ВВС, вооруженные истребителями преимущественно советского производства (И-15, И-15бис, И-16, И-153) очень быстро показали японским экипажам, что они тоже умеют воевать. И японцам пришлось реагировать, причем даже порой в весьма странных формах.
Например, представители штаба сухопутных ВВС обратились к «Накадзима» с настоятельной просьбой о разработке летающей оружейной платформы на базе Ki-49 для сопровождения и защиты безжалостно выбиваемых китайскими летчиками Ki-21.
Проекту эскортного истребителя сопровождения на базе Ki-49 был присвоен индекс Ki-58. В период с декабря 1940 по март 1941 года, было выпущено три подобных самолетов на базе готовых планеров Ki-49. На самолеты установили выступающие пушечные турели в бомбоотсеке, добавив дополнительные стрелковые точки сверху за кабиной. Таким образом Ki-58 нес пять 20-мм пушек и три 12,7-мм пулемета.
Батарея была более чем внушительная, но насколько двухмоторный бомбардировщик мог наравне сражаться с такими верткими машинами, какими были И-15 и И-16 – очень сложно сказать.
Идея заключалась в том, чтобы обеспечить огневое сопровождение группе бомбардировщиков Ki-21, расположив по внешнему краю строя эскортные истребители. К счастью для экипажей бомбардировщиков, почти одновременно с Ki-58 появился долгожданный Ki-43. Эти новые истребители быстро доказали, что способны сопровождать бомбардировщики к цели на всем маршруте.
В сентябре 1941 года первые самолеты Ki-49 начали сходить с производственных линий. Параллельно рассматривался проект Ki-80, своего рода командно-штабная машина для руководства бомбардировщиками в бою, координации действий и фиксации результатов. Были выпущены две машины на базе готовых планеров Ki-49.
Идея умерла, когда начальные летные испытания показали, что более тяжелый Ki-80 будет самым медленным самолетом в формации бомбардировщиков после того, как они сбросят свой груз.
Боевое крещение «Донрю» принял в составе 61 сентая в июне 1942 года в воздушных рейдах на Австралию. Беспокоящие налеты были обыденным делом, и командование сочло полезным использование новейших бомбардировщиков.
«Донрю» был быстрее, чем Ki-21, но не настолько, чтобы не нести больших потерь от «Спитфайров». Чтобы держать высокую скорость, экипажам часто приходилось недогружать бомбы. Вскоре стало очевидным, что мощности 1250 л.с. двигателей Ha-41 явно недостаточно.
С двигателем получилось, и вместо На-41 на самолеты стали устанавливать На-109 мощностью 1520 л.с. Эта модернизация стала своеобразным Рубиконом: модель Ki-49-I перестала выпускаться и вместо нее пошла «Ki-49-IIa тип 100, модель 2А».
Самолеты первой модели использовались до конца войны в качестве учебных, транспортных и даже боевых там, где не было особого накала борьбы. Например, в Маньчжурии. Но большая часть Ki.49-I была переоборудована в транспортные самолеты и осуществляла перелеты между Японскими островами, Рабаулом и Новой Гвинеей.
Последнее же боевое использование первой модели отмечено в конце 1944 года, когда несколько уцелевших Ki.49-I в Малайе были оснащены противокорабельным радаром для ведения разведки в интересах защиты японских конвоев из Японии на Филиппины.
Вторая модель «Донрю» появилась очень своевременно. Армия очень сильно нуждалась в бомбардировщиках, настолько сильно, что даже «Мицубиси» получила заказ на модернизацию своего старого Ki.21-II.
На «Донрю» была возложена непростая задача: противостоять наступлению союзников на Соломоновы острова и Новую Гвинею.
Получилось весьма своеобразно: первое массовое применение фактически стало массовым уничтожением японских самолетов. Вновь прибывшие подкрепления уничтожались американской авиацией на земле раньше, чем успевали сделать хоть один боевой вылет. Лето 1943 года на Тихоокеанском ТВД выдалось очень жарким. Особенно для японской армейской авиации.
