Чем пришлось поплатиться за успех Георгию Мартынюку
---
6 лет назад, 13 февраля 2014 г. ушел из жизни известный актер театра и кино, народный артист России Георгий Мартынюк. Всесоюзную славу ему принесла роль майора Знаменского в сериале «Следствие ведут Знатоки».
С этим образом он не расставался на протяжении 18 лет и привык к тому, что и за кадром его называли Пал Палычем – по имени его героя. Казалось бы, это абсолютный успех для актера – заслужить всенародную любовь и популярность благодаря всего одной роли, но у этой славы была и обратная сторона…
Актер в молодости
Родители Георгия не имели отношения к миру искусства, а вот его старший брат стал актером и выступал на сцене драмтеатра в Оренбурге (Чкалове), где они тогда жили. Родители считали, что в семье достаточно одного артиста, и хотели, чтобы младший сын был врачом. Но Георгий увлекся театром еще в детстве – он ходил на все спектакли местного театра и постоянно слушал радиопостановки (телевизора в доме не было). Позже Мартынюк вспоминал: «Я часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали какие-нибудь драматические, музыкальные радиопостановки. Когда не видишь, а только слушаешь, начинаешь фантазировать. И вот я представлял, как и где все это происходит, разыгрывалось воображение. Понятно, почему в итоге появилась идея стать артистом… ». Он сам записался в детский драматический кружок, который иногда представлял свои постановки и на профессиональной сцене.
Актер в молодости
Георгий Мартынюк в фильме *Тишина*, 1963
После окончания школы Георгий отправился в Москву и с первой попытки поступил в ГИТИС. Вместе с друзьями он часто бывал на «Мосфильме» в надежде получить хоть небольшую роль, но поначалу его приглашали только в массовку. А вот на театральной сцене он пользовался большим успехом: спектакль Петра Фоменко «Проводы белых ночей» прогремел на всю Москву. После этого Мартынюка пригласили в труппу Оренбургского драматического театра. Он уже собирался вернуться в родной город, но тут ему поступило еще более заманчивое предложение – его пригласили в Московский драматический театр, сегодня известный как Театр на Малой Бронной. На его сцене актер провел больше 50 лет своей жизни.
Георгий Мартынюк в фильме *Метель*, 1964
Творческую судьбу Георгия Мартынюка в кино определил Владимир Басов. После того, как он снял его в фильмах «Тишина» и «Щит и меч» и доверил главную роль в фильме «Метель», на молодого актера обратили внимание и другие режиссеры. Всесоюзная популярность пришла к Мартынюку в 31 год, когда он начал сниматься в сериале «Следствие ведут Знатоки». Он задумывался как цикл телеспектаклей и появился благодаря инициативе министра внутренних дел Николая Щелокова, считавшего, что на телевидении необходима пропаганда деятельности милиции для повышения доверия к ней среди населения и роста ее престижа. Однако тогда никто еще не мог предположить, что этот проект станет одним из самых популярных советских телесериалов и будет выходить на протяжении 18 лет.
Кадр из фильма *Щит и меч*, 1968
Кадр из сериала *Следствие ведут Знатоки*
Над сценарием телесериала трудились супруги Ольга и Александр Лавровы. Последний сам работал следователем и хорошо владел материалом. На главные роли выбрали Георгия Мартынюка, Леонида Каневского и Эльзу Леждей. Из первых слогов фамилий их персонажей – Знаменского, Томина и Кибрит – и складывалось слово «знатоки», которое вошло в название сериала. Попадание в образ каждого из актеров было настолько точным, что и за кадром их вскоре начали называть только именами их экранных героев. К тому же все они прошли серьезную подготовку в МВД – им разрешали присутствовать при допросах и выезжать на обыски и следственные эксперименты, чтобы погружение в профессию было максимальным и зрители не почувствовали фальши.
Георгий Мартынюк в роли майора Знаменского
Кадр из сериала *Следствие ведут Знатоки*
Эффект поразил даже самих актеров. Мартынюк рассказывал об одном случае, произошедшем во время такого допроса: «Как всегда, заключенному, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу. Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо». Зрители безгранично верили знатокам – они были не только обаятельными и интеллигентными, но и создали идеальные типы советских милиционеров, в существование которых очень хотелось верить. Актерам присылали мешки писем с просьбой разобраться в запутанных делах, в одном из них заключенный писал: «Если бы мое дело вел Пал Палыч Знаменский, я бы получил на два года меньше».
Георгий Мартынюк в роли майора Знаменского
Популярность Георгия Мартынюка росла с каждым годом. Актер вспоминал: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был – Пал Палыч Знаменский». Но, как это часто бывает в таких случаях, актер стал заложником своей роли – ни режиссеры, ни зрители просто не могли представить Мартынюка в другом образе.
