Костер — начало жизни
---
Охотник возле костра, отблеск пламени на лице уставшего путника, дым над хижиной, хозяин, подкармливающий печной огонь, блуждающий огонек в темноте, полет искры — с этого начинается жизнь в пустынных местах, это ее первые, хоть и осторожные, но уверенные шаги.
И когда языки пламени слизывают черноту ночи и отталкивают темноту, когда сипят мокрые ветки, наваленные на костер, когда под котелком с ухой выплясывают огненные чертики, у человека нет сомнения, что рядом с ним бьется, подает голос другая жизнь.
Отблеск живого сильного огня на всем, с чем соприкасается бродячий люд.
Пламя освещает дорогу, согревает путников.
Им еще долго шагать и разводить костры…
Так издавна называли огонь, добытый при помощи деревянных палочек или специальных приспособлений.
Такой огонь у разных народов известен как новый, деревянный, святой, самородный, трудовой, небесный.
Добыть его под силу и современному путешественнику, если он внимательно приглядится и изучит опыт предков.
При помощи деревянных палочек умели разводить костры в разных уголках планеты. На Украине до сих пор называют «живым» огонь, добытый во время купальских празднеств трением щепки о старое колесо.
Карпатские гуцулы, чтоб зажечь в горах пастушью «живую ватру», быстро крутят «скалуш» (обломок сухого дерева, в заостренный и расщепленный конец которого вправлен трут) между двумя вбитыми в землю кольями.
Иногда к «скалушу» повязывают шнур или крутят его с помощью тетивы лука.
Альфред Брем, путешествуя по северо-восточной Африке, наблюдал за тем, как местные жители, используя для топлива бобовое растение «мурдж», вставляли палку в отверстие другой палки и быстро приводили ее в движение. Таким образом, утверждал натуралист, суданец может добыть огонь за три минуты.
Туареги Сахары терли палочку (она должна быть из твердого дерева, скажем, акации или дикой смоковницы) о дощечку, пока не получалась тлеющая пыль.
А вот что увидел Давид Ливингстон в Центральной Африке:
«Огонь повсеместно добывают вращением между ладонями палочки, упертой в другую. Постоянно видишь эти палочки, привязанные к одежде или к узлу путешествующих. Перед тем как вставить вертикальную палочку в горизонтальный брусок, тупой ее конец смачивают языком и окунают в песок, чтобы к ней прилипло несколько песчинок».
Так на юге, то же самое и в северных широтах. «Огнива камчадалов, — сообщал Степан Крашенинников в «Описании земли Камчатки», — имели вид дощечек из сухого дерева, на которых вдоль края делались дырочки. При вращении ставившихся в эти дырочки кругленьких палочек из сухого дерева получался огонь. »
В палочке-выручалочке, с помощью которой можно разжечь костер, нет ничего волшебного. И все же при добыче огня есть свои тонкости, приемы.
Как держать палочку? В каком направлении ее вращать? Австралийцы кроме вращения палочки между ладонями, своеобразного «сверления» древесины, используют такие приемы, как «пиление» и «выпахивание». При «выпахивании» человек трет взад и вперед по углублению вдоль ствола или дощечки концом палочки, наклоненной под углом.
А вот как можно добыть огонь, скажем, в джунглях с помощью бамбуковых приспособлений.
Полуметровую бамбуковую планку втыкают в землю примерно до половины длины. Четыре другие такие планки складывают попарно выпуклой стороной наружу, поместив между каждой парой планок сухой трут.
Затем делают на планках поперечные насечки и по ним, крепко прижимая планки к стержню, двигают вверх-вниз, пока трут не затлеет. Еще об одном методе добычи «живого» огня с помощью бамбука сообщает В. Волович в книге «Один на один с природой».
Из сухого бамбука вырубается продольная планка длиной 10-15 см и шириной 4-6 см. Посредине планки проводят поперечную борозду, в центре которой просверливают небольшое, с булавочную головку, отверстие.
Изготовив из бамбуковой стружки два небольших шарика, укладывают их по обеим сторонам отверстия с желобчатой стороны планки. Колено закрепляют с помощью двух колышков спереди и сзади.