Учитывая, как успешно американские истребители вырезали японские бомбардировщики, была предпринята попытка перепрофилировать «Донрю» в ночные бомбардировщики. Получилось отчасти. Ki.49-IIa довольно успешно действовали по базам американской авиации и конвоям. Нельзя сказать, что им полностью сопутствовал успех, когда союзники высадились на Новой Гвинее, на аэродромах были обнаружены обломки от более чем 300 самолетов.
Опыт Новой Гвинеи подтолкнул на перенацеливание Ki.49-IIa. Проблема снабжения громадной линии фронта Тихоокеанского ТВД требовала снабжения, снабжения и еще раз снабжения. Таким образом, большая часть уцелевших «Донрю» превратилась в транспортные самолеты. Так, на Новой Гвинее и прилегающих территориях из бомбардировочных подразделений было сформировано 9 транспортных групп (сентаев) для снабжения.
Так что многие «Донрю», сбитые в районе Новой Гвинеи, были не бомбардировщиками, а транспортными самолетами. Что, впрочем, не умаляет заслуг истребителей союзников.
Там же в конце 1943 года была создана очень интересная вариация на тему «Донрю». Это была пара ночных истребителей, «Охотник» и «Загонщик». «Загонщик» оснащался в носу 40-см зенитным прожектором, а «Охотник» был вооружен 75-мм пушкой «Тип 88» в передней нижней части фюзеляжа.
Как способ борьбы с американскими ночными бомбардировщиками, которые по одиночке наносили удары как по войскам, так и по кораблям, и ущерб, который они причиняли, был весьма ощутим.
Предполагалось, что именно барражирующий истребитель, который будет достаточно долго висеть в районе возможного появления американских самолетов, будет наиболее полезен. Пара таких самолетов, «Загонщик» и «Охотник», предназначались для патрулирования портов в ночное время. Однако таким образом было переоборудовано лишь по четыре самолета, и результат их действий не известен, очевидно, что если он и был, то минимальным.
В том же 1943 году, в сентябре, появилась третья и последняя модель «Донрю», Ki.49-IIb или модель 2В. Изменения не были значительными и касались, в основном, усиления вооружения. Практика боев в Новой Гвинее показала, что броня американских истребителей очень плохо поддается пулям винтовочного калибра. Потому 7,7-мм пулеметы были заменены на тяжелые 12,7-мм Хо-103 тип 1. Были также изменены боковые стрелковые установки для улучшения сектора обстрела.
Однако усиление оборонительного вооружения не сильно помогло экипажам «Донрю», которые по-прежнему несли огромные потери. С потерей многих баз положение японских войск стало критическим, а те авиачасти, которые базировались на Сулавеси, Борнео и Голландской Ост-Индии были практически отрезаны. Понятно, что матчасть их была уничтожена.
Опыт применения «Донрю» на азиатском материке было ненамного лучше. Ki.49-II был направлен на фронт в Бирме в начале 1944 года. В течение всей кампании потери были столь велики, что к маю деятельность Ki-49 в Бирме пришлось свернуть, а остатки изрядно потрёпанных авиагрупп отправили на Филиппины.
В филиппинскую мясорубку же были направлены части, переброшенные из Манчжурии, Китая и Японии, Сингапура, Бирмы и голландской Ост-Индии. Общее количество самолетов составило около 400 штук. Так впервые «Донрю» стал действительно основным японским бомбардировщиком сухопутных сил, применявшимся в таких крупных количествах.
Вообще, большинство из этих бомбардировщиков было уничтожено на аэродромах в течение ноября-декабря 1944 года. Сыграло свою роль полное преимущество истребителей союзников в воздухе, за чем, естественно, следовало нанесение ударов бомбардировщиками. Все очень логично.
Точно так же логично выглядят и попытки использования «Донрю» в качестве самолетов для камикадзе.
«Донрю» с 800-кг зарядом взрывчатки внутри и штангой взрывателя в носу стал олицетворением новой концепции применения. Кабина штурмана при этом зашивалась, оборонительное вооружение демонтировалось, а экипаж сокращался до двух человек.
