Российский праздник с внешнеполитическим курсом и чрезвычайно важной миссией
---
10 февраля в России отмечается День дипломатического работника, учрежденный в память о Посольском приказе Московского царства
Сегодняшний профессиональный праздник, который отмечают сотрудники внешнеполитического ведомства — День дипломатического работника — один из самых молодых в нашей стране. Он был установлен только в 2002 году, хотя сама российская дипломатическая служба насчитывает не меньше четырех с лишним веков. Ведь дата праздника — 10 февраля — выбрана не случайно: именно на этот день в 1549 году приходится первое упоминание Посольского приказа, ведавшего всеми внешнеполитическими сношениями Русского царства.
Профессия без профессионального праздника
Как ни удивительно, в обширном списке профессиональных праздников советского времени, большинство из которых по наследству перекочевали и в современный российский календарь, никакого Дня дипломата не было. Объяснить это можно только одним: в СССР отмечались дни только работников, что называется, реального сектора экономики. Исключениями служили лишь профессиональные праздники работников средств массовой информации, да и то не всех — скажем, были День печати (5 мая) и День радио (7 мая), а вот дня работников телевидения не было. Точно так же, как не было, например, дней бухгалтера или работников Госплана.
Такая несправедливость наверняка досаждала отечественным дипломатам, что совершенно естественно. На фоне множества других министерств деятельность МИДа всегда была гораздо более значимой и важной для государства. Видимо, именно эти соображения и подвигли тогдашнего министра иностранных дел России Игоря Иванова (он занимал этот пост с 1998 по 2004 годы) обратиться к руководству страны с инициативой установления профессионального дня для своих коллег. Соответствующий указ президента России Владимира Путина вышел 31 октября 2002 года и был чрезвычайно краток. Он состоял всего из двух пунктов, первый из которых гласил «Установить День дипломатического работника и отмечать его 10 февраля», а второй говорил, что документ вступает в силу с момента подписания. Так что впервые свой праздник сотрудники российского внешнеполитического ведомства отметили в 2003 году, а в нынешнем отмечают его в восемнадцатый раз.
«Прогулка посла во дворе Посольского дома в Москве в XVII веке. Гравюра Михаила Рашевского по рисунку Николая Дмитриева-Оренбургского, иллюстрация из журнала «Нива», №46 за 1892 год
«Приказано посольское дело…»
Когда встал вопрос о том, на какую дату назначить профессиональный праздник дипломатов России, выяснилось, что никаких документов о создании специальной службы не сохранилось, и привязать день к подобному событию, как это делается в большинстве подобных случаев, не получится. Тогда решено было взять за точку отсчета самое раннее официальное упоминание о русской дипломатической службе — Посольском приказе. Речь идет о распоряжении царя Ивана Грозного передать все «посольское дело» в ведение дьяка Ивана Висковатова. Содержится оно в «Краткой выписке о бывших между Польшей и Россиею переписках, войнах и перемирьях», выполненной в середине 1560-х годов. В этом документе сказано: «В 57-м (7057 году от сотворения мира, то есть 1549 году. — Прим. авт.) году приказано посольское дело Ивану Висковатову, а был еще в подьячих… ».
Действительно, впервые в посольских документах Висковатов упоминается за семь лет до того, как ему поручили «посольское дело». Так что называть его первым в русской истории главой внешнеполитического ведомства было бы опрометчиво. Соответствующая служба при московских великих князьях, ведавшая сношениями с соседними государствами, организацией посольств и приемами иностранных дипломатов, существовала как минимум с XV века. В это время Московское княжество, постепенно превращавшееся в Московское царство, поддерживало отношения уже с двумя десятками иностранных государств, и эти отношения нужно было формализовать и координировать, чем и занималась соответствующая служба, получившая со временем название Посольской канцелярии.
«Русские послы XVII века в Китае» (Посольство Николая Спафария, 1675 год). Гравюра Адольфа Неймана по рисунку художника Рудольфа Штерна, иллюстрация из журнала «Нива», №42 за 1886 год
Эта канцелярия превратилась в приказ уже при Иване Висковатове, когда Иван IV Грозный, проводивший политику централизации власти в России, решил сосредоточить всю внешнеполитическую деятельность в рамках одного учреждения. Первый руководитель Посольского приказа занимал свой пост на протяжении весьма существенного периода – до 1570 года. Именно при нем сложилась практика, когда руководитель приказа совмещал еще и функции хранителя государственной печати. Такая практика сохранялась до конца следующего столетия.
От повытья до департаментов
За первые десять лет существования Посольского приказа в Москве побывали 32 иностранных посольства — солидный по тем временам показатель. По мере того как расширялась внешнеполитическая деятельность Руси, расширялся и сам приказ, приобретая все более сложную структуру. Во времена Ивана Висковатова там трудились хорошо если два десятка сотрудников, поскольку и сам приказ был скорее канцелярией, через которую проходили все дипломатические решения, принятые царем или боярской думой. А уже столетие спустя Посольский приказ превратился в серьезное учреждение с доброй сотней сотрудников, разделенное на «повытья», то есть отделы, отвечавшие каждый за свое направление. Во второй половине XVII века в приказе их было пять: в ведении, например, 1-го повытья находились крупнейшие государства Западной Европы — Испания, Англия и Франция, а также Священная Римская империя и папский престол, а в ведении 4-го — государства на южных рубежах России, в том числе Персия и Индия. При этом то же 1-е повытье отвечало за протокольные вопросы, а 4-е ведало дипломатической связью во всех ее видах.
Государственный канцлер, первый министр иностранных дел России (1802-1804 гг.) граф Александр Воронцов. Картина работы неизвестного художника начала XIX века
Посольский приказ просуществовал до петровских времен, когда в 1718 году его сменила Коллегия иностранных дел — что, впрочем, касалось всех доставшихся царю-реформатору в наследство «старых» русских государственных учреждений. А спустя неполный век, в 1802 году, во время масштабной реформы системы государственного управления, проведенной императором Александром I, коллегия превратилась в министерство иностранных дел и сохраняла это название вплоть до Октябрьской революции 1917 года. После нее ведать внешнеполитическими делами Советской Республики было доверено Народному комиссариату иностранных дел, первым руководителем которого стал Георгий Чичерин, а последним — Вячеслав Молотов. При нем наркомат вместе со всеми другими комиссариатами СССР в 1946 году вернул себе название «министерство», которое носит и по сей день.
В структуре сегодняшнего Министерства иностранных дел Российской Федерации 42 департамента и несколько отделов, в которых (считая персонал заграничных учреждений) трудятся около 12 тысяч человек. Но задача у министерства, по сути, во многом та же, что и четыре с половиной столетия назад: быть проводником внешней политики нашей страны и защитником ее интересов на международной арене. И с нею, насколько показывают события последних лет, сегодняшний МИД справляется весьма успешно.
Советский посол в США Андрей Громыко — будущий министр иностранных дел СССР (1957-1985 гг.) подписывает Устав ООН, 26 июня 1945 года
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]