Затем пластинкой покрывают шарики, прижимая их большими пальцами и приложив планку так, чтобы ее поперечная бороздка легла на край выреза в колене, быстро двигают ее взад и вперед до появления дымка. Затлевшие шарики раздувают сквозь отверстие в планке и перекладывают в заранее приготовленную растопку.
КРЕМЕНЬ и ОГНИВО
Кремень и огниво (кресало) издавна были одним из главных снаряжений бродячего люда. Их часто носили при себе в специальных мешочках на широких поясах.
«Огнивенкой», «огнивицей» называлась сумочка на поясе или жестяная коробка, в которой держали трут (обычно жженое тряпье), кремень и огниво. И позднее, когда появились «самогарные» спички, путешественники не пренебрегали этими простыми средствами добычи огня.
«Кроме того, на всякий случай мы захватили с собой целлулоид, кремень, огниво и жженую тряпку», — писал опытный таежник В. Арсеньев. Кремень — это очень твердый камень, минерал, состоящий из кремнезема.
Огнивом или кресалом могли служить простая стальная полоска, обломок напилка. «Обухом не ударишь, искры не увидишь», — говорили в народе. Ударяя кресалом о кремень, высекали искры, которые поджигали загодя поднесенный трут.
Современному путешественнику в качестве аварийного запаса не лишним будет иметь с собой несколько кремней, которые употребляются для зажигалок. Для их хранения можно приспособить обыкновенный карандаш.
Из него аккуратно выдавливают грифель, вместо которого и вставляют кремни. Достаточно такой палочкой-зажигалочкой чиркнуть по любой твердой шершавой поверхности, чтобы высечь сноп искр.
Если в запасе есть немного бензина, то можно плеснуть его на камень, по которому ударить другим камнем или куском железа. От искры, которую удастся высечь, бензин загорится.
ТРУТ
Чтобы из искры, высеченной с помощью кремня и огнива или добытой в результате трения двух кусков дерева, разгорелось пламя, нужен трут. Из природных материалов, которые можно применять в качестве трута, наиболее известен в лесных районах гриб-трутовик, растущий на гнилых пнях.
Лучшим считается губчатый трутовик. В качестве трута также используют сухой ягель, мох, кусочки хлопка. Для более быстрого возгорания трут смачивали в квасцах, селитре и даже человеческих испражнениях.
В старину в специальных коробочках-трутницах для добычи огня с помощью кремня и кресала держали пережженную тряпицу, ветошку.
Современному путешественнику, что надолго отправляется в дикие края, стоит прихватить с собой скрученные и слегка обожженные на огне кусочки ваты, которые при необходимости могут послужить отличным трутом.
Один старый зэк рассказывал мне, что заключенные в камерах, когда у них отбирали спички, выдергивали из ватников кусочки ваты и, быстро растирая их подошвами, добывали огонь, которого было достаточно, чтоб закурить самокрутку.
ЗАПАС СПИЧЕК
Забота о сухости спичек — одна из важнейших для путешественника, рыбака, охотника. В. Арсеньев в книге «Дерсу Узала» писал:
«Самое важное в походе — уметь предохранить спички от сырости. Сплошь и рядом случается вымокнуть до последней нитки. В таких случаях никакая обертка из кожи или резины не помогает. Во время ненастья спички не загораются даже тогда, когда они не были подмочены.
Самое лучшее средство — укупорить спички в деревянную коробку с хорошо пригнанной крышкой. От сырости дерево разбухает, и крышка еще плотнее прижимается к краям коробки. Этот неприкосновенный запас спичек я хранил в своей сумке.
Стрелкам для табака были куплены резиновые кисеты с затяжными завязками. Кроме того, на всякий случай мы захватили с собой целлулоид, кремень, огниво, трут и жженую тряпку. »
Для защиты от сырости спичечные головки два-три раза окунают в расплавленный парафин, пока они не покроются тонкой водонепроницаемой пленкой.
Для большей гарантии спички затем завертывают в полиэтиленовый пакетик, края которого заваривают по концам разогретым ножом. Если чуть сыроватая спичка не загорается, ее стоит потереть о сухой волос.
Кстати, чтобы сэкономить спички при разжигании костра на ветру, иногда лучше сразу же пожертвовать несколько штук. Сложите вместе три-четыре спички уступом, чтобы воспламеняющиеся головки были на разном уровне. Воспламеняясь последовательно, они будут гореть дольше.
