БАРТИНИ: САМЫЙ ТАИНСТВЕННЫЙ СОВЕТСКИЙ АВИАКОНСТРУКТОР.
---
Меня заинтересовало сочетание «итальяно-советский», это как?
И вот что я нашел о самом конструкторе, его чудо-самолетах и философских воззрениях.
Жизнь Роберта Бартини, итальянского барона и советского авиаконструктора, во многом фантастична. Он стоял у истоков реактивной авиации и даже работал над первым в СССР самолетом-невидимкой. Но его настоящая биография видна не более, чем его легендарный амальгамовый самолет.
Пути Господни неисповедимы.
Считается, что Роберт родился 14 мая 1897 г. в австро-венгерском городе Фиуме (ныне город Риека, Хорватия). Его матерью была девушка из знатного рода Ферцель, которой вскружил голову молодой красавец барон ди Бартини. Тайные встречи закончились беременностью, однако мужчина женился на другой женщине. Юная девушка от бесчестия утопилась, а новорожденного ребенка по имени Роберто положила на порог крестьянского дома Людвига Орожди.
Позднее семья Орожди переехала в Фиуме, и опекун, по иронии судьбы, стал садовником барона ди Бартини. Роберт часто бывал у них, и однажды его увидела бездетная баронесса. Мальчик напоминал ей мужа, поэтому она настояла, чтобы малыша взяли в семью. Дальнейшие расспросы ди Бартини о настоящих родителях ребёнка, привели барона к счастливому выводу. Оказывается, он нашёл родного сына. Вот такую интересную историю рассказал о себе сам Роберт Бартини.
Впрочем, его биографы – Сергей и Ольга Бузиновские – так и не обнаружили подтверждения этой версии. Но выяснили, что некий барон всеётаки жил вблизи Фиуме, правда, был не Бартини, а являлся итальянцем, со знакомой фамилией – Орожди. У него был брат Людвиг – член местного аэроклуба и владелец заводов. Вот и получается, что Ферцель подкинула своего малыша родному отцу Людвигу Орожди. В любом случае, рождение Роберта Бартини было таким же таинственным, как и вся его жизнь.
Тайный путь в СССР.
Молодость Роберта Бартини полна белых пятен и невероятных историй. Будучи лейтенантом армии Австро-Венгрии, он был приговорен к расстрелу за убийство старшего офицера, но попал в плен к русским во время Брусиловского прорыва и был отправлен на Дальний Восток. Там он проникся идеями коммунизма.
Вернувшись в Италию, в 1922 году Бартини участвовал в нейтрализации белогвардейской группы террориста Бориса Савинкова, готовившего покушение на Ленина, если «бы тот приехал в Геную».
В этот же год по приказу Муссолини Бартини был приговорен к смертной казни, но сбежал из тюрьмы. По одной версий, Роберто добрался в СССР на самолёте, по другой – на подводной лодке. В период с 1922 по 1925 годов его видели в Китае, на Цейлоне, Сирии, на Карпатах, в Германии и в Австрии. Только после этого он окончательной остался в Советской России.
Именно Россия, с ее возвышенной духовной культурой, с ее неизбывной мечтой о справедливости и всеобщем братстве, оказалась наиболее подходящей средой обитания для гениального ученого и инженера.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Начав с простого лаборанта-фотографа научно-опытного аэродрома на Ходынке, Роберт Бартини за два года сделал головокружительную карьеру. В 1927 году петлицы его мундира украшали ромбы комбрига, а сам он вошёл в состав научно-технического комитета ВВС СССР.
Однако чиновничья работа его не устраивала, и он перевелся в ОПО-3, в самую главную самолетостроительную фирму того времени. Вместе с ним трудились Д. П. Григорович, С. А. Лавочкин, И. В. Четвериков и С. П. Королёв.
Именно там Бартини возглавил группу конструкторов, разработавших уникальные гидросамолеты: летающий крейсер МК-1, а также МБР-2 для ближней разведки и МДР-3 для дальней разведки. Вскоре он был награжден автомобилем М-1 за организацию морского этапа перелета ТБ-1 «Страна Советов» из Москвы в Нью-Йорк.
