Таксисты Ирана – знакомство с кастой интеллектуалов и люмпенов
---
Думаю, не многие из Вас знают об иранском режиссере Джафаре Панахи. Я и сам до недавней поры ничего не знал о нём. А между тем этот человек хорошо известен в мире кино. Его фильмы не раз становились лауреатами международных фестивалей. С 2010 года он находится как бы под домашнем арестом и ему запрещено снимать кино или писать сценарии, а также выезжать за пределы страны. Власти его обвинили в пропаганде так называемого „грязного реализма“. Тем не менее мировая известность позволяет Панахи продолжать работать, причём подчас весьма оригинальным способом, и получать за свои новые фильмы международные премии.
Последнее его творение под названием „Такси“ уже завоевало несколько главных призов международных кинокритиков. Сюжет фильма прост до гениальности. Джафар Панахи просто сел за руль местного такси и стал возить жителей Тегерана, за одно снимая все это на камеру обыкновенного видеорегистратора. Каждый его новый пассажир раскрывает собственную оригинальную историю. Получилось необычно и здорово.
Мир Ирана глазами таксиста в этом фильме полон несуразностей, странного юмора и подчас непонятен для нашего мировосприятия. Такова и это страна, выглядящая для нас очень часто противоречивой, подчас абсурдной и балансирующая между разными крайностями.
Мне далеко до таланта господина Панахи, но в этом рассказе об Иране я хочу Вас познакомить с иранским такси и их водителями. Так уж получилось, что за 10 дней в этой стране мы на этом виде транспорта накатали больше километров, чем за целые лет 10 до этого в сумме.
Современный Иран трудно представить без такси, поэтому давайте попробуем узнать побольше о нём и с особой касте людей, ставших таксистами.
2.
Уже много лет в путешествиях я не пользуюсь услугами такси. Это дорого, не всегда безопасно, да, и не очень удобно. Проще брать в аренду машину или пользоваться общественным транспортом, что я успешно и делал уже очень долгое время. Но с Ираном этот номер не пройдёт!
3.
Взять в аренду автомобиль без иранской банковской карточки безумно дорого (от 70 Евро за сутки за самый экономный вариант), водить небезопасно (трафик в городах здесь может свести с ума) и чревато множеством проблем. На улицах больших городов здесь творится настоящий ад. Светофоры ничего не значат, дорожная разметка не соблюдается, пешеходы перебегают дорогу, где попало. Всё, что когда-то нам вдалбливали в школах вождения, здесь надо забыть и пытаться переучиваться на ходу к новым реалиям. Далеко не каждому это получится сделать.
4.
С общественным транспортом всё тоже не просто. Без знания фарси и местных реалей не обойтись. Исключение составляют лишь междугородние автобусы (о них я уже успел рассказать) и поезда. Хочешь не хочешь, а без такси в городах в Иране не обойтись. Мы этим видом услуг пользовались каждый день неоднократно. Со временем даже поняли некоторые хитрости и уловки, о которых стоит рассказать.
5.
Такси споймать в Иране проще простого. Нужно просто выйти на улицу с обречённым видом. Завидев туристов, любой незанятый таксист (и не только) мигом остановится рядом.
6.
Простые иранские водители тоже никогда не прочь подработать на извозе. Кстати, отличить их от профессионалов просто. Все такси в Иране обычно жёлтого или зелёного цвета. В чём разница между этими двумя цветами мы так и не поняли.
7.
Самые высокие расценки бывают у таксистов, стоящих рядом с туристическими объектами, причём торговаться они не склоны. Заламывают цены и на стоянках у вокзалов. А у аэропортов, вообще, на такси чаще всего цены фиксированные. Самый дорогой такси у нас был в главном иранском аэропорту Хомейни. За 40 километров до центра Тегерана нужно было заплатить 18 Евро или 700 тысяч реалов. Торговаться в данном случае было бесмысленно, цена здесь строго фиксированная.
8.
А вот в городах цену проезда всегда можно попробовать сбить. В Тегеране стоимость такси по городу варьировалась в пределах 4-6 Евро, в других городах же обычно не превышала 1-3 Евро. Техническое состояние машин обычно оставляло желать лучшего. По началу мы напрягались по этому поводу, но потом расслабились и перестали париться. Как говорят иранцы: „ Иншаллах!“ или “Всё в руках Господа!“.
9.
Иранский автопарк, в целом, не очёнь разнообразный. Годы санкций дали своё. Теперь чаще всего такси здесь – это потрёпанный временем и жёстким автотрафиком Пежо Парс или какое-нибуть детище местного автопрома, типа Пайкапа или Кходро.
10.
Внутри такси можно заметить множество интересных деталей. В первую очередь, в глаза бросаются любопытные фенички, висящие на зеркале заднего вида.
11.
Они в разных такси разные и в тоже время чем-то все похожие. Эти обереги бывают чаще всего в виде бус, колокольчиков и хвостов.
12.
В каждом такси в обязательном порядке можно найти коробку с салфетками!
13.
Жаль, но обычно нашего знания фарси и владения английским языком таксистами не давало возможностей для полноценной беседы. Было и несколько исключений. В Исфахане случайно на улице мы поймали такси, водитель которого оказался бывшим механиком ралли Париж-Даккар. Этот дядечка объехал полмира, отлично знал английский язык и с удовольствием нам рассказывал о своей жизни на протяжении всей поездки.
14.
В другом городе нам попался таксист-меломан. Мы слушали иранскую музыку и обсуждали её особенности. Кстати, этот мужик отказался с нас взять договоренную сумму, половину вернув нам назад. Удивительно! Обычно местные таксисты наоборот пытались получить пару купюр сверху, за якобы большие пробки или сложный адрес. Не стоит идти на встречу этим разводам.
15.
Во многих такси стояли электронные таксометры, но лишь несколько раз мы видели, что их включали в поездках. Видели мы и ещё какие-то непонятные электронные агрегаты, о принципе которых можно было только догадываться.
16.
Как и во многих странах мира таксисты Ирана представляют собой особую группу людей, даже практически почти отдельную касту людей. Обычно это были мужчины в годах, очень разного социального статуса и происхождения. Можно среди них встретить и образованных интеллектуалов. Вспомните пример Панахи в начале моего рассказа.
17.
Но чаще это обычные иранцы, работяги, если угодно сосоловие люмпенов, любящие поговорить, в меру своих лингвистических особенностей, обо всём на свете и не брезгующих слегка надуть нерасторопных иностранцев. Поэтому всегда стоит знать местные ставки на проезд и заранее обговаривать его стоимость. Не получается договориться – пишите сумму на бумажке и твёрдо держитесь договорённости.
18.
В пути таксисты обязательно будут пытаться Вам рассказать о местных достопримечательностях и вспомнит что-нибуть о Вашей стране, если конечно она ему будет знакома. О Литве здесь знали единицы, зато при слове „Русия“ мигом начинали вспоминать, кто Гагарина, кто Пушкина, а кто и почему то Каспарова.
19.
При более долгих поездках водитель обязательно предложит своим клиентам крепкого чая, а в конце пути будет не против сделать совместное селфи. Кстати, таксисты помоложе несколько раз сами просили сфотографироваться вместе на память.
20.
Таксисты – это ходячие энциклопедии своего города. Они знают всё. Где обменять выгоднее валюту, куда стоит сходить покушать или в каком магазине дешевле купить ту или иную вещь.
21.
Правда, по привычке мы не доверяли местным таксистам. Может и зря! Профессия таксиста намного древней, чем нам может показаться.
22.
В иранском городе Исфахан среди туристов и местных жителей до сих пор особой популярностью пользуются покатушки на лошадиных упряжках. Это теперь аттракцион, а ведь именно такие кареты и есть прообраз современного такси.
23.
Некоторые профессии живут вечно, а другие видоизменяются под нужды технического прогресса, но также никуда не исчезают. И такси отличный пример таких метаморфоз времени. Будете в Иране, смело пользуйтесь этим видом услуг! В конце концов, наше время, это и есть наши деньги...
24.
P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в ТравелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.
Взято: lavagra.livejournal.com
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]