Кадр из сериала *Следствие ведут Знатоки*
К тому же сам он за 18 лет очень устал от своего героя: «Мне порой было даже скучновато играть эту роль. Там же в характерах ничего не развивалось… Играть Знаменского мне было неинтересно – это же функция. Положительный следователь, умный, добрый. Идеал. Вот у Лени Каневского роль поинтереснее была, живее: он все-таки сыщик, переодевался, в банды внедрялся. Ну а мне, честно говоря, с годами этот Пал Палыч порядком поднадоел. Но, с другой стороны, это мне дало бешеную популярность, которую ни один другой фильм дать не мог». Зрители отождествляли актера с его героем, а сам он говорил, что их главное отличие в том, что он – не начальник, живой человек не без недостатков, а «Пал Палыч – это памятник самому себе».
Народный артист России Георгий Мартынюк
Позже актер говорил, что очень благодарен майору Знаменскому за свой успех, однако именно из-за него он не смог проявить себя в кино в разных амплуа. Так случилось, что самая удачная его роль закрыла ему дорогу в большое кино. После этого ему главных ролей не предлагали, а в 1990-х гг. актер и вовсе остался без работы. Он говорил, что даже в театрах тогда актеров на сцене порой было больше, чем зрителей в зале. В 2002 г. Мартынюк вновь появился на экранах в образе майора Знаменского в продолжении легендарного сериала «Следствие ведут Знатоки. Десять лет спустя», однако в это время уже появились новые герои детективных фильмов, конкуренцию которым было составить сложно, и проект был закрыт.
Актер на сцене театра
Актер, который стал заложником одной роли
Последние 10 лет жизни Георгий Мартынюк практически не снимался, но продолжал выходить на сцену театра. Большинство ролей он сыграл в постановках своего друга, актера и режиссера Льва Дурова, который отзывался о нем с большой теплотой: «В Театре на Малой Бронной, где служил Георгий, я поставил 24 спектакля и лишь в двух из них не участвовал Мартынюк. Гера был моей опорой, моим талисманом. Он был всегда рядом. Я знал: если Мартынюк выходит на сцену, успех спектаклю обеспечен. У Георгия была удивительная особенность: его любили и поклонники, и коллеги-артисты… Режиссеры видели в нем исключительно Знаменского: порядочного, смелого, честного человека. Никакой другой образ ему вроде бы даже не шел. У меня было другое мнение, тем не менее Гера действительно снимался очень мало. Переживал ли он из-за этого? Думаю, не особо. Вообще, он был человеком очень глубоким, сдержанным и не показывающим на людях свои чувства».
Народный артист России Георгий Мартынюк
Актер, который стал заложником одной роли
В последние годы актер тяжело болел, ему сделали операцию, удалили часть легкого, он подолгу лежал в больницах К сожалению, спасти его не удалось. 13 февраля 2014 г. Георгий Мартынюк ушел из жизни в возрасте 73 лет.
Народный артист России Георгий Мартынюк
С этим образом он не расставался на протяжении 18 лет и привык к тому, что и за кадром его называли Пал Палычем – по имени его героя. Казалось бы, это абсолютный успех для актера – заслужить всенародную любовь и популярность благодаря всего одной роли, но у этой славы была и обратная сторона…
Актер в молодости
Родители Георгия не имели отношения к миру искусства, а вот его старший брат стал актером и выступал на сцене драмтеатра в Оренбурге (Чкалове), где они тогда жили. Родители считали, что в семье достаточно одного артиста, и хотели, чтобы младший сын был врачом. Но Георгий увлекся театром еще в детстве – он ходил на все спектакли местного театра и постоянно слушал радиопостановки (телевизора в доме не было). Позже Мартынюк вспоминал: «Я часами мог слушать круглый черный репродуктор, особенно когда передавали какие-нибудь драматические, музыкальные радиопостановки. Когда не видишь, а только слушаешь, начинаешь фантазировать. И вот я представлял, как и где все это происходит, разыгрывалось воображение. Понятно, почему в итоге появилась идея стать артистом… ». Он сам записался в детский драматический кружок, который иногда представлял свои постановки и на профессиональной сцене.
Актер в молодости
Георгий Мартынюк в фильме *Тишина*, 1963
После окончания школы Георгий отправился в Москву и с первой попытки поступил в ГИТИС. Вместе с друзьями он часто бывал на «Мосфильме» в надежде получить хоть небольшую роль, но поначалу его приглашали только в массовку. А вот на театральной сцене он пользовался большим успехом: спектакль Петра Фоменко «Проводы белых ночей» прогремел на всю Москву. После этого Мартынюка пригласили в труппу Оренбургского драматического театра. Он уже собирался вернуться в родной город, но тут ему поступило еще более заманчивое предложение – его пригласили в Московский драматический театр, сегодня известный как Театр на Малой Бронной. На его сцене актер провел больше 50 лет своей жизни.
Георгий Мартынюк в фильме *Метель*, 1964
Творческую судьбу Георгия Мартынюка в кино определил Владимир Басов. После того, как он снял его в фильмах «Тишина» и «Щит и меч» и доверил главную роль в фильме «Метель», на молодого актера обратили внимание и другие режиссеры. Всесоюзная популярность пришла к Мартынюку в 31 год, когда он начал сниматься в сериале «Следствие ведут Знатоки». Он задумывался как цикл телеспектаклей и появился благодаря инициативе министра внутренних дел Николая Щелокова, считавшего, что на телевидении необходима пропаганда деятельности милиции для повышения доверия к ней среди населения и роста ее престижа. Однако тогда никто еще не мог предположить, что этот проект станет одним из самых популярных советских телесериалов и будет выходить на протяжении 18 лет.