Самолёт-невидимка.
В журнале «Изобретатель и рационализатор» за 1936 год журналист И. Вишняков рассказал о самолете, сделанном из органического стекла – родоида, который с внутренней стороны был покрыт амальгамой. Бартини оборудовал машину устройством для распыления голубоватого газа. Этого оказалось достаточным, что обеспечить аэроплану маскировку на фоне чистого неба.
«Необычность той машины проявлялась уже в тот момент, когда запускался двигатель, – писал И. Вишняков. – Раздавались привычные команды и ответы: «От винта! Есть от винта!». Потом все увидели густой голубоватый выхлоп от бортовых отверстий. Одновременно с этим резко ускорилось вращение пропеллеров, и самолет стал исчезать из вида. Казалось, что он растворяется в воздухе. Те, кто находился близко к старту, уверяли, что видели, как машина уносится в небо, остальные теряли её из виду ещё на земле».
Бартини и Булгаков.
Исследователи творчества Михаила Булгакова предполагают, что писатель был знаком с авиаконструктором Бартини и даже узнал от него о перспективных разработках. Об этом, в частности, говорят строки в романе «Мастер и Маргарита»: «Римский представил себе Стёпу в ночной сорочке, торопливо влезающего в самый-самый, делающий триста километров в час аэроплан. И тут же сокрушил эту мысль, как явно гнилую. Он представил другой самолёт, военный, сверхбоевой, шестьсот километров в час».
Интересно, что это было написано в примерно в 1933 году, когда специалисты СНИИ ГВФ под управление Бартини начали испытания своей машины «Сталь-6», с невероятной для того времени скоростью 450 км/час. При этом было заявлено, что следующий аэроплан «Сталь-8» будет летать еще быстрей – 630 км/час. Однако проект был свёрнут при 60% готовности из-за своих запредельных характеристик.
Сделка с дьяволом.
В 1938 году Р. Бартини был арестован. Ему предъявили обвинение в связях с врагом русского народа Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Он получил десять лет лагерей и пять – поражения в правах. От верной смерти Бартини спас Климент Ворошилов, заявивший Сталину: «Уж больно голова хорошая».
Конструктора перевели тюремное конструкторское бюро ЦКБ-29 НКВД.
Однажды, в начале войны, Бартини встретил Берию и попросил его освободить. Лаврентий Павлович поставил ему условие: «Сделаешь лучший в мире перехватчик, отпущу». Вскоре Роберто Бартини предоставил проект сверхзвукового реактивного истребителя. Однако Туполев поставил на этой разработке крест, заявив, что «наша промышленность не потянет этот самолет». По другой версии, разговор Берии с Бартини состоялся до войны и касался переделки пассажирского самолета «Сталь-7» в дальний бомбардировщик ДБ-240.
В 1939 году пассажирский самолет «Сталь-7» конструкции Бартини установил новый мировой рекорд: пролетел 5000 километров со средней скоростью 405 км/час.
Переделанный в дальний бомбардировщик ДБ-240, он также установил мировой рекорд скорости и дальности полета. Таких бомбардировщиков было выпущено более трехсот. Три из них в ночь на 10 августа 1941 года, в разгар немецкого наступления, бомбили Берлин.
До 1947 года Бартини работал в заключении, он участвовал в работе над проектом бомбардировщика Ту-2; потом – над проектом истребителя, занимался разработкой реактивного перехватчика. Им был создан эскиз сверхзвукового одноместного истребителя с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и комбинированной жидкостно- прямоточной силовой установкой; зенитного истребителя–перехватчика с четырьмя ЖРД, который должен был развивать невиданную для того времени скорость в 2 Маха. Однако реализованы эти проекты не были, Бартини перевели на проектированием транспортных самолетов.
В первые годы после войны наиболее важной работой Бартини стал проект первого широкофюзеляжного самолета Т-117, предназначавшегося для доставки крупногабаритных грузов. Самолет мог взять на борт 80 десантников или 6 автомобилей; мог перевозить танки.
Взлет транспортного самолета Т-117 (рисунок).
