Кто в советских и российских тюрьмах никогда не делал татуировки
15.02.2020 7 674 0 +325 Adriezan

Кто в советских и российских тюрьмах никогда не делал татуировки

---
+325
В закладки
Кто в советских и российских тюрьмах никогда не делал татуировки осужденных, администрация, заключенных, наколки, священники, именно, своей, делали, лагерях, определенный, сидел, иерархии, СЛОНе, кресты, осужденные, относились, среди, тюремной, Зайцев, касте

Судя по воспоминаниям бывших заключенных, отношение к тому, делать ли в местах лишения свободы наколку на теле или нет, зависело от социального статуса сидельца, который он имел на воле.

Батюшки и политические

Автор книги «Соловки. Коммунистическая каторга или место для пыток», генерал-майор, участник Белого движения Иван Зайцев по постановлению ОГПУ во второй половине 20-х 3 года пробыл на Большом Соловецком острове. Впоследствии ему удалось перейти государственную границу СССР и бежать в Китай. Зайцев за границей написал воспоминания о пребывании на Соловках. В них он в частности рассказал о поведении осужденных православных священнослужителей, которые в лагерях не отказывались ни от какой работы, на которую бы их не отправляла администрация. По тюремной понятийной классификации батюшки относились к касте «мужиков», хотя сами себя с какими-либо представителями лагерной иерархии никогда не отождествляли.

Татуировок священники не делали. Чаще всего православные иерархи поясняют непотребность подобного поступка для истинно верующего, цитируя Ветхий Завет: «... не накалывайте на себе письмен...».

Но по мнению ветерана МВД Данцига Балдаева, известного советского и российского исследователя тюремного фольклора и собирателя наколок осужденных, именно с Соловков у заключенных в СССР пошла «мода» колоть себе кресты, купола, а также другую религиозную символику. И термин «черный» применительно к определению зоны, где держат верх тюремные понятия, а не администрация, в противовес «красным», «ментовским», МЛС, тоже пришел из СЛОНа, Соловецкого лагеря особого назначения: «чернецами» называли себя монашествующие и священнослужители-заключенные, к которым другие осужденные относились с большим уважением.

Священники в 1926 году в СЛОНе составили «Соловецкое послание», в котором объявили о твердости своей веры и невозможности для пастырей доносить на других. Опасаясь потери идеологического контроля над заключенными, администрация запретила в СЛОНе проведение религиозных обрядов и ношение нательных крестов. И тогда осужденные (не священники) начали накалывать кресты на теле, в знак солидарности с батюшками.

Покойный липецкий правозащитник Марк Гольдман, по его словам, в конце 50-х – начале 60-х годов за антисоветскую агитацию и пропаганду отсидел в мордовских лагерях почти 5 лет. Гольдман в комментарии радио «Свобода» (передача была как раз на тему татуировок заключенных) говорил, что во время пребывания в лагере среди его «коллег», осужденных по политическим статьям, существовал определенный процент «немножко примыкавших то ли к «ворам», то ли к «сукам». Но наколки среди политических, по утверждению Гольдмана, «абсолютно не котировались».

«Воровские» тату уже не в моде

Известный историк отечественной криминальной субкультуры Александр Сидоров (Фима Жиганец), а также доктор юридических наук, профессор Валерий Анисимков в своих исследованиях писали, что в местах лишения свободы добровольно не делали татуировки заключенные, относящиеся к касте изгоев – опущенные, «козлы» (пособники администрации МЛС) и представители других мастей, наколки которых играли сигнализирующую роль – свидетельствовали о том, что их обладатель имеет определенный статус, выше которого в тюремной иерархии подняться невозможно.

Российский правозащитник Юрий Александров, более десяти лет проработавший в пенитенциарной системе, в своей работе «Очерки криминальной субкультуры» (2001 год), пишет, что в последние годы в российских МЛС татуировки наносит в основном мало сидевшая молодежь. Более опытные уголовники, вне зависимости от принадлежности к каким-либо мастям, от них либо отказываются вовсе, либо наносят на скрытые участки тела: наколка – лишняя особая примета, по которой подготовленный сотрудник правоохранительных органов без труда сможет «прочитать» преступную биографию задержанного.

Тату-мастер Сергей Чернуха сидел в 2013 – 2018 годах сидел за вымогательство. Наколки активно делал и на зоне. По его словам, 70% осужденных, стремящихся себя украсить, хотят именно художественные тату, и только 30% – воровские наколки, понятийно определяющие статус сидельца в МЛС.

уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]