Автор: Владимир Супруненко
И когда языки пламени слизывают черноту ночи и отталкивают темноту, когда сипят мокрые ветки, наваленные на костер, когда под котелком с ухой выплясывают огненные чертики, у человека нет сомнения, что рядом с ним бьется, подает голос другая жизнь.
Отблеск живого сильного огня на всем, с чем соприкасается бродячий люд.
Пламя освещает дорогу, согревает путников.
Им еще долго шагать и разводить костры…
Так издавна называли огонь, добытый при помощи деревянных палочек или специальных приспособлений.
Такой огонь у разных народов известен как новый, деревянный, святой, самородный, трудовой, небесный.
Добыть его под силу и современному путешественнику, если он внимательно приглядится и изучит опыт предков.
При помощи деревянных палочек умели разводить костры в разных уголках планеты. На Украине до сих пор называют «живым» огонь, добытый во время купальских празднеств трением щепки о старое колесо.
Карпатские гуцулы, чтоб зажечь в горах пастушью «живую ватру», быстро крутят «скалуш» (обломок сухого дерева, в заостренный и расщепленный конец которого вправлен трут) между двумя вбитыми в землю кольями.
Иногда к «скалушу» повязывают шнур или крутят его с помощью тетивы лука.
Альфред Брем, путешествуя по северо-восточной Африке, наблюдал за тем, как местные жители, используя для топлива бобовое растение «мурдж», вставляли палку в отверстие другой палки и быстро приводили ее в движение. Таким образом, утверждал натуралист, суданец может добыть огонь за три минуты.
Туареги Сахары терли палочку (она должна быть из твердого дерева, скажем, акации или дикой смоковницы) о дощечку, пока не получалась тлеющая пыль.
А вот что увидел Давид Ливингстон в Центральной Африке:
«Огонь повсеместно добывают вращением между ладонями палочки, упертой в другую. Постоянно видишь эти палочки, привязанные к одежде или к узлу путешествующих. Перед тем как вставить вертикальную палочку в горизонтальный брусок, тупой ее конец смачивают языком и окунают в песок, чтобы к ней прилипло несколько песчинок».
Так на юге, то же самое и в северных широтах. «Огнива камчадалов, — сообщал Степан Крашенинников в «Описании земли Камчатки», — имели вид дощечек из сухого дерева, на которых вдоль края делались дырочки. При вращении ставившихся в эти дырочки кругленьких палочек из сухого дерева получался огонь. »
В палочке-выручалочке, с помощью которой можно разжечь костер, нет ничего волшебного. И все же при добыче огня есть свои тонкости, приемы.
Как держать палочку? В каком направлении ее вращать? Австралийцы кроме вращения палочки между ладонями, своеобразного «сверления» древесины, используют такие приемы, как «пиление» и «выпахивание». При «выпахивании» человек трет взад и вперед по углублению вдоль ствола или дощечки концом палочки, наклоненной под углом.
А вот как можно добыть огонь, скажем, в джунглях с помощью бамбуковых приспособлений.
Полуметровую бамбуковую планку втыкают в землю примерно до половины длины. Четыре другие такие планки складывают попарно выпуклой стороной наружу, поместив между каждой парой планок сухой трут.
Затем делают на планках поперечные насечки и по ним, крепко прижимая планки к стержню, двигают вверх-вниз, пока трут не затлеет. Еще об одном методе добычи «живого» огня с помощью бамбука сообщает В. Волович в книге «Один на один с природой».
Из сухого бамбука вырубается продольная планка длиной 10-15 см и шириной 4-6 см. Посредине планки проводят поперечную борозду, в центре которой просверливают небольшое, с булавочную головку, отверстие.
Изготовив из бамбуковой стружки два небольших шарика, укладывают их по обеим сторонам отверстия с желобчатой стороны планки. Колено закрепляют с помощью двух колышков спереди и сзади.
Затем пластинкой покрывают шарики, прижимая их большими пальцами и приложив планку так, чтобы ее поперечная бороздка легла на край выреза в колене, быстро двигают ее взад и вперед до появления дымка. Затлевшие шарики раздувают сквозь отверстие в планке и перекладывают в заранее приготовленную растопку.