Кадр из фильма *Щит и меч*, 1968
Кадр из сериала *Следствие ведут Знатоки*
Над сценарием телесериала трудились супруги Ольга и Александр Лавровы. Последний сам работал следователем и хорошо владел материалом. На главные роли выбрали Георгия Мартынюка, Леонида Каневского и Эльзу Леждей. Из первых слогов фамилий их персонажей – Знаменского, Томина и Кибрит – и складывалось слово «знатоки», которое вошло в название сериала. Попадание в образ каждого из актеров было настолько точным, что и за кадром их вскоре начали называть только именами их экранных героев. К тому же все они прошли серьезную подготовку в МВД – им разрешали присутствовать при допросах и выезжать на обыски и следственные эксперименты, чтобы погружение в профессию было максимальным и зрители не почувствовали фальши.
Георгий Мартынюк в роли майора Знаменского
Кадр из сериала *Следствие ведут Знатоки*
Эффект поразил даже самих актеров. Мартынюк рассказывал об одном случае, произошедшем во время такого допроса: «Как всегда, заключенному, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу. Заключенный неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: «А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо». Зрители безгранично верили знатокам – они были не только обаятельными и интеллигентными, но и создали идеальные типы советских милиционеров, в существование которых очень хотелось верить. Актерам присылали мешки писем с просьбой разобраться в запутанных делах, в одном из них заключенный писал: «Если бы мое дело вел Пал Палыч Знаменский, я бы получил на два года меньше».
Георгий Мартынюк в роли майора Знаменского
Популярность Георгия Мартынюка росла с каждым годом. Актер вспоминал: «На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: «Пал Палыч!». Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был – Пал Палыч Знаменский». Но, как это часто бывает в таких случаях, актер стал заложником своей роли – ни режиссеры, ни зрители просто не могли представить Мартынюка в другом образе.
Кадр из сериала *Следствие ведут Знатоки*
К тому же сам он за 18 лет очень устал от своего героя: «Мне порой было даже скучновато играть эту роль. Там же в характерах ничего не развивалось… Играть Знаменского мне было неинтересно – это же функция. Положительный следователь, умный, добрый. Идеал. Вот у Лени Каневского роль поинтереснее была, живее: он все-таки сыщик, переодевался, в банды внедрялся. Ну а мне, честно говоря, с годами этот Пал Палыч порядком поднадоел. Но, с другой стороны, это мне дало бешеную популярность, которую ни один другой фильм дать не мог». Зрители отождествляли актера с его героем, а сам он говорил, что их главное отличие в том, что он – не начальник, живой человек не без недостатков, а «Пал Палыч – это памятник самому себе».
Народный артист России Георгий Мартынюк
Позже актер говорил, что очень благодарен майору Знаменскому за свой успех, однако именно из-за него он не смог проявить себя в кино в разных амплуа. Так случилось, что самая удачная его роль закрыла ему дорогу в большое кино. После этого ему главных ролей не предлагали, а в 1990-х гг. актер и вовсе остался без работы. Он говорил, что даже в театрах тогда актеров на сцене порой было больше, чем зрителей в зале. В 2002 г. Мартынюк вновь появился на экранах в образе майора Знаменского в продолжении легендарного сериала «Следствие ведут Знатоки. Десять лет спустя», однако в это время уже появились новые герои детективных фильмов, конкуренцию которым было составить сложно, и проект был закрыт.
Актер на сцене театра
Актер, который стал заложником одной роли
Последние 10 лет жизни Георгий Мартынюк практически не снимался, но продолжал выходить на сцену театра. Большинство ролей он сыграл в постановках своего друга, актера и режиссера Льва Дурова, который отзывался о нем с большой теплотой: «В Театре на Малой Бронной, где служил Георгий, я поставил 24 спектакля и лишь в двух из них не участвовал Мартынюк. Гера был моей опорой, моим талисманом. Он был всегда рядом. Я знал: если Мартынюк выходит на сцену, успех спектаклю обеспечен. У Георгия была удивительная особенность: его любили и поклонники, и коллеги-артисты… Режиссеры видели в нем исключительно Знаменского: порядочного, смелого, честного человека. Никакой другой образ ему вроде бы даже не шел. У меня было другое мнение, тем не менее Гера действительно снимался очень мало. Переживал ли он из-за этого? Думаю, не особо. Вообще, он был человеком очень глубоким, сдержанным и не показывающим на людях свои чувства».
Народный артист России Георгий Мартынюк
Актер, который стал заложником одной роли
В последние годы актер тяжело болел, ему сделали операцию, удалили часть легкого, он подолгу лежал в больницах К сожалению, спасти его не удалось. 13 февраля 2014 г. Георгий Мартынюк ушел из жизни в возрасте 73 лет.
Народный артист России Георгий Мартынюк
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]