Атаки американских транспортных конвоев, осуществлявших доставку сухопутных войск для вторжения на о. Миндоро в середине декабря очень сильно уменьшили и без того небольшой остаток «Донрю». Под новый, 1945 год все Ki.49 в летном состоянии на Филиппинах закончились.
После филиппинской мясорубки «Донрю» перестал быть бомбардировщиком «первой линии» ни по качеству, ни по количеству. Самолет был снят с производства, и… пошла замена на подоспевший бомбардировщик от «Мицубиси»!
Да, «Мицубиси» Ki-67 Тип 4 «Хирю». Получилось странно, «Донрю» достиг наибольшей активности лишь через два с лишним года боевого использования и тут же вышел на пенсию.
Единичные сохранившиеся экземпляры использовались летчиками камикадзе в апреле и мае 1945 года при обороне Окинавы, в основном же они летали лишь как транспортные машины и оставались в учебных частях.
Последняя попытка продлить срок службы «Дракона» была предпринята инженерами Nakajima в начале 1943 года, но к ощутимым результатам она не привела. Расчет делался на новый двигатель На-117 мощностью 2420 л.с., да еще и с возможностью разгонки до 2800 л.с. Вообще этот На-117 должен был стать самым мощным японским двигателем того времени.
Увы, «Накадзима» двигатель уже не осилила. Он так в серию не пошел, просто не хватило времени на доведение его до ума. А так как армия отчаянно нуждалась в бомбардировщике, который не был бы просто летающей жертвой для американских и британских истребителей, то были отклонены и Ki.49-III, и Ki-82, еще более глубокая модернизация «Донрю». И на место «Накадзимы» снова пришел самолет от «Мицубиси», то есть Ki-67.
Не очень красивая судьба. Строили-строили, построили более 750 единиц, вроде как серия. Напомню, что японцы считали Ki-49 тяжелым бомбардировщиком, то есть для тяжелого бомбера серия нормальная. Но вот воевал как-то… неумело, что ли. Сейчас категорически сложно судить, то ли командование допускало ошибки, то ли еще что, но факт: очень мало «Драконов» пережили войну.
Да и те, что уцелели, закончили свой путь в огне. Их просто собрали на нескольких аэродромах и тривиально сожгли. Так что единственное место, где фрагментарно еще можно увидеть останки «Донрю», — это малообитаемые острова Новой Гвинеи, где они все еще догнивают в джунглях.
Если посмотреть на цифры, вроде бы «Донрю» был весьма неплохой самолет, с хорошим вооружением, скоростные характеристики вполне, опять же бронирование…
У японских летчиков «Дракон» вызвал разочарование. Считалось, что Ki-49 был излишне тяжел, с недостаточной энерговооруженностью и не имел особых преимуществ перед старым Ki-21 Тип 97.
Странно, наверное, но большая часть Ki-49 была уничтожена не в воздухе, а на земле. В результате налётов американской авиации на аэродромы Новой Гвинеи.
Среди своих коллег Ki-49 выделяется одной из самых коротких боевых карьер. Да еще и знаменитый самолет с зеленым крестом, который развозил подписанный императором акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне.
Да, не все самолеты были удачны, не у всех была долгая и яркая жизнь. Ki-49 «Донрю» очень хороший тому пример.
ЛТХ Ki-49-II
Размах крыла, м: 20,42
Длина, м: 16,50
Высота, м: 4,50
Площадь крыла, м2: 69,05
Масса, кг
— пустого самолета: 6 530
— нормальная взлетная: 10 680
— максимальная взлетная: 11 400
Двигатель: 2 х «Армейский тип 2» (На-109) х 1500 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 492
Крейсерская скорость, км/ч: 350
Практическая дальность, км: 2 950
Боевая дальность, км: 2 000
Максимальная скороподъемность, м/мин: 365
Практический потолок, м: 9 300
Экипаж, чел.: 8
Вооружение:
— одна 20-мм пушка в верхней башне
— пять 12,7-мм пулеметов на подвижных установках в хвостовой башне, в носу, под фюзеляжем и в бортовых окнах.
Бомбовая нагрузка:
— нормальная 750 кг
— максимальная 1000 кг.
Автор:Роман Скоморохов
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]