КРЕМЕНЬ и ОГНИВО
Кремень и огниво (кресало) издавна были одним из главных снаряжений бродячего люда. Их часто носили при себе в специальных мешочках на широких поясах.
«Огнивенкой», «огнивицей» называлась сумочка на поясе или жестяная коробка, в которой держали трут (обычно жженое тряпье), кремень и огниво. И позднее, когда появились «самогарные» спички, путешественники не пренебрегали этими простыми средствами добычи огня.
«Кроме того, на всякий случай мы захватили с собой целлулоид, кремень, огниво и жженую тряпку», — писал опытный таежник В. Арсеньев. Кремень — это очень твердый камень, минерал, состоящий из кремнезема.
Огнивом или кресалом могли служить простая стальная полоска, обломок напилка. «Обухом не ударишь, искры не увидишь», — говорили в народе. Ударяя кресалом о кремень, высекали искры, которые поджигали загодя поднесенный трут.
Современному путешественнику в качестве аварийного запаса не лишним будет иметь с собой несколько кремней, которые употребляются для зажигалок. Для их хранения можно приспособить обыкновенный карандаш.
Из него аккуратно выдавливают грифель, вместо которого и вставляют кремни. Достаточно такой палочкой-зажигалочкой чиркнуть по любой твердой шершавой поверхности, чтобы высечь сноп искр.
Если в запасе есть немного бензина, то можно плеснуть его на камень, по которому ударить другим камнем или куском железа. От искры, которую удастся высечь, бензин загорится.
ТРУТ
Чтобы из искры, высеченной с помощью кремня и огнива или добытой в результате трения двух кусков дерева, разгорелось пламя, нужен трут. Из природных материалов, которые можно применять в качестве трута, наиболее известен в лесных районах гриб-трутовик, растущий на гнилых пнях.
Лучшим считается губчатый трутовик. В качестве трута также используют сухой ягель, мох, кусочки хлопка. Для более быстрого возгорания трут смачивали в квасцах, селитре и даже человеческих испражнениях.
В старину в специальных коробочках-трутницах для добычи огня с помощью кремня и кресала держали пережженную тряпицу, ветошку.
Современному путешественнику, что надолго отправляется в дикие края, стоит прихватить с собой скрученные и слегка обожженные на огне кусочки ваты, которые при необходимости могут послужить отличным трутом.
Один старый зэк рассказывал мне, что заключенные в камерах, когда у них отбирали спички, выдергивали из ватников кусочки ваты и, быстро растирая их подошвами, добывали огонь, которого было достаточно, чтоб закурить самокрутку.
ЗАПАС СПИЧЕК
Забота о сухости спичек — одна из важнейших для путешественника, рыбака, охотника. В. Арсеньев в книге «Дерсу Узала» писал:
«Самое важное в походе — уметь предохранить спички от сырости. Сплошь и рядом случается вымокнуть до последней нитки. В таких случаях никакая обертка из кожи или резины не помогает. Во время ненастья спички не загораются даже тогда, когда они не были подмочены.
Самое лучшее средство — укупорить спички в деревянную коробку с хорошо пригнанной крышкой. От сырости дерево разбухает, и крышка еще плотнее прижимается к краям коробки. Этот неприкосновенный запас спичек я хранил в своей сумке.
Стрелкам для табака были куплены резиновые кисеты с затяжными завязками. Кроме того, на всякий случай мы захватили с собой целлулоид, кремень, огниво, трут и жженую тряпку. »
Для защиты от сырости спичечные головки два-три раза окунают в расплавленный парафин, пока они не покроются тонкой водонепроницаемой пленкой.
Для большей гарантии спички затем завертывают в полиэтиленовый пакетик, края которого заваривают по концам разогретым ножом. Если чуть сыроватая спичка не загорается, ее стоит потереть о сухой волос.
Кстати, чтобы сэкономить спички при разжигании костра на ветру, иногда лучше сразу же пожертвовать несколько штук. Сложите вместе три-четыре спички уступом, чтобы воспламеняющиеся головки были на разном уровне. Воспламеняясь последовательно, они будут гореть дольше.
Автор: Владимир Супруненко
Источник: labuda.blog
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]