Словацкий БТР «Tatrapan»: малобюджетный бронетранспортёр
---
Боевые автобусы. После мирного распада Чехословакии на карте Европы 1 января 1993 года появилось два государства: Чехия и Словакия. Страны унаследовали вооружение, доставшееся в наследство от ЧССР, в том числе советского производства. В то же время промышленный и военный потенциал стран был разным. Государством, обладающим более развитой тяжелой промышленностью и хорошим оборонным комплексом, стала Чехия. Словакия же в первую очередь представляла собой страну с многоотраслевым сельским хозяйством.
Несмотря на это, в Словакии сохранилось некоторое количество крупных промышленных предприятий и тесные производственные связи с соседом, что позволяет стране изготавливать и некоторые образцы современной боевой техники. В частности, уже в 1990-е годы в Словакии был разработан бронеавтомобиль Tatrapan, базовая версия которого используется в качестве бронетранспортёра. В словацкой армии Tatrapan со временем должен был заменить списываемые БТР OT-64 чехословацкого производства. Помимо этого, новая боевая машина изначально проектировалась с прицелом на экспортные поставки, как недорогой образец бронетехники для государств, не обладающих серьезными финансовыми возможностями.
Создание бронетранспортёра Tatrapan
Над созданием новой боевой машины новоиспеченное государство задумалось уже в первые годы своего существования. Новый образец бронетехники должен был прийти на смену части списываемых БТР OT-64. При этом бронетранспортёр OT-64 даже на сегодняшний день является не таким уж и устаревшим, его советские «родственники» БТР-70 и БТР-80 до сих пор состоят на вооружении многих государств мира, в том числе и российских вооруженных сил. Да и полностью избавляться от чехословацкой и советской техники армия Словакии не спешит. Основу парка небольших вооруженных сил по-прежнему составляют советские БМП-1 и БМП-2, а также БТР OT-64 и OT-90. Последняя машина представляет собой обычную БМП-1, на которую вместо стандартной башни установлена башня от бронетранспортёра OT-64А с пулеметным вооружением.
Один из первых прототипов Tatrapan
Если говорить о самой структуре словацкой армии, то в составе вооруженных сил страны всего две механизированных бригады, а общая численность сухопутных войск едва превышает шесть тысяч человек. Оставшегося от ЧССР и СССР наследия пока что более чем достаточно. Поэтому изначально новая бронированная боевая машина разрабатывалась даже не столько для внутреннего потребления, сколько для попытки выйти на международный рынок вооружений и боевой техники.
За разработку нового бронетранспортёра отвечали три словацких компании Tatra Sipox, Konštrukta Trenčín и PPS Detva Holding. К работам приступили уже в самом начале 1990-х годов, при этом к 1994 году первый образец новой боевой машины, получившей официальное название Tatrapan, был готов и передан словацким военным. При разработке новой бронемашины словацкие инженеры не стали изобретать велосипед и пошли по проторенному многими странами пути, взяв за основу шасси серийного грузового автомобиля повышенной проходимости. Благо с подобной техникой проблем не было. Новая боевая машина была создана на базе грузовика Tatra 815 с колесной формулой 6х6.
Концептуально словацкий Tatrapan представляет собой современный модульный бронеавтомобиль. Наиболее близкий к нему российский аналог – это «Тайфун» на шасси КамАЗа. Как и «Тайфун» К-63968, словацкий Tatrapan – это бронеавтомобиль бескапотной компоновки с полным приводом и колесной формулой 6х6. Особенностью своей новой бронемашины словацкие инженеры изначально представляли модульную конструкцию со съемной надстройкой. В стандартном варианте сразу за кабиной экипажа расположено десантное отделение. Этот модуль сам по себе является съемным, по заверениям разработчиков, его можно демонтировать за час работ.
Изначально было спроектировано несколько серийных модификаций.
Первая из них, Tatrapan T1/Z1, является базовой и используется в качестве бронетранспортёра. Также создана версия Tatrapan ZASA, адаптированная для использования в условиях пустыни.
Версия Tatrapan AMB – это бронированный медицинский автомобиль.
Tatrapan VP или VSRV – мобильный бронированный командный пункт.
Tatrapan MOD – модернизированный вариант базовой версии с установкой немецкого двигателя Deutz и автоматической коробки переключения передач. Получил также V-образное днище и повышенную защиту от подрыва на минах.
Технические особенности БТР Tatrapan
Бронетранспортёр Tatrapan самая распространенная версия новой боевой машины. Проект базируется на шасси тяжелого грузового автомобиля повышенной проходимости Tatra T815 Kolos 6x6 чешского производства. Грузовик был запущен в серийное производство в 1983 году. Беглого взгляда на грузовик и модульный бронеавтомобиль достаточно, чтобы понять, что в ходе работ передняя и задняя части автомобиля поменялись местами. Кабина экипажа расположена над двумя передними мостами. Боевая машина сохранила штатный полный привод, колесная формула 6х6, управляемыми является передняя пара осей.
Стандартная версия боевой машины получила 19-литровый дизельный двигатель Tatra T3-930-55. Этот мотор с воздушным охлаждением оснащен турбонаддувом и развивает максимальную мощность 369 л.с. Мощности двигателя достаточно, чтобы разогнать БТР боевой массой 22,5 тонны до скорости более 90 км/ч при движении по шоссе. При этом двигатель работает в паре с механической коробкой переключения передач с 8 передачами для движения вперед и двумя – назад. На версии Tatrapan MOD установлен более мощный немецкий двигатель производства компании Deutz (400 л.с.), работающий в паре с автоматической коробкой передач. Запас хода по шоссе достигает 1000 километров.
Грузовик Tatra T815
Благодаря использованию хорошо себя зарекомендовавшего шасси повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 Tatrapan хорошо чувствует себя на пересеченной местности и в состоянии развить высокую скорость хода при движении по дорогам. Все модели получили централизованную систему подкачки давления в шинах. Водитель может регулировать уровень давления прямо на ходу со своего рабочего места. Бронемашина в состоянии спокойно преодолевать траншеи и рвы шириной до 1,1 метра, взбираться на стенки высотой до 0,6 метра и преодолевать вброд водоемы глубиной до 1,4 метра, при этом плавать Tatrapan не может.
Длина боевой машины достигает 8460 мм, ширина – 2500 мм, высота – 2895 мм или до 3380 мм при установке на крыше различных систем вооружения. Клиренс – 390 мм. Производитель гарантирует возможность эксплуатации машины при температурах окружающего воздуха от -40 до +50 градусов Цельсия.
Tatrapan – это бронеавтомобиль бескапотной компоновки. В передней части боевой машины расположен двигатель, над ними находится кабина с метами командира боевой машины и водителя, экипаж может дополнительно комплектоваться стрелком-пулеметчиком. За кабиной находится модуль десантного отделения, рассчитанный на перевозку 10 мотострелков с полным вооружением, при необходимости внутри можно разместить и 12 десантников. Десантники сидят лицом друг к другу вдоль бортов корпуса. Посадка и высадка десанта осуществляется через аппарель в задней части корпуса. Также для высадки может использоваться дверь в правом борту корпуса, расположенная между осями боевой машины. Бронирование защищает экипаж и десант от огня стрелкового оружия и небольших осколков снарядов и мин. Обеспечивается круговая защита от 7,62-мм бронебойных пуль с любых дистанций. Также Tatrapan оборудован системой защиты от оружия массового поражения и несколькими автоматическими системами пожаротушения.
В качестве вооружения на базовой версии машины могут устанавливаться 7,62-мм или 12,7-мм пулеметы, а также 40-мм автоматические гранатометы в различных конфигурациях. Пулеметы могут размещаться, как на турельных установках на крыше в передней и кормовой части корпуса, так и в составе дистанционно управляемых установок. Также на машине могут быть установлены стандартные дымовые гранатометы по 4 штуки с каждого борта.
Судьба проекта
Несмотря на простоту конструкторских решений и невысокую стоимость, созданный в Словакии модульный бронеавтомобиль не снискал особой популярности на мировом рынке вооружений. Всего в Словакии собрали примерно 50 подобных боевых машин, часть из которых была приобретена Грецией для Кипра. Еще некоторое количество используется в вооруженных силах Индонезии.
Словацкая армия пока что также не спешит перевооружаться на Tatrapan. При этом, несмотря на малочисленность, боевая машина достаточно активно участвовала в различных миротворческих миссиях по всему миру. Словацкие военные использовали бронеавтомобили Tatrapan в Косове, Эритрее, в буферной зоне на Кипре, в Афганистане. Также словацкие минеры использовали машины с повышенной противоминной защитой, адаптированные для действий в условиях пустынной местности, на территории Ирака.
Автор:Юферев СергейСтатьи из этой серии:«Ахзарит». Израильский БТР из советских танков
Самый опасный в мире «Буйвол». БТР Buffel
БТР-60. Первый в мире серийный четырёхосный бронетранспортёр
OT-64 SKOT. Бронетранспортёр, который превзошёл БТР-60
M113. Самый массовый бронетранспортёр в истории
БТР-50П. По земле и по воде
Настоящий боевой автобус. БТР-152
БТР-40. Первый советский серийный бронетранспортёр
Самый массовый бронетранспортёр Второй мировой войны
Основной бронетранспортёр Вермахта. Sd.Kfz. 251 «Ганомаг»
Первый бронетранспортёр из Скандинавии. Terrangbil m/42 KP
Бронетранспортёр из «Шермана»
Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier
Первый бронетранспортёр в истории. Mark IX
Опасная «Лиса» на службе Бундесвера. БТР TPz 1 Fuchs
Источник: bazaistoria.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]