Проект самолёта был утверждён, и в июле 1946 года началась его постройка. Однако летом 1948 года работы над почти готовым самолетом были прекращены, поскольку Сталин решил, что мощные двигатели АШ- 73, требовавшиеся для Т-117, нужно ставить только на стратегические бомбардировщики Ту-4 и гидросамолёты Бе-6.
После освобождения, с 1948 по 1952 год, Бартини работал в Таганроге, в Новосибирске и вновь в Таганроге: проектировал транспортные и боевые самолеты. Под руководством Р. Бартини разрабатывался проект самолета для беспосадочного полета вокруг земного шара по маршруту Москва-Северный полюс-Южный полюс- Москва, протяжённостью 40 тысяч километров.
В 1955 году Бартини представил проекты сверхзвуковых летающих лодок-бомбардировщиков А-55 и А-57. Расчетная максимальная скорость А-57 составляла 2500 км/ч, практический потолок (в зависимости от полетной массы) 18 000-23 000 м, практическая дальность 15 000 км. А-57 мог нести трехтонную термоядерную бомбу. Самолёт имел возможность пополнять запасы топлива в океане, с надводных кораблей и подводных лодок. Кроме А-55 и А-57 под руководством Бартини до 1961 г. было разработано еще несколько проектов самолетов полётной массой от 30 до 320 т. разного назначения: Р-57 – фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик-амфибия, имеющий лыжное шасси; А-58 – ядерный морской бомбардировщик- амфибия, близкий к А-57; Р-57-АЛ – развитие А-57 с ядерной силовой установкой.
В работе над проектом межконтинентального самолета Бартини предложил создать новый тип сверхзвукового крыла – с переменной стреловидностью, то есть с кривой передней кромкой, обеспечивающей минимальное аэродинамическое сопротивление и устойчивость машины на всех режимах полёта. (Позже, в «Конкорде» и Ту-144 были использованы именно такие крылья). Эксперименты подтвердили правильность интуиции и расчётов Бартини – выбранная им саблеобразная форма передней кромки крыла повышала аэродинамическое качество и балансировку самолетов; его часто называют «крылом Бартини».
Разрабатывая проект дальнего арктического разведчика, Бартини поставил на самолет два пропеллера, развернутые носами друг к другу и вращавшиеся в разные стороны. Пропеллеры были помещены в кольцевой обтекатель, нижняя часть которого образовывалась корпусом самолета и частично центропланом, а верхняя самим крылом, которое охватывало силовую установку, так называемый "винт в кольце". При этом тяга винтов возросла на 30%, а лобовое сопротивление сильно уменьшилось. Явление, когда аэродинамическое сопротивление не мешает, а помогает полету, в научной литературе назвали «эффектом Бартини».
Роберт Орос большое внимание уделял изучению и осмыслению возможностей использования в авиации экранного эффекта. В дальнейшем это нашло воплощение в отечественных экранопланах.
Одной из оригинальнейших разработок Бартини стала вертикально взлетающая амфибия ВВА-14 (где 14 – количество двигателей ), которая могла бы действовать в разных областях Земли, включая льды, пустыни, моря.
В 1972 году были построены два противолодочных самолета ВВА-14, один из которых ныне доживает свой век в авиационном подмосковном музее в Монино без крыльев, хвоста и двигателей:
Известный авиаконструктор О.К. Антонов назвал Бартини «самым выдающимся человеком в истории авиации».
Ряд замечательных проектов Бартини остался нереализованным: монорельсовый поезд на магнитной подушке, десантный экранолет большой грузоподъемности, летающий авианосец, орбитальный космоплан.
Авиаконструктор М.А.Гурьянов: «Бартини не был авиаконструктором в общепринятом смысле. Он даже простейший узел не мог рассчитать. Зато он был знаком с невероятным множеством вещей за пределами специальности. Его машины рассчитывали и чертили другие люди. Бартини видел. Сядет, глаза закроет, проходит час, другой... Потом берет карандаш и рисует. Рисовал он превосходно!»
Большинство разработок Бартини значительно опережали своё время. Многие технологические и конструкторские самолётостроительные идеи Бартини могут быть воплощены только сейчас, многие ещё ждут своего воплощения в будущем.
Помимо аэродинамических, авиационных, научно-технических задач Бартини на протяжении всей жизни занимался проблемами физики, теории познания, космологии. Особый интерес он проявлял к вопросу о реальном числе измерений нашего пространства-времени. Согласно развитой Бартини теории, мир является (3+1)-мерным только в восприятии нашего сознания. В действительности же физические явления происходят в (3+3)-мерном континууме: числа измерений времени и пространства равны («мир Бартини»).
Общетеоретические воззрения ученого, по его собственным оценкам, могут быть восприняты и осознаны через 200-300 лет. Об этом Бартини написал в своем завещании, предлагая законсервировать свой архив и начать работать с ним после 2197 года.
Но даже то, что уже было разработано и осуществлено им при жизни, позволяет поставить Бартини в один ряд с самыми известными мыслителями и техническими гениями человечества.
Работы Бартини в авиации получали высокую правительственную оценку. В 1967 году Р. Бартини был награждён орденом Ленина. Он награждался также орденом Октябрьской Революции, медалями. В Новосибирске, на доме №75 по проспекту Дзержинского, в память о Бартини была установлена мемориальная доска. В Таганроге, 14 мая 1997 года, в честь 100-летия со дня рождения Бартини, в фойе ОКБ ТАНТК им. Бериева также установлена мемориальная доска.
Бартини не забывали на его первой родине. В 1967 году газета итальянской компартии «Унита» опубликовала интервью своего корреспондента с советским авиаконструктором. В 1971 году первый секретарь ИКП Луиджи Лонго направил письмо Р. Бартини, в связи с 50-летним юбилеем партии. Впрочем, Сам Роберт Орос ди Бартини, из 77 лет жизни 51 год проживший в России, считал себя русским. Он полушутя говорил: «Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы».
Умер Бартини 6 декабря 1974 г. в Москве, похоронен на Веденском кладбище.
Так закончилась земная жизнь удивительного человека, гениального конструктора, «красного барона» Роберта Людвиговича Бартини.
И вот что я нашел о самом конструкторе, его чудо-самолетах и философских воззрениях.
Жизнь Роберта Бартини, итальянского барона и советского авиаконструктора, во многом фантастична. Он стоял у истоков реактивной авиации и даже работал над первым в СССР самолетом-невидимкой. Но его настоящая биография видна не более, чем его легендарный амальгамовый самолет.
Пути Господни неисповедимы.
Считается, что Роберт родился 14 мая 1897 г. в австро-венгерском городе Фиуме (ныне город Риека, Хорватия). Его матерью была девушка из знатного рода Ферцель, которой вскружил голову молодой красавец барон ди Бартини. Тайные встречи закончились беременностью, однако мужчина женился на другой женщине. Юная девушка от бесчестия утопилась, а новорожденного ребенка по имени Роберто положила на порог крестьянского дома Людвига Орожди.
Позднее семья Орожди переехала в Фиуме, и опекун, по иронии судьбы, стал садовником барона ди Бартини. Роберт часто бывал у них, и однажды его увидела бездетная баронесса. Мальчик напоминал ей мужа, поэтому она настояла, чтобы малыша взяли в семью. Дальнейшие расспросы ди Бартини о настоящих родителях ребёнка, привели барона к счастливому выводу. Оказывается, он нашёл родного сына. Вот такую интересную историю рассказал о себе сам Роберт Бартини.
Впрочем, его биографы – Сергей и Ольга Бузиновские – так и не обнаружили подтверждения этой версии. Но выяснили, что некий барон всеётаки жил вблизи Фиуме, правда, был не Бартини, а являлся итальянцем, со знакомой фамилией – Орожди. У него был брат Людвиг – член местного аэроклуба и владелец заводов. Вот и получается, что Ферцель подкинула своего малыша родному отцу Людвигу Орожди. В любом случае, рождение Роберта Бартини было таким же таинственным, как и вся его жизнь.
Тайный путь в СССР.
Молодость Роберта Бартини полна белых пятен и невероятных историй. Будучи лейтенантом армии Австро-Венгрии, он был приговорен к расстрелу за убийство старшего офицера, но попал в плен к русским во время Брусиловского прорыва и был отправлен на Дальний Восток. Там он проникся идеями коммунизма.
Вернувшись в Италию, в 1922 году Бартини участвовал в нейтрализации белогвардейской группы террориста Бориса Савинкова, готовившего покушение на Ленина, если «бы тот приехал в Геную».
В этот же год по приказу Муссолини Бартини был приговорен к смертной казни, но сбежал из тюрьмы. По одной версий, Роберто добрался в СССР на самолёте, по другой – на подводной лодке. В период с 1922 по 1925 годов его видели в Китае, на Цейлоне, Сирии, на Карпатах, в Германии и в Австрии. Только после этого он окончательной остался в Советской России.
Именно Россия, с ее возвышенной духовной культурой, с ее неизбывной мечтой о справедливости и всеобщем братстве, оказалась наиболее подходящей средой обитания для гениального ученого и инженера.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Начав с простого лаборанта-фотографа научно-опытного аэродрома на Ходынке, Роберт Бартини за два года сделал головокружительную карьеру. В 1927 году петлицы его мундира украшали ромбы комбрига, а сам он вошёл в состав научно-технического комитета ВВС СССР.
Однако чиновничья работа его не устраивала, и он перевелся в ОПО-3, в самую главную самолетостроительную фирму того времени. Вместе с ним трудились Д. П. Григорович, С. А. Лавочкин, И. В. Четвериков и С. П. Королёв.
Именно там Бартини возглавил группу конструкторов, разработавших уникальные гидросамолеты: летающий крейсер МК-1, а также МБР-2 для ближней разведки и МДР-3 для дальней разведки. Вскоре он был награжден автомобилем М-1 за организацию морского этапа перелета ТБ-1 «Страна Советов» из Москвы в Нью-Йорк.
Самолёт-невидимка.
В журнале «Изобретатель и рационализатор» за 1936 год журналист И. Вишняков рассказал о самолете, сделанном из органического стекла – родоида, который с внутренней стороны был покрыт амальгамой. Бартини оборудовал машину устройством для распыления голубоватого газа. Этого оказалось достаточным, что обеспечить аэроплану маскировку на фоне чистого неба.
«Необычность той машины проявлялась уже в тот момент, когда запускался двигатель, – писал И. Вишняков. – Раздавались привычные команды и ответы: «От винта! Есть от винта!». Потом все увидели густой голубоватый выхлоп от бортовых отверстий. Одновременно с этим резко ускорилось вращение пропеллеров, и самолет стал исчезать из вида. Казалось, что он растворяется в воздухе. Те, кто находился близко к старту, уверяли, что видели, как машина уносится в небо, остальные теряли её из виду ещё на земле».
Бартини и Булгаков.
Исследователи творчества Михаила Булгакова предполагают, что писатель был знаком с авиаконструктором Бартини и даже узнал от него о перспективных разработках. Об этом, в частности, говорят строки в романе «Мастер и Маргарита»: «Римский представил себе Стёпу в ночной сорочке, торопливо влезающего в самый-самый, делающий триста километров в час аэроплан. И тут же сокрушил эту мысль, как явно гнилую. Он представил другой самолёт, военный, сверхбоевой, шестьсот километров в час».
Интересно, что это было написано в примерно в 1933 году, когда специалисты СНИИ ГВФ под управление Бартини начали испытания своей машины «Сталь-6», с невероятной для того времени скоростью 450 км/час. При этом было заявлено, что следующий аэроплан «Сталь-8» будет летать еще быстрей – 630 км/час. Однако проект был свёрнут при 60% готовности из-за своих запредельных характеристик.
Сделка с дьяволом.
В 1938 году Р. Бартини был арестован. Ему предъявили обвинение в связях с врагом русского народа Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Он получил десять лет лагерей и пять – поражения в правах. От верной смерти Бартини спас Климент Ворошилов, заявивший Сталину: «Уж больно голова хорошая».
Конструктора перевели тюремное конструкторское бюро ЦКБ-29 НКВД.
Однажды, в начале войны, Бартини встретил Берию и попросил его освободить. Лаврентий Павлович поставил ему условие: «Сделаешь лучший в мире перехватчик, отпущу». Вскоре Роберто Бартини предоставил проект сверхзвукового реактивного истребителя. Однако Туполев поставил на этой разработке крест, заявив, что «наша промышленность не потянет этот самолет». По другой версии, разговор Берии с Бартини состоялся до войны и касался переделки пассажирского самолета «Сталь-7» в дальний бомбардировщик ДБ-240.
В 1939 году пассажирский самолет «Сталь-7» конструкции Бартини установил новый мировой рекорд: пролетел 5000 километров со средней скоростью 405 км/час.
Переделанный в дальний бомбардировщик ДБ-240, он также установил мировой рекорд скорости и дальности полета. Таких бомбардировщиков было выпущено более трехсот. Три из них в ночь на 10 августа 1941 года, в разгар немецкого наступления, бомбили Берлин.
До 1947 года Бартини работал в заключении, он участвовал в работе над проектом бомбардировщика Ту-2; потом – над проектом истребителя, занимался разработкой реактивного перехватчика. Им был создан эскиз сверхзвукового одноместного истребителя с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и комбинированной жидкостно- прямоточной силовой установкой; зенитного истребителя–перехватчика с четырьмя ЖРД, который должен был развивать невиданную для того времени скорость в 2 Маха. Однако реализованы эти проекты не были, Бартини перевели на проектированием транспортных самолетов.
В первые годы после войны наиболее важной работой Бартини стал проект первого широкофюзеляжного самолета Т-117, предназначавшегося для доставки крупногабаритных грузов. Самолет мог взять на борт 80 десантников или 6 автомобилей; мог перевозить танки.
Взлет транспортного самолета Т-117 (рисунок).
Проект самолёта был утверждён, и в июле 1946 года началась его постройка. Однако летом 1948 года работы над почти готовым самолетом были прекращены, поскольку Сталин решил, что мощные двигатели АШ- 73, требовавшиеся для Т-117, нужно ставить только на стратегические бомбардировщики Ту-4 и гидросамолёты Бе-6.
После освобождения, с 1948 по 1952 год, Бартини работал в Таганроге, в Новосибирске и вновь в Таганроге: проектировал транспортные и боевые самолеты. Под руководством Р. Бартини разрабатывался проект самолета для беспосадочного полета вокруг земного шара по маршруту Москва-Северный полюс-Южный полюс- Москва, протяжённостью 40 тысяч километров.
В 1955 году Бартини представил проекты сверхзвуковых летающих лодок-бомбардировщиков А-55 и А-57. Расчетная максимальная скорость А-57 составляла 2500 км/ч, практический потолок (в зависимости от полетной массы) 18 000-23 000 м, практическая дальность 15 000 км. А-57 мог нести трехтонную термоядерную бомбу. Самолёт имел возможность пополнять запасы топлива в океане, с надводных кораблей и подводных лодок. Кроме А-55 и А-57 под руководством Бартини до 1961 г. было разработано еще несколько проектов самолетов полётной массой от 30 до 320 т. разного назначения: Р-57 – фронтовой сверхзвуковой бомбардировщик-амфибия, имеющий лыжное шасси; А-58 – ядерный морской бомбардировщик- амфибия, близкий к А-57; Р-57-АЛ – развитие А-57 с ядерной силовой установкой.
В работе над проектом межконтинентального самолета Бартини предложил создать новый тип сверхзвукового крыла – с переменной стреловидностью, то есть с кривой передней кромкой, обеспечивающей минимальное аэродинамическое сопротивление и устойчивость машины на всех режимах полёта. (Позже, в «Конкорде» и Ту-144 были использованы именно такие крылья). Эксперименты подтвердили правильность интуиции и расчётов Бартини – выбранная им саблеобразная форма передней кромки крыла повышала аэродинамическое качество и балансировку самолетов; его часто называют «крылом Бартини».
Разрабатывая проект дальнего арктического разведчика, Бартини поставил на самолет два пропеллера, развернутые носами друг к другу и вращавшиеся в разные стороны. Пропеллеры были помещены в кольцевой обтекатель, нижняя часть которого образовывалась корпусом самолета и частично центропланом, а верхняя самим крылом, которое охватывало силовую установку, так называемый "винт в кольце". При этом тяга винтов возросла на 30%, а лобовое сопротивление сильно уменьшилось. Явление, когда аэродинамическое сопротивление не мешает, а помогает полету, в научной литературе назвали «эффектом Бартини».
Роберт Орос большое внимание уделял изучению и осмыслению возможностей использования в авиации экранного эффекта. В дальнейшем это нашло воплощение в отечественных экранопланах.
Одной из оригинальнейших разработок Бартини стала вертикально взлетающая амфибия ВВА-14 (где 14 – количество двигателей ), которая могла бы действовать в разных областях Земли, включая льды, пустыни, моря.
В 1972 году были построены два противолодочных самолета ВВА-14, один из которых ныне доживает свой век в авиационном подмосковном музее в Монино без крыльев, хвоста и двигателей:
Известный авиаконструктор О.К. Антонов назвал Бартини «самым выдающимся человеком в истории авиации».
Ряд замечательных проектов Бартини остался нереализованным: монорельсовый поезд на магнитной подушке, десантный экранолет большой грузоподъемности, летающий авианосец, орбитальный космоплан.
Авиаконструктор М.А.Гурьянов: «Бартини не был авиаконструктором в общепринятом смысле. Он даже простейший узел не мог рассчитать. Зато он был знаком с невероятным множеством вещей за пределами специальности. Его машины рассчитывали и чертили другие люди. Бартини видел. Сядет, глаза закроет, проходит час, другой... Потом берет карандаш и рисует. Рисовал он превосходно!»
Большинство разработок Бартини значительно опережали своё время. Многие технологические и конструкторские самолётостроительные идеи Бартини могут быть воплощены только сейчас, многие ещё ждут своего воплощения в будущем.
Помимо аэродинамических, авиационных, научно-технических задач Бартини на протяжении всей жизни занимался проблемами физики, теории познания, космологии. Особый интерес он проявлял к вопросу о реальном числе измерений нашего пространства-времени. Согласно развитой Бартини теории, мир является (3+1)-мерным только в восприятии нашего сознания. В действительности же физические явления происходят в (3+3)-мерном континууме: числа измерений времени и пространства равны («мир Бартини»).
Общетеоретические воззрения ученого, по его собственным оценкам, могут быть восприняты и осознаны через 200-300 лет. Об этом Бартини написал в своем завещании, предлагая законсервировать свой архив и начать работать с ним после 2197 года.
Но даже то, что уже было разработано и осуществлено им при жизни, позволяет поставить Бартини в один ряд с самыми известными мыслителями и техническими гениями человечества.
Работы Бартини в авиации получали высокую правительственную оценку. В 1967 году Р. Бартини был награждён орденом Ленина. Он награждался также орденом Октябрьской Революции, медалями. В Новосибирске, на доме №75 по проспекту Дзержинского, в память о Бартини была установлена мемориальная доска. В Таганроге, 14 мая 1997 года, в честь 100-летия со дня рождения Бартини, в фойе ОКБ ТАНТК им. Бериева также установлена мемориальная доска.
Бартини не забывали на его первой родине. В 1967 году газета итальянской компартии «Унита» опубликовала интервью своего корреспондента с советским авиаконструктором. В 1971 году первый секретарь ИКП Луиджи Лонго направил письмо Р. Бартини, в связи с 50-летним юбилеем партии. Впрочем, Сам Роберт Орос ди Бартини, из 77 лет жизни 51 год проживший в России, считал себя русским. Он полушутя говорил: «Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы».
Умер Бартини 6 декабря 1974 г. в Москве, похоронен на Веденском кладбище.
Так закончилась земная жизнь удивительного человека, гениального конструктора, «красного барона» Роберта Людвиговича Бартини.
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]