Максим Грек: 7 интересных фактов из жизни
14.02.2020 4 876 0 +139 Gusar

Максим Грек: 7 интересных фактов из жизни

---
+139
В закладки
Он был одной из самых значительных личностей своего времени, его знали в Европе, 9 лет он переводил и исправлял священные книги, а затем попал в заточение — на 30 лет, до самой смерти.

Максим Грек: 7 интересных фактов из жизни Максим, только, князя, Василий, просил, Максима, скорби, спасения, убеждал, несколько, когда, какое, более, скорее, книжник, обличать, своих, Великого, всякого, которые

ПОУЧЕНИЕ НАМЕРЕВАЮЩИМСЯ ОСТАВИТЬ СВОИХ ЖЕН

Бытует мнение, что Максим Грек вызвал на себя гнев Великого князя после того, как решительно не одобрил его развод с бездетной Соломонией. Василий даже просил тверского игумена сочинить какую-нибудь вину на назойливого книжника. Максима обвинили в ереси, порче книг, сношении с турецким правительством и заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь.

Максим Грек был убеждён, что разводиться с женой нельзя, поскольку сказано: «Привязался ли еси жене, не ищи разрешения», ибо «честна женитва и ложе нескверно». «Но если вы, поистине, желаете большего спасения, — продолжает Максим Грек, — то отрешите себя самих от всякого зла… будьте довольны своими супругами, а чужих не желайте, ибо блудники и прелюбодеи, грешащее с чужими женами, осуждаются в муку вечную с жителями Содома и Гоморры, где червь их не усыпает, огнь не угасает и ужаснейший плач и скрежет зубов бесконечны».

О БЕСЧИНИЯХ ЦАРЕЙ И ВЛАСТЕЙ

Ненависть не только царя, но и всей правящей верхушки Максим Грек заслуживал долго и упорно. История с разводом Василия, скорее всего, стала последней каплей. Приехавший из Греции, книжник считал себя вправе не только поучать, но и обличать всех. Он не стеснялся в выражениях, критикуя высших сановников. В одном из поучений он рисует образ женщины, уныло сидящей на распутье в окружении диких зверей.

Женщина олицетворяет государство. На вопрос путника она отвечает: «Меня… стараются подчинить люди, которые все славолюбцы и властолюбцы… большая часть их, одолеваемая сребролюбием и лихоимством, мучат своих подданных всякими истязаниями, денежными поборами, отяготительными постройками пышных домов, вовсе ненужных к утверждению их державы и только служащих к угоде и веселью их развратных душ».

ПОУЧЕНИЕ ИВАНУ ГРОЗНОМУ

В адрес Великого князя Максим высказывался хоть более витиевато, но все же резко: «Что может быть гнуснее, когда тот, кто думает владеть знаменитыми городами и бесчисленными народами, сам находится под властью бессловесных страстей, руководится ими и именуется рабом от святых уст Спасителя?»

Немудрено, что Василий расправился с поучителем. Уже став старцем и живя в Троице-Сергиевой лавре, Максим Грек адресовал послания и молодому Ивану Грозному. Он убеждал государя, что только то царство будет процветать, в котором правитель послушен заповедям Божьим. Иван Грозный даже однажды встречался с преподобным и остался недоволен беседой. Более того, Максим Грек даже убеждал царя не ехать на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь и пригрозил: если тот ослушается и все же поедет, то погибнет его сын. Царь ослушался, и при спуске со струга перевернулись сходни, младенец Дмитрий утонул.

ПРОТИВ СТЯЖАТЕЛЬСТВА

Главными врагами греческого инока были все-таки не бояре и не Великий князь, а церковные сановники. Будучи убежденным противником монастырского землевладения, в свое время несколько лет проведший среди монахов-доминиканцев, Максим Грек, приехав в Москву, оказался в центре ожесточённой борьбы между иосифлянами и нестяжателями. Присоединившись ко вторым, учёный иностранец поставил себя в сложное положение.

Но даже преданный суду (дважды!) и оказавшийся в заточении в Иосифо-Волоцком монастыре среди своих идеологических противников, Максим Грек продолжал обличать иосифлян, говорил, что церковь вместо того, чтобы утешать бедных, эксплуатирует их: «Сколько и ныне убогих и нищих, вдов и сирот, различным способом обиженных и оскорбленных нами, которые вопиют на нас… А мы нисколько не преклоняемся к их скорби и слезам, хотя и ежедневно слышим, что «суд без милости не сотворшим милости». Воистину мы уподобились «аспиду глухому и затыкающему уши свои».

ПРОТИВ СОДОМИТОВ

Классический носитель средневекового религиозного мышления, Максим Грек проявлял нетерпение к инакомыслящим: еретикам, евреям, армянам. Среди прочего он выступал и с нападками на представителей нетрадиционной ориентации, утверждая, что содомия — худший из грехов, цитируя из Библии: „проклят всяк, иже с мужеским полом спит“. Содомитов он предлагал предавать анафеме и сжигать. „О, какое окаянство, какое безумное и беспримирное развращенье! — Восклицал поучитель. — Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались! Отстаньте скорее от него, пока неизреченная благость Божия дает вам время к покаянию! Добровольно пребывая в бесчестии, неужели не разумеете, что вы раскапываете навозную яму, берете исходящий оттуда смердящий кал, питаетесь им и глотаете его“.

ОБ ОБЕТЕ ПОСТА

В отношении поста Максим Грек, наоборот, несколько отступал от догматической точки зрения, считая, что не столь важно соблюдать установленные каноны, как поститься внутри себя, бороться со страстями: „Одно воздержание от пищи не только не приносит пользы, но еще более меня осуждает и уподобляет бесам… Не достойно ли слез, что некоторые обрекаются не есть мяса в понедельник ради большого спасения, а на винопитии сидят целый день, и только ищут: где братчина или пирование, упиваются допьяна и бесчинствуют; лучше бы им отрекаться от всякого пития, потому что лишнее винопитие причина всякому злу; от мясоедения ничего такого не бывает“.

УТЕШЕНИЕ СЕБЕ

В Иосифо-Волоцком монастыре, самом центре иосифлянства, где Максим Грек провел первые, самые тяжелые, шесть лет заточения, он составил для себя утешение. Напоминая ему о нестяжательстве, монахи нарочно содержали его дурно. 15 лет его не допускали причащаться Святых Тайн. До самой смерти он просил митрополитов, одного и другого царя, всесильных фаворитов отпустить его на Афон. Но даже когда книжник был уже глубоким стариком, боялись его отъезда. Жизнь Максима Грека, приехавшего на Русь просвещать, была сломана и навряд ли он прожил 30 лет в чужой стороне под замком, если бы не то самое его „утешение“.

»Не тужи, не скорби, не тоскуй, любезная душа моя, о том, что страдаешь без вины от тех, от которых следовало бы тебе принять все блага… Напротив, благодари Владыку твоего, хвали и славь Его сознательно, что Он сподобил тебя в настоящей жизни временными скорбями воздать с избытком весь долг свой и те значительные таланты, какие ты была Ему должна. Смотри же, не считай это время— временем сетования, а напротив—временем божественной радости».
уникальные шаблоны и модули для dle
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
[related-news]
{related-news}
